microbik.ru
1


Порядок перемещения через таможенную границу РФ

товаров и транспортных средств


Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств закреплены во второй главе Таможенного кодекса Российской Федерации1.

В соответствии со ст.12 ТК РФ, именуемой «Перемещение товаров (в том числе валюты Российской Федера­ции, внутренних ценных бумаг и валютных ценностей) и транс­портных средств через таможенную границу», все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу в порядке, установленном ТК РФ, за исключением случаев, предусмотренных таможенным законодательством.

При этом, товары и транспортные средства перемещаются через таможенную гра­ницу в порядке, установленном ТК РФ. А порядок перемещения через таможенную границу валюты Российской Фе­дерации, внутренних ценных бумаг и валютных ценностей регулируется валют­ным законодательством Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования и ТК РФ.

Таким образом, в ст.12 ТК РФ закрепляется право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, являющееся одним из важнейших принципов таможенного права.

Все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, иными словами, имеют право на совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров и транспортных средств.

Право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу соответствует нормам Конституции РФ2, закрепившим за каж­дым право свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно воз­вращаться в Россию (ст.27), а также право на свободное использование сво­их способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34).

Кроме того, упомянутое право тесно связано с рядом общепризнанных норм междуна­родного права: ст.13 и 17 Всеобщей декларации прав человека3; ст.12 Меж­дународного пакта о гражданских и политических правах4 и др. Обеспечение этого права приобретает особое значение для развития международных гу­манитарных контактов.

Поэтому государства, подписавшие 1 августа 1975 году в Хельсинки Заключительный акт Совещания по безопасности и со­трудничеству в Европе, большое внимание уделили «технической стороне» (в том числе упрощению таможенных процедур) осуществления гуманитар­ных контактов и регулярных встреч на основе семейных связей, поездок по личным или профессиональным причинам, молодежных встреч, туристиче­ских поездок на индивидуальной или коллективной основе5.

В ТК РФ закреплено, что правом на перемещение товара и транспортных средств через таможенную границу наделяются все лица на равных ос­нованиях.

Никто не может быть лишен или ограничен в этом праве, за исключени­ем случаев, предусмотренных в ТК РФ, иных федеральных законах и между­народных договорах РФ. Должностные лица таможенных органов не могут произвольно, не опираясь на закон или международный договор, лишить лицо права на перемещение товаров и транспортных средств через таможен­ную границу.

В то же время, Федеральным законом могут устанавливаться запреты и ограничения при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную гра­ницу. Такие запреты и ограничения нацелены на обеспечение безопасности, защиту жизни и здоровья граждан, публичного порядка и нравственных устоев общества.

Так, в соответствии с п.3 ст.55 Конституции РФ «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены феде­ральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности госу­дарства».

Как следует из п.2 ст.12 ТК РФ, товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством.

При этом, нормативной базой является целый ряд актов, содержащих специальный раздел, устанавливающий порядок со­вершения экспортно-импортных операций с отдельными товарами (группа­ми товаров).

Такие статьи можно найти в федеральных законах: «Об ору­жии», «О качестве и безопасности пищевых продуктов» «О вывозе и ввозе культурных ценностей», «О семеноводстве», «О ветеринарии», «О карантине растений», «Об использовании атомной энергии», «О государственном регу­лировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спир­тосодержащей продукции», «О государственной поддержке кинематогра­фии Российской Федерации», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «О наркотических средствах и психотропных вещест­вах», «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», «О лекарственных средствах», «Об отходах производства и потребления», «О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии насе­ления», «Об охране окружающей среды» и др.

Запреты и ограничения могут устанавливаться не только в актах россий­ского законодательства, но и в источниках международного права: междуна­родных договорах, решениях международных организаций (о режиме меж­дународных санкций и т.д.). О существовании последних и содержащихся в них запретах и ограничениях на ввоз и вывоз ФТС России доводит до све­дения таможенных органов путем рассылки писем разъяснительного харак­тера.

Ст.13 ТК РФ устанавливает ограничения для перемещения товаров через таможенную границу РФ.

Так, согласно п.1 статьи, товары, запрещенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами. Вы­воз указанных товаров производится перевозчиком. В случае невозможности выво­за или неосуществления немедленного вывоза эти товары подлежат помещению на склады временного хранения или в иные места, являющиеся зонами таможенного контроля.

Товары, ограниченные к ввозу на таможенную территорию Российской Фе­дерации, допускаются к ввозу только при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федера­ции или законодательством Российской Федерации.

