microbik.ru
1
Подготовка журналистских кадров в контексте международного опыта

Ясен Николаевич Засурский, декан факультета журналистики МГУ
Моя тема… прекрасно выступила Марина Анатольевна, я согласен с ее тезисами, мне хотелось бы сказать о том, что очень важно учитывать динамику развития средств массовой информации. Сейчас технологии меняются каждые три года. И если мы вспомним 2000 год, и состояние технологий тогда и сегодня, тогда сотовый телефон не мог еще передавать ни фото, ни движущиеся изображения, сегодня мы имеем мобильные газеты, журналы. Динамика чрезвычайно велика развития медийной отрасли. И сегодня, при развитии оцифровки, цифрового телевидения, радио, возникает множество каналов и множество возможностей для передачи содержания. И сегодня дефицит содержания повышает требования к содержанию и спрос на содержание. Именно поэтому сегодня так важно улучшить и совершенствовать подготовку журналистских кадров и, конечно, прежде всего, их способности, готовить серьезных авторов того содержания, которое сегодня наполняет, прежде всего, Интернет, а оно поступает в значительной степени из средств массовой информации.

Я должен сказать, что, конечно, здесь ведется очень большая работа, и вот тот же центр по изучению образования в Санкт-Петербруге в этом смысле делает очень много, и есть у нас в министерстве высшего образования учебно-методический совет по журналистскому образованию, там разрабатывается новый стандарт журналиста, которого готовят в высших учебных заведениях, и другие важные вещи происходят. Вместе с тем, конечно профессия меняется очень быстро, и скажем, сегодня, когда мы готовим журналиста, мы конечно должны его готовить как журналиста универсального, который, пользуясь современными цифровыми технологиями, может работать и для газет, и для радио, и для телевидения, и для Интернета, и для мобильной журналистики. И вот подготовка такого журналиста – дело очень дорогое, и это правильно отмечала Марина Анатольевна, и оно требует того, чтобы центры подготовки журналистов были соответствующим образом оснащены, не только компьютерами, не только доступом к Интернету, но собственными интранетами, и собственными возможностями для эксперимента. И в этом смысле, само понятие журналиста сегодня расширяется, конечно, журналист – создатель содержания сегодня – это человек, который должен обладать высокими навыками, как профессиональными в области речи, письменной и устной, так и в области технологий.

Журналистика становится все более технологичной профессией. И, в то же время, рост реального влияния средств массовой информации в мире предъявляет очень высокие требования к самом журналисту, и это сказывается в практике зарубежных центров подготовки журналистики. Традиционные методы подготовки журналистов в Европе и Америке уступают место новым подходам. Ну вот вспомним, что в Англии в 60-е годы двадцатого века считалось, что журналист должен начинать свою работу, предположим, курьером в газете и потом пройти до главного редактора, там не было специальных факультетов, школ журналистики, были школы на уровне национального союза журналистов. Сегодня создан институт журналистики в Оксфорде, в центре английской учености. Во Франции давно уже, с 58 года ведется работа по подготовке журналистских кадров по разработке принципов их подготовки, и тогда был создан в Страсбурге международный центр по подготовке журналистов, который сыграл очень важную роль в системе развития журналистского образования. И я думаю, что вот сегодня… созданы были школы, в университетах специализации, сегодня во Франции наверное самым уважаемым центром образования, является так называемый центр политической науки. И вот в этих институтах сегодня также введена специальность журналиста.

Журналист сегодня становится профессией, которая приравнена к самым высоким, с точки зрения уровня гуманитарной подготовки, с точки зрения мыслительных способностей тех, кто в ней работает. Видимо это требует и у нас того, чтобы мы в большей степени заботились об уровне интеллектуальной подготовки журналистов. Конечно, есть журналистика разного рода, есть массовая журналистика, есть газета «Твой день» у нас, есть газеты и журналы совершенного другого уровня. У нас также они развиваются. К сожалению, может быть, у нас эта вот качественная пресса не столь успешно развивается, как за рубежом, где конечно растут тиражи прежде всего качественных газет. И это связано с тем, что газета, как печатная газета, может быть в большей степени востребована людьми более высокого уровня интеллектуального и считается… поскольку газеты, ежедневные газеты, скажем, в США, на 110 с лишним миллионов семей приходится тираж газет около 50 миллионов, ясно, что большинство американцев ежедневные газеты не читают, или читают не каждый день, что точнее будет. И конечно они смотрят телевизор, читают еженедельники и пользуются Интернетом. Меняется потребление информации, и поэтому требования к подготовке кадров и к деятельности средств массовой информации серьезно меняются.

