microbik.ru
1
ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке организации и проведения приоритетных научных исследований

Одной из основных задач вуза является организация и проведение фундаментальных и (или) прикладных научных исследований, направленных на решение научных или прикладных проблем и совершенствование профессионального образования студентов.

Программы научных исследований социологического факультета МГУ разрабатываются по приоритетным направлениям фундаментальных и прикладных научных исследований Российской Федерации, утверждаемым Правительством РФ и ректоратом МГУ им. М.В.Ломоносова, с учетом приоритетных направлений научно-технической деятельности в РФ.

Фундаментальные исследования – это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. Они направлены на получение новых знаний об основах явлений и наблюдаемых фактов, не связанных непосредственно с практическим применением этих знаний. Конечной целью фундаментальных научных исследований является получение новых научных знаний, выражаемых в виде законов, теорий, гипотез, принципов, направлений исследований и в других формах.

Фундаментальные научные исследования могут быть ориентированными, то есть направленными на решение научных проблем, связанных с практическими приложениями.

Прикладные исследования – это изучение путей практического применения открытых ранее явлений и процессов, решение конкретных научных задач, имеющих непосредственное приложение в народном хозяйстве. Цель всякого прикладного исследования — непосредственное решение практической задачи, более или менее быстрое внедрение результатов. Конечными целями программы прикладных научных исследований являются получение практически важных результатов, выражающихся в создании лабораторных образцов или макетов изделий, технологий, методик и методических рекомендаций, а также проведение организационно-методических мероприятий по выполнению разработок в рамках государственных целевых и государственных научно-технических программ.

Предложение кафедры о включении заявленной программы в перечень приоритетных направлений фундаментальных и прикладных исследований факультета на 2007-2012 гг. сопровождается обоснованием, которое должно содержать:

анализ тенденций развития соответствующего направления науки и путей решения предлагаемых к разработке задач, а также обоснование целей и структуры программы;

сведения об организациях - исполнителях программы, анализ исследовательской базы, научного и кадрового потенциала, привлекаемого к решению предлагаемых в проекте программы задач;

сведения о важнейших ожидаемых результатах планируемых исследований, их новизне и социально-экономической значимости.

Программы фундаментальных и прикладных исследований разрабатываются на период, необходимый для достижения поставленных в них целей, но не более чем на 5 лет.

Программы научных исследований могут являться научным обеспечением государственных народнохозяйственных и социальных программ.

Научная деятельность ВУЗа организуется и осуществляется на плановой основе и является должностной обязанностью научно-педагогического состава, докторантов, аспирантов и студентов.
Научно-исследовательская работа выполняется:

профессорско-преподавательским составом кафедры без дополнительной оплаты в основное рабочее время и с дополнительной оплатой вне основного рабочего времени

аспирантами, магистрантами, стажерами-исследователями, преподавателями-стажерами, научными, инженерно-техническими работниками в соответствии с индивидуальными планами их подготовки

студентами в ходе выполнения производственной практики, написания курсовых и дипломных работ, предусмотренных учебными планами, в студенческих научных кружках.

Участие преподавателей в фундаментальных эмпирических исследованиях необходимо для развития науки на факультете, повышения их научной квалификации, приобщения преподавателей к передовым теориям и разработкам, повышения их статуса в научном сообществе социологов вне факультета, накопления материала для публикаций в академических журналах, сбора самой передовой научной информации, которую они могли бы через лекции транслировать студентам.

Участие студентов и аспирантов в проведении эмпирических исследованиях необходимо как обязательная ступенька их вхождения в большую науку, единственная практика, в ходе которой они могут узнать, что такое фундаментальная наука, построение программы исследования и технология его осуществления не в учебных, а в реальных условиях.
Организация исследований:

К работам по научно-организационному сопровождению программы относятся:

анализ и контроль хода выполнения заданий программы; обобщение и оформление материалов, связанных с планированием, приемкой результатов выполнения заданий и подготовкой отчетов о выполнении программы;

проведение совещаний, научных (научно-технических) конференций, семинаров и выставок, необходимых для эффективного выполнения работ;

издание научной и научно-методической литературы по результатам выполнения программы.

Для организации выполнения программ и текущего контроля за ходом выполнения заданий по каждой программе определяются государственный заказчик программы (университет), головная организация (факультет), исполнитель работ по программе (кафедра, временная рабочая группа – творческий коллектив) и научный руководитель программы (заведующий кафедрой).

Организация и оплата труда перечисленных категорий работников вне основного рабочего времени осуществляются на основе трудового, гражданского законодательства, действующих положений и инструкций о порядке и условиях работы по совместительству и договорам подряда.

Работа по договору подряда членами временного научного коллектива (ВНК) в свободное от основной работы время не является совместительством.

Научный руководитель несет персональную ответственность за выполнение работы в соответствии с условиями задания, договора.

