microbik.ru
1
Постатейный комментарий Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" (комментарий к статье 22 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих")

подполковник юстиции Кудашкин А.В., заместитель начальника юридической службы ВМФ
22 января 1993 г. принят Закон Российской Федерации "О статусе военнослужа­щих", который постановлением Верховного Совета РФ от 22 ян­варя 1993г. № 4339-1 введен в действие с 1 января 1993 года. Настоящим Законом установле­ны права, обязанности и ответ­ственность военнослужащих, оп­ределены основы государственной политики по правовой и социаль­ной защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей. Ука­занный Закон содержит множе­ство бланкетных норм, отсыла­ющих к другим нормативным правовым актам, некоторые из которых до настоящего времени не приняты (например, Положе­ние о прохождении военной службы), другие - "морально устарели" (например, Положение о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, при­чиненный государству), третьи являются новеллами и подчас пра­ктика их применения складывается на основании судебных ре­шений при обжаловании военно­служащими неправомерных дей­ствий (или бездействия) органов военного управления или воинских должностных лиц, нарушающих права и законные интересы воен­нослужащих, лиц гражданского персонала, членов их семей. В но­вом журнале вниманию читателя предлагается постатейный ком­ментарий Закона, который явля­ется попыткой на основе трех­летнего его практического при­менения и судебной практики де­тально проанализировать нормы, сформулировать подходы к решению некоторых проблемных воп­росов, сориентировать и оказать помощь практическим работни­кам в целях защиты прав и закон­ных интересов всех граждан, на которых он распространяется. Он будет также интересен всем, кто в той или иной степени со­прикасается с данным Законом или интересуется проблемами статуса военнослужащих. Несо­мненно, что некоторые выводы и заключения могут показаться спорными, что вызвано сложно­стью, а подчас противоречиво­стью, правоприменительной пра­ктики, в том числе и судебной, большим объемом и фрагментар­ностью законодательства. Ав­тор приглашает всех заинтере­сованных в наибольшей объектив­ности и полноте предлагаемого комментария высказать свое мнение, аргументированные суж­дения по проблемам применения Закона, которые будут учтены в работе. В этом номере вниманию читателей предлагается коммен­тарий статьи 22 Закона РФ "О статусе военнослужащих"; в по­следующих номерах постатей­ный комментарий будет предложен с первой статьи.
"Статья 22. Увольнение граждан с военной службы и право на трудо­устройство."
1. Военнослужащие (кроме военнослужащих, проходящих военную службу по призыву) не могут быть уволены с военной службы вопреки их желанию до приобретения права на пенсию за выслугу лет, за исключением слу­чаев досрочного увольнения по ос­нованиям, указанным в Законе Российской Федерации "О воин­ской обязанности и военной службе".

Военнослужащие, прослужив­шие 10 лет и более, не могут быть уволены с военной службы по достижении предельного воз­раста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им и членам их семей жилых помещений по нор­мам, установленным законода­тельством.
§ 1. Законом Российской Фе­дерации "О пенсионном обеспе­чении лиц, проходивших воен­ную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" (статьей 13) установлено, что право на пенсию за выслугу лет приобретают военнослужащие, проходящие военную службу в качестве офицеров, прапорщи­ков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ и ОВС СНГ, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы, внутрен­них и железнодорожных вой­сках, федеральных органах правительственной связи и инфор­мации, гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, дру­гих воинских формированиях Российской Федерации, создан­ных в соответствии с законода­тельством Российской Федера­ции:

- имеющие на день увольне­ния со службы выслугу на воен­ной службе 20 лет и более;

- уволенные со службы по до­стижении предельного возраста пребывания на службе, состоя­нию здоровья или в связи с орга­низационно-штатными меро­приятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба.

