microbik.ru
1 2 ... 5 6
Департамент образования

Администрации Ярославской области
Государственное учреждение Ярославской области

«Центр оценки и контроля качества образования»

Полоролевая социализация дошкольников

посредством художественной литературы
Методическая разработка

Мерзлякова Яна Евгеньевна,

воспитатель

муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада

комбинированного вида № 116,

г.Рыбинск


Научный руководитель: Розова Лариса Борисовна,

кандидат педагогических наук


Ярославль, 2010
СОДЕРЖАНИЕ






Стр.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………

3

ГЛАВА I. Теоретические основы полоролевой социализации дошкольников посредством художественной литературы……

6

    1. Полоролевая социализация дошкольников в условиях

семьи и дошкольного учреждения ……………………

6

    1. Гендерный подход в воспитании дошкольников……………………………………………

9

    1. Особенности полоролевой социализации дошкольников посредством детской художественной литературы………………………………………………

12

ГЛАВА II. Организация опытно – практической работы по полоролевой социализации дошкольников посредством художественной литературы ……………………………………

17

2.1. Изучение уровня сформированности полоролевой

социализации ……………………………………………

17

2.2. Система работы по полоролевой социализации

детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы……………………………

20

2.3. Анализ результатов практического использования системы работы по полоролевой социализации детей

посредством художественной литературы……………

23

Заключение ………………………………………………………

26

Список литературы ………………………………………………

28

Приложение ………………………………………………………..

31


Введение

Тема мужского и женского начала стара как мир. К ней обращались философы, поэты и врачи. В разные времена в разных обществах по – разному растили «настоящих» мужчин и «настоящих» женщин.

Многие зарубежные и отечественные ученые рассматривают процесс

полового воспитания детей как актуальную проблему современного общества. Современная педагогическая наука и практика, как правило, не учитывают пол, как важную характеристику ребенка. Дифференцированный подход к мальчикам и девочкам отсутствует. В результате формируется «усредненное» существо, в характере которого отсутствуют специфически мужские и женские черты. «Бесполое» воспитание приводит к феминизации мужчин и маскулинизации женщин. Женщины наряду с мужской деловитостью демонстрируют такие качества, как грубость, агрессивность, конфликтность, неумение поддержать теплый эмоциональный фон. Рост числа разводов – один из показателей издержек нашей педагогической системы.

Установление личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя и воспитуемого требует учета особенностей полового развития ребенка на нейрофизиологическом, личностном и межличностном уровнях (B.C. Мерлин, М.В. Колясникова и др.). Чтобы воспитать мужчин и женщин, а не «бесполых» существ, потерявших преимущества своего пола и не сумевших приобрести несвойственные им ценности чужого пола, необходимо помочь ребенку – дошкольнику, а не помешать ему раскрыть те уникальные возможности, которые ему даны своим полом. Для обучения детей поведению, социально приемлемому для их пола, для формирования половой идентичности, родители и воспитатели должны учитывать гендерные различия в воспитании мальчиков и девочек.

Полоролевая социализация детей дошкольного возраста посредством художественной литературы является важной проблемой в теории и практике дошкольного образования. Значимость индивидуально-личностного развития человека, одной из характеристик которого является пол, сегодня не вызывает сомнения (Репина Т.А., Розова Л.Б., Татаринцева Н.Е. и др.). В науке имеются исследования, посвященные данной проблеме, однако их результаты не «доходят» до практических работников образования и родителей, которые начинают понимать необходимость реализации гендерного подхода в воспитании ребенка, а зачастую не знают и не умеют этого сделать.

Однако актуальными и недостаточно решенными остаются вопросы поиска эффективных путей полоролевой социализации детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Вместе с тем, именно литературные произведения, художественные образы, обладают широкими возможностями эстетического и нравственного воздействия на полоролевое сознание ребенка. Являясь одним из наиболее эффективных средств передачи духовных ценностей, оно возвышенно и утонченно отражает мир взаимоотношений женщины и мужчины.