Товары, запрещенные к вывозу, не подлежат фактическому вывозу с та­моженной территории Российской Федерации. А товары, ограниченные к вывозу с таможенной территории Российской Федерации, допускаются к вывозу при соблюдении требований и условий, установ­ленных международными договорами Российской Федерации или законода­тельством Российской Федерации.

Очевидно, что при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу должны соблюдаться запреты и ограничения, установленные зако­нодательством РФ. Обеспечение соблюдения установленных запретов и ог­раничений – одна из функций таможенных органов, перечисленных и ст.403 ТК РФ.

ТК РФ использует понятие «запреты и ограничения», понимая под ним разрешенные международным правом меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности экономического и неэконо­мического характера. При этом, основное отличие запретов от ограничений состоит в том, что товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию РФ (к вывозу за ее преде­лы), подлежат немедленному вывозу (не подлежат фактическому вывозу), а товары, ограниченные к ввозу (вывозу), допускаются к ввозу (вывозу) при соблюдении установленных условий и требований.

Запреты и ограничения при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу устанавливаются в различных федеральных законах.

Ввоз в РФ и вывоз из РФ отдельных товаров и транспортных средств мо­гут быть запрещены исходя из соображений: государственной безопасности; защиты общественного порядка; нравственности населения; жизни и здоровья человека; защиты животных и растений; охраны окружающей природной среды; защиты художественного, исторического и археологического дос­тояния народов РФ и зарубежных стран и т.п.

Запрещается ввоз на территорию РФ товаров, которые:

- не соответствуют стандартам и требованиям, устанавливаемым законодательными актами РФ;

- не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случа­ях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми акта­ми РФ;

- запрещены к использованию как опасные потребительские товары;

- имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей;

- признаны опасными отходами в соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 июля 1996 г. № 766 «О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов»6.

В целях защиты национальных интересов могут приниматься федеральные законы о запрете, в том числе временном, ввоза и транзита отдельных товаров и транспортных средств.

Запрещенными к вывозу из РФ считаются товары, вывоз которых запре­щен федеральными законами или актами Правительства РФ, исходя из сле­дующих принципов: сохранение исторического, культурного, научного и иного культур­ного наследия народов РФ; обеспечение национальной безопасности РФ; защита внешнего финансового положения и поддержание платеж­ного баланса РФ; выполнение международных обязательств РФ; по другим достаточно важным основаниям в соответствии с актами
законодательства РФ и международными договорами РФ.

Вывозу из РФ, в частности, не подлежат:

- движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ, независимо от времени их создания;

- движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, ус­тановленном законодательством РФ;

- культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей РФ. По решению уполномоченных государственных органов данное правило может быть распространено на иные музеи, архивы, библиотеки;

- культурные ценности, созданные более 100 лет назад, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

Вместе с полным запретом в отношении ввоза в РФ и вывоза из РФ товаров и транспортных средств могут быть предприняты различные ограничения: ограничения в торговле отдельными товарами (товарные ограниче­ния), с отдельными странами или группами стран (географические ограниче­ния), ограничения, действующие в течение определенного срока (ограничения по времени).

В соответствии с федеральными законами и международными договора­ми РФ могут устанавливаться ограничения экспорта и (или) импорта това­ров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности исходя из на­циональных интересов. Понятие «национальные интересы» включает следующее:

- соблюдение общественной морали и правопорядка;

- охрана жизни и здоровья людей, охрана животного и растительного мира и окружающей среды в целом;

- защита культурных ценностей от незаконных вывоза, ввоза и передачи прав собственности на них;

- необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производства и потребления;

- обеспечение национальной безопасности РФ;

- защита внешнего финансового положения и поддержание платеж­ного баланса РФ;

- выполнение международных обязательств РФ.

Президент РФ в целях обеспечения национальной безопасности РФ вправе вводить признанные международным правом экономические санкции, регулирует сотрудничество в военно-технической области, определяет порядок экспорта драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющихся материалов, вводя соответствующие запреты и ограничения.

Правительство РФ принимает временные меры по защите внутреннего рынка РФ, вводит количественные ограничения импорта и (или) экспорта, в том числе и в качестве ответной меры.

Непосредственную реализацию задач государственной внешнеторговой политики по защите экономических интересов РФ, ее субъектов, россий­ских лиц, а также разработку и проведение мер, связанных с регулирова­нием внешнеторговой деятельности, обеспечивает Министерство эконо­мического развития и торговли РФ.

Министерство экономического развития и торговли РФ является органом государственной власти, выдающим лицензии на осуществление импортных и экспортных операций, в отноше­нии которых установлены количественные ограничения или введен разре­шительный порядок.

