microbik.ru
1
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ


  1. Общие положения.

    1. Переход на организацию с использованием системы зачетных единиц в вузе по каждому направлению подготовки (специальности) осуществляется на основании решения ученого совета вуза (факультета).

    2. Организация учебного процесса с использованием системы зачетных единиц характеризуется следующими особенностями:

- личное участие каждого студента в формировании своего индивидуального учебного плана;

  • большая свобода выбора студентами дисциплин;

  • вовлечение в учебный процесс академических консультантов (тьюторов), индивидуально содействующих студентам в выборе образовательной траектории;

- полная обеспеченность учебного процесса всеми необходимыми методическими материалами в печатной и электронной формах;

  • использование балльно-рейтинговых систем для оценки усвоения студентами учебных дисциплин.

    1. Высшее учебное заведение обязано информировать всех абитуриентов и студентов о правилах организации учебного процесса.

    2. Информация о правилах организации учебного процесса представляется в печатном виде на стендах объявлений, а также размещается на сайте вуза.




  1. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

    1. Обучение в рамках организации учебного процесса на основе зачетных единиц ведется по программам и учебным планам, разработанным в соответствии с ГОС или специальным решениям Минобразования России.

    2. Для реализации системы зачетных единиц целесообразно использовать три формы учебного плана по каждому направлению подготовки (специальности):

- рабочие учебные планы по направлению подготовки (специальности), служащие для определения трудоемкости учебной работы студентов;

- индивидуальные учебные планы студентов, определяющие их образовательную траекторию;

- учебные планы, служащие для расчета трудоемкости учебной работы преподавателей.

    1. Трудоемкость учебной работы в учебных планах устанавливается в зачетных единицах (1 зачетная единица = 36 академических часов, письмо Минобразования России от 28.11.2002 №14-52-988ин/13).

    2. По степени обязательности и последовательности усвоения содержания образования рабочий учебный план по направлению подготовки (специальности) должен включать три группы дисциплин:

а) группа дисциплин, изучаемых обязательно и строго последовательно во времени,

б) группа дисциплин, изучаемых обязательно, но, возможно, не последовательно,

в) дисциплины, которые студент изучает по своему выбору.

Дисциплины группы «а» и «в» создают предпосылки для так называемой «нелинейной» организации учебного процесса, принципиально отличающейся от ныне действующей в вузах России.

      1. В каждую из перечисленных групп могут входить дисциплины любого цикла, предусмотренного в рабочих учебных планах специальностей, бакалавриата и магистратуры.

      2. Соотношения трудоемкости между группами дисциплин «а», «б» и «в» устанавливается ученым советом вуза (факультета) под контролем учебно-методического подразделения на основании действующих нормативных документов (ГОС или специального решения Минобразования России).

      3. Группа дисциплин «а» является базовой для определения курса (года обучения) студента, его учебного потока и учебной группы.

    1. При формировании рабочих учебных планов в системе зачетных единиц с целью оптимизации учебного процесса учебно-методические подразделения, должны предусмотреть максимальную унификацию учебных планов смежных направлений подготовки (специальностей).

    2. Индивидуальный учебный план студента формируется по установленной вузом форме на каждый учебный год лично студентом с использованием при необходимости консультаций тьютора. При формировании индивидуальных планов вуз обязан предлагать студентам как выбор дисциплин, так и выбор высококвалифицированных преподавателей, ведущих эти дисциплины, с указанием должностей, ученых степеней и званий. План утверждается в установленном в вузе порядке, утвержденные копии хранятся у студента и в деканате (возможно, в электронном виде). Число зачетных единиц в индивидуальном учебном плане не должно быть меньше 60 в год (включая сессии).

    3. Учебный план, служащий для расчета учебной нагрузки преподавателей, составляется на основе рабочего учебного плана по направлению подготовки (специальности) с учетом анализа индивидуальных планов студентов данного направления подготовки (специальности).

  • по каждой дисциплине в учебном плане зачетных единиц вводятся цифры в скобках, которые следуют сразу же после названия дисциплины. Например, (3:2:2);

  • 1-я цифра показывает максимальное число зачетных единиц, отводимое на освоение дисциплины;

  • 2-я цифра показывает время в академических часах в неделю, отводимое на работу в аудитории (лекции, опрос, дискуссии, демонстрации и различные комбинации этого);

  • 3-а цифра показывает время в академических часах в неделю, отводимое на практическую работу (лабораторные и практические занятия, семинары, курсовые и проектные работы, чертежно-графические работы, работа в компьютерном классе).

    1. Распределение внеаудиторной учебной работы по видам и трудоемкости находится в компетенции учебно-методических подразделений, деканатов и кафедр.

    2. Высшее учебное заведение отвечает за все методическое обеспечение учебного процесса. Для каждого направления подготовки (специальности) на факультете должны быть подготовлены:

- программы по каждой учебной дисциплине (с разбивкой на модули в зачетных единицах);

- материалы для аудиторной работы по каждой дисциплине: тексты лекций, планы семинарских занятий, мультимедийное сопровождение аудиторных занятий;

- материалы для самостоятельной работы студентов: наборы текстов домашних заданий, материалы самоконтроля по каждой дисциплине, типовые модели рефератов и курсовых работ, учебные электронные материалы в электронной библиотеке университета;

- материалы для контроля знаний: письменные контрольные задания, письменные и электронные тесты, экзаменационные билеты по каждой дисциплине;

    1. Вуз обеспечивает учебный процесс всеми необходимыми информационными источниками: учебниками, методическими пособиями, учебно-электронными материалами, доступом к глобальным сетевым образовательным ресурсам.




  1. Порядок формирования индивидуального учебного плана студента.