И система подготовки журналистских кадров сейчас за рубежом также претерпевает существенные изменения. Это, собственно говоря, тема моего выступления, как строится система подготовки журналистских кадров. Прежде всего конечно имеются факультеты, школы журналистики. Такие факультеты есть сегодня и в Германии, и во Франции, и в Англии, и в США, их число чрезвычайно велико. Каждый университет имеет факультет журналистики, их число превышает 500 и это конечно большая цифра, отражающая потребности американской медийной индустрии в кадрах. Вместе с тем, при таком развитии журналистского образования, выступают разные уровни подготовки журналистов. Скажем, в Соединенных Штатах, это, как правило, люди, которые имеют диплом магистра. В Америке нет такого формального подхода, как в других странах, или диплом бакалавра, после 4-х летнего обучения. Но магистры обычно работают в газетах, это наиболее обычный уровень подготовки. Что касается, скажем, подготовки журналистов в Англии, во Франции, там в основном конечно же действуют два направления – первое – профессиональные школы при газетах, скажем газета “El Pais” в Испании, имеет свою прекрасную школу подготовки журналистов из числа людей, уже образованных, но имеющих степень бакалавра, или магистра. Такая же школа имеется у многих немецких газет, у “Süddeutsche Zeitung”, у “Frankfurter Allgemeine” , они готовят кадры для себя и для газет близких, для холдингов своих. Конечно создание такие профессиональных школ – дело важное и оно является делом отрасли, которая вкладывает деньги в подготовку журналистских кадров. Эти деньги, еще в большей степени, вкладываются в подготовку менеджеров, профессия которых особенно развита в университетах Соединенных Штатов, где диплом по бизнес-администрации является одним из наиболее популярных.

Однако сегодня влияние школ, которые действуют на базе контактов с индустрией, увеличиваются, и все более активно действуют ассоциации журналистов. Скажем, в Европе есть ассоциация, которая называется EJTA, European Journal Training Association это ассоциация объединяет школы журналистики и факультеты журналистики европейского континента, в ее работе принимают участие представители профессионального сообщества, она вырабатывает профессиональные стандарты, и вырабатывает общие принципы подготовки журналистских кадров. И нужно сказать, что в европейских странах нет такого стандарта образовательного, какой существует в нашей стране. Там нет системы утверждения их государственными организациями, а вот эта ассоциация европейская по журналистскому образованию, так же как и национальные ассоциации, эти стандарты и утверждают, и корректируют. В Соединенных Штатах Америки имеется очень большая и серьезная американская ассоциация по подготовке журналистских кадров и кадров массовой коммуникации, имеется в виду, реклама и PR-бизнес, это огромная ассоциация, в ней больше 5000 членов, у них есть специальный отдел, посвященный подготовке кадров и разработки программ учебных. И сертификация школ журналистики проводится именно этой ассоциацией. AEJMC (The Association for Education in Journalism and Mass Communication) - американская ассоциация по журналистскому образованию и образованию в области массовых коммуникаций. Они утверждают те программы, которые одобряет индустрия. И там вот взаимодействие университетов и индустрии носит очень активный и постоянный характер. Если у нас, мы ждем решения министерства об утверждении программ, или школ, там это обсуждается на конгрессах международной ассоциации по журналистскому образованию, и она только в праве решить, признается ли выпускник той или иной школы соответствующим профессиональным стандартам. Роль профессионального сообщества там очень велика, и в данном случае профессионального сообщества преподавателей журналистики. Они собираются на ежегодные конгрессы и на этих конгрессах эти стандарты утверждают и разрабатывают, естественно с участием представителей индустрии.