Время прохождения службы в особых условиях подлежит заче­ту в выслугу лет для назначения в льготном исчислении. К осо­бым условиям относятся перио­ды прохождения военной служ­бы, указанные в Постановлении Совета Министров-Правитель­ства Российской Федерации от 22 сентября 1993г. (приказ Ми­нистра обороны РФ 1994 года № 350), а также в Законе РФ "О до­полнительных гарантиях и ком­пенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закав­казья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполня­ющим задачи в условиях чрезвы­чайного положения и при воору­женных конфликтах".

Военнослужащий, не достиг­ший права на пенсию За выслугу лет, может быть уволен с воен­ной службы по истечении уста­новленного срока его военной службы и отказа с его стороны в заключении контракта о прохо­ждении военной службы, подав­шего рапорт об увольнении с во­енной службы, а также в случае досрочного увольнения по осно­ваниям, установленным Зако­ном "О воинской обязанности и военной службе".

По смыслу указанных зако­нов без приобретения права на пенсию за выслугу лет подлежат увольнению, проходящие воен­ную службу по контракту, воен­нослужащие:

а) признанные военно-вра­чебной комиссией не годными к военной службе;

б) проходящие военную службу по контракту на воин­ских должностях, для которых штатом предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) вклю­чительно, - признанные военно-врачебной комиссией ограни­ченно годными к военной служ­бе;

в) которым назначено уго­ловное наказание в виде лише­ния свободы;

г) лишенным воинского зва­ния.

Без приобретения права на пенсию может быть уволен так­же военнослужащий, проходя­щий военную службу по контра­кту:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

б) за невыполнением им усло­вий контракта;

в) за совершение проступка, порочащего честь военнослужа­щего;

г) если военнослужащий пе­рестал отвечать установленным к нему в соответствии с Законом "О воинской обязанности и во­енной службе" требованиям.

При этом нужно иметь в ви­ду, что в связи с организацион­но-штатными мероприятиями увольняются военнослужащие при невозможности их использо­вания на военной службе в связи с сокращением штатов и органи­зационными мероприятиями и при отсутствии других основа­ний для увольнения в запас.

§ 2. Необходимо отметить, что введение нормы, в соответ­ствии с которой военнослужа­щие, прослужившие 10 лет и бо­лее, не могут быть уволены с во­енной службы по достижении предельного возраста пребыва­ния на военной службе, по со­стоянию здоровья или в связи с организационно-штатными ме­роприятиями без предоставления им и членам их семей жилых помещений по нормам, установ­ленным законодательством, яв­ляется проявлением заботы госу­дарства об увольняемых военно­служащих с одной стороны, и реализацией конституционного права гражданина на жилище, с другой.

По смыслу указанной нормы перед увольнением военнослу­жащего с военной службы ко­мандованием части должны быть проверены жилищные ус­ловия военнослужащего (прина­длежность к тому или иному ви­ду жилищного фонда, обеспеченность жилой площадью на одного человека и т.д.) на осно­вании представленных им доку­ментов (выписок из домовой книги, копий лицевых счетов, документов о проверке жилищ­ных условий и др.). На практи­ке, такие мероприятия целесооб­разно проводить в ходе предва­рительных бесед о предстоящем увольнении с военной службы, на которых, в том числе, необхо­димо выяснить и вопросы об обеспеченности увольняемого военнослужащего жилой площа­дью.

Анализ судебной практики позволяет сделать вывод, что, если военнослужащим, увольня­емым с военной службы по дос­тижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штат­ными мероприятиями, в ходе предшествующих увольнению мероприятий будет заявлено о желании уволиться без предос­тавления жилой площади за счет ведомства, в котором он прохо­дит военную службу, он подле­жит увольнению с военной служ­бы, т.к. Законом РФ "О статусе военнослужащих" предусмотре­ны различные способы обеспече­ния военнослужащих жильем, кроме получения его от военно­го ведомства. В зависимости от обстоятельств, жилье могут предоставить местные органы вла­сти, возможно строительство ко­оперативного или индивидуаль­ного жилья. Выбор в данном случае зависит от волеизъявле­ния самого военнослужащего.