Государство может устанавливать ограничения ввоза и (или) вывоза товаров через использование таких мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, как:

- разрешительная система: лекарственные средства (при ввозе и вывозе), оружие и боеприпасы (при ввозе и вывозе), радиоэлектронные и высокочастотные средства (при ввозе), культурные ценности (при ввозе и вывозе), источники ионизирующего излучения (при ввозе), образцы дикой флоры и фауны, ввоз и вывоз которых регулируется Конвенцией СИТЕС, и др.;

- специальная сертификация: сертификат Хлебной инспекции, ветеринарный, фитосанитарный, гигиенический сертификаты, сертификат соответствия (безопасности);

- лицензирование, то есть регулирование компетентными государствен­ными органами ввоза и вывоза товаров путем выдачи специальных разреше­ний – лицензий:

- товары, экспорт которых осуществляется по лицензиям Минэкономразвития России в пределах квот, установленных ЕЭС (текстиль, карбид кремния);

- товары, ввоз и вывоз которых осуществляется по лицензиям Минэ­кономразвития России в порядке, определяемом Минэкономразвития Рос­сии по согласованию с соответствующими контролирующими органами (шифровальные средства, отдельные виды природных ресурсов животного и растительного происхождения и др.);

- товары, ввоз и вывоз которых осуществляется по лицензиям Минэ­кономразвития России в порядке, определяемом Президентом РФ и Прави­тельством РФ: товары, контролируемые системой экспортного контроля, опасные отходы, драгоценные металлы и драгоценные камни, порох, пиро­техника, вооружение и военная техника, озоноразрушающие вещества, яды и др.

Количественные ограничения экспорта вводятся Правительством РФ в исключительных случаях (для обеспечения национальной безопасности РФ, выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке и др.).

Таможенным законодательством установлены таможенные гарантии со­блюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу.

В отношении ограничений законодатель устанавливает норму, в соответствии с которой товары, ограниченные к ввозу (вывозу), допускаются к ввозу (вывозу) при соблюдении требований и условий, установленных международным договором РФ или законодательством РФ (наличие лицензий, квот и т. п.)

Товары, запрещенные к вывозу, не подлежат фактическому вывозу с тамо­женной территории РФ.

Товары, запрещенные к ввозу, подлежат немедленному вывозу, если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами (например, в отдельных случаях такие товары могут уничтожаться на территории РФ). Вывоз товаров производится перевозчиком.

Если по каким-то причинам оказывается невозможным осуществить незамедлительный вывоз таких товаров, таможенные органы следят за тем, чтобы товары были без задержек помещены в места, являющиеся зонами таможенного контроля (склады временного хранения и т.д.).

Предельный срок хранения товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию РФ, составляет трое суток. Он может быть изменен в отно­шении отдельных товаров только федеральным законом. После истечения предельного срока хранения распоряжение товарами производится в соот­ветствии со ст.429 ТК РФ.

Помещение товаров, запрещенных к ввозу, на склад временного хранения и в иные места, являющиеся зонами таможенного контроля, осуществ­ляется за счет следующих лиц:

- если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной россий­ским лицом, - за счет российского лица, которое заключило такую внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сдел­ка заключена;

- если перемещение товаров через таможенную границу осуществля­ется без заключения внешнеэкономической сделки российским лицом:

- за счет лица, имеющего право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории РФ;

- за счет иных лиц, выступающих в качестве, достаточном в соответст­вии с гражданским законодательством РФ или с ТК РФ для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находя­щимися под таможенным контролем.

Расходы, возникшие у декларантов, перевозчиков, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, в связи с соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РФ или их вывоз с этой территории, не подлежат возмещению таможенными органами.

Товары, ввоз и (или) вывоз которых запрещен, подлежат соответственно незамедлительному вывозу за пределы территории РФ либо воз­врату на российскую территорию, если не предусмотрена их конфискация.

Расходы по вывозу или возврату товаров возлагаются на лицо, перемещающее товары, либо на перевозчика.

Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, в соответствии со ст.14 ТК РФ подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю.

При этом, при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требова­ния и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации. А требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, не могут служить препятст­вием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей сте­пени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов та­моженного законодательства.

Несомненно, что важным принципом перемещения товаров и транспортных средств че­рез таможенную границу является принцип таможенного оформления таких товаров и таможенного контроля за ними.

Сущность данного принципа сводится к тому, что все товары, перемещаемые че­рез таможенную границу, подлежат:

- таможенному оформлению, под которым понимается процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями ТК РФ;

- таможенному контролю, под которым понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Порядок и условия, на которых товары подлежат таможенному оформ­лению и таможенному контролю, предусматриваются ТК РФ. Все требова­ния и ограничения, связанные с осуществлением таможенного оформления и таможенного контроля, должны быть установлены актами таможенного законодательства или иными правовыми актами РФ.

Таможенные органы и их должностные лица при осуществлении таможенного оформле­ния и таможенного контроля могут предъявлять требования, уровень кото­рых является минимально необходимым для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства. Данные нормы являются важной юри­дической гарантией против административного произвола в таможенной сфере.

Ст.15 ТК РФ урегулирован порядок пользования и распоряжения товарами и транспортными сред­ствами.

Так, никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспорт­ными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены таможенным законодательством.

А после выпуска товаров и транспортных средств пользование и распоря­жение ими осуществляются в соответствии с заявленным таможенным режи­мом.

Несомненно, что вопросы пользования и распоряжения товарами и транспортными сред­ствами, являющимися предметами таможенных правоотношений, играют ключевую роль в механизме таможенно-правового регулирования.

Пользование и распоряжение имуществом наряду с владе­нием являются правомочиями собственника.

Правомочие пользования – это основанная на законе возможность ис­пользования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его по­требления.

Правомочие распоряжения – основанная на законе возможность изме­нения принадлежности, состояния или назначения имущества.

Наличие или отсутствие запретов и ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами определяет статус това­ров и транспортных средств для таможенных целей.

Запреты и ограничения на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, предусмотренные ТК РФ, соответ­ствуют действующему гражданскому законодательству, в котором установ­лено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отноше­нии принадлежащего ему имущества только те действия, которые не противоречат закону и иным правовым актам и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц (ст.209 ГК РФ).

Законодатель разбивает регламентацию режима пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами на два этапа – до и после вы­пуска товаров и транспортных средств.

Под выпуском товаров понимается действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с избранными таможенным режи­мом (п.23 ст.11 ТК РФ).

На этапе до выпуска товаров и транспортных средств действует прин­цип, в соответствии с которым никто не имеет права пользоваться и распо­ряжаться товарами и транспортными средствами иначе как в порядке и на условиях, предусмотренных ТК РФ. Как только товары и транспортные средства приобретают статус находящихся под таможенным контролем, пользование и распоряжение ими до­пускаются только в порядке или на условиях, предусмотренных ТК РФ.

Та­ким образом, таможенные органы получают возможность гарантировать со­хранность товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, и тем самым обеспечивать соблюдение таможенного законода­тельства.

Причитающиеся таможенные платежи должны быть уплачены, а предусмотренные таможенные операции должны быть совершены. Для этого ТК РФ устанавливает разрешительный порядок совершения любых действий с товарами, находящимися под таможенным контролем.

Так, в со­ответствии со ст.89 ТК РФ перегрузка, выгрузка, погрузка и иные грузовые операции с товарами, перевозимыми в соответствии с внутренним таможен­ным транзитом, допускаются с разрешения таможенного органа отправле­ния или таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществля­ется соответствующая грузовая операция. Таможенный орган может отка­зать в выдаче разрешения на проведение грузовых операций с товарами только в случае, если их осуществление может повлечь утрату товаров или изменение их свойств.

А в соответствии со ст.104 ТК РФ лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители впра­ве совершать с товарами, находящимися на временном хранении, обычные операции, необходимые для обеспечения их сохранности в неизменном со­стоянии (в том числе осматривать и измерять товары, перемещать их в пределах склада временного хранения), при условии, что эти операции не повлекут изменения состояния товаров, нарушения их упаковки и (или) изменения наложенных средств идентификации.

Все иные операции (в том числе отбор проб и образцов товаров, исправление поврежденной упаковки, а также операции, необходимые для подготовки товаров к вывозу со склада временного хранения и их последующей транспортировки) могут совершаться лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, и их представителями с разрешения таможенного органа.

Таможенный ор­ган вправе отказать в выдаче разрешения на проведение таких операций только в том случае, если их осуществление повлечет утрату товаров или из­менение их состояния.

На этапе после выпуска товаров и транспортных средств действует прин­цип, по которому пользование и распоряжение ими осуществляются в соот­ветствии с заявленным таможенным режимом. Возможность пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами, пределы осуществ­ления этих правомочий определяются правовой регламентацией таможен­ного режима, под который они помещены, т.е. условиями, ограничениями и требованиями таможенного режима.

Так, товары, заявленные к таможенному режиму выпуска для внутреннего потребления, после уплаты таможенных платежей и соблю­дения всех установленных ограничений приобретают статус находящихся в свободном обращении (ст.164 ТК РФ). Свободное обращение предпо­лагает оборот товаров на таможенной территории РФ без запретов и огра­ничений, предусмотренных таможенным законодательством (п.24 ст.11 ТК РФ).

