microbik.ru
1 2
c:\documents and settings\света\local settings\temporary internet files\content.word\приказ радсид 157-о-д от 06.07.2012 003.jpg

Утверждено

Приказом Республиканского

агентства по делам семьи и детей

от «06»июля 2012 г. № 157-о/д


Порядок

подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


  1. Порядок подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулирует подготовку граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, в Республике Бурятия.

  2. Подготовка лиц, имеющих намерение принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в целях психолого-педагогической и правовой подготовки этих лиц.

  3. Подготовка граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью в Республике Бурятия осуществляется организациями и учреждениями, которым передано полномочие органа опеки и попечительства по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее – Школы подготовки замещающих родителей).

  4. Информация о Школах подготовки замещающих родителей размещается на информационных стендах органов местного самоуправления Республики Бурятия, которым переданы полномочия по опеке и попечительству, в Многофункциональных центрах Республики Бурятия по предоставлению государственных и муниципальных услуг, а также с использованием средств массовой информации, телефонной связи, посредством размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, в том числе на официальных сайтах муниципальных образований, издания информационных материалов (брошюр, буклетов и т.д.).

  5. Подготовка граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, является обязательной для всех граждан, желающих принять на воспитание детей за исключением: близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями, и в отношении которых усыновление не было отменено, и которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.

  6. Органы опеки и попечительства могут предложить гражданам, состоящим в родстве с подопечным и желающим стать опекунами (попечителями), пройти курс обучения в Школе подготовки замещающих родителей.

  7. Школами подготовки замещающих родителей может быть организовано как групповое так и индивидуальное обучение.

  8. Школы подготовки замещающих родителей обязаны обеспечить не менее 2-х академических часов индивидуальных консультаций, осуществляемых по запросу лиц, проходящих подготовку.

  9. Для территорий удаленных от районных центров и территорий крайнего севера допускается осуществление консультаций по электронным средствам связи: телефону, интернету, каналам выделенной видеосвязи.

  10. Подготовка граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, может осуществляться в следующих формах:

- очной;

- заочной;

- очно–заочной.

  1. Периодичность начала обучения новых групп обучения должна составлять не менее 3-х раз в год.

  2. При невозможности набора группы проводится индивидуальная подготовка граждан. В этом случае срок ожидания гражданами начала обучения с момента обращения в Школу подготовки замещающих родителей не может превышать одного месяца.

  3. Продолжительность подготовки граждан должна быть не менее одного месяца и не более трех месяцев с момента начала обучения.

  4. Подготовка граждан осуществляется специалистами с высшим профессиональным (педагогическим, психологическим, юридическим, дефектологическим) образованием. Они должны иметь знания и личный опыт работы с принимающими семьями и детьми, владеть навыками обучения взрослых.

  5. Состав преподавателей утверждается руководителем Школы подготовки замещающих родителей.

  6. Преподавателями могут быть как штатные сотрудники Школы подготовки замещающих родителей, так и привлеченные по договорам возмездного или безвозмездного оказания услуг.

  7. Методическое обеспечение Школ подготовки замещающих родителей организуется Автономным учреждением Республики Бурятия «Республиканский центр социальной, информационно-методической помощи и обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

  8. Гражданин, желающий принять ребенка на воспитание в семью, может обратиться в Школу подготовки замещающих родителей, расположенную на территории Республики Бурятия независимо от места жительства.

  9. Для начала обучения в Школе подготовки замещающих родителей гражданин, желающий принять ребенка на воспитание в семью, обращается с заявлением по форме согласно Приложению №1 к данному Приказу, заполняет анкету по форме согласно Приложению №2, и представляет следующие документы:

- паспорт (копия);

- медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

  1. Посещение граждан, проходящих обучение в Школе подготовки замещающих родителей, фиксируется в Журнале регистрации обучающихся по форме согласно Приложению №3 к данному Приказу.

  2. Обучение граждан проводится в соответствии с Программой подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденной приказом Республиканского агентства по делам семьи и детей.

  3. По окончанию курса обучения проводится итоговый контроль, который проводится в индивидуальном порядке в форме собеседования и выборочного опроса по темам обучения. Общее время опроса включается в сумму часов обучения и должно составлять не менее получаса. Критерием успешного прохождения итогового контроля является дача гражданином не менее 80 процентов верных ответов на вопросы по разделам обучения.

  4. В случае успешного прохождения итогового контроля Школа подготовки замещающих родителей выдает гражданину свидетельство в соответствии с формой согласно Приложению №4 к данному Приказу . В случае неуспешного прохождения гражданину выдается справка об участии в подготовке.

  5. Свидетельство изготавливается на бланке организации, в том числе на специальном декоративном бланке для подтверждения прохождения подготовки. Изготовление декоративных бланков для выдачи свидетельства по установленной форме оформляется приказом Школы подготовки замещающих родителей.

  6. Учет выдачи свидетельств осуществляется путем регистрации свидетельств в журнале регистрации граждан (слушателей) с указанием номера свидетельства, фамилии, имени, отчества слушателя, даты окончания подготовки и даты выдачи свидетельства.

  7. Свидетельство принимается органом опеки и попечительства в течение 5 лет с момента его выдачи вне зависимости от территориальной, ведомственной принадлежности Школы подготовки замещающих родителей.

  8. Наличие свидетельства о прохождении подготовки не обязывает орган опеки и попечительства выдать гражданину, прошедшему обучение, положительное заключение о возможности быть кандидатом в опекуны (попечители), приемные родители либо усыновители.


