microbik.ru
1 2 ... 19 20
Зарегистрировано Министерством юстиции Республики Казахстан 09 ноября 2005 года № 3925

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРАВЛЕНИЯ
АГЕНТСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ И НАДЗОРУ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ


город Алматы 30 сентября 2005 года № 359
Об утверждении Инструкции о требованиях к наличию систем управления рисками и внутреннего контроля в банках второго уровня»



изменения и дополнения:

1.ПП АФН от 27.10.2006г.№ 234

2.ПП АФН от 29.12.2008г.№ 235

3.ПП АФН от 27.03.2009г.№ 64

4.ПП АФН от 02.11.2009г.№ 229

5.ПП АФН от 29.12.2009г.№ 263

6. ПП АФН от 31.01.2011г. № 8
В целях совершенствования нормативных правовых актов, регулирующих деятельность банков второго уровня, Правление Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее - Агентство) ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о требованиях к наличию систем управления рисками и внутреннего контроля в банках второго уровня (далее - Инструкция).

2. Признать утратившими силу:

1) постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 5 июня 1998 года № 112 «Об утверждении Правил организации внутреннего аудита (контроля) в банках второго уровня» (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 571, опубликованное 11-17 августа 1998 года в изданиях Национального Банка Республики Казахстан «Қазақстан Ұлттық Банкінің Хабаршысы» и «Вестник Национального Банка Казахстана» № 33);

2) постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 6 декабря 2003 года № 434 «Об утверждении Инструкции о требованиях к наличию систем управления рисками и внутреннего контроля в банках второго уровня», (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 2653, опубликованное в газете «Казахстанская правда» от 10 февраля 2004 года N 27 (27337)).

3. исключен ПП АФН от 31.01.11г. № 8.

4. Настоящее постановление вводится в действие по истечении четырнадцати дней со дня его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан, за исключением пункта 5 Инструкции, который вводится с 1 января 2006 года и пункта 6 Инструкции, который вводится с 1 января 2007 года.

5. Департаменту стратегии и анализа (Еденбаев Е.С.):

1) совместно с Юридическим департаментом (Байсынов М.Б.) принять меры к государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан настоящего постановления;

2) в десятидневный срок со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан довести настоящее постановление до сведения заинтересованных подразделений Агентства, Национального Банка Республики Казахстан, банков второго уровня и Объединения юридических лиц "Ассоциация финансистов Казахстана".

6. Отделу международных отношений и связей с общественностью (Пернебаев Т.Ш.) принять меры к публикации настоящего постановления в средствах массовой информации Республики Казахстан.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Бахмутову Е.Л.


Председатель Б. Жамишев




Утверждена

постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций

от 30 сентября 2005 года

№ 359

Инструкция о требованиях к наличию

систем управления рисками и внутреннего контроля в банках второго уровня
Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Законом Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» и устанавливает обязательные для соблюдения банками второго уровня требования к наличию систем управления рисками и внутреннего контроля.

Глава 1. Общие положения
1. Целью настоящей Инструкции является определение требований к формированию в банках адекватной системы управления рисками и внутреннего контроля, предусматривающих применение банками методов контроля рисков, обеспечивающих эффективное определение, оценку и ограничение рисков банка с учетом вида и объема проводимых ими операций.

2- исключен в соответствии с постановлением Правления АФН РК от 29.12.09 г. № 263.

3. Банки второго уровня:

ежегодно, не позднее 1 июля года, следующего за отчетным, представляют в государственный орган, осуществляющий регулирование и надзор финансового рынка и финансовых организаций (далее - уполномоченный орган) подготовленный ими отчет по оценке выполнения требований настоящей Инструкции;

ежеквартально, не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в уполномоченный орган:

матрицы мониторинга кредитного риска, оценки кредитного риска, контроля кредитного риска в соответствии с приложением 10 к настоящей Инструкции;

матрицы мониторинга риска ликвидности, оценки риска ликвидности, контроля риска ликвидности в соответствии с приложением 11 к настоящей Инструкции.

3-1. Сценарии, результаты стресс-тестирования, а также планы действий на случай возникновения непредвиденных обстоятельств представляются в уполномоченный орган не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

4. Перечень требований к наличию систем управления рисками и внутреннему контролю определен в приложениях 1-6 к настоящей Инструкции.

5. исключен в соответствии с постановлением Правления АФН РК от 31.01.11 г. № 8.

6. исключен в соответствии с постановлением Правления АФН РК от 31.01.11 г. № 8.

6-1. Отчет по выполнению критериев требований, установленных настоящей Инструкцией, представляется в уполномоченный орган по форме согласно приложению 9 к настоящей Инструкции. Оценка соответствия требованиям Инструкции определяется согласно приложению 9 к настоящей Инструкции.

