microbik.ru
1 2 3



На правах рукописи
Копытов Максим Анатольевич

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

К ЗАНЯТОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА



      1. Теория и методика профессионального образования



АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание

ученой степени кандидата педагогических наук

Новокузнецк – 2008

Работа выполнена в лаборатории сравнительной педагогики
и международных связей Учреждения Российской академии образования
«Институт развития образовательных систем»
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Михаил Павлович Пальянов

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Геннадий Николаевич Жуков
кандидат педагогических наук

Анатолий Александрович Танцев
Ведущая организация: Научно-исследовательский институт развития профессионального образования Департамента образования г. Москвы

Защита состоится «31» октября 2008 г. в 13.00 час. на заседании диссертационного совета ДМ 212.226.01 при Кузбасской государственной педагогической академии по адресу: 654027, г.Новокузнецк, пр. Пионерский, 13
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия».

Автореферат разослан «30» сентября 2008 г.


Ученый секретарь
диссертационного совета Т.А. Долматова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Проблема занятости выпускников учреждений начального профессионального образования (УНПО) и связанные с ней аспекты профессиональной подготовки молодежи актуальны для отечественной системы образования. По окончании обучения в системе профессионального образования выпускники зачастую испытывают большие сложности при устройстве на работу и даже принимаемые на государственном уровне меры (в частности, принятие 19.04.1991 г. Закона о занятости, функционирование более чем 2 500 служб занятости, оказание социальной поддержки и др.), проблемы подготовки молодежи к занятости полностью не решают.

Одной из причин данной ситуации можно назвать слабую профориентацию учащихся за время обучения их в школе, а также получение выпускниками системы начального профессионального образования квалификации, зачастую не соответствующей направлениям развития рынка труда и требованиям к современной рабочей силе.

Как указывается в Аналитическом докладе Представительства Всемирного банка в России (май 2004 г.), самым трудным участком процессов модернизации российского образования оказалось начальное и среднее профессиональное образование (НПО, СПО). Экспертами отмечается, что данное звено образовательной системы не выполняет в должной мере важнейшую функцию поддержания темпа преобразований в экономике за счет воспроизводства квалифицированных рабочих кадров1.

Проблема занятости молодежи и ее подготовки к труду всегда привлекали внимание ученых. Основные теоретико-методологические идеи о формах трудовой, политехнической подготовки учащихся, об ее содержании и методах разрабатывались П.Р. Атутовым, Ю.К. Васильевым, В.Г. Зубовым, А.Г. Калашниковым, В.А. Поляковым и др. Методологические вопросы определения сущности профессионального образования представлены в трудах С.Я. Батышева, И.П. Кузьмина, М.И. Махмутова, Г.В. Мухаметзяновой, А.М. Новикова, Е.В. Ткаченко, Р.Х. Шакурова и др.

В работах Е.А. Климова, З.А. Решетовой, И.Ю. Соколовой, Э.А. Фарапоновой, Д.И. Фельдштейна, В.В. Чебышевой и др. раскрыты психологические основы трудового воспитания школьников, выявлены личностные компоненты готовности к труду, психолого-педагогические условия их формирования; вопросы психологии активности личности рассматриваются в работах Л.Ф. Алексеевой. Базовые вопросы профессиональной педагогики обоснованы в работах С.Я. Батышева, А.П. Беляевой, А.М. Жиделева, К.К. Платонова, Н.Н. Шамрай. Вопросам адаптации учащихся и выпускников учреждений начального профессионального образования в современных социально-экономических условиях посвящены работы Н.М. Киселева, Г.И. Кругликова, Н.М. Ползуновой, Н.Н. Шамрай, И.Г. Шамшиновой и др.

Обогащают представления о профессиональной подготовке квалифицированных рабочих массовых специальностей работы А.С. Батышева, В.А. Белавина, Л.А. Воловича, В.М. Казакевича, Ю.А. Кустова, В.В. Шапкина и др. В них рассмотрены общие теоретические вопросы содержания обучения, организации учебного процесса в профессиональной школе.

Содержание и методы подготовки к занятости выпускников профессионально-технических учебных заведений раскрыты в работах С.Я. Батышева, М.И. Махмутова, А.М. Новикова, М.П. Пальянова и др.

Отдельные аспекты исследуемой проблемы представлены в исследованиях, посвященных вопросам разработки квалификационных характеристик для рабочих, методики отбора и структурирования содержания учебного материала в учреждениях системы НПО (П.Ф. Анисимов, О.С. Гребенюк, П.Н. Новиков, И.Я. Курамшин, К.Г. Кязимов, Ю.С. Тюнников, Л.Д. Федотова, Ю.А. Якуба и др.).

Значительные изменения, произошедшие в последние годы в структуре экономики Томской области, нашли выражение в изменениях отраслевых приоритетов, расширении негосударственного сектора экономики, развития малого предпринимательства, подготовки кадров для технико-экономической отрасли. Вместе с тем, как показали результаты мониторинга востребованности выпускников учреждений НПО, проведенного Департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по Томской области (сентябрь-ноябрь 2007 г.), проблема несоответствия спроса и предложения рабочей силы в регионе обостряется, в частности, в транспортной области, в областях производства изделий электронной техники, нефтедобывающей промышленности и др.

В данный период система начального профессионального образования сталкивается с целым рядом острейших проблем, тормозящих ее развитие. Среди них: сохраняющаяся отраслевая подчиненность, которая, имея существенные преимущества, не обеспечивает оптимального соотношения приема и выпуска учащихся в соответствии с потребностями региона в рабочих кадрах; монополизм работодателей; отсутствие нормативно-правового обеспечения взаимоотношений УНПО и предприятий; падение престижа начального профессионального образования; несоответствие уровня профессиональной компетентности преподавателей и мастеров производственного обучения требованиям новых информационных и производственных технологий; снижение интереса учащихся к учению вследствие чрезмерной унификации содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания; ориентация педагогического состава системы НПО на усредненный, а не на повышенный профессиональный уровень выпускников.

В условиях перехода к рыночной экономике одними из наиболее актуальных оказались задачи, связанные с прогнозированием воспроизводства трудовых ресурсов. Среди них: определение потребности региона в подготовке новых рабочих; прогнозирование востребованности профессий, по которым должна осуществляться подготовка рабочих; переподготовка незанятого и высвобождающегося населения, подготовка рабочих высокой квалификации для технико-экономического сектора.

Исследование избранной проблемы потребовало анализа официальной статистики и нормативных документов, характеризующих современное состояние профессионального образования. В работе, в основном, были использованы материалы и статистика, характеризующие систему профессионального образования Томской области и Сибирского региона, даны их сравнения с общей ситуацией в России.

Анализ научных публикаций (В.А. Поляков, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко, А.М. Новиков, П.Н. Новиков, А.Т. Глазунов и др.) показывает, что, несмотря на продвинутость теоретических исследований по проблеме адаптации системы профессионального образования к рыночной экономике, в настоящее время еще не удалось создать целостной теории ее функционирования в новых условиях. Проблемы формирования и развития региональных систем профессионального образования до сих пор недостаточно раскрыты, лишь в немногочисленных публикациях и диссертационных исследованиях (Л.А. Гаранин, Ф.Е. Довжко, Б.Е. Сивриков) и, по существу, составляют сегодня новое и мало исследованное направление научного поиска.

Анализ научной литературы и существующей практики позволил выделить ряд противоречий:

  • между полученной профессиональной подготовкой выпускников профессионального училища (ПУ), с одной стороны, и изменяющимися требованиями работодателей к выпускникам как будущим рабочим – с другой;

  • между характером труда и рыночными отношениями в современный период, требующими мобильных и конкурентоспособных специалистов и отсутствием целостной концепции профессиональной подготовки и социальной адаптации учащихся системы начального профессионального образования;

  • между отраслевой принадлежностью (подчиненностью) учреждений начального профессионального образования и региональным характером складывающегося рынка труда;

  • между потребностями в обновлении содержания, форм, методов и средств теоретического и производственного обучения, адекватных современным задачам профессиональной подготовки молодежи, с одной стороны, и отсутствием научных разработок в области теоретического и производственного обучения в профессиональной школе – с другой.

Недостаточная разработанность проблемы подготовки учащихся учреждений системы НПО к занятости и социальной адаптации в современном мире труда, с одной стороны, и имеющаяся сегодня потребность в такого рода исследовании, с другой, определили выбор темы диссертационного исследования «Подготовка учащихся учреждений начального профессионального образования к занятости на рынке труда».

Цель исследования: выявить тенденции, закономерности и определить педагогические условия развития системы подготовки учащихся к занятости на рынке труда.

Объект исследования: система подготовки учащихся учреждений начального профессионального образования к занятости на рынке труда.

Предмет исследования: процесс профессиональной подготовки учащихся учреждений начального профессионального образования к занятости на рынке труда.