Мы полагаем, что акцент на возвышенные чувства, сконцентрированные в художественных образах детской литературы, наиболее убедителен для детей, чем реальные человеческие отношения, которые иногда не соответствуют нравственно - этическим требованиям общества.

Таким образом, наблюдается противоречие между необходимостью решения проблемы полоролевой социализации детей в практике дошкольного образования и недостаточной теоретической разработанностью ее в аспекте интегрирования этического, социально-нравственного и полоролевой социализации с ориентацией детей на этические идеалы мужчины и женщины, отраженные в произведениях художественной литературы.

Поскольку проблема полоролевой социализации дошкольников недостаточно представлена в литературе, мы считаем, что наша тема «Полоролевая социализация детей посредством детской художественной литературы» актуальна для педагогической практики.

Образцы полоролевого поведения находят выражение в произведениях народной художественной культуры. Поэтому целью нашей работы является составление перспективного плана для воспитателей по проблеме полоролевой социализации детей посредством художественной литературы в группе ДОУ, дающий возможность планировать образовательный процесс с использованием дифференцированного подхода по полоролевому признаку.

Задачи исследования:

  1. Дать теоретический анализ психолого – педагогической и методической литературы по проблеме полоролевой социализации детей дошкольного возраста.

  2. Выявить особенности полоролевой социализации детей дошкольного возраста.

  3. Разработать перспективный план работы для воспитателей с использованием художественной литературы.

Методы исследования:

Для решения поставленных задач исследования был осуществлен теоретический анализ специальной литературы. В опытно- практической работе были использованы такие методы, как наблюдение, беседа, тестовое задание, изучение продуктов деятельности и анкетирование воспитателей и родителей.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Практическая значимость исследования:

  • данная работа позволит педагогам использовать перспективный план работы для организации полоролевой социализации дошкольников посредством художественной литературы.


Глава I. Теоретические основы полоролевой социализации дошкольников посредством детской художественной литературы

    1. Полоролевая социализация дошкольников в условиях семьи и дошкольного учреждения


Социализация – процесс приобщения людей к достижениям человеческой цивилизации, процесс усвоения и воспроизводство людьми общественного опыта, в результате чего они становятся цивилизованными, культурными личностями, приобретая свойства, знания, способности, умения и навыки, характерные для современного человека.

Полоролевая социализация (гендерная социализация) - процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами.
Проблема полоролевой социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и половой дифференциации, находится на стыке ряда наук (социологии, биологии, медицины, педагогики и др.). Она является одной из важнейших проблем детской социальной психологии, так как без ее решения невозможно разработать методы адекватного дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола. Полагаться на то, что мальчик вырастет настоящим мужчиной со всеми общественно одобряемыми качествами мужественности, а девочка с возрастом приобретет все необходимые качества женственности, было бы серьезным заблуждением. Эти качества не возникают сами по себе. Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются. Ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста[26].

Неслучайно в последнее время все больше ученых, отечественных и зарубежных, приходят к выводу, что полноценное формирование личности ребенка не может осуществляться без учета психологических особенностей его пола. Психический пол, в отличие от пола биологического, - одна из существенных личностных характеристик человека. Это система потребностей, мотивов, ценностей, характеризующая представления человека о себе как представителе определенного пола, а также способов поведения, реализующих эти представления. И совершенно правильно указывают наши ученые, что «первая категория, в которой ребенок начинает осознавать себя, - это половая принадлежность» (И С. Кон) и что «бесполая личность не более чем абстракции» (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган) [11]. Развивая идею полового воспитания, В.А. Сухомлинский и А.С. Макаренко определяют его, как начало воспитания настоящих мужчин и женщин - формирования у детей гражданского ядра личности определенного пола - и считают, что начинать это воспитание надо с дошкольного возраста [28].

В процессе полоролевой социализации ребенок старается строить свое поведение, сообразуясь со своим полом, идентифицируя себя с теми или иными представителями соответствующего пола - отцом, матерью, братьями, сестрами, сверстниками, литературными героями - и подражая им.

