microbik.ru
1 2 ... 5 6
ПОСОБИЕ ДЛЯ БУХГАЛТЕРОВ "ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ТОРГОВЛЕ"
А.А.СМИРНОВА,

экономист
Материал подготовлен с использованием

правовых актов по состоянию

на 3 марта 2010 г.
ВВЕДЕНИЕ
В основе экономики любой коммерческой организации (в том числе торговой) лежат цены. Грамотно - с учетом норм законодательства и ситуации на потребительском рынке - сформированные цены в немалой степени влияют на финансовые результаты организации, размер полученной ею прибыли и в конечном итоге способствуют ее процветанию.
Определения.

Торговая организация - субъект предпринимательской деятельности, осуществляющий один или несколько видов торговли товарами, им не произведенными.

Торговля представляет собой предпринимательскую деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с их продажей (ст. 2 Закона о торговле), и подразделяется на:

- оптовую торговлю;

- розничную торговлю;

- общественное питание (торгово-производственная деятельность) (ст. 7 Закона о торговле).
Предмет данного аналитического материала составляют вопросы ценообразования в оптовой и розничной торговле.

Перечень документов, регулирующих порядок формирования цен организациями торговли, приведен в приложении 5 к данному пособию.
1. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ
Определения.

Оптовая торговля - вид торговли, осуществляемой в целях последующего использования товаров в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним потреблением и иным подобным использованием (ст. 8 Закона о торговле).

Оптовая надбавка - надбавка, взимаемая субъектом(ами) предпринимательской деятельности при оптовой торговле товаром, им не произведенным.

Прейскурант - сборник, справочник цен, тарифов на продукцию, товары и (или) услуги, работы (п. 3 Инструкции N 183).
При продаже (поставке) товаров на территории Республики Беларусь торговые организации формируют цены в соответствии с Инструкцией N 183 (п. 1 Инструкции N 183). Цены устанавливаются в белорусских рублях. Установление цен в иностранной валюте (условных единицах) допускается в случаях, предусмотренных законодательством (п. 4 Инструкции N 183). Так, субъектам хозяйствования - резидентам Республики Беларусь разрешено согласовывать отпускные цены в иностранной валюте с пересчетом по текущему курсу Национального банка Республики Беларусь при реализации на территории республики следующих товаров (п. 1 Постановления N 96):
Таблица 1


Наименование продукции

Код ТН ВЭД

Газ сжиженный и природный

2711

Нефть и нефтяное сырье

2709

Бензин автомобильный

2710

Топливо для реактивных двигателей

2710

Дизельное топливо

2710

Мазут топочный

2710

Каменный уголь

2701

Минеральные химические удобрения

3102 - 3104

Смешанные химические минеральные удобрения с содержанием
2 или более питательных элементов


3105

Химические средства защиты растений

3808

Кокс и полукокс из каменного угля, лигнита или торфа,
агломерированные или неагломерированные, уголь ретортный


2704 00

Вагоны железнодорожные пассажирские несамоходные (прицепные)

8605

Части железнодорожных локомотивов или подвижного состава

8607


Товары реализуются на территории Республики Беларусь по ценам, сформированным за принятую единицу измерения, единицу веса расфасованного товара (п. 50 Инструкции N 183).

Сформированные отпускные цены утверждаются руководителем организации, помещаются в прейскуранты и хранятся на бумажных носителях. Примерная форма прейскуранта приведена в приложении 5 к Инструкции N 183. Образец заполненного прейскуранта приведен в приложении 1 к данному пособию (см. пример 11).

Субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие оптовую торговлю, не формируют цены, а добавляют оптовую надбавку к ценам, сформированным производителями либо импортерами.

Для всех участвующих в поставке оптовых посредников независимо от вида поставляемого товара установлена оптовая надбавка не более 20% (п. 21 Инструкции N 183). При этом следует учитывать, что по товарам, включенным в приложение 1 к Инструкции N 183, Постановлением N 184 установлены более жесткие ограничения - более низкие надбавки.

Экономические расчеты по обоснованию уровня взимаемых оптовых надбавок не составляются (п. 49 Инструкции N 183).
1.1. Расходы по доставке товаров
Организации-изготовители формируют отпускные цены с учетом или без учета расходов по их доставке до покупателя (на условиях франко) (ч. 1 п. 6 Инструкции N 183).

При приобретении товаров у организаций-изготовителей по отпускным ценам, сформированным без учета расходов, связанных с их доставкой, торговые организации имеют право относить сумму фактических расходов по доставке товаров на увеличение отпускных цен (ч. 2 п. 6 Инструкции N 183).

Чтобы оптовая организация могла воспользоваться этой нормой, предприятие-изготовитель в накладной должно указать франкировку. Обязательным условием возможности повышения отпускной цены является формирование ее на условиях франко-склад или франко-отправления.