В то же время необходимо иметь в виду, что право военно­служащих на получение жилья от местных органов власти не дает оснований для увольнения с военной службы, без предостав­ления жилья, вопреки их жела­нию. Реализация предусмотрен­ного законом права на получе­ние жилья от местных органов власти зависит не от решения командования, а от волеизъявле­ния самих военнослужащих.

На практике подчас возника­ет вопрос: о каких нормах жи­лых помещений говорится в дан­ной статье? Жилищным кодек­сом РСФСР упоминаются следу­ющие их виды:

- норма жилой площади в размере 12 квадратных метров (ст.38);

- нормы предоставления жи­лой площади, которые имеют минимальный и максимальный размеры (ст.40). Причем мини­мальный размер устанавливает­ся исполнительной властью субъектов Российской Федера­ции, а максимальный равен нор­ме жилой площади в размере 12 квадратных метров;

- нормы обеспеченности жи­лой площадью на одного чело­века для признания нуждаю­щимся в улучшении жилищных условий, устанавливаемые испо­лнительной властью субъектов Российской Федерации (ст.29).

Законом Российской Федера­ции "Об основах федеральной жилищной политики" введено понятие "социальной нормы площади жилья", под которой понимается размер площади жи­лья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оп­лате жилья и коммунальных ус­луг (ст. 1 Закона).

Анализ нормы позволяет сде­лать предположение, что, по­скольку в ней не упоминается категория военнослужащих, ну­ждающихся в улучшении жи­лищных условий, в данном слу­чае речь идет о нормах предоставления жилой площади, т.е. на момент увольнения с военной службы военнослужащий дол­жен быть удовлетворен жилой площадью по нормам предоста­вления. Однако, поскольку ка­ких-либо руководящих докумен­тов, которые бы разъясняли это положение, не имеется, реализа­ция данной нормы в предложен­ном контексте, в случае отказа жилищных комиссий или долж­ностных лиц, в компетенцию ко­торых входит решение вопросов о предоставлении жилой площа­ди, возможна только на основа­нии судебного решения в случае обжалования военнослужащим отказа в предоставлении ему пе­ред увольнением, по указанным выше основаниям, жилых поме­щений по нормам предоставле­ния.
2. В случае необоснованного увольнения с военной службы во­еннослужащих, проходящих во­енную службу по контракту, причиненный им в связи с этим ущерб подлежит возмещению в полном объеме. Указанные военнослужащие восстанавливаются на военной службе в прежней (а с его согласия - равной или не ни­зке) должности и обеспечивают­ся всеми видами довольствия, не­дополученного после необоснован­ного увольнения. Этот период включается в общую продолжи­тельность военной службы и срок, определенный для присвое­ния очередного воинского звания.
§ 3. Под ущербом, подлежа­щим возмещению необоснован­но уволенному с военной служ­бы военнослужащему, следует понимать не полученное денеж­ное довольствие, состоящее из оклада денежного содержания (оклада по воинской должности и оклада по воинскому званию), надбавок и других выплат.

В связи с неурегулированно­стью в подзаконных норматив­ных правовых актах данного во­проса на практике часто возни­кает проблема определения раз­мера возмещаемого ущерба, ес­ли он не указан в решении или определении суда при восстано­влении на военной службе на ос­новании решения суда или вос­становления на военной службе в соответствии с решением воин­ского должностного лица, кото­рому дано такое право.

Ущерб складывается из недо­полученных:

- окладов денежного содер­жания;

- процентной надбавки за выслугу лет;

- денежной компенсации вза­мен продовольственного пайка;

- денежной компенсации вза­мен выдачи вещевого имущест­ва;

- денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помеще­ний (если она выплачивалась на момент увольнения военнослу­жащего);

- денежной компенсации на оздоровление и лечение;

- материальной помощи и не­которых других надбавок и вы­плат, в зависимости от специфи­ки военной службы.

