microbik.ru
1 2 ... 6 7



Введение


Целью дисциплины «Тара и ее производство» является изучение производства и использования тары в пищевой промышленности. Данная дисциплина имеет важное значение и занимает одно из основных мест в изучении специальных дисциплин.

Основные темы данного курса:

а) понятия о таре и упаковке;

б) структура тары и упаковки и их служебное назначение;

в) жизненный цикл тары и требования к ней;

г) классификация тары;

д) виды тары и методы ее изготовления;

е) стандартизация тары;

ж) контроль и испытание тары

Решение проблемы тары – одна из важных производственных задач. Без тары, изготовленной и поступившей в необходимых количествах, надлежащего качества и в установленные сроки, невозможны отгрузка, транспортировка и сохранение продукции.

Основная функция тары – предохранение продукции от количественных и качественных потерь при транспортировке, складировании и хранении в сферах производства и потребления, а также предохранение окружающей среды от влияния упакованных вредных и опасных веществ. Кроме того, тара придает продукции портативность и транспортабельность, облегчает погрузочно-разгрузочные работы и учет продукции и способствует повышению уровня культуры торговли.

Для развития промышленности, строительства и сельского хозяйства требуется постоянный рост производства тары и улучшение ее структуры.


Глава 1. Понятия о таре и упаковке
1. 1. Назначение тары и упаковки

Упаковкой называется завернутый продукт операции упаковывания, предназначенный для хранения и транспортировки и состоящий из тары (банка, бутылка, ящик, мешок, пакет и т. д.) и ее содержимого. Упаковкой в соответствии с ГОСТ 17527 – 72 также называется средство или комплекс средств, обеспечивающие защиту продукции от порчи и повреждений, а окружающую среду – от загрязнений [6].

Тарой называется основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения продукции, выполненные в виде открытого или замкнутого полого корпуса.

Основное назначение тары состоит в следующем:

1) создание гарантий против повреждения материальных ценностей от механического воздействия – ударов, сотрясения и боя; загрязнения и порчи материалов от воздействия атмосферных осадков, температуры, влажности воздуха, дневного света и других внешних условий, т.е. сохранение физико-химических свойств материалов и различных изделий; предотвращение количественных потерь материалов при их хранении и транспортировке;

2) создание удобств при погрузке, выгрузке и перевозке материальных ценностей на всех видах транспорта;

3) обеспечение удобств для укладки и хранения тарированных материалов на складах;

4) лучшее использование емкости складских помещений, грузоподъемности транспортных средств и увеличение их производительности;

5) облегчение условий труда и сохранение здоровья рабочих при погрузочно-разгрузочных и складских работах, предохранение персонала от ядовитых испарений, пыли при работе с легкораспыляющимися материалами и др.

Основными задачами развития тарного хозяйства, обеспечивающими снижение затрат на упаковку продукции и расход лесоматериалов, а также прокат черных металлов на тару, являются:

1) развитие перевозок грузов в универсальных, специализированных и крупнотоннажных контейнерах без дополнительной упаковки в транспортную тару или с использованием облегченной тары;

2) широкое применение пакетных перевозок грузов на поддонах;

3) развитие производства и потребления картонной многооборотной и тонкостенной деревянной и полимерной тары;

4) развитие специализированного производства тары, реконструкция тарных предприятий на базе их технического перевооружения;

5) улучшение структуры производства и поставок специализированных лесоматериалов на тару и тарные комплекты;

6) совершенствование стандартизации и унификации, повышение деревянной и картонной тары и тарных материалов;

7) установление оптимальных объемов использования возвратной тары, а также ее ремонт и переработка;

8) совершенствование планирования и управления производством тары и тарных материалов.

Тара имеет свой жизненный цикл, под которым понимается ее изготовление, использование, ремонт и утилизация.
1. 2. Способы формирования упаковки

Существуют два способа формирования упаковки:

а) Пакетирование – формирование и скрепление продукции в грузовую единицу, обеспечивающее при перевозке в определенных условиях их целостность, сохранность и позволяющее механизировать погрузочно-разгрузочные и складские работы.

б) Упаковка продукции или сырья в заранее изготовленную жесткую, полужесткую или мягкую тару соответственно.

В дисциплине «Тара и ее производство» также используются понятия «упаковываемая среда» и «упаковывающая среда».

Под упаковываемой средой понимается материал, который непосредственно предназначен для упаковывания. Упаковывающей средой называется вспомогательный материал, используемый для упаковки продукции или сырья.

Так, например, в последнее время в упаковке скоропортящейся продукции в качестве упаковывающей среды часто применяется вакуум. Вакуумная упаковка надолго сохраняет вкусовые качества пищевой продукции и улучшает ее транспортабельность.