В ходе выполнения программ в них могут вноситься изменения и дополнения, связанные с уточнениями состава работ по заданиям программ и (или) их отдельным этапам, состава организаций-исполнителей, объемов финансирования работ и сроков их выполнения, исключением из утвержденных программ отдельных заданий и (или) включением в них новых заданий, необходимость в которых возникла в ходе выполнения программ.

Обеспечение взаимосвязи учебного и научного процессов осуществляется включением элементов научных исследований в лабораторные практикумы, работы, курсовые и дипломные проекты.

Использование результатов научных исследований в учебном процессе проводится введением новых лекционных курсов, внедрением новых современных технических средств обучения, тематик дипломных и курсовых проектов, написанием учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов.

Выполняемые в высших учебных заведениях научно-исследовательские работы подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с действующими законодательными актами.
Контроль за ходом выполнения программ:

Общий контроль за ходом и качеством выполнения приоритетных фундаментальных и прикладных исследований осуществляет декан факультета и его заместители.

Коллегиальным органом контроля хода и качества исследований выступает Ученый совет факультета.

Полученные результаты по этапам и темам подлежат обязательному обсуждению на заседаниях кафедр.

Приемка-сдача завершенных работ осуществляется Ученым советом факультета с предоставлением всех документов исследования.

После завершения работы руководитель темы представляет научный отчет на утверждение руководству факультета. Утвержденный отчет передается в библиотеку факультета.

В сети Интернет на факультетском сайте освещается программа исследования и ее промежуточные результаты

Результаты исследования и основные идеи исследовательского проекта должны быть доложены не менее чем на трех научных конференциях в течение пятилетнего срока исполнения проекта
Оценка и экспертиза:

Оценка результатов научной деятельности осуществляется в целях объективного соизмерения объема затраченных финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов, определения научной и практической (экономической, социальной, экологической, оборонной) полезности выполненных фундаментальных и прикладных научных исследований.

Результаты оценки научной деятельности могут быть использованы при определении перспективности научных направлений, принятии решений о продолжении или прекращении финансирования работ, дифференциации размеров фондов оплаты труда и заработной платы, а также аттестации научных работников.

Результаты научной деятельности оцениваются по критериям новизны, значимости для науки и практики, объективности, доказательности и точности.

Экспертиза представляет собой систему мер по анализу и оценке научно- исследовательских проектов, подготовке аргументированных заключений для принятия решения о целесообразности выполнения этих работ за счет средств государственного бюджета, а также о порядке приемки результатов научных исследований и разработок.

В соответствии с настоящим Положением может также осуществляться экспертиза проводимых кафедрами фундаментальных и прикладных исследований. В качестве экспертов привлекаются высококвалифицированные ученые и специалисты, имеющие личный опыт исследовательской деятельности в соответствующей области. Заключения экспертов рассматриваются на заседании Ученого совета факультета.
Критерии оценки качества получаемых научных результатов:

количество публикаций в российских научных журналах, включенных в список ВАК (индивидуальных и коллективных), по теме исследования: каждый год сотрудник обязан иметь не менее двух журнальных публикаций

по окончании исследовательского проекта публикуется как минимум одна научная монография объемом не менее 10 а.л.

участие в российских и зарубежных грантах по теме исследовательского проекта

привлечение студентов и аспирантов к участию в выполнении исследовательского проекта (учитывается как способ организации производственной практики на кафедре)

сотрудничество кафедры с научно-исследовательскими организациями Москвы и России при реализации приоритетного проекта

число сотрудников, ведущих преподавательскую деятельность и осуществляющих научное руководство;

число студентов, вовлеченных в процесс проведения научных исследований;

количество реализуемых учащимися самостоятельных исследовательских проектов;

число публикаций учащихся по итогам участия в научных исследованиях;

количество дипломных работ, подготовленных учащимися по результатам участия в научных исследованиях;

число подготовленных магистров и специалистов по передовым направлениям исследований и разработок; эффективность аспирантуры и докторантуры.

Формы описание проекта

Информация о предлагаемом проекте. Здесь следует определить тематику, цели и задачи предполагаемого научно-исследовательского проекта, а также указать методы решения поставленных задач, новизну и оригинальность подхода, ожидаемые результаты исследований.
Цели

Опишите, в чем состоит цель предлагаемого Вами проекта, на решение каких задач, он направлен. Максимальный размер вводимых данных - 2000 знаков.
Подход

Укажите, как Вы предполагаете подходить к решению задач проекта, какие способы и методы, стандарты и технологии Вы будете использовать для достижения поставленных целей. Максимальный размер вводимых данных - 2000 знаков.
Инновационный аспект

Дайте краткое описание инновационных аспектов предлагаемого Вами проекта относительного существующих достижений по данной проблеме, укажите как новизну своей разработки, так и потенциальные области применения. Максимальный размер вводимых данных - 2000 знаков.
Ожидаемые результаты

Опишите результаты, которые будут достигнуты в ходе выполнения предлагаемого Вами проекта, перспективы их дальнейшего применения и коммерциализации. Максимальный размер вводимых данных - 2000 знаков.

Материалы подготовил А.И.Кравченко