Проблематичным является вопрос о включении в ущерб сумм единовременного денежно­го вознаграждения по итогам года (п. 1 ст. 13 Закона "О стату­се военнослужащих"), месячных надбавок за сложность и напря­женность, непрерывный режим службы, а также квартальных премий за добросовестное испо­лнение служебных обязанностей (приказ Министра обороны РФ 1995г. № 20). При определении размера ущерба представляется целесообразным исходить из наличия права военнослужащего на указанные надбавки и выпла­ты на момент увольнения.

При определении размера ущерба (включении в него раз­личных надбавок, в т.ч. за доб­росовестное исполнение служеб­ных обязанностей) суды исходят из того, что необоснованно уво­ленный военнослужащий не ис­полнял обязанности по военной службе не по своей вине, поэто­му на основании ст. 22 Закона РФ "О статусе военнослужащих" причиненный ему в связи с этим ущерб подлежит возмещению в полном объеме, т.е. из расчета денежного довольствия военно­служащих в размере, установ­ленном на момент производства окончательного расчета, либо с индексацией в порядке, преду­смотренном действующим Зако­ном РФ от 24 октября 1991г. "Об индексации денежных дохо­дов и сбережений граждан в РСФСР".

§4. При определении перио­да, за который необходимо про­извести начисление денежного довольствия, необходимо исхо­дить из того, что в соответствии с действующими положениями о прохождении военной службы различных категорий военно­служащих увольняемые военно­служащие своевременно и пол­ностью удовлетворяются всеми видами положенного довольст­вия на момент увольнения (иск­лючения из списков части), а в соответствии с Законом РФ "О воинской обязанности и воен­ной службе" началом военной службы считается день зачисле­ния гражданина в список лично­го состава воинской части.

Таким образом, указанный период исчисляется с момента увольнения (исключения из спи­сков воинской части, организа­ции или учреждения) по время восстановления (включения в списки части, организации, уч­реждения), что соответствует сложившейся судебной практике по данному вопросу.

Отказ необоснованно уволен­ному военнослужащему в возме­щении в полном объеме причи­ненного ущерба может быть об­жалован военнослужащим в су­дебном порядке с требованием возмещения ему морального и материального ущерба, причи­ненного таким отказом.

§ 5. Размер возмещения мо­рального вреда указывается в решении суда о восстановлении военнослужащего на военной службе.

§ 6. Ущерб, причиненный во­еннослужащему необоснован­ным увольнением с военной службы, возмещается по решению командиров (начальников) в пределах их компетенции или суда за счет виновных или рес­публиканского бюджета (п. 5 ст. 18 Закона "О статусе воен­нослужащих").

Вред (ущерб), причиненный гражданину необоснованным увольнением с военной службы в соответствии со ст. 1069 ПС РФ взыскивается за счет республи­канского бюджета (казны) Рос­сийской Федерации. От имени казны при возмещении ущерба выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071 ГК РФ).

В соответствии со ст. 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред (финансовый орган), причинен­ный другим лицом (органом во­енного управления, воинским должностным лицом) имеет пра­во обратного требования (рег­ресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен зако­ном.

В отличие от трудового зако­нодательства, в соответствии с которым на должностное лицо, виновное в незаконном увольне­нии или переводе работника, возлагается обязанность возмес­тить ущерб, причиненный пред­приятию, учреждению, органи­зации в связи с оплатой вынуж­денного прогула или за время выполнения нижеоплачиваемой работы в размере не превышаю­щем трех месячных окладов дол­жностного лица (ст. 214КЗоТ РФ), а также аналогичного по­рядка для воинских должност­ных лиц в отношении незаконно уволенных рабочих и служащих в соответствии с Положением о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, при­чиненный государству (введено в действие Указом Президиума ВС СССР от 13 января 1984г. №10661-Х(См.: Ведомости Вер­ховного Совета СССР. 1984. №3. Ст.61; приказ Министра обороны 1984 года № 85), поря­док возмещения ущерба, причи­ненного военнослужащему не­обоснованным увольнением, за счет виновных лиц указанным Положением в прямой постановке не установлен. Однако, такая обязанность может быть возло­жена на воинских должностных лиц в порядке реализации статей 7 или 8 Положения, в соответст­вии с которыми военнослужа­щие несут материальную ответ­ственность за ущерб, вследствие небрежного исполнения служеб­ных обязанностей или умышленных действий (например, изда­ние заведомо незаконного при­каза), что на практике представ­ляет собой довольно сложную задачу.

