microbik.ru
1


Именем Республики Карелия
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
по делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия некоторых положений пункта 1 Решения Петрозаводского городского Совета от
27 декабря 2005 года № XXV/XXV-256 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в г. Петрозаводске» в связи с обращением гражданина Вдовина Федора Вадимовича
город Петрозаводск 29 января 2008 года


Конституционный Суд Республики Карелия в составе Председателя
В.В. Сухачевой, судей В.П. Наговицына, Е.М. Переплесниной, П.А. Союнена, Т.Н. Фотиной

с участием сторон: гражданина Ф.В. Вдовина, представителей Петрозаводского городского Совета Ю.С. Гельфенштейн, Ю.В. Гришиной, –

руководствуясь статьей 68 (часть 2) Конституции Республики Карелия, статьей 3 (подпункт «в» пункта 1 части 1) Закона Республики Карелия
«О Конституционном Суде Республики Карелия», рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Конституции Республики Карелия некоторых положений пункта 1 Решения Петрозаводского городского Совета от 27 декабря 2005 года № XXV/XXV-256 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в г. Петрозаводске».

Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданина Вдовина Федора Вадимовича.

Основанием для рассмотрения дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Карелия отдельные положения пункта 1 вышеуказанного Решения.

Заслушав сообщение судьи-докладчика П.А. Союнена, объяснения сторон, выступления представителей: Администрации города Петрозаводска –
О.В. Ломакиной, Отдела законодательства Республики Карелия Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу – Д.В. Горшкова, а также мнение помощника прокурора города Петрозаводска А.Ю. Корытовского, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Карелия

установил:

1. Решение XXV сессии XXV созыва Петрозаводского городского Совета № XXV/XXV-256 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в г. Петрозаводске» принято 27 декабря 2005 года и опубликовано в газете «Петрозаводск» 5 января 2006 года № 1 (810).

Пунктом 1 Решения в городе Петрозаводске установлена норма предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено с превышением указанной нормы, но не более чем в два раза, если оно составляет одну комнату или однокомнатную квартиру.

Формулируя свои требования в судебном заседании по настоящему делу, заявитель, являющийся военнослужащим, пояснил, что необходимость его обращения в Конституционный Суд Республики Карелия продиктована тем, что норма предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, установленная указанным Решением Петрозаводского городского Совета, применена жилищными комиссиями Петрозаводского гарнизона и войсковой части при распределении ему жилой площади из жилищного фонда Российской Федерации.

Ф.В. Вдовин просит признать не соответствующим части 2 статьи 5 Конституции Республики Карелия пункт 1 этого Решения по следующим основаниям.

По мнению заявителя, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не может быть ниже нормы предоставления жилья по договору социального найма, установленной Законом Республики Карелия от 25 февраля 1997 года «О государственном и муниципальном жилищных фондах и их использовании» в размере 18 квадратных метров общей площади.

Установление органом местного самоуправления нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в меньшем размере, чем установлено данным Законом, заявитель считает противоречащим статье 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права человека и гражданина.

Кроме того, заявитель полагает, что по смыслу статей 76 и 115 Конституции Российской Федерации правовые акты органов местного самоуправления не должны противоречить нормативным правовым актам органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации исходя из их уровня и места в системе нормативных правовых актов. Принимая оспариваемые правовые положения об установлении нормы предоставления жилья по договору социального найма в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека, Петрозаводский городской Совет не учел, что она ниже стандарта социальной нормы площади жилья, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 года № 541 и Постановлением Правительства Республики Карелия от 27 августа 2007 года
№ 129-П в размере 18 квадратных метров общей площади жилья на одного человека.

При определении предмета исследования по настоящему делу Конституционный Суд Республики Карелия исходит из того, что понятие социальной нормы площади жилья было введено недействующим в настоящее время Законом Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и означало размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществлялось предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг (статья 1). Статья 11 указанного Закона предусматривала, что социальная норма площади жилья эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений.

В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 года № 541, Постановлением Правительства Республики Карелия от 31 декабря 2007 года № 188-П социальная норма площади жилья – это стандарт оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, который используется исключительно для расчета компенсаций (субсидий) малообеспеченным гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, а также для определения размера финансовой помощи в межбюджетных отношениях, никак не связан с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и не должен быть ей эквивалентен.

Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являются правовые предписания пункта 1 Решения Петрозаводского городского Совета в части правомочия органа местного самоуправления по установлению нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в меньшем размере, чем было установлено Законом Республики Карелия «О государственном и муниципальном жилищных фондах и их использовании».

В соответствии со статьей 74 (части 1 и 2) Закона Республики Карелия
«О Конституционном Суде Республики Карелия» Конституционный Суд Республики Карелия принимает постановление по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов, только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению. При этом Конституционный Суд Республики Карелия не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

При принятии постановления Конституционный Суд Республики Карелия решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств дела во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

2. Право на жилище – одно из важнейших социально-экономических прав граждан Российской Федерации, поскольку жилище относится к основным материальным условиям жизни человека.