При перевозке штучных грузов в стеклянной упаковке, а также при транспортировке бьющейся посуды требуется смягчение толчков, ударов и тряски. Для этой цели в качестве упаковывающей среды используются древесная стружка, вата, пенопласт. Древесная стружка также применяется при транспортировке сельскохозяйственной продукции (в частности овощей и фруктов) в ящиках.
1. 3. Классификация тары и упаковки

Основными признаками, по которым классифицируют тару и упаковку, являются их назначение, материал, состав, конструкция, технология производства. По назначению тару и упаковку можно разделить на производственную, транспортную, потребительскую и специальную (консервирующую).

Производственная тара предназначена для выполнения внутрицеховых, межцеховых (внутризаводских) и межзаводских перевозок, хранения и накопления сырья, материалов, полуфабрикатов, заготовок, деталей сборочных единиц. Готовых изделий и отходов. Производственная тара и упаковка являются собственностью конкретного предприятия и подлежат обязательному возврату.

Транспортная тара – это тара, образующая самостоятельную транспортную единицу. Основные виды транспортной тары – барабаны, бочки, мешки, фляги, ящики [8].

Стеклянная тара (банки, бутылки) предназначена для хранения и транспортировки напитков, а также овощных и фруктовых консервов. Жестяные и алюминиевые банки – для тех же целей, а также для хранения и транспортировки рыбных, мясных и молочных консервов. Деревянные ящики используются для хранения и транспортировки штучных грузов (банок, бутылок, пакетов), бочки (как деревянные так и металлические) – для хранения и транспортировки жидких грузов.

По назначению тара подразделяется на потребительскую и транспортную [8].

Правильный выбор транспортной тары обусловливает экономичное и надежное транспортирование, более 25% повреждений продукции обусловлено ошибками при подборе транспортной тары.

Транспортную тару условно можно классифицировать по следующим признакам:

кратности использования: разовая и многооборотная;

стабильности размеров: жесткая, мягкая;

упаковываемой продукции: для жидкостей, сыпучих продуктов, штучных грузов;

способу изготовления: сварная, склеенная, выдувная, сбитая, стянутая, прессованная, литая, термоформованная, вспененная;

материалу: деревянная, металлическая, стеклянная, бумажная, полимерная, комбинированная;

компактности: неразборная, разборная;

укупорке: герметичная, изобарическая (сообщающаяся с атмосферой), открытая.

К транспортной таре относятся барабаны, бочки, мешки, фляги, ящики.

Барабан – транспортная тара с гладким или гофрированным корпусом цилиндрической формы, без обручей или зигов катания, с плоским дном. Зиг катания – фанерная полоса, скатываемая в кольцо и предназначенная для стягивания бочки.

Бочка – транспортная тара с корпусом цилиндрической или параболической формы с обручами или зигами катания, с доньями (слово «дно» во множественном числе).

Мешок – мягкая транспортная тара с корпусом в форме рукава с дном и горловиной. Последняя может быть закрытой или открытой.

Фляга – многооборотная (предназначенная для многократного использования и подлежащая возврату на соответствующий пункт) транспортная тара с корпусом цилиндрической формы и цилиндрической горловиной, диаметр которой больше диаметра корпуса, с приспособлением для переноса, сливной горловиной и крышкой с затвором.

Ящик – транспортная тара с корпусом, имеющим в сечении, параллельном дну преимущественно форму прямоугольника, с дном, двумя торцовыми и боковыми стенками, с крышкой или без нее.

Потребительская тара – тара, поступающая к потребителям с продукцией и не являющаяся самостоятельной транспортной единицей. Потребительская тара и упаковка предназначается для продажи товаров населению, является частью товара и входит в его стоимость, а после реализации переходит в полную собственность потребителя. Она, как правило, не предназначается для самостоятельного транспортирования и перевозится в транспортной упаковке. Потребительская тара имеет ограниченные массу, вместимость и размеры. В большинстве случаев ее суммарный периметр не должен быть более 600 мм, т. е. L+B+H ≤ 600 мм (L – длина, B – ширина, H – высота упаковки).

К потребительской таре относятся банки, бутылки, коробки, тубы, и т. д. [8]

Банка – потребительская тара с гладким корпусом цилиндрической или слегка продолговатой формы; плоским или вогнутым дном; горловиной, диаметр которой меньше или равен диаметру корпуса.

Бутылка – потребительская тара с высоким гладким корпусом цилиндрической формы; высокой горловиной также цилиндрической формы и диаметром меньше диаметра корпуса; вогнутым или плоским дном; с пробкой или без нее.

Коробка – потребительская тара с корпусом преимущественно круглой, эллипсоидальной и прямоугольной форм; дном; торцовыми и боковыми стенками; с крышкой или без нее.

Туба – потребительская тара цилиндрической формы; с гладким корпусом; плоским дном и крышкой [6].

По оборачиваемости тара подразделяется на разовую, т. е. предназначенную для однократного использования при поставках продукции; возвратную – бывшую в употреблении и используемую повторно; многооборотную, которая многократно используется при поставках продукции. Многооборотная тара может быть инвентарной, т. е. принадлежать конкретному предприятию и подлежать возврату на данное предприятие.