§ 7. При взыскании в пользу военнослужащего, необоснован­но уволенного с военной служ­бы, выплаченное при увольне­нии единовременное пособие и полученная пенсия подлежат за­чету.

§ 8. При восстановлении на военной службе необоснованно уволенные военнослужащие вос­станавливаются в прежней (а с его согласия - равной или не ни­же) должности.

Равной считается такая дол­жность, которая соответствует прежней должности по квалифи­кации, условиям служебной дея­тельности и денежному доволь­ствию, а также по объему предо­ставляемых в связи с ее выполне­нием льгот и преимуществ.

На практике подчас возника­ет вопрос о восстановлении на военной службе военнослужа­щих, уволенных по состоянию здоровья (негодных к военной службе) без предоставления жи­лых помещений по нормам, ус­тановленным законодательст­вом. Судебная практика под­тверждает мнение, что состояние здоровья военнослужащего в та­ких случаях не может служить основанием для отказа в восста­новлении на военной службе. При этом суды исходят из того, что военнослужащий восстанав­ливается на службе не для ее дальнейшего прохождения, а лишь для восстановления его нарушенных прав, на период до получения соответствующего жилого помещения, после чего он подлежит увольнению в уста­новленном порядке.

§ 9. Время перерыва в службе с момента необоснованного увольнения военнослужащего и по время восстановления на во­енной службе засчитывается в выслугу лет для назначения пен­сий (абзац 17 ст.1 постановления Совета Министров-Правитель­ства РФ от 22 сентября 1993г. -см.: приказ Министра обороны РФ 1994 года №350).

В соответствии с Положени­ем о порядке назначения и вы­платы в Министерстве обороны РФ государственных пенсий, по­собий и компенсаций лицам, проходившим военную службу, и их семьям, введенным в дейст­вие приказом Министра оборо­ны РФ 1994 года № 350, в выслу­гу лет для назначения пенсий за­считывается время перерыва в службе после 1 января 1993г., т.е. с момента вступления в силу Закона РФ "О статусе военно­служащих" (п. "т" ст. 18 Положе­ния).

Этот период включается так­же в общую продолжительность военной службы, для приобрете­ния права на предусмотренные законодательством льготы, и срок, определенный для присво­ения очередного воинского зва­ния.
3. Военнослужащим при увольнении с военной службы по достижении предельного возрас­та пребывания на военной служ­бе, состоянию здоровья или в свя­зи с организационно-штатными мероприятиями выплачивается единовременное пособие при об­щей продолжительности военной службы: менее 10 лет - в размере 5 окладов денежного содержа­ния; от 10 до 15 лет - в размере 10 окладов денежного содержа­ния; от 15 до 20 лет - в размере 15 окладов денежного содержа­ния; свыше 20лет- в размере 20 окладов денежного содержа­ния. Содержание и порядок вы­платы указанного в настоящем пункте единовременного пособия гражданам, уволенным с военной службы по другим основаниям, определяются Правительством Российской Федерации. Военно­служащим, награжденным в период прохождения военной служ­бы государственным орденом (орденами), размер единовремен­ного пособия увеличивается на два оклада денежного содержа­ния. Военнослужащим, проходив­шим военную службу по призыву, при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие, равное установленному законом минимальному размеру оплаты труда, а указанным ли­цам из числа детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей, - равное пяти уста­новленным законом минимальным размерам оплаты труда.
§ 10. Поскольку не имеется специальной оговорки под об­щей продолжительностью воен­ной службы в данной статье по­нимается выслуга лет на воен­ной службе в календарном исчи­слении.

