microbik.ru
1

Положение о самостоятельной работе студентов


(утверждено приказом ректора № 941-О от 04.12.07г.)


  1. Общие положения

Положение о самостоятельной работе студентов в СГМУ разработано на основании приказа министерства образования РФ № 14-55-996 ин/15 от 27.11.2002 г. «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений».

1.1 Самостоятельная работа студентов может рассматриваться как организационная форма обучения - система педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью обучающихся или деятельность студентов по освоению знаний и умений учебной и научной деятельности без посторонней помощи.

    1. Самостоятельная работа студентов в соответствии с государственными образовательными стандартами должна составлять не менее 60% времени (очная форма обучения), предусмотренного для выполнения основной образовательной программы с учётом рекомендаций Министерства образования Российской Федерации по количеству часов аудиторных занятий в неделю.

    2. Основные цели самостоятельной работы студентов (СРС) – освоение в полном объёме основной образовательной программы и последовательная выработка навыков эффективной самостоятельной профессиональной (практической и научно-теоретической) деятельности на уровне мировых стандартов.

    3. Самостоятельная работа студентов включает в себя:

  • подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим, семинарским, лабораторным и др.) и выполнение соответствующих заданий;

  • самостоятельную работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с учебно-тематическими планами;

  • подготовку к практикам и выполнение заданий, предусмотренных практиками;

  • выполнение письменных контрольных и курсовых работ;

  • подготовку ко всем видам контрольных испытаний, в том числе курсовым, цикловым и комплексным экзаменам и зачётам;

  • подготовку к итоговой государственной аттестации, в том числе выполнение выпускной квалификационной (дипломной) работы, магистерской диссертации;

  • работу в студенческих научных обществах, кружках, семинарах и т.п.;

  • участие в работе факультативов, спецсеминаров и т.п.;

  • участие в научной и научно-методической работе кафедр, факультетов и др. учебно-научных подразделений вуза;

  • участие в научных и научно-практических конференциях, семинарах, конгрессах и т.п.;

  • другие виды деятельности, организуемой и осуществляемой вузом, факультетом, кафедрой и органами студенческого самоуправления.

    1. Самостоятельная работа, не предусмотренная образовательной программой, учебным планом и учебно-методическими материалами, раскрывающими и конкретизирующими их содержание, осуществляется студентами инициативно, с целью реализации собственных учебных и научных интересов.

1.6. Виды, объем и содержание заданий по СРС устанавливается кафедрами на основании изучения бюджета времени и в соответствии с учебными планами, рабочими программами учебных дисциплин.

2. Условия для самостоятельной работы


2.1. Условия для самостоятельной работы созданы медицинским вузом и его подразделениями, ответственными за конкретные направления учебно-научной деятельности.

В частности, материально-техническое и информационно-техническое обеспечение самостоятельной работы студентов по социально-гуманитарным дисциплинам включает в себя:

  • библиотеку с читальным залом, укомплектованную в соответствии с существующими нормами;

  • исследовательские лаборатории и центры в соответствии с требованиями ГОС ВПО;

  • компьютерные классы с возможностью работы в INTERNET;

  • учреждения практики (базы практики) в соответствии с заключенными договорами;

  • аудитории (классы) для самоподготовки;

  • учебную и учебно-методическую литературу, разработанную с учетом увеличения доли самостоятельной работы студентов, и иные материалы;

2.2. Базовые учебно-научные подразделения вуза (кафедры, лаборатории, исследовательские центры и др.) имеют право привлекать студентов для участия в научно-исследовательской деятельности в соответствии с положениями об этих подразделениях.
3. Планирование самостоятельной работы студентов

1. Планирование СРС осуществляется на основе определения научно-обоснованных нормативов времени на выполнение всех видов учебных заданий по каждой дисциплине.

2. График СРС включает обязательные и рекомендуемые виды самостоятельной работы.

3. Объем планового времени на самостоятельную внеаудиторную работу определяется на основе учета общего лимита времени, но не выходящего за рамки 54-часовой учебной недели, включающей аудиторные и внеаудиторные виды учебной работы.

4. Для студентов, перешедших на индивидуальный план, составляется индивидуальный график самостоятельной работы.

5. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии со следующими рекомендуемыми ее видами;

  • для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;

  • для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов: составление библиографии, тематических кроссвордов и др.;

  • для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); экспериментально-конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивно-оздоровительного характера.

6. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, данной дисциплины, индивидуальные особенности студента.

7. Руководство разработкой и составление графиков СРС осуществляют завучи кафедр.

8. Графики СРС утверждаются заведующими кафедрой.