Гипотезой исследования является предположение о том, что система подготовки учащихся учреждений начального профессионального образования к занятости на рынке труда будет эффективной, если:

  • организационно-педагогические условия профессиональной подготовки учащихся формы взаимодействия учебного заведения и социальных партнеров (работодатели, профсоюзы, вузы, техникумы и др.) будут направлены на совершенствование непрерывной профессиональной подготовки и социальной адаптации выпускников в соответствии с требованиями современного производства и сферы услуг;

  • организация, содержание и методы профессиональной подготовки учащихся будут взаимосвязаны, вариативны, непрерывны и обеспечат формирование ключевых компетенций выпускников учреждений НПО на рынке труда;

  • будут разработаны и внедрены в практику формы и средства профессиональной подготовки, дидактические подходы, обеспечивающие формирование готовности учащихся учреждений начального профессионального образования к занятости на рынке труда.

Задачи исследования:

    1. Проанализировать социально-экономическую обусловленность процесса подготовки к занятости учащихся учреждений НПО к рынку труда.

    2. Разработать и внедрить в практику организационно-педагогические условия (содержание, формы и методы) профессиональной подготовки учащихся учреждений НПО в современных условиях, направленные на обеспечение их занятости на рынке труда.

    3. Разработать и апробировать дидактические подходы, обеспечивающие эффективную подготовку учащихся учреждений НПО к занятости на рынке труда.

Теоретико-методологическую базу исследования составили: теория об всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений; положения об активной и ведущей роли личности в процессе ее развития и формирования, о творческой сущности человека, развитии его профессиональных способностей в процессе деятельности; концепция определяющей роли труда и трудовой деятельности в развитии личности; интегральный и комплексный подход к анализу рассматриваемых фактов, положений и процессов; концептуальные положения отечественных и зарубежных педагогов, специалистов в области профессионального образования (П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, Ю.К. Бабанский, В.А. Дмитриенко, А.М. Новиков, Е.Н. Ткаченко, И.П. Смирнов и др.), концепция профессионального самоопределения молодежи (В.А. Поляков, С.Н. Чистякова и др.), теория личностно-ориентированного образования (Л.Ф. Алексеева, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн), гуманистические идеи педагогики (Б.Т. Лихачев, З.И. Равкин, В.И. Ревякина и др.).

Исследование опирается на следующие методологические принципы: принцип объективности, принцип научности, принцип единства логического и исторического, принцип концептуального единства.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы педагогического исследования: логико-исторический и сравнительно-сопоставительный анализ развития процесса подготовки к занятости выпускников учреждений НПО; анализ социологической, философской, экономической, психолого-педагогической и учебно-методической литературы; изучение практического опыта; педагогическое моделирование, педагогический эксперимент; анкетирование; интервью; математические и статистические методы обработки результатов эксперимента.

Опытно-экспериментальная база исследования: технико-экономический лицей №11, профессиональный лицей №20 г. Томск, профессиональное училище №32 ЗАТО Северск, профессиональное училище №15 г. Стрежевой Томской обл.

Этапы исследования:

I этап (2005-2006 гг.) – изучение философской, психолого-педагогической, социологической литературы по проблеме исследования, планирование опытно-экспериментальной деятельности; разработка и апробирование организационно-педагогических условий профессиональной подготовки учащихся учреждений начального профессионального образования на рынке труда.

II этап (2006-2007 гг.) – осуществление сбора и обработки научно-педагогических, статистических, нормативно-законодательных и других материалов, разработка основных положений и содержания диссертации, проведение опытно-экспериментальной работы; обобщение полученных результатов, формулировка дидактических подходов к организации эффективной подготовки учащихся учреждений начального профессионального образования к занятости на рынке труда.

III этап (2007-2008 гг.) – изучение и анализ дополнительных научно-педагогических источников и учебно-методических документов, завершение опытно-экспериментальной работы, обработка результатов; обобщение материалов исследования, уточнение теоретических выводов, оформление текста диссертации.

Научная новизна исследования:

  • определены и уточнены тенденции развития рынка занятости в регионах Сибири, которые могут быть учтены в процессе совершенствования содержания и методики профессиональной подготовки выпускников учреждений НПО;

  • разработаны и внедрены в практику работы профессиональных учреждений организационно-педагогические условия и дидактические подходы, направленные на обеспечение занятости учащихся учреждений начального профессионального образования на рынке труда.

Теоретическая значимость исследования заключается в:

  • раскрытии закономерностей и выявлении тенденций развития рынка труда и занятости применительно к регионам Сибири;

  • уточнении актуальных для педагогической теории понятий (трудовая, социальная и профессиональная адаптация выпускников учреждений начального профессионального образования и др.);

  • формулировке научно обоснованных рекомендаций по внедрению в практику работы профессиональных учебных заведений совокупности педагогических условий, направленных на обеспечение подготовки к трудовой и социальной адаптации выпускников учреждений НПО.


следующая страница >>