§ 11. Военнослужащим (кроме офицеров, проходивших воен­ную службу по призыву), уво­ленным с военной службы по до­стижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями выплачивается единовременное пособие в раз­мерах, установленных пунктом 3 статьи 22 Закона Российской Федерации "О статусе военно­служащих".

§ 12. Содержание и порядок выплаты единовременного посо­бия гражданам, уволенным с во­енной службы по другим осно­ваниям, установлен постановле­нием Совета Министров-Прави­тельства Российской Федерации от 22 сентября 1993г. № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офи­церов, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсроч­ной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сер­жантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федера­ции" (см. приказ Министра обо­роны РФ 1994 года № 350).

Пунктом 17 Постановления установлено, что вышеуказан­ным категориям военнослужа­щих выплачивается 40 % указан­ных размеров с увеличением по­собия военнослужащим, награж­денным в период прохождения военной службы государствен­ным орденом (орденами), на два месячных оклада денежного со­держания.

Однако данное положение не распространяется на военнослу­жащих, уволенных со службы:

- за невыполнение условий контракта;

- совершение проступка, по­рочащего честь военнослужаще­го;

- в связи с назначением уго­ловного наказания в виде лише­ния свободы, либо в связи с ли­шением воинского или специ­ального звания.

§ 13. Офицерам, состоявшим на военной службе по призыву, при увольнении их в запас или отставку (кроме уволенных по основаниям, указанным в пре­дыдущем параграфе) единовре­менное пособие выплачивается в размере двух месячных окладов денежного содержания (для на­гражденных государственными орденами - с увеличением на два месячных оклада денежного со­держания).

§ 14. Единовременное посо­бие увольняемым со службы во­еннослужащим выплачивается за полные годы выслуги в кален­дарном исчислении, без округле­ния их в сторону увеличения.

Единовременное пособие ис­числяется из окладов, выплачи­ваемых по последней должности и воинскому званию на день увольнения с военной службы (исключения из списков воин­ской части).

Военнослужащим, прикоман­дированным для работы к выс­шим органам государственной власти, гражданским министер­ствам, ведомствам и организа­циям и получившим непосредст­венно перед увольнением со службы заработную плату в по­рядке и размерах, установлен­ных для работников этих орга­нов, министерств, ведомств, организаций - из должностного ок­лада, выплачиваемого по зани­маемой на день увольнения со службы должности, а получив­шим наряду с должностным ок­ладом оклад по воинскому зва­нию - из указанных окладов.

§ 15.В случае повторного оп­ределения на службу военнослу­жащих единовременное пособие при последующем увольнении их со службы выплачивается ис­ходя из общей выслуги лет на день последнего увольнения с за­четом пособий, выплаченных при предыдущих увольнениях со службы (в месячных окладах де­нежного содержания), но не ме­нее, чем в размере двухмесячно­го оклада денежного содержа­ния.

§ 16.Военнослужащим, уво­ленным с военной службы в свя­зи с переводом на службу в орга­ны внутренних дел единовремен­ное пособие не выплачивается.

§ 17.Под государственными орденами следует понимать ор­дена Российской Федерации, указанные в Положении о госу­дарственных наградах Россий­ской Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1995г. № 554 (см.: СЗ РФ. 1995. № 23. Ст.2207), а также ордена Союза СССР.
4. Военнослужащим, прохо­дившим военную службу по кон­тракту, имеющим общую про­должительность военной служ­бы от 15 до 20 лет и уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организа­ционно-штатными мероприятия­ми без права на пенсию, в течение пяти лет выплачивается ежеме­сячное пособие в размере: при об­щей продолжительности военной службы 15 лет -40% суммