microbik.ru
1
«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор______________ Ш. К.Шахов

«25» октября 2012 г.
ПОЛОЖЕНИЕ

об организации самостоятельной работы студентов в ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»

(принято на заседании Ученого совета университета 25 октября 2012 г.)


  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящее положение разработано в соответствие с федеральным законами «Об образовании» (от 10.07.1992г. № 3266-1), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22.08.1996г. № 125-ФЗ), Трудовым кодексом Российской Федерации (от 30.12. 2001г. № 197-ФЗ с учетом текущих изменений), постановлением Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации (от 14.02.08 г. № 71), Инструктивного письма Минобразования РФ от 27.11.2002. №14-55-996ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений»; Инструктивного письма Минобразования РФ от 20.07.1999. №14-55-349ин/15 «О порядке реализации Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в различных формах обучения», устава университета, Уставом ДГПУ.

    1. Настоящее Положение определяет порядок организации самостоятельной работы студентов ориентированной на систематизацию и закрепление теоретических и практических знаний формирование умений и навыков применения знаний для решения конкретных исследовательских и профессиональных задач.

2. Самостоятельная работа студентов

2.1. В учебном процессе взаимосвязаны три вида учебной нагрузки, которые и входят в понятие общей трудоемкости изучения дисциплины: аудиторная работа в виде традиционных форм: лекции, семинары, практические и лабораторные занятия и т.п.; самостоятельная работа студентов; контактные часы, в рамках которых преподаватель оказывает индивидуальные консультации по ходу выполнения заданий, осуществляет контроль и оценивает результаты этих заданий.

2.2. Самостоятельная работа студентов - это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом знаний и умений без непосредственного участия преподавателей. Самостоятельная работа должна быть конкретной по своей предметной направленности и сопровождаться эффективным контролем и оценкой ее результатов.

2.3. Предметно и содержательно самостоятельная работа определяется государственным образовательным стандартом, действующими учебными планами по образовательным программам различных форм обучения, рабочими программами учебных дисциплин, средствами обеспечения самостоятельной работы: учебниками, учебными пособиями и методическими руководствами, учебно-программными комплексами и т.д. Конкретные виды и способы реализации самостоятельной работы предлагаются студентам согласно рабочей программе учебной дисциплины в пределах ограничений, устанавливаемых действующими нормативными документами.

2.4. Для реализации самостоятельной работы каждому студенту должно быть предусмотрено обеспечение: рабочими местами при выполнении теоретических (расчетных, графических и т.п.) и практических (лабораторных, учебно-исследовательских и др.) работ; информационными ресурсами (справочники, учебные пособия, банки индивидуальных заданий, обучающие программы, пакеты прикладных программ и т.д.); методическими материалами (указания, руководства, практикумы и т.п.); контролирующими материалами (экзаменационные билеты, тесты и т. д.); материальными ресурсами (ПЭВМ, измерительное и технологическое оборудование и др.); консультациями (преподаватели, сотрудники НИИ, лабораторий и т.д.); возможностью публичного обсуждения теоретических или практических результатов, полученных студентом самостоятельно (конференции, олимпиады, конкурсы).

2.5. Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм: самоконтроль и самооценка студента; контроль и оценка со стороны преподавателей, государственных экзаменационных и аттестационных комиссий, государственных инспекций и др.

2.6. Самостоятельная работа студентов организуется на кафедрах, в аудиториях в других организациях, учреждениях и на предприятиях, с которыми университет имеет договоры о сотрудничестве.

3. виды САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

3.1. В ходе самостоятельной работы, планируемой по каждой учебной дисциплине, студент может: освоить теоретический материал по изучаемой дисциплине (освоение лекционного курса, а также освоение отдельных тем, отдельных вопросов тем, отдельных положений и т.д.); закрепить знание теоретического материала, используя необходимый инструментарий практическим путем (решение задач, выполнение контрольных работ, тестов для самопроверки); применить полученные знания и практические навыки для анализа ситуации и выработки правильного решения, (подготовка к групповой дискуссии, работа в рамках деловой игры, «кейс-стадий», письменный анализ конкретной ситуации, разработка проектов и т. д.); применить полученные знания и умения для формирования собственной позиции, теории, модели (написание выпускной, дипломной работы, научно-исследовательской работы студента).