7. В настоящей Инструкции используются следующие понятия:

1) бэк-офис – подразделение банка, основной функцией которого является регистрация совершенных операций во вспомогательном учете на основании первичных документов, полученных от фронт-офиса;

2) бэк-тестинг – методы проверки эффективности процедур измерения рисков с использованием исторических данных по операциям банка и сравнением рассчитанных результатов с текущими (фактическими) результатами от совершения указанных операций;

3) валютный риск – риск возникновения расходов (убытков), связанный с изменением курсов иностранных валют при осуществлении банком своей деятельности. Опасность расходов (убытков) возникает из-за переоценки позиций банка по валютам в стоимостном выражении;

4) гэп – методы измерения процентного риска банка и риска потери ликвидности на основе сравнения объема активов и обязательств банка, подверженных изменениям ставок вознаграждения или подлежащих погашению в течение определенных сроков;

4-1) гэп – позиции по наличным деньгам/наличности – величина разрыва между поступлением и выбытием наличных денег банка;

4-2) комплаенс–контролер – работник банка, в исключительную компетенцию которого входит ответственность за координацию деятельности службы комплаенс и осуществление контроля за реализацией политики управления комплаенс - риском участниками комплаенс;

4-3) комплаенс-риск – риск возникновения расходов (убытков) вследствие несоблюдения банком требований законодательства Республики Казахстан, в том числе нормативных правовых актов уполномоченного органа, а также внутренних правил и процедур банка;

5) кредитный риск - риск возникновения расходов (убытков) вследствие нарушения клиентом первоначальных условий договора (контракта) по исполнению им взятых на себя денежных обязательств при проведении банковских заемных, лизинговых, факторинговых, форфейтинговых операций, операций по выдаче банковских гарантий и других операций;

6) операционный риск – риск возникновения убытков в результате недостатков или ошибок в ходе осуществления внутренних процессов, допущенных со стороны сотрудников, функционирования информационных систем и технологий, а также вследствие внешних событий. Операционный риск включает в себя следующие риски:

риски, связанные с неопределенной, неадекватной организационной структурой банка, включая распределение ответственности, структуру подотчетности и управления;

риск, вызванный неадекватными стратегиями, политиками и/или стандартами в области информационных технологий, недостатками в использовании программного обеспечения;

риски, связанные с неадекватной информацией либо её несоответствующим использованием;

риски, связанные с несоответствующим управлением персоналом и/или неквалифицированным штатом банка;

риски, связанные с неадекватным построением бизнес-процессов либо слабым контролем соблюдения внутренних правил;

риск, вызванный непредвиденными или неконтролируемыми факторами внешнего воздействия на операции банка;

риск, связанный с изменениями законодательства, либо риск, связанный с наличием недостатков или ошибок во внутренних документов/правилах, регламентирующих проведение деятельности банка;

риск, связанный с неверными действиями руководства и персонала банка, который может негативно отразиться на деятельности банка, мошенничество;

7) правовой риск – риск возникновения расходов (убытков) вследствие нарушения банком требований законодательства Республики Казахстан либо несоответствия практики банка его внутренним документам, а в отношениях с нерезидентами Республики Казахстан - законодательств других государств;

8) процентный риск - риск возникновения расходов (убытков) вследствие неблагоприятного изменения ставок вознаграждения, включающий:

риск возникновения расходов (убытков) из-за несоответствия сроков возврата и погашения размещенных активов и привлеченных обязательств банка (при фиксированных ставках вознаграждения);

риск возникновения расходов (убытков) вследствие применения банком разных видов ставок (плавающей либо фиксированной) по активам банка, с одной стороны, и обязательствам, с другой;

базисный риск, связанный с применением различных методов начисления и корректировки получаемого и уплачиваемого вознаграждения по ряду инструментов, которые при прочих равных условиях имеют сходные ценовые характеристики;

9) репутационный риск – риск возникновения расходов (убытков) вследствие негативного общественного мнения или снижения доверия к банку;

10) риск потери ликвидности – риск, связанный с возможным невыполнением либо несвоевременным выполнением банком своих обязательств. При управлении риском потери ликвидности контролируется текущая ликвидность банка, а также сопоставляются сроки размещенных и привлеченных денег, доходов и расходов, связанных с получением (уплатой) вознаграждения;

11) риск банковской деятельности – риск возникновения потерь, вытекающих из осуществления банком своих операций;

12) рыночный риск – риск возникновения расходов (убытков), связанных с неблагоприятными изменениями рыночных параметров (валютный курс, ставка вознаграждения, стоимость финансовых инструментов);

13) система управления рисками – это процесс, включающий четыре основных элемента: оценка риска, измерение риска, контроль риска и мониторинг риска;

14) система внутреннего контроля – совокупность процедур и политик внутреннего контроля, обеспечивающих реализацию банком долгосрочных целей рентабельности и поддержания надежной системы финансовой и управленческой отчетности, способствующей соблюдению законодательства Республики Казахстан и нормативных правовых актов уполномоченного органа, политики банка, внутренних правил и процедур, снижению риска убытков или репутации банка;