Товары, помещенные, допустим, под таможенный режим таможенного склада, как это следует из содержания режима (ст.215 ТК РФ), хранятся под таможенным контролем. Из этого следует, что лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе совершать с товара­ми, находящимися на таможенном складе, обычные операции, необходи­мые для обеспечения сохранности товаров в неизменном состоянии, осмат­ривать и измерять товары, перемещать их в пределах таможенного склада при условии, что эти операции не повлекут изменения состояния товаров, нарушения их упаковки и изменения наложенных средств идентификации. Иные же операции (взятие проб и образцов товаров, простые сборочные операции, а также операции, необходимые для подготовки товаров к прода­же и транспортировке, включая дробление партий, формирование отпра­вок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку, операции, необходи­мые для улучшения товарных качеств) могут совершаться только с разреше­ния таможенного органа. При этом таможенный орган вправе отказать в выдаче разрешения на проведение указанных операций только в том случае, если их осуществление повлечет утрату товаров или изменение их сущест­венных свойств.

Ст.16 ТК РФ предусмотрена обязанность по совершению таможенных операций для выпус­ка товаров.

Такую обязанность несут:

- если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским ли­цом, - российское лицо, которое заключило такую внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена;

- если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки российским лицом:

- лицо, имеющее право владения и (или) право пользования товарами на та­моженной территории Российской Федерации;

- иные лица, выступающие в качестве, достаточном в соответствии с граж­данским законодательством Российской Федерации и (или) с ТК РФ для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем.

Для того чтобы товар был выпущен таможенными органами (т.е. чтобы таможенные органы разрешили заинтересованным лицам пользоваться и распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом), должны быть совершены определенные таможенные операции, иными словами, действия в отношении товаров в соответствии с ТК РФ при таможенном оформлении товаров.

Критерием установления обязанных лиц является основание для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. В свя­зи с этим имеется два варианта.

В соответствии с первым перемещение товаров осуществляется в соответствии с внешнеэко­номической сделкой, заключенной российским лицом.

В этом случае обязанность по совершению таможенных операций возлагается на российское лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку, или лицо, от имени и по распоряжению которого такая сделка была заключена.

Во втором варианте перемещение товаров осуществляется без заключения российским лицом внешнеэкономической сделки, (например, перемещается транспорт­ное средство под режимом временного ввоза, товар, помещаемый под ре­жим таможенного склада, и т. д.).

В этом случае лицами, несущими обязанность по совершению таможен­ных операций, могут быть:

- лицо, имеющее право владения и (или) пользования товарами на та­моженной территории РФ (например, учреждение культуры, в которое по­ступила культурная ценность, ввезенная под режимом временного ввоза);

- иные лица, выступающие в качестве, достаточном в соответствии с гражданским или таможенным законодательством для совершения юридически значимых действий с товарами, находящимися под таможенным контролем (таможенный брокер, таможенный перевозчик и т. д.).

Как следует из ст.17 ТК РФ, в случаях, предусмотренных таможенным законодательством, за таможенными органами закрепля­ется право требовать от лиц предоставления гарантий надлежащего испол­нения обязанностей, установленных ТК РФ.

Список источников:


1. Хартия прав человека. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
2. Международный пакт от 16 декабря 1966 года «О гражданских и политических правах»//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года//Российская газета. 25 декабря 1993 года.
4. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
5. Постановление Правительства РФ от 1 июля 1996 г. № 766 «О государственном регулирова­нии и контроле трансграничных перевозок опасных отходов»//Собрание Законодательства РФ. 1996. № 28. Ст.3379.
6. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. – 2-е изд., перераб. и доп./Ю.А.Варфоломеева; под ред.А.Н.Козырина. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005.
7. СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Доку­менты и материалы. – М.: 1989.
8. Таможенное право: Учебник для вузов/М.М.Рассолов, Н.Д.Эриашвили, В.Н.Галузо и др.; Под ред. М.М.Рассолова, Н.Д.Эриашвили. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
9. Таможенное право: Учебное пособие/Под ред.В.Г.Драганова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

1 Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

2 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года//Российская газета. 25 декабря 1993 года.

3 Хартия прав человека. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

4 Международный пакт от 16 декабря 1966 года «О гражданских и политических правах»//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

5 СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Доку­менты и материалы. – М.: 1989. – С.348-351.

6 Постановление Правительства РФ от 1 июля 1996 г. № 766 «О государственном регулирова­нии и контроле трансграничных перевозок опасных отходов»//Собрание Законодательства РФ. 1996. № 28. Ст.3379.