3.2. В зависимости от предмета изучения самостоятельная работа может включать все вышеперечисленные типы, либо их части в самых разнообразных соотношениях. Например: в дисциплинах, входящих в блок гуманитарных и социально-экономических наук, может преобладать самостоятельная работа в форме изучения теоретического материала (чтение дополнительной литературы, первоисточников и т.п.); для математических дисциплин характерным является решение задач и выполнение контрольных работ; по специальным дисциплинам самостоятельная работа может включать все четыре типа, но преобладающим должен быть третий уровень, когда студент анализирует конкретную ситуацию с целью выработки решения.

3.3. Условно самостоятельную работу студентов можно разделить на базовую и дополнительную. Базовая самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям для всех дисциплин учебного плана. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных контрольных работ, тестовых заданий, сделанных докладов и других форм текущего контроля.

3.4. Базовая самостоятельная работа может включать следующие виды работ: работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса; выполнение домашнего задания или домашней контрольной работы, предусматривающих решение задач, выполнение упражнений и т.п. и выдаваемых на практических занятиях; перевод текстов с иностранных языков; изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку; практикум по учебной дисциплине с использованием программного обеспечения; подготовка к лабораторным работам и к практическим и семинарским занятиям; подготовка к контрольной работе и коллоквиуму; подготовка к зачету и аттестациям; написание реферата (эссе) по заданной проблеме.

3.5. Дополнительная самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Дополнительная самостоятельная работа может включать следующие виды работ: подготовка к экзамену; выполнение расчетно-графической работы; выполнение курсовой работы или проекта; исследовательская работа и участие в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах; анализ научной публикации по заранее определенной преподавателем теме; анализ статистических и фактических материалов по заданной теме, проведение расчетов, составление схем и моделей на основе статистических материалов.

4. ПЛАНИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ

4.1. Самостоятельная работа студента в рамках действующих учебных планов предусматривается по каждой учебной дисциплине. При формировании (изменении) этих планов средний объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

4.2. Для очных специальностей по каждой дисциплине суммарный объем времени для базовой самостоятельной работы должен быть больше или равен общему объему аудиторных занятий. Объем дополнительной самостоятельной работы устанавливается разработчиком при формировании учебного плана и ограничивается общей нагрузкой студента.

4.3. Действующий учебный план, в котором указаны общая трудоемкость и объем аудиторных и самостоятельных занятий по каждой дисциплине, содержит исходную информацию для распределения времени (в рабочей программе дисциплины) по видам самостоятельной работы.

4.4. На основании действующих учебных планов и заданий для самостоятельной работы на каждый учебный семестр деканат составляет график самостоятельной работы академической группы (или групп) определенной специальности, утверждаемый директором института, деканом факультета или директором филиала.

4.5. Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:

4.5.1. Для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; составление схемы текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;

4.5.2. Для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление и заполнение сравнительных таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов; самотестирование индивидуальные задания поискового и исследовательского характера и др.;

4.5.3. Для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); экспериментально-конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивно-оздоровительного характера; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.

4.6. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, а также могут учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины и индивидуальные особенности студента.

  1. организация самостоятельной работы

студентов

5.1. Базовая самостоятельная работа студента должна быть разграничена по темам изучаемой дисциплины и ее объем должен быть определен часами, отведенными в учебной программе. По некоторым видам самостоятельная работа формируются задания, которые, как правило, предполагают: целевую установку; минимально необходимое содержание самостоятельной работы; указания о форме представления выполненной работы (реферат, отчет, пояснительная записка, результаты эксперимента, социологического опроса, чертежи, таблицы, разработанный и спроектированный макет и т.д.); информацию о форме и времени отчетности (защита отчета на занятии, защита проекта в установленное на кафедре время, участие в практических или семинарских занятиях, написание контрольной работы по расписанию, сдача выполненного задания на проверку преподавателю или проверка преподавателем в ходе занятия, выступление на расширенном семинаре, участие в научных студенческих конференциях и т.д.); способ оценивания выполненного задания: баллы в рамках балльно-рейтинговой системы; "зачтено" или итоговая традиционная оценка по пятибалльной системе.