15) служба внутреннего аудита – подразделение банка, осуществляющее объективную оценку и консультационную деятельность в целях совершенствования деятельности банка, обеспечивающее организацию и осуществление внутреннего аудита в банке. Внутренний аудит в банке способствует достижению определенных целей путем представления рекомендаций по совершенствованию процессов оценки рисков, управления рисками и внутреннего контроля;

15-1) служба комплаенс – внутренняя служба банка, состоящая из комплаенс–контролера и участников комплаенса, в исключительную компетенцию которой входит осуществление внутреннего контроля за соответствием деятельности банка требованиям законодательства Республики Казахстан, в том числе нормативных правовых актов уполномоченного органа, а также внутренних правил и процедур банка (управление комплаенс - риском);

15-2) совокупный лимит – максимально допустимый размер убытков при проведении операций;

16) страновой (трансферный) риск – риск возникновения расходов (убытков) вследствие неплатежеспособности или нежелания иностранного государства или резидента иностранного государства отвечать по обязательствам перед банком по причинам, не связанным с финансовыми рисками;

17) стресс-тестинг – методы измерения потенциального влияния на финансовое положение банка исключительных, но возможных событий, которые могут оказать влияние на деятельность банка;

17-1) торговые операции – операции банка по приобретению/продаже ценных бумаг в своих интересах и за свой счет;

17-2) участники комплаенс - подразделения и/или работники банка, в исключительную компетенцию которых входит осуществление функций по управлению комплаенс – риском;

18) фронт-офис – подразделение банка, основной функцией которого является заключение сделок с клиентами банка;

19) ценовой риск - риск возникновения расходов (убытков) вследствие изменения стоимости портфелей финансовых инструментов, возникающий в случае изменения условий финансовых рынков, влияющих на рыночную стоимость финансовых инструментов.

Глава 2. Требования к наличию систем управления рисками
8. Наличие системы управления рисками банка предусматривает соответствие требованиям, установленным настоящей Инструкцией к корпоративному управлению, наличию практики проведения банковских заемных операций, практики проведения операций с финансовыми инструментами, практики управления активами и обязательствами, функционированию информационных систем и систем управленческой информации.

9. Организация системы управления рисками обеспечивается соответствием банка требованиям, указанным в приложении 1 к настоящей Инструкции.

10. Проведение банковских заемных операций предусматривает выдачу банковских займов и других видов финансирования, предоставленных на условиях их возврата банку с выплатой или без выплаты вознаграждения, в том числе путем покупки долговых ценных бумаг и других финансовых инструментов, выдачи гарантии, открытия аккредитива, учета векселя и совершения иных операций, связанных с кредитным риском.

В рамках систем управления рисками, наличие практики проведения банковских заемных операций, в том числе предоставления ипотечных жилищных займов, выданных физическим лицам, и ипотечных займов, обеспеченных недвижимостью или предоставляемых в целях строительства недвижимости, обеспечивается соответствием банка требованиям, указанным в Приложениях 3-4 к настоящей Инструкции.

10-1. Управление риском ликвидности предусматривает наличие в банках адекватной структуры, которая в достаточной мере учитывала бы риски ликвидности, как на индивидуальной, так и на консолидированной основе, в том числе плана на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, содержащего четкие стратегии разрешения проблемы недостатка ликвидности в чрезвычайных ситуациях, а также поддержание адекватного уровня ликвидности.

В рамках систем управления рисками наличие практики управления риском ликвидности обеспечивается соответствием банка требованиям, указанным в приложении 4-1 к настоящей Инструкции.

11. Проведение операций с финансовыми инструментами предусматривает покупку/продажу ценных бумаг и иных финансовых инструментов, по которым возможна выплата вознаграждения, подверженных ценовому риску.

Управление активами и обязательствами предусматривает проведение мероприятий, направленных на приведение структуры активов и обязательства банка в соответствие с его стратегическими целями, в том числе с учетом связанного с ними рисков, а также поддержание маржи банка на необходимом уровне.

В рамках систем управления рисками, наличие практики проведения операций с финансовыми инструментами обеспечивается соответствием банка требованиям, указанным в приложении 5 к настоящей Инструкции.

12. Обеспечение функционирования информационных систем и систем управленческой информации предусматривает наличие в банке программно-технических комплексов, персонала и информационно-коммуникационных систем, адекватных проводимым банком операциям, в том числе ограничивающих степень подверженности банка операционному риску.

В рамках систем управления рисками наличие обеспечения операционной деятельности банка, функционирования информационных систем и систем управленческой информации допускается при соответствии банка требованиям, указанным в приложении 6 к настоящей Инструкции.





следующая страница >>