Безусловно, важным фактором в процессе формирования психического пола ребенка является семья и, в частности, пример поведения родителей, их взаимоотношений и трудового сотрудничества друг с другом и с детьми, и в особенности мальчиков с отцами и дедушками, а девочек - с матерями и бабушками. Семья - важнейший институт полоролевой социализации детей. В семье формируются присущие полу качества, как бы внешне неуловимы они ни были. Но для этого необходимо наличие обоих родителей и их активное участие в жизни семьи.

Семья в настоящее время в воспитании ребенка определенного пола сориентирована преимущественно на традиционную модель половых ролей. Ценностные ориентации родителей, их социальные ожидания, манера обращения с детьми, система наказаний и поощрений сказываются на процессе полоролевой социализации ребенка [23]. Родители не должны требовать от мальчиков и девочек одних и тех же стандартов поведения. Оно должно соответствовать полу ребенка. Жизнь в семье показывает детям, что мужчины и женщины, несмотря на свою разницу и различные роли, необходимы друг другу и должны заботиться друг о друге. Полоролевое воспитание в семье - не просто сумма влияний взрослых на ребенка-дошкольника, а сложная система взаимных влияний взрослых и ребенка друг на друга.

Образцы полоролевого поведения первоначально задаются преимущественно в семье, но моделями маскулинного или фемининного поведения для детей дошкольного возраста выступают не только родители и другие значимые взрослые, но и сверстники своего пола.

Психологи утверждают, что в два года у детей еще нет половой избирательности, однако к четырем годам она уже хорошо выражается, и дети, которые следуют поведению, предписанному полу, лучше принимаются сверстниками [11]. Сообщество сверстников в группе детского сада ускоряет процесс формирования психологического и социального пола ребенка. От социальных ожиданий семьи и группы сверстников — основных референтных для ребенка групп, - от содержания эталонов полоролевого поведения многое зависит в формировании ценных качеств мужественности и женственности. Существенную роль в процессе полового воспитания играют педагоги, которые осуществляют дифференцированный воспитательный подход по отношению к мальчикам и девочкам [3].

Многие педагоги восприняли призыв к дифференцированному подходу в воспитании и обучении мальчиков и девочек как призыв к необходимости разделить в образовании мальчиков и девочек, объясняя это тем, что девочки развиваются быстрее и это способствует формированию состояния дискомфорта у мальчиков и их неуверенности.

Разделение мальчиков и девочек в группе детского сада, обучение и воспитание их по разным программам, с нашей точки зрения, неправомерно, во-первых, потому, что именно с дошкольного возраста надо учить доброжелательному взаимодействию мальчиков и девочек, с детства укреплять связи между представителями разного пола без сексуальной ориентации. Профессор Д.В. Колесов, говоря о важности воспитания уважения к сверстнику противоположного пола, пишет, что необходимо организовывать совместную деятельность мальчиков и девочек, формировать у них способность к разделению обязанностей в интересах общего положительного результата [20,31]. Он считает, что от того, как мы научим ребенка этому взаимодействию, во многом будет определяться благополучие взаимоотношений в семье.

Кроме того, совместное обучение и воспитание детей способствует формированию начал качеств мужественности и женственности.

Итак, в динамике возрастного развития полоролевая социализация осуществляется, прежде всего, в системе «ребенок - взрослый», однако половозрастные объединения «ребенок - ребенок», позже включающиеся в этот процесс, также являются важнейшим институтом полоролевой социализации.

Дошкольный возраст, согласно исследованиям Т.А. Репиной и ее учеников, является сензитивным периодом полоролевого развития и социализации ребенка, охватывающим все сферы личностного становления [26]. Т.А. Репина считает, что многое в полоролевом развитии ребенка дошкольного возраста зависит от того, стимулируют ли воспитывающие взрослые у детей процесс полоролевой социализации или он протекает стихийно. В дошкольном детстве начинают формироваться представления о половой принадлежности и содержании ролевого поведения, соответствующего полу; возникают и активно развиваются полоролевые предпочтения, ценностные ориентации, потребности, мотивы, специфичные для пола, усваиваются модели поведения [23,24].

Осознание своей половой принадлежности носит название половой идентификации. Ребенок называет себя мальчиком или девочкой, протестует, если мальчика случайно назовут девочкой, и, наоборот, подражает поведению представителей своего пола, предпочитает общение с ними, выбирает традиционные для своего пола виды деятельности. По отношению к представителям другого пола постепенно возникает некоторая отчужденность, иногда враждебность или как минимум противопоставление. Процесс освоения ребенком той или иной социальной роли получил название полоролевой социализации [26].

Следует отметить, что содержание социальных половых ролей всегда носило ярко выраженный исторический характер, и его изменение в настоящее время совсем неудивительно. Снижение доли физического труда в обществе, отход семьи как ценности на второй план по сравнению с полной личностной реализацией, высвобождение женщин для общественной жизни, повышение их общественного статуса - все это сблизило социальные роли мужчин и женщин, но все же не привело к их полному совпадению.

Что остается неизменным в содержании социальных половых ролей и какие качества нужны человеку для их успешного выполнения? Иными словами, в чем сегодня выражаются мужественность и женственность?

Поскольку существуют объективные половые различия, подходы к воспитанию детей разного пола должны быть различными. Большую роль в процессе формирования пола играет окружение ребенка, точнее, наличие тех моделей полоролевого поведения, которые послужат образцом для подражания или противопоставления [14].


    1. Гендерный подход в социализации дошкольников


Гендер по одним источникам - род, по другим — представление. Гендер содержит когнитивные (гендерное самосознание), эмоциональные (гендерная идентичность) и поведенческие (гендерные роли и особенности поведения) компоненты [30].

Гендерное самосознание включает в себя следующие психологические образования: осознание своего тела как тела человека определенного пола; осознание себя, своей личности, своего жизненного пути как представителя определенного пола; знания тендерных стереотипов (об атрибутах одежды, возможностях, играх, занятиях и др.) и ролей (личных, семейных, профессиональных) своего пола; представления о своих гендерных статусах, ролях и стереотипах, мужских и женских идеалах и др. Гендерная идентичность предполагает психологическое отождествление себя с определенным полом; предпочтения, эмоциональные, мотивационные выборы, связанные с определенным гендером; эмоционально-ценностное отношение к определенным гендерам [11].

Гендерное поведение предполагает соответствие поведения человека тем статусам, ролям, стереотипам, нормам и ценностям, которые соответствуют определенному гендеру.

Психологический пол, таким образом, характеризует индивида по критерию соответствия стереотипу его мужественного (маскулинного) или женственного (феминного) поведения и находит отражение в соответствующих представлениях ребенка-дошкольника, кем он будет, когда вырастет, в ценностных ориентациях мальчиков и девочек, предпочтении видов деятельности, характерных для пола, в мечтах о будущем, а также в сообразной половой консолидации со сверстниками своего пола в группе детского сада.

Гендер - это пол в социально-психологическом смысле, специфический набор культурных и поведенческих характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин [17,18]. Различия между мужчиной и женщиной интеллектуальные, эмоциональные - существуют, но они носят качественный, а не количественный характер. Гендерные роли относятся к предписанным ролям. Статус будущего мужчины или женщины приобретается ребенком при рождении, а затем в процессе гендерной социализации он обучается исполнять ту или иную гендерную роль.

В соответствии с классификацией (С.Бем) гендерная субкультура может проявляться индивидом четырех типов [28]:

  • маскулинный - тип с характерным преобладанием мужских психологических проявлений над женскими;

  • феминный - тип с характерным преобладанием женских психологических проявлений над мужскими;

  • андрогинный - тип с одновременно ярко выраженным проявлением и мужских, и женских психологических характеристик;

  • недифференцированный тип - низким уровнем проявлений и мужских, и женских психологических характеристик.

Исследования Л.Э. Семеновой показали, что уже к старшему дошкольному возрасту маскулинные дети ценят авторитет силы и независимость поведения, ориентированы на высокие индивидуальные достижения. Маскулинные дети часто не терпят возражений, отстаивают свое мнение любыми доступными для них способами, в том числе и агрессивными действиями, предпочитают лидирующие позиции. Им присущ независимо соревновательный стиль поведения, авторитарный характер взаимоотношений со сверстниками [29] .

Феминные дети, независимо от половой принадлежности, принимают эмоционально-экспрессивный стиль поведения, связанный с зависимым, подчиненным поведением, осторожностью, отказом от собственной инициативы и самостоятельности, ориентированностью на других. Такие дети, как правило, в совместной деятельности являются ведомыми, их инициатива минимальна, а в случае с феминными мальчиками вообще отсутствует, избегают контактов и взаимодействий, особенно со сверстниками своего пола.

Андрогинные дети относительно свободны от жесткой половой типизации, признают за собой право на осознание различного рода деятельности без привязанности к традиционным нормам, для них характерна направленность на реальное осмысление ситуации, самостоятельное преодоление трудностей. Им присуща высокая социальная активность. Эти дети активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками независимо от пола. Этим детям присуща настойчивость, самостоятельность в принятии решений, высокий уровень реальных достижений, что может служить подтверждением их личностного благополучия.

Недифференцированные дети отвергают как мужской, так и женский стиль поведения, характеризуются отсутствием каких-либо полоролевых ориентиров, а также эмоциональным отвержением всех видов деятельности. Пассивность, низкие реальные достижения, отсутствие социального принятия в коллективе сверстников и ответное избегание контактов.

Соотношение маскулинности и феминности определяет гендерную идентичность - ощущение собственной принадлежности к мужскому или женскому полу, отождествление себя с ним. Понятия «быть женщиной» и «быть мужчиной» различны для разных этнических, религиозных, расовых групп, разных социальных слоев, разных поколений [15,28].

Источники информации детям о гендерной роли, ограничены их наблюдением за разнообразными формами поведения окружающих, игрой в игры и игрушки, чтение детских книжек, просмотром телепередач, анализом детской литературы.

В возрасте пяти лет у ребенка складывается основа гендера, формируется уверенность в принадлежности к полу и неизменяемости этого пола. Случайное или целенаправленное воспитание, не соответствующее полу ребенка создает непреодолимые трудности для последующего приспособления к его половой роли.

Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствует о необходимости учета половых различий в организации педагогического процесса, что находит отражение в требованиях федерального государственного образовательного стандарта, включено в содержание отдельных федеральных и региональных комплексных и парциальных программ («Детство», «Я - человек», «Истоки», «Мальчики и девочки» и др.).

Отбор содержания различных аспектов для детей дошкольного возраста, осуществлен в соответствии со следующими принципами [1]:

  • принципом научности, предполагающим отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов; возможность усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщенных представлений; стимулирование познавательного интереса детей к сфере социальных отношений; формирование основ научного мировоззрения;

  • принципом доступности, обеспечивающим адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых особенностей личностного развития детей дошкольного возраста;

  • принципом прогностичности, ориентирующим на осознанное восприятие детьми предлагаемого содержания, на возможное его использование в качестве аргументов в объяснении своих поступков, отношений в сфере социального взаимодействия, на проявление потребностей и мотивов социально значимого и одобряемого поведения;

  • принципом последовательности и концентричности, обеспечивающим постепенное обогащение содержания различных сфер психосексуальной, нравственно-этической и семейно-бытовой культуры по темам и блокам, возвращение к ранее пройденным темам на более высоком уровне формирования знаний (от элементарных представлений по отдельным признакам к обобщенным представлениям по системе существенных признаков);

  • принципом системности, предполагающим формирование у дошкольников обобщенного представления о взаимоотношениях между людьми разного пола как системе систем, в котором все объекты, процессы, явления, поступки, переживания находятся во взаимосвязи и взаимозависимости; становление основ диалектического понимания социальной действительности;

  • принципом интегративности, предусматривающим возможность использования содержания психосексуальной культуры в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом, экономическом и т.д.) и его реализацию в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой, учебной);

  • принципом культуросообразительности, обеспечивающим становление различных сфер самосознания ребенка на основе приобщения к психосексуальной, нравственно-этической и семейно-бытовой культуре.

Таким образом, дошкольная педагогика сохранила традиции полоролевого воспитания и половой социализации, помогающие регулировать поведение людей разного пола в семье и социуме, способствующие развитию женского и мужского достоинства, формированию гуманных взаимоотношений полов, основанных на взаимопонимании, взаимодоверии, взаимоуважении. В качестве традиций выступают полоролевые принципы, социальные установки и нормы поведения, идеи и убеждения, представления и взгляды.


    1. Особенности полоролевой социализации дошкольников посредством детской художественной литературы


Половая социализация направлена на формирование у детей начал мужественности и женственности. В теории исследовались и изучались многие вопросы воспитания мальчиков и девочек в семье, в детском саду, взаимосвязь полоролевого, социального, нравственного воспитания в развитии личности ребенка, разнообразные формы, методы и средства полоролевого воспитания. Однако актуальными и недостаточно решенными остаются вопросы поиска эффективных путей полоролевой социализации детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Вместе с тем, именно художественная литература, оперирует художественными образами, обладает широкими возможностями эстетического воздействия на полоролевое сознание ребенка. Являясь одним из наиболее эффективных средств передачи духовных ценностей. Возвышенные чувства, сконцентрированные в образах художественной литературы наиболее убедительны для детей, чем реальные человеческие отношения, которые иногда не соответствуют нравственно-эстетическим требованиям общества [29].
Художественная литература – неиссякаемый источник воспитания детей. Детская художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Дети любят одних героев, восхищаются их поступками, пытаются им подражать и не принимают других – отрицают их отношение к жизни, не одобряют их поведение и не хотят быть похожими на них [32].

Но литературные герои не бесполые, бестелесные существа, они являются представителями определенного пола, а значит, имеют характерные социа – половые черты. Любые герои сказок, стихов могут стать для мальчиков образцом ума, а для девочек – примером верности, трудолюбия, любви. Поэтому, читая художественные произведения, нужно обращать внимание детей на положительные черты характеров героев, свойственные представителям разных полов.

Говоря о художественной литературе, как об одном из источников народной педагогики, следует отметить, что не все жанры возможно использовать в полной мере в работе с дошкольниками, поэтому необходимо отбирать наиболее доступные для детей этого возраста. Шангина И.И.в книге «Русские дети и их игры» дает подробную классификацию детского фольклора. К этому жанру она относит: потешки, пестушки, сказки, считалки, дразнилки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки. Различные элементы фольклора могут быть использованы в качестве источника полоролевого воспитания детей дошкольного возраста [35].

Пестушки – краткие стихотворные приговоры нянюшек и матерей, ухаживающих за ребенком в первые месяцы жизни, которые вызывают у ребенка положительные, радостные, бодрые эмоции. В пестушках часто встречаются слова, которые обращены к Богу, Богородице, ангелам, животным с просьбой защитить ребенка от болезней, несчастий, помочь малышу преодолеть первые жизненные трудности, послать ребенку сладкий сон.

В иных случаях пестушка становится настоящей игрой, изображающей конскую скачку, катание с горы, пляску и пр. Так, пестушка незаметно переходит в потешку - песенку – приговор, сопутствующий игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. Когда ребенок начинает становиться на ножки, приговаривают и припевают: «Дыб, дыб, дыбочек!», «Топ, топ, топ!».