Утверждена

Приказом Республиканского

агентства по делам семьи и детей

от «06»июля 2012 г. № 157-о/д

Программа

подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей, подразумевает формирование нового семейного пространства – замещающей семьи.

Создание замещающей семьи – первый этап на пути ее развития. В образовавшемся пространстве замещающей семьи происходит адаптация всех ее членов к новым условиям. От того, как пройдет этот процесс, зависит дальнейший путь развития семьи, гармоничность ее функционирования.

Замещающая семья живет и развивается по тем же законам, что и любая другая семья, выполняет те же функции. При этом выполнение ее основной функции – воспитание детей – специфично и зачастую не связано с функцией рождения детей.

Замещающая семья берет на себя обязательства по воспитанию ребенка, принятого извне, имеющего свое прошлое, не связанное с данной семьей.

Ребенок, принятый в данную семью, изначально не является ее продолжением, а становится им в процессе развития семьи.

Именно поэтому очень важно создать все необходимые условия для адаптации принятого ребенка, развития у него полноценного чувства привязанности к новой семье.

Все это возможно при адекватной позиции замещающих родителей в отношении принятия ребенка в семью, формирующей на основе их психологической готовности и медико-правовой информированности.

Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка оставшегося без попечения родителей, складывается из трех компонентов: информационно-образовательного, практического и коррекционного.

Этап подготовки замещающих родителей включает тренинги, проводимые в групповой форме и индивидуальные консультации для потенциальных замещающих родителей.

Цель программы:

- Обеспечить психолого-педагогическую и правовую подготовку лиц, желающих принять ребенка для формирования социально-психологической готовности лиц к принятию в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, снижения риска отказа от воспитания ребенка и формирования навыков, необходимых для успешного воспитания и социализации ребенка.

Основные задачи программы:

  • Ознакомить слушателей с основными психологическими, медицинскими и юридическими аспектами, связанными с приемом в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

  • Помочь лицам, желающим принять ребенка, разобраться в мотивах принятия решения о приеме ребенка в семью, личных и семейных ресурсах, психологической готовности к приему ребёнка, оставшегося без попечения родителей на воспитание;

  • Помочь лицам, желающим принять ребенка, определиться с формой семейного устройства, в соответствии с имеющимися у слушателей ресурсами, семейной ситуацией;

  • Повысить уровень родительской компетенции в вопросах содержания и воспитания ребенка, принятого на воспитания в семью, в том числе в ходе процесса адаптации ребенка в семье и в процессе прохождения им возрастных кризисов развития для создания безопасной среды, успешной социализации и развития;

  • Предоставить информацию о возможности получения помощи и сопровождения в организациях, оказывающих социальные услуги.

Целевая группа: лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Ожидаемые результаты:

  • осознанное восприятие потенциальными замещающими родителями своих чувств, ожиданий, мотивов в процессе принятия решения стать семьей ребенку, оставшемуся без попечения родителей;

  • способствование осознанному восприятию замещающими родителями факта появления ребенка в семье;

  • сформированность у потенциальных замещающих родителей четких представлений об особенностях ребенка-сироты и процесса адаптации его в замещающей семье;

  • повышение уровня психолого-педагогической компетентности замещающих родителей;

  • более грамотная родительская позиция потенциальных приемных родителей в вопросах воспитания и формирования привязанности у принятого в семью ребенка, его взаимосвязи с биологической семьей;

  • развитие способности у потенциальных замещающих родителей применять полученные теоретические знания на практике;

  • понимание замещающими родителями причин возникающих проблем и умение находить пути их решения.

Программа может варьироваться в зависимости от потребностей и запросов слушателей.
Базовая часть подготовки

для всех категорий слушателей




Название раздела

Количество часов

Всего часов

Из них

Лекции

Семинары и тренинги

Индиви-дуальная работа

1

Вводный раздел подготовки

1

-

1

-

2

Правовые основы и структура законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи

3

2

1

-

3

Основные потребности детей и этапы психофизического развития

3

1

2

-

4

Особенности состояния здоровья детей, оставшихся без попечения родителей, их психического и физического развития

2

2

-

-

5

Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка

6,5

1

5

0,5

6

Подготовка семьи и семейного окружения к принятию ребенка

2

-

1

1

7

Знакомство с ребенком, получение информации о нем, обеспечивающее взвешенное решение о принятии и выборе формы устройства в соответствии с ресурсами семьи

2

-

2

-

8

Адаптация ребенка и принимающих его взрослых

4

1

2

1

9

Особенности поведения ребенка переданного на воспитание в семью, навыки управления трудным поведением ребенка

4

1

3

-

10

Охрана здоровья ребенка, переданного на воспитание в семью, и обеспечение безопасной развивающей среды

2

1

1

-




Итоговая аттестация

0,5

-

-

0,5




ИТОГО

30

9

18

3


Дополнительная (специальная) часть подготовки,

применяется для граждан, предполагающих принять ребенка

на возмездную форму опеки




Название раздела

Количество часов

Всего часов

Из них

Лекции

Семинары и тренинги

Индиви-дуальная работа

1

Юридические и социальные особенности договорных форм опеки

3

1

2

-

2

Воспитательные и специальные функции семьи, исполняющей обязанности по договору

4

1

2

1

3

Особенности детей, переживших жестокое обращение, имеющих особенности здоровья или развития и требующие создание индивидуальных условий содержания, воспитания и обучения

5

1

3

1

4

Взаимодействие с социальным окружением при осуществлении воспитательных и образовательных функций

3

2

1

-




Итоговая аттестация

1

-

-

1




ИТОГО

16

5

8

3


СОДЕРЖАНИЕ БАЗОВОЙ ЧАСТИ ПОДГОТОВКИ


следующая страница >>