5.2. Базовая самостоятельная работа студентов распределяется по тематическому плану учебной дисциплины по форме: [Тема, Содержание темы, Объем аудиторных занятий/объем].

6. КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ самостоятельной работы

6.1. В ГОУ ВПО «ДГПУ» контроль знаний и выполнение самостоятельной работы может проводиться: по традиционной системе; по балльно-рейтинговой системе с экзаменами; по бессесионной бально-рейтинговой системе. В каждой из этих систем возможен текущий контроль всех видов самостоятельной работы, но более целесообразно использовать балльно-рейтинговые системы оценки успеваемости студента, когда результаты самостоятельной работы, выполненной в ходе семестра, органически учитываются при итоговой аттестации студента по дисциплине.

6.2. В университете рекомендованы и применяются следующие формы контроля самостоятельной работы: проведение традиционного экзамена; проведение зачета; контрольные мероприятия в рамках балльно-рейтинговых систем; тестирование; проверка домашних заданий и контрольных работ; прослушивание доклада по самостоятельно изученной теме (возможен коллективный); защита реферата; защита комплекса лабораторных работ; защита курсовых проектов и курсовых работ; проверка переводов иностранных текстов; веерный экспресс-опрос.

6.3. В рабочей программе каждой дисциплины должна содержаться информация о системе контроля знаний и выполнения самостоятельной работы. В случае применения балльно-рейтинговых систем необходимо указывать формы проведения контрольных мероприятий, их веса, технику учета самостоятельной работы и получения поощрительных баллов.

7. РУКОВОДСТВО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ

7.1. Руководство самостоятельной работой осуществляется: кафедрами факультета; преподавателями кафедр.

    1. Координацию организации, планирования и контроля самостоятельной работы в университете проводит учебно-методическое управление ГОУ ВПО «ДГПУ».

    2. В функции кафедр входит: подготовка пакета необходимых для самостоятельной работы материалов по всем курсам, обеспечиваемым кафедрой; разработка графика контроля по дисциплинам кафедры; отслеживание обеспеченности учебниками и учебными пособиями всех курсов, преподаваемых на кафедре; осуществление контроля за соблюдением нормативов при планировании самостоятельной работы каждым преподавателем кафедры; подготовка и издание программ учебных курсов, методических указаний для самостоятельной работы, учебников и учебных пособий; реализация мониторинга самостоятельной работы по дисциплинам кафедры.

7.4. В функции преподавателя входит: разработка плана самостоятельной работы по учебному курсу; определение объема учебного содержания и количества часов, отводимых на самостоятельной работы; подготовка пакета контрольно-измерительных материалов и определение периодичности контроля; определение системы индивидуальной работы со студентами.

7.5.В функции учебно-методического управления входит: осуществление контроля за своевременным составлением кафедрами и деканатами графиков самостоятельной работы, а также обеспечением выполнения этого графика (включая и субботние дни); отслеживание обеспеченности учебной и учебно-методической литературой для самостоятельной работы фундаментальной библиотеки ГОУ ВПО «ДГПУ»; осуществление контроля соблюдения нормативов при планировании самостоятельной работы

    1. При предъявлении видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к студентам. Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания с определением цели задания, его содержания, сроков выполнения, ориентировочного объема работы, основных требований к результатам работы, критериев оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины (или путем проведения специальных занятий, предусмотренных планом).

    2. По темам, вынесенным на самостоятельное изучение, преподаватели разрабатывают методические рекомендации: выделяют узловые моменты, наиболее проблемные вопросы, указывают связь с другими дисциплинами, дают необходимые рекомендации, комментарии, список литературы.

    3. В процессе выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.

    4. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности заданий, уровня умений студентов.

8. УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

    1. Учет результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, и может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности студента.

    2. В качестве форм и методов учета внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы семинарские занятия, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ

    3. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются: уровень освоения студентом учебного материала; умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач; обоснованность и четкость изложения ответа; оформление материала в соответствии с требованиями.