microbik.ru
1 2 ... 5 6


Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области
Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития регионального образования Свердловской области»


ПОДГОТОВКА ЭКСПЕРТОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ ПОДКОМИССИЙ
Образовательная программа

дополнительного профессионального образования

(80 час.)

Екатеринбург

2009
ББК 74.202.4

П 44

Подготовка экспертов региональных предметных подкомиссий: образовательная программа дополнительного профессионального образования учителей и преподавателей ОУ Свердловской области и экспертов региональных предметных комиссий по подготовке к оцениванию открытой части тестовых заданий ЕГЭ по общеобразовательным предметам.

/ Сост.: Мамонтова М.Ю., Жигулина М.Л., Мальцев А.В. - Екатеринбург: ИРРО, 2009.- 41 с.
Образовательная программа предназначена для подготовки учителей и преподавателей ОУ Свердловской области и экспертов региональных предметных комиссий к оцениванию результатов выполнения открытой части тестовых заданий ЕГЭ по общеобразовательным предметам.

Составители: Мамонтова М.Ю., Жигулина М.Л., Мальцев А.В.

Макетирование, редактирование, компьютерная верстка: Бунтов А.А.
©Институт развития регионального образования Свердловской области, 2009

содержание


  1. Пояснительная записка

4

  1. Учебный план

7

  1. Учебно-тематический план

8

  1. Содержание программы:

11

Введение в экспертную деятельность

11

Экспертиза результатов выполнения заданий части С ЕГЭ по общеобразовательным предметам

13

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся по программе

16

  1. Виды и формы контроля

17

  1. Список рекомендуемой литературы

18

  1. Сведения об авторах

39

  1. Аннотация

40

  1. Учебно-методический комплект программы

41


1. Пояснительная записка
Данная программа сориентирована на рассмотрение актуальных вопросов, связанных с современными подходами к определению содержания, к отбору форм и технологий проведения итоговой аттестации обучающихся, которые рассматриваются в контексте стратегии модернизации российского образования.

В основу Федеральной концепции модернизации российского образования на период до 2010 года положена идея повышения качества образования, в том числе и школьного, в направлении его соответствия современным тенденциям развития общества. Образование рассматривается как ключевой элемент в системе мер, обеспечивающих развитие и повышение благосостояния страны, благополучие ее граждан, как движущая сила экономического роста, фактор национальной безопасности, формирования гражданственности и патриотизма, условие гуманизации отношений людей в многонациональном и многопрофессиональном социуме.

Устойчивое и опережающее развитие образования зависит, с одной стороны, от характера проводимой государством образовательной политики, а с другой – от понимания и степени реализации работниками образования педагогических аспектов модернизации.

Новый подход к оценке качества образования связывается не только с изменением содержания образования, но и с введением в педагогическую практику различных форм выявления уровня образованности обучающихся (выпускников), позволяющих получить достоверную, полную и объективную информацию о качестве образования.

Исходя из этого, практическое овладение содержанием, новыми формами и технологиями итоговой аттестации, в том числе и такой, как единый государственный экзамен, становится особенно актуальным в контексте развития общероссийской системы оценки качества образования.

«Для повышения объективности итоговой аттестации выпускников общеобразовательной школы и обеспечения равных возможностей на получение среднего и высшего профессионального образования предстоит осуществить изменение сложившейся системы выпускных экзаменов в общеобразовательных учреждениях и вступительных испытаний в вузы и ссузы с учетом результатов эксперимента по введению единого государственного экзамена» (из «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»).

Основные цели введения единого государственного экзамена:

  • проведение итоговой аттестации выпускников общеобразовательных школ в соответствии с требованиями единых для всей страны Государственных образовательных стандартов;

  • отбор наиболее подготовленных выпускников школ, независимо от места их жительства, для продолжения их обучения в вузе;

  • независимая оценка качества образования в целом по стране и в каждом конкретном регионе.

В связи с введением с 2009 года ЕГЭ в штатный режим предъявляются особые требования к профессиональной подготовке педагогов-экспертов региональных предметных подкомиссий по оцениванию открытой части тестовых заданий. Эксперт становится одним из основных гарантов объективной педагогической оценки качества образования, необходимой для аргументированного предъявления обществу результатов образования выпускника, деятельности педагога, образовательного учреждения. Актуальность настоящей образовательной программы определяется необходимостью подготовки учителей и преподавателей всех общеобразовательных предметов к экспертной деятельности в рамках ЕГЭ.

Программа рассчитана на 80 часов лекционно-практических занятий. Форма обучения – очная. Программа состоит из 2-х частей: «Введение в экспертную деятельность» и «Экспертиза результатов выполнения заданий части С ЕГЭ по общеобразовательным предметам».

Первая часть «Введение в экспертную деятельность» образовательной программы (24 часа) дает представления слушателям о нормативно-правовых и организационных основаниях ЕГЭ; основах экспертной деятельности, технологических основаниях работы экспертов предметных комиссий.

Вторая часть «Экспертиза результатов выполнения заданий части С ЕГЭ по общеобразовательным предметам» (56 часов), целью которой является подготовка экспертов предметных комиссий к оцениванию открытой части тестовых заданий по общеобразовательным предметам, позволяет сформировать знания содержания контрольно-измерительных материалов по предмету; особенностей выполнения и оценивания заданий открытого типа; овладеть технологией проверки результатов выполнения заданий части С.

Цель обучения: развитие профессионально-экспертной компетентности учителей, преподавателей ОУ и экспертов региональных предметных комиссий.

Задачи:

  1. Ознакомить слушателей с основами экспертной деятельности и ее особенностями в практике оценки качества образования.

  2. Сформировать у слушателей систему знаний содержания нормативных документов, регламентирующих разработку контрольных измерительных материалов и процедуру проведения единого государственного экзамена, проверки и оценки ответов выпускников на задания с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ.

  3. Ознакомить слушателей с содержательным обеспечением процедуры проверки и оценки ответов выпускников на задания с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ.

  4. Сформировать у будущих экспертов по проверке результатов выполнения заданий части С умения:

- работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проверки и оценки ответов выпускников на задания с развернутым ответом;

- проверять и объективно оценивать ответы выпускников на задания с развернутым ответом по предложенным критериям;

- оформлять результаты проверки (например, «Протокол проверки ответов на задания в бланке № 2»), соблюдая установленные требования.

Планируемый результат:

- сформированность у слушателей системы представлений об особенностях экспертной деятельности в практике оценки качества образования, о современных технологиях объективной оценки образовательных достижений,

- овладение слушателями системой знаний о содержании нормативных документов, регламентирующих разработку контрольных измерительных материалов ЕГЭ, процедурах проведения единого государственного экзамена и проверки и оценки ответов выпускников на задания с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ; о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом), принципах и методах их разработки;

- овладение технологией проверки и оценки открытой части тестовых заданий ЕГЭ;

- готовность использовать приобретенные в ходе обучения знания и умения в решении задач проверки и оценки результатов выполнения заданий части С.

Категория обучаемых – учителя и преподаватели общеобразовательных предметов образовательных учреждений, эксперты региональных предметных комиссий (РПК) по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ. Группы слушателей формируются по предметному принципу.

Форма обучения – очная, с отрывом от работы.

Продолжительность обучения – 80 часов.

Виды учебных занятий и формы итогового контроля.

В процессе обучения используются преимущественно интерактивные формы - тренинги, практикумы, деловые игры, активизирующие рефлексивно-аналитическую деятельность слушателей.

Исходный уровень профессионально-экспертной компетентности слушателей определяется по результатам входной диагностики, что позволяет подобрать содержание и методы работы с различными по уровню начальной подготовки группами.

Достижение поставленных целей и соответствие уровня подготовки слушателей требованиям выявляется в ходе итогового тренинга. Результаты обучения в целом обсуждаются на круглом столе.