Одним из основных классификационных признаков является разделение тары по материалу, из которого она произведена:

Бумажная – мешки, пачки, и т. д.;

Деревянная – ящики плотные и решетчатые, обрешетки, лотки, бочки, барабаны;

Картонная – барабаны, коробки, ящики;

Металлическая – баллоны, банки, барабаны, бочки, канистры, лотки, фляги, ящики;

Полимерная – бочки, канистры, мешки, фляги, ящики;

Стеклянная – банки, бутыли, бутылки;

Текстильная – мешки льняные, полульняные, льноджутовые, джутовые, пеньковые, хлопчатобумажные и др.

Комбинированная – изготовленная из двух или более разных материалов [8].

В зависимости от жесткости конструкции, т. е. способности сохранять свою первоначальную форму тара подразделяется на жесткую, полужесткую и мягкую [6].

Жесткая тара производится из древесины, металла, стекла, пластмассы, картона, древесно-волокнистых материалов и бумажной массы (способом прессования или литья).

Для производства полужесткой тары используются бумага, пластмассы, некоторые сорта картона и полимерные материалы.

Мягкая тара изготавливается из бумаги, ткани, а также полимерных и комбинированных материалов [6].

По экономическому признаку, т. е. переносу стоимости тары на готовый продукт тара делится на внешнюю и внутреннюю. При этом к внешней относится транспортная тара, а к внутренней – потребительская.

Стоимость внешней (транспортной) тары, если она оборачивается только один раз, распределяется пропорционально количеству единиц помещенного в нее продукта, а при многооборотной таре потребитель оплачивает ее стоимость в части износа тары и только эта величина переносится на стоимость продукта.

Стоимость внутренней (потребительской) тары вместе с помещенным в нее продуктом целиком переносится на стоимость изготовленного продукта.

В настоящее время широко применяется разборная, складная и разборно-складная тара; она очень удобна, занимает мало места в сложенном или разобранном виде и экономична при перевозках.

К разборной таре относятся деревянные ящики, изготовленные из щитов, скрепляемые поясами из металлической ленты. К складной, но не разборной таре относятся различного рода кули, мешки и т. п. К разборно-складной таре относятся деревянные разборные барабаны, различные типы ящиков, поддонов, контейнеров из дерева и других материалов.

Различают также тару товарообезличенную и специализированную (индивидуальную).

Товарообезличенная тара не имеет специфических свойств и особенностей и может быть использована после ее высвобождения от одних материалов и продуктов под другие материалы и продукты.

Специализированная тара используется только для упаковки и транспортировки строго определенного материала или продукта. После высвобождения такая тара, как правило, может быть использована повторно лишь после определенной ее обработки, удаления всех признаков пребывания в ней первоначального продукта, а для пищевой тары – также соответствующей санитарной обработки.


  1. 4. Тароупаковочные материалы

и требования, предъявляемые к таре

Тароупаковочные материалы способствуют сохранению тары и защищают продукцию от толчков, сотрясений и порчи. В зависимости от назначения тароупаковочные материалы делятся на две группы.

К первой группе относятся:

прокладочные материалы, отделяющие изделия друг от друга (например, прокладки из гофрированного картона и др.);

подстилочные материалы (стружка, минеральная вата и др.);

заверточные и оберточные материалы, предохраняющие изделия от коррозии, температурных колебаний и т. п.; среди оберточных материалов широкое применение получила антикоррозионная бумага, предохраняющая металлические изделия от коррозии.

Ко второй группе тароупаковочных материалов относятся крепежные материалы (гвозди, металлическая лента, скрепы, проволока, шпагат и др.), назначение которых – скреплять конструкцию тары.

Основными требованиями, предъявляемыми к различным видам тары, являются: минимальный вес тары по отношению к помещенной в нее продукции; прочность и надежность конструкции тары, обеспечивающей сохранность качества и количества помещенного в нее продукта; дешевизна изготовления; удобство упаковки и распаковки; портативность, приятный внешний вид и удобство для перевозки как в порожнем состоянии, так и вместе с помещенной в нее продукцией.

Глава 2. Стеклянная тара
Как упаковочный материал для пищевой продукции стекло имеет ряд преимуществ:

а) cтекло устойчиво к химическому воздействию, является гигиеническим материалом, не влияет на свойства и аромат пищевой продукции;

б) cтеклянная тара – недорогой вид упаковки вследствие низкой стоимости сырьевых материалов, из которых она производится. Кроме того, стекло больше, чем какой-либо другой материал поддается переработке, что также снижает стоимость стеклотары;

в) потребитель может видеть содержимое, находящееся в стеклянной упаковке. Это, в свою очередь, заставляет повышать качество упаковываемых продуктов с целью придать им надлежащий товарный вид и, когда требуется – прозрачность [5].

К недостаткам стеклотары относятся малая механическая прочность и относительно большая масса на единицу затрачиваемой продукции.

следующая страница >>