Согласно Конституции Российской Федерации (часть 1 статьи 40) и Конституции Республики Карелия (часть 1 статьи 26) каждый имеет право на жилище. В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации (части 2 и 3 статьи 40) и Конституция Республики Карелия (части 2 и 3 статьи 26) вместе с тем закрепляют, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю обязанность определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

До введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, были утверждены Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года № 335 и предусматривали предоставление жилого помещения на одного человека в размере не менее социальной нормы площади жилья эквивалентной минимальному размеру предоставления жилых помещений, устанавливаемому органами государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей и т.д. в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов. Исходя из этого в Республике Карелия, как уже отмечалось ранее, норма предоставления жилья была установлена Законом Республики Карелия «О государственном и муниципальном жилищных фондах и их использовании» в размере 18 квадратных метров общей площади.

С введением в действие с 1 марта 2005 года Жилищного кодекса Российской Федерации существенно изменено жилищное законодательство, в том числе в части предоставления жилья гражданам. Вследствие этого указанный республиканский Закон признан утратившим силу (Закон Республики Карелия от 27 июня 2005 года № 887-ЗРК).

К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено предоставление в установленном порядке по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, а также категориям граждан, указанным в части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае наделения данных органов в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 5 статьи 14, части 2 и 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Минимальный размер площади жилого помещения (норма предоставления), исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого из муниципального жилищного фонда по договору социального найма, устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями и других факторов (части 1 и 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункт 5 пункта 10 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункт 10 статьи 19 Устава муниципального образования города Петрозаводска).

Таким образом, оспариваемые правовые предписания устанавливают минимальный гарантированный размер предоставления площади жилого помещения, направлены на защиту конституционного права граждан на жилище, создают условия для осуществления этого права малоимущими гражданами, приняты Петрозаводским городским Советом в пределах предоставленных ему полномочий, а также в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и Конституцией Республики Карелия.

3. Учитывая, что оспариваемая норма предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда применена воинскими жилищными комиссиями при распределении жилья заявителю, Конституционный Суд Республики Карелия считает необходимым отметить следующее.

Военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также характером военной службы, предусматривающей выполнение задач, которые сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, а также иными специфическими условиями прохождения службы, определяется особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке обеспечения их жильем на основе специального законодательства и по специальным правилам (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 года
№ 115-О).

Определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом (включая военнослужащих), относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации (пункт 6 статьи 12 Жилищного Кодекса РФ).

В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (статья 15) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, только нормативный правовой акт федерального уровня может регулировать правовые отношения, связанные с порядком и условиями предоставления жилья военнослужащим из жилищного фонда Российской Федерации.

Отсутствие такого специального федерального регулирования указанных правовых отношений Конституционный Суд Российской Федерации оценил как пробельность федерального законодательства и указал, что, переложив обязанность по обеспечению жильем военнослужащих с органов местного самоуправления на федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, федеральный законодатель не определил условия и порядок их обеспечения жильем, что требует устранения пробела в правовом регулировании. В противном случае появляется опасность недопустимого в правовом государстве произвольного усмотрения органов исполнительной власти в сфере реализации жилищных прав указанной категории граждан (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 года № 5-П).

Пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия органов государственной власти в течение длительного времени, достаточного для его устранения, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан. При этом суды при рассмотрении споров до законодательного урегулирования рассматриваемых правоотношений вправе и обязаны истолковывать подлежащие применению нормы права в интересах личности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от
9 апреля 2002 года № 68-О).

Оспариваемые правовые предписания пункта 1 Решения Петрозаводского городского Совета от 27 декабря 2005 года № XXV/XXV-256 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в г. Петрозаводске» направлены на регулирование отношений, связанных с предоставлением жилых помещений из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в городе Петрозаводске, и не предназначены для правоприменения при предоставлении жилья военнослужащим из федерального жилищного фонда.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 6, 70-75, 78-80, 85 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», Конституционный Суд Республики Карелия

постановил:

1. Признать соответствующими Конституции Республики Карелия правовые предписания пункта 1 Решения Петрозаводского городского Совета от 27 декабря 2005 года № XXV/XXV-256 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в г. Петрозаводске» в части правомочия по установлению в городе Петрозаводске нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

2. Согласно части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», части 1 статьи 79 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» настоящее Постановление является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения, не требует подтверждения иными органами или лицами и не может быть пересмотрено иным судом.

3. Согласно статье 78 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» настоящее Постановление подлежит опубликованию в очередном номере газеты «Карелия» и в официальном издании «Собрание законодательства Республики Карелия».

Конституционный Суд Республики Карелия