Когда ребенок начал делать первые шаги, использовались потешки – стихи с элементами игр («Ладушки», «Сорока - ворона», «Коза рогатая»). В ходе них происходит не только словесное, но и физическое общение ребенка с матерью или другими родственниками. Для ребенка очень важен физический контакт с родителями. Во время потешек они чувствуют теплоту маминых рук, ее нежные прикосновения.

Неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств личности представляют пословицы и поговорки. Пословицы – это краткие, меткие, глубокие по силе мысли народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженные в художественной форме. В пословицах нашел отражение длительный опыт социально – бытовой исторической жизни народа, его идеология, психология и жизненная мудрость [9,13].

История существования пословиц и их непрерывного развития тесно связана с формированием человеческого общества. В изумительной мудрости русских пословиц и поговорок запечатлены вековые традиции народа: любовь к Родине, трудолюбие и свободолюбие, храбрость и стойкость, любовь к матери, желание творить добро и т.д.

Пословицы хвалят положительные свойства человека, порицают недостатки, высмеивают их меткими сатирическими образами, на века вынося им приговор: «Больше верь делам, нежели словам», «Сперва подумай, потом говори».

Кратко и образно выражают афоризмы народные мысли о воспитании мужских и женских качеств, культуры взаимоотношений полов. Мужчина должен быть умным, смелым, трудолюбивым, хозяйственным: «Смелый боец и в ученье, и в бою молодец», «Мужик хлопочет – себе добра хочет».

От хозяйки же ждут домовитости, трудолюбия, аккуратности и бережливости: «Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит», «Путная хозяйка каждую курочку знает». В изумительной мудрости русских пословиц и поговорок запечатлены такие традиции народа, как любовь к матери, уважение к старшим, почитание родителей [13].

Русские народные сказки являются одной из самых драгоценных жемчужин, доставшихся нам в наследство. О сказках К.Д. Ушинский писал: « Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, что кто – нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа» [32].

В сказках в художественной форме отражены не только требования народной морали, но еще даны образцы нравственного поведения. Сказки, как и другие виды художественной литературы, дают возможность разъяснять детям нравственные понятия, которые являются этическими нормами общества: добро, долг, совесть, честь и др. Трудно переоценить воспитательное значение сказок, в которых прославляется труд, осуждается лень.

В сказках детям преподается торжество нравственной и социальной правды. Они содержат в себе выраженные в конкретной форме моральные императивы трудового народа. Жизнь должна быть основана на труде, и как бы человек не был слаб, он должен трудиться: может быть, именно, этой крохотной силы не достает для завершения общего дела («Репка»). С людьми надо жить в мире: коллективная дружба – основа благополучия («Теремок», «Зимовье зверей»). Послушание старшим избавляет от многих бед («Волк и семеро козлят»).

По мнению И.Э. Куликовской, слушая сказки в детстве, человек накапливает бессознательно символический банк жизненных ситуаций и правил жизни в обществе [22]. Этот «банк» может быть активизирован в случае возникновения проблемных жизненных ситуаций. В процессе познания смыслового, ценностного содержания сказки мы обращаемся как к жизненному опыту ребенка, так и к его «сказочному банку жизненных ситуаций».

Сказка представляет ребенку следующие жизненные полоролевые ситуации [32]:

  • терпение, трудолюбие, заботливость девочки вознаграждается;

  • силой, смелостью, служением родной земле мальчик, юноша, мужчина может заслужить любовь и уважение людей;

  • любовь к детям, забота о них позволяет воспитать достойную смену, способную встать на защиту семьи;

  • проявление ума и смекалки, как мальчиками, так и девочками обеспечивает выход из сложных жизненных ситуаций и т. д.