Я думаю, что нам конечно в России сделать это труднее сегодня, поскольку наше профессиональное сообщество, журналистское, не так активно, как оно должно было бы быть, и преподаватели журналистики сегодня конечно объединены в ассоциации преподавателей, вот она собирает ежегодные конференции, в этом году опять будет конференция у нас в феврале, и там на заседании нашего учебно-методического совета по журналистскому образованию, мы будем обсуждать и стандарты журналистского образования, и перспективы его развития, и учебные планы, обсуждать корректировку этих учебных планов. Здесь важно иметь в виду, что по существу в университетах нам приходится менять профессиональные стандарты, учитывая необходимость более активной работы журналиста в сфере Интернета, в электронной сфере, поскольку и газеты сегодня не являются только печатным продуктом. Это интеллектуальный, прежде всего, продукт, который распространяется и в печатном виде, и в электронном виде. И редакция, об этом тут справедливо говорилось, становится центром создания этого важного информационного продукта, который и называют содержанием. Хотя слово – содержание какое-то время тому назад вызывало даже возражение. И вот это журналист современный, он в значительной степени универсальный журналист, должен обладать способностью работать на различные виды средств доставки, если хотите, содержания, каналов, у нас каналов становится все больше, канал телевизионный, радио, Интернет. И число каналов резко выросло, и не хватает для каналов содержания. И вот сегодняшние требования к журналисту – требования повышения интеллектуального уровня журналиста и учета дифференциации журналистской профессии, в связи с этим, скажем, в журналистском образовании - и в нашем, и в зарубежном - все более важными становятся специализации, сочетание широкого общего, если хотите, универсального образования, с очень узкой специализацией, скажем, по финансовому журнализму, по бизнес-журнализму, по здравоохранительному журнализму, экологическому. И нужно сказать, что политическая журналистика – она очень важна, но в современных условиях, она, в какой-то степени, оттесняется другими важными специализациями, той же экологической, экономической, финансовой, здравоохранительной, которая учитывает динамику современного общества, которое заботиться о сохранении среды, о всестороннем развитии человека и гражданина.

Мне кажется, что, используя зарубежный опыт, нам необходимо, прежде всего, добиться повышения квалификации кадров преподавателей. Да, действительно, за последние годы число факультетов и отделений журналистики выросло, и часто эти факультеты не соответствуют высоким требованиям. Но, я должен сказать, что они развиваются, и мы стремимся к тому, чтобы повышать квалификацию преподавателей. У нас есть некоммерческое партнерство, которое проводит два раза в год школы для преподавателей, в которых участвуют не только наши, российские журналисты, но и зарубежные журналисты. Следующая школа наша будет проходить в январе месяце, в Москве, мы приглашаем туда наших преподавателей, они приезжают из всех регионов нашей страны. Повышение квалификации преподавателей сегодня – очень важный фактор, и здесь поддержка профессионального сообщества чрезвычайно важна. Необходимо повышение квалификации журналистов. В телевизионной сфере у нас есть институт повышения квалификации, в сфере печати такие центры создаются в высших учебных заведениях, их надо поддерживать. И здесь роль идейного сообщества может быть очень значительной. Журналистика в России переживает достаточно трудное время, но она развивается, и развивается и кадры, работающие с журналистами. В ближайшее время профессор Ульяновского университета, Самарцев, выпускает новую книгу, посвященную практике журналиста, основанную на изучении опыта зарубежных стран. Это очень интересный, практический учебник. И приятно, что он создан в Ульяновске, ульяновским профессором, который изучил опыт не только российский, но и английский, американский, европейский.

Я думаю, что реально в нашей журналистской среде, и в среде преподавателей, исследователей журналистики, растет осознание ответственности своей перед нашим сообществом. Мы перешли от государственного регулирования в сфере образования к более активному участию общественных организаций общества и сообщества нашего преподавательского. И, конечно, наша сегодняшняя отраслевая конференция по подготовке журналистских кадров для нас очень важна, ценна, и я хотел бы приветствовать организаторов этой конференции, и хотел бы специально подчеркнуть, что первое наше сегодняшнее выступление представителя нашей профессии, профессионального объединения, было очень правильным и разумным. И там, мне кажется, справедливо было подчеркнуто, что необходимо соединение опыта профессионалов и опыта профессиональных преподавателей и журналистов. Мне кажется, что эта конференция способствует этому объединению, которая может помочь нам решить сложные и важные задачи улучшения образования тех, кто пишет в газетах, кто работает для радио и телевидения, для Интернета, для мобильных средств журналистики. Мобильная, быстро развивающая журналистика, требует быстрой реакции на эти события, а эту быструю реакцию могут осуществить только те преподаватели, те центры подготовки, которые обладают необходимым образовательным потенциалом. Это главное качество, которое позволяет и должно сделать нашу подготовку кадров более мобильной, соответствующей и мировым стандартам и требованиям нашего профессионального сообщества.