Утверждаю:

Заведующая Центром мониторинга и оценки качества образования

М.Л. Жигулина __________

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ПОДГОТОВКА ЭКСПЕРТОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ ПОДКОМИССИЙ

(наименование программы)

Цель: развитие профессионально-экспертной компетентности учителей, преподавателей ОУ и экспертов региональных предметных комиссий

Категория слушателей: учителя и преподаватели общеобразовательных предметов образовательных учреждений, эксперты региональных предметных комиссий (РПК) по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ

Срок обучения: 80 часов

Режим занятий: очный, с отрывом от работы, 8 часов в день

  №

Наименование разделов и дисциплин

 

Всего, час.

 

в том числе

Форма контроля


лекции

практические занятия

1

Введение в экспертную деятельность

24

17

7

  -

2

Экспертиза результатов выполнения заданий части С ЕГЭ по общеобразовательным предметам

56 56

17

39

Входная диагностика, промежуточный контроль, итоговый тренинг

 

Итого

80

34

46

 



Утверждаю:

Заведующая Центром мониторинга и оценки качества образования

М.Л. Жигулина __________
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

В том числе:

Теоретические занятия

Практические занятия

Самостоятельная работа

I.

Введение в экспертную деятельность

24

17

7

-

1.

ЕГЭ как элемент общероссийской системы оценки качества образования. Нормативно-правовые и организационные основания проведения ЕГЭ

2

1

1

-

2.

Основы экспертной деятельности

8

6

2

-

3.

Экспертные методы в практике оценки качества образования

2

2

-

-

4.

Педагогические тесты как современное средство оценивания результатов обучения. Общая характеристика контрольно-измерительных материалов ЕГЭ

8

6

2




5.

Нормативно-правовая и организационно-технологическая основа работы группы экспертов предметных комиссий

2

2







6.

Групповые консультации


2

-

2

-




Итого


24

17

7

-

II.

Экспертиза результатов выполнения заданий части С ЕГЭ по общеобразовательным предметам

56

17

35

4

1.

Входная диагностика. Определение исходного уровня профессионально-экспертной компетентности слушателей

4

-

4

-

2.

Результаты ЕГЭ по общеобразовательному предмету

2

2

-

-

3.

Нормативно-методическое обеспечение ЕГЭ по общеобразовательному предмету

2

1

1

-

4.

Структура и содержание КИМа по общеобразовательному предмету

2

2

-

-

5.

Типология заданий части С, их место и назначение в структуре КИМ

2

2

-

-

6.

Методика проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом

29

7

18

4

6.1.

Подходы к формированию критериев оценивания результатов выполнения заданий части С

2

2

-

-

6.2.

Шкалы, используемые для оценки результатов выполнения заданий с развернутым ответом

2

1

1

-

6.3.

Оценивание ответов экзаменуемых

19

3

12

4

6.4.

Подходы к решению нестандартных ситуаций

4

-

4

-

6.5.

Обеспечение единых требований по оценке ответов учащихся на задания в свободной форме

2

1

1

-

7.

Организационно-технологическое обеспечение работы эксперта предметной подкомиссии ЕГЭ по общеобразовательному предмету

5

3

2

-

7.1.

Стандартизированная процедура проверки и перепроверки выполнения заданий с развернутым ответом по общеобразовательному предмету

2

2

-




7.2.

Форма бланка ответов № 2 и дополнительного бланка ответов № 2. Протокол проверки ответов на задания части С, правила заполнения протокола

2

-

2

-

7.3.

Методика назначения третьего эксперта


1

1

-




8.

Групповые консультации

2




2

-

9.

Итоговый тренинг по проверке результатов выполнения заданий части С по общеобразовательному предмету

4

-

4




7.

Круглый стол «Экспертиза открытой части тестовых заданий по общеобразовательному предмету: проблемы и пути их решения»

4

-

4







Итого:

56

17

35

4

Всего :

80

34

42

4

3. Содержание программы


следующая страница >>