Оптовая надбавка в этом случае взимается к отпускной цене организации-изготовителя, увеличенной на размер транспортных расходов. Порядок формирования отпускной цены товаров с учетом расходов по их доставке аналогичен порядку формирования отпускной цены товаров с учетом их доработки (фасовки) (см. пример 2).

Если отпускная цена производителя сформирована на условиях франко-назначения (производитель сам включил транспортные расходы по доставке товаров в отпускную цену), то торговая организация не вправе дополнительно добавлять к этой цене свои расходы по доставке.

Сумма расходов по доставке, относимая торговой организацией на увеличение отпускной цены производителя, должна быть подтверждена фактическими данными (например, счетом, выставленным сторонней транспортной организацией, или фактическим расчетом (сметой) при самовывозе).

При доставке товара собственным транспортом торговой организации к расходам по доставке можно отнести:

- расходы на оплату труда водителей и лиц, сопровождающих груз;

- отчисления от фонда их заработной платы;

- расходы по проезду по платным дорогам, плату за стоянку;

- расходы на топливо.
Пример 1. Организация приобретенный на территории Республики Беларусь

товар вывезла собственным транспортом. Составлена смета транспортных

расходов. В смету включены:

- заработная плата водителя-экспедитора из расчета: оклад - 1800000

руб., рабочих дней в месяце - 21, товар доставлен за 6 часов;

- работнику начисляется надбавка за разъездной и подвижной характер

работы - 6000 руб. согласно Постановлению N 763;

- расход топлива по данным путевого листа - 97000 руб.
Таблица 2


N
п/п


Вид расхода

Сумма,
руб.


Расчет

1

Заработная плата
водителя-экспедитора


64286

1800000 / 21 / 8 x 6

2

Отчисления от фонда заработной
платы, итого


22050

стр. 3 + стр. 4

3

в ФСЗН по ставке 34%

21857

стр. 1 x 34%

4

обязательные отчисления
в Белгосстрах по ставке 0,3%


193

стр. 1 x 0,3%

5

Надбавка за разъездной
и подвижной характер работы -
6000 руб.


4500

6000 / 8 x 6

6

Расход топлива

97000

по данным путевого листа

7

Всего

187836

стр. 1 + стр. 2 + стр. 5 +
+ стр. 6



Расходы по доставке товаров одной торговой организацией в адрес другой торговой организации относятся на расходы по реализации одной из них исходя из условий заключенного договора (ч. 3 п. 6 Инструкции N 183).

Если оптовая организация приобрела товар у производителя, отпускная цена на который сформирована на условиях франко-назначения, но при этом самовывозом забрала товар и понесла транспортные расходы, то указанные расходы возмещаются покупателю исходя из условий заключенного договора (ч. 4 п. 6 Инструкции N 183).
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

Важно помнить: увеличивать отпускную цену на размер понесенных│

транспортных расходов можно только при приобретении товара у│

изготовителя. │

Оптовые организации не вправе увеличивать отпускную цену импортера│

на размер понесенных транспортных расходов │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
1.2. Доработка приобретенного товара
1.2.1. Доработка продовольственных товаров
По продовольственным товарам доработкой может быть только фасовка таких товаров в одноразовые упаковочные материалы, использование которых допускается техническими нормативными правовыми актами. В этом случае отпускная цена увеличивается на сумму расходов по фасовке. К таковым относятся:

- стоимость упаковочных материалов по цене приобретения;

- заработная плата с отчислениями на социальные нужды рабочих, производящих фасовку;

- амортизация оборудования.

Оптовая надбавка взимается от отпускной цены, увеличенной на сумму расходов по фасовке (ч. 1 п. 22 Инструкции N 183).
Пример 2. Оптовая организация расфасовала крупу в одноразовые пакеты

по 900 г и 1000 г. Нормативно-технической документацией изготовителя

предусмотрена расфасовка крупы в упаковочные пакеты только по 1000 г.

Таким образом, оптовая организация имеет право увеличить отпускную

цену на сумму понесенных расходов по фасовке только при реализации

крупы, расфасованной в пакеты по 1000 г.
Таблица 3


N
п/п


Показатель

Сумма,
руб.


1

Отпускная цена производителя на 1000 г крупы

1200

2

Расходы по фасовке 1000 г крупы

100

3

Отпускная цена производителя с учетом фасовки (стр. 1 +
+ стр. 2)


1300

4

Надбавка - 20%

260

5

Отпускная цена без НДС (стр. 3 + стр. 4)

1560

6

НДС по ставке 10%

156

7

Отпускная цена с НДС (стр. 5 + стр. 6)

1716


Расходы по фасовке в одноразовые пакеты по 900 г учитываются в

надбавке.

следующая страница >>