4. Организационно-методическое обеспечение

самостоятельной работы студентов

1. Организационно-методическое обеспечение СРС включает разработку и проведение комплекса мероприятий по планированию и организации СРС:

  • планирование СРС (на всех уровнях от преподавателя до администрации вуза);

  • обеспечение студентов учебной литературой, методическими пособиями и компьютерной техникой;

  • создание учебно-лабораторной базы и ее оснащение в соответствии с содержанием самостоятельной работы по данным курсам изучаемых дисциплин;

  • создание необходимых условий для СРС в общежитии, библиотеке;

2. Активизация самостоятельной работы студентов при проведении различных видов учебных занятий включает:

  • переработку учебных планов и программ в рамках существующих ГОСтов с целью увеличения доли самостоятельной работы студента. При этом должна учитываться обеспеченность тем и разделов учебной литературой и ее доступность для всех обучающихся.

  • оптимизацию методов обучения, внедрение в учебный процесс современных образовательных и информационных технологий;

  • совершенствование системы текущего контроля СРС (использование возможностей балльно-рейтинговой системы, компьютеризированного тестирования и др.);

  • совершенствование методики проведения практик и научно-исследовательской работы студентов;

3. Разработка нормативных документов по организации и планированию СРС включает:

  • разработку положения о самостоятельной работе студентов;

  • разработку типового графика самостоятельной работы студентов;

  • разработку технологической карты, структурно-логической схемы учебной дисциплины с включением всех видов СРС и других организационно-методических материалов.

4. Работа по учебно-методическому обеспечению СРС на кафедре под руководством заведующего кафедрой включает:

  • отбор учебного содержания для самостоятельного изучения;

  • определение видов самостоятельной работы;

  • разработку методических указаний (в целом по курсу или отдельно для организации СР) по выполнению студентами заданий по СР;

  • определение приемов контроля результатов СРС.


5. Руководство самостоятельной работы студентов
1. Руководство СРС осуществляется:

  • кафедрами факультета;

  • преподавателями кафедр.

2. Комплексную координацию организации, планирования и контроля СРС в

университете проводит учебно-методическое управление СГМУ.

3. В функции кафедр входит:

  • подготовка пакета необходимых для СРС материалов по всем дисциплинам и специальностям, обеспечиваемым кафедрой;

  • отслеживание обеспеченности учебниками и учебными пособиями всех курсов, преподаваемых на кафедре;

  • осуществление контроля за соблюдением нормативов при планировании СРС каждым преподавателем кафедры;

  • подготовка и издание программ учебных курсов, методических указаний для СРС, учебников и учебных пособий;

  • реализация мониторинга СРС по дисциплинам кафедры.

5. В функции преподавателя входит:

  • разработка плана СРС по учебному курсу;

  • определение объема учебного содержания и количества часов, отводимых на СРС;

  • подготовка пакета контрольно-измерительных материалов и определение периодичности контроля;

  • определение системы индивидуальной работы со студентами.

6. В функции учебно-методического управления входит:

  • осуществление контроля за своевременным составлением кафедрами графиков СРС;

  • отслеживание обеспеченности учебной и учебно-методической литературой для СРС научной библиотеки СГМУ;

  • осуществление контроля соблюдения нормативов при планировании СРС.


6. Система контроля (мониторинг)

самостоятельной работы студентов

1. Психолого-педагогическая сущность мониторинга самостоятельной работы выражается в организации и корректировке учебной деятельности студентов, в помощи при возникающих затруднениях.

2. Контроль СРС предусматривает:

  • соотнесение содержания контроля с целями обучения; объективность контроля;

  • валидность контроля (соответствие предъявляемых заданий тому, что предполагается проверить);

  • дифференциацию контрольно-измерительных материалов.

3. Формы контроля самостоятельной работы выбираются преподавателем из следующих вариантов:

  • текущий контроль усвоения знаний на основе оценки устного ответа на вопрос, сообщения, доклада и д.п. (на практических занятиях);

  • решение ситуационных задач по практикоориентированным дисциплинам;

  • конспект, выполненный по теме, изучаемой самостоятельно;

  • представленный текст контрольной работы;

  • отчёт, дневник психологического наблюдения, протоколы психодиагностических процедур, и т.п.;

  • тестирование, выполнение письменной контрольной работы по изучаемой теме;

  • рейтинговая система оценки знаний студентов по блокам (разделам) изучаемой дисциплины, циклам дисциплин;

  • отчёт о научно-исследовательской работе (её этапе, части работы и т.п.);

  • статья, тезисы выступления и др. публикации в научном, научно-популярном, учебном издании и т.п. по итогам самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы, опубликованные по решению кафедры или медицинского вуза.

4. Результаты самостоятельной научно-исследовательской работы студентов могут быть опубликованы в специализированных студенческих или научных, научно-методических изданиях вуза и его подразделений, апробированы на научно-практических студенческих конференциях.