    1. Высшее учебное заведение организует учебный процесс в системе зачетных единиц таким образом, чтобы обеспечить каждому студенту максимально благоприятные условия для освоения всех дисциплин учебного плана направления подготовки (специальности) и получения обучающимся (по завершению обучения) квалификации (степени) в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, ГОС высшего профессионального образования и др. нормативных документов.

    2. Студент, поступивший на 1 курс, до начала занятий (25-28 августа) получает в деканате факультета (у тьютора) подготовленный вариант типового индивидуального учебного плана для первокурсника, куда после консультации он может внести свои коррективы до установленной даты в сентябре текущего учебного года. Дальнейшие изменения в индивидуальном учебном плане в течение года не допускаются.

    1. Студент второго и последующих курсов составляет свой индивидуальный учебный план на следующий учебный год (по установленной форме, при необходимости, после консультации с тьютором), подписывает его, ставит дату и сдает в соответствующее подразделение вуза в период с 20 июня по 5 июля.

    2. Изменения в индивидуальный учебный план (в объеме не более 10% от общего числа зачетных единиц) могут быть внесены студентом в срок до установленной даты в сентябре текущего учебного года. В этом случае студентом подается письменная заявка с указанием изменений по установленной вузом форме в соответствующее подразделение вуза.

    3. По каждой дисциплине вузом устанавливается исходя из экономических и организационных возможностей минимальное число студентов, необходимое для открытия дисциплины, а для каждого преподавателя – максимальное число студентов в учебном потоке (группе).

    4. В случае, если на данную дисциплину в срок до 05 июля записалось число студентов, меньшее минимально установленного, то дисциплина не открывается (не вносится в рабочий план направления или специальности). Вуз объявляет об этом на информационном стенде и на сайте. Записавшиеся на эту дисциплину студенты должны в установленный срок в сентябре подать заявки об изменениях в индивидуальных планах.

    5. В случае, если к данному преподавателю записалось число студентов, больше максимально установленного, то вуз формирует по этой дисциплине второй (при необходимости – больше) учебный поток (учебную группу) и по своему усмотрению назначает в него преподавателя не меньшей квалификации. При этом студенты распределяются по потокам (учебным группам) согласно порядку очередности записи. При этом в поток могут попасть студенты разных курсов.

    6. Если студент, переведенный на следующий курс, в установленный срок не сдал свой индивидуальный учебный план, то за основу его обучения вуз принимает типовой рабочий план данного курса.

    7. По результатам анализа индивидуальных планов вузом составляются рабочие планы и расписание занятий на следующий учебный год.

    8. С учетом того, что в рабочих планах всех направлений подготовки (специальностей) существует группа дисциплин, изучаемых в порядке, определенном студентом (группа «б»), потоки студентов (учебные группы) при их изучении могут формироваться из студентов разных курсов обучения.




  1. Системы контроля, оценка освоения дисциплин.

    1. Контроль освоения студентом каждой дисциплины рекомендуется осуществлять в рамках балльно-рейтинговых систем (БРС), включающих текущую (в том числе рубежную) и промежуточную аттестации.

    2. По результатам текущей аттестации студенту выставляются:

- зачет с указанием трудоемкости дисциплины в зачетных единицах (целые и десятые доли);

- дифференцированная оценка, в принятой в вузе системе баллов, характеризующая качество освоения студентом знаний, умений и навыков в рамках данной дисциплины с указанием ее трудоемкости в зачетных единицах.

    1. По результатам текущего и промежуточного контроля составляются академические рейтинги студентов. Высокий рейтинг позволяет студенту получить академические льготы и преимущества (повышенную стипендию, бесплатное обучение и пр.).

    2. Любой студент может получить аргументированные сведения о своем академическом рейтинге в установленном порядке. Доступ к сведениям об академическом рейтинге может быть организован на сайте вуза.

    3. В течение семестра (до сессии) студент должен, как правило, освоить дисциплины в объеме около 25 зачетных единиц, включая 100% зачетных единиц дисциплин группы «а», предусмотренных учебном планом.

      1. Если студент в течение семестра получает не более 20 кредитов и при этом осваивает 100% дисциплин группы «а», то он автоматически получает возможность продолжения обучения в следующем семестре.

      2. Если студент в течение семестра получает не более 20 кредитов, но при этом осваивает менее 100% дисциплин группы «а», то вопрос о продолжении его обучения решается в установленном порядке.

      3. Если студент в течение семестра получает менее 20 кредитов, то он автоматически выбывает из числа студентов, обучающихся на данном курсе.

      4. Для студентов, не выполнивших учебный план, в конце семестра ставится вопрос об отчислении.

      5. При личном желании и при согласии руководства вуза студент может быть восстановлен на предыдущем курсе, где по индивидуальному плану он может «добрать» необходимое число зачетных единиц, включая 100% зачетных единиц по дисциплинам группы «а».




  1. Права и обязанности студента при организации учебного процесса на основе системы зачетных единиц.

    1. Студенты имеют право ознакомиться с правилами организации учебного процесса по каждому направлению (специальности) на основе зачетных единиц.

    2. При составлении своего индивидуального учебного плана студент обязан строго следовать правилам, изложенным в настоящем Положении, а также:

- учесть в своем плане 100% дисциплин группы «а»;

- записаться не меньше, чем на 50 кредитов в учебном году (не считая сессий).

    1. В процессе обучения студент обязан осваивать учебные дисциплины в строгом соответствии с индивидуальным учебным планом.

    2. Студент имеет право записаться на большее, чем 50, число зачетных единиц в учебном году. В этом случае, при условии успешного выполнения учебного плана и прохождения промежуточной аттестации, срок обучения может быть сокращен.