Сказка как средство воспитания потому, вероятно, блестяще выполняла функции «назидания, развлечения, устрашения» [5], что отвечала сущностным потребностям ребенка. То, что воспитатель порой пытается донести до детского сознания, «втолковать» в форме моральных сентенций, прекрасно осваивалось ребенком в форме бесхитростной сказки и перестраивало его поведение. К.Д. Ушинский считал, что легкость и простота сказки, повторяемость отдельных элементов сюжета и словесных оборотов способствуют быстрому запечатлению сказки в памяти ребенка. Эта кажущаяся доступность сказки вкупе с поэтически образной формой, безусловно, способствует ярким впечатлениям и ее запоминанию. Но дело заключается не столько в дидактическом и эстетическом, сколько в психолого-педагогическом воздействии сказки на ребенка.

Благодаря своеобразному отношению ребенка к художественному вымыслу происходит то, что в сказочных героях ребенок начинает видеть себя самого, ставить себя на их место, сопереживая им и пытаясь содействовать [6]. Особое значение для детей имеют сказки, героями которых являются сверстники: Мальчик-с-пальчик, Крошечка-Хаврошечка, сестрица Аленушка и братец Иванушка и другие, т.е. те персонажи, которые проявляют смелость, находчивость, доброту, справедливость.

В образах и действующих лицах сказки зафиксированы моральные нормы, нравственные представления в своем предельном выражении — в форме полярных эталонов: хорошего-плохого, доброго-злого, красивого-безобразного. Они персонифицированы в образах Кощея Бессмертного и Ивана Царевича, Василисы Премудрой и Бабы Яги, доброй падчерицы и злой мачехи, они являются нравственной точкой отсчета в оценке ребенком поведения окружающих и построении собственных поступков.

В любой сказке, идет ли в ней речь о животных («Зимовье зверей»), об обыденных предметах («Пузырь, Соломинка и Лапоть»), о царях и солдатах («Семь Семенов»), о добрых молодцах и красных девицах и т.п., запечатлены различные модели социальных взаимоотношений, присущих тому или иному сословию, социальной группе, той или иной эпохе. Особенно рельефно в сказке представлены внутрисемейные отношения [5,16].

Влияние сказки на формирование личности ребенка XIX в. трудно переоценить; известно, что А.С. Пушкин с восторгом говорил о сказках: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!», а что такое сказка для ребенка XX в.? По мнению А.В. Запорожца, ценность сказки в том, что «она способствует активному сопереживанию персонажам, постановке себя на их место, действию как бы от их лица», благодаря сказке во многом открывается смысл и моральная значимость человеческих поступков [6]. А с точки зрения К.И. Чуковского, «...до семи-восьмилетнего возраста сказка для каждого нормального ребенка есть самая здоровая пища — не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб» [22].

Таким образом, в сказках ребенку открывается «идеальный» тип взаимоотношений и соответствующие полу образцы поведения, имеющие культурно — историческую природу, вырисовывается картина социальных отношений. Именно в сказках перед ребенком предстает более широкий мир — мир человеческих отношений вообще.

Половое воспитание детей, как же отмечалось, направлено на формирование у детей начал мужественности и женственности. Разработка соответствующих методик осуществлялась в исследованиях Л.В Градусовой, Е.В. Кудрявцевой, Л.А. Арутюновой, выполненных под руководством Т. А. Репиной. Для формирования представлений о мужественности и женственности широко используется устное народное творчество и художественная литература [27,32].

С помощью сказок, стихов и рассказов формируются представления о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. Кстати сказать, существует мнение, что волшебные сказки, такие как «Аленький цветочек», «Царевна - лягушка», «Снежная королева», воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясь своеобразным учебником полового воспитания для самых маленьких. Ведь каждая из названных сказок – воспитательный шедевр, настоящий гимн силе любви.

Таким образом, художественная литература заставляет ребенка задуматься над очень многим и прочувствовать то, что затруднительно для него или вообще недоступно в реальной повседневной жизни. Выстраивая свое понимание художественной литературы, ребенок приобретает начальные качества мужественности и женственности, у него развивается положительное эмоциональное отношение к своему полу, чувство гордости за принадлежность к нему и соответствующие полу предпочтения и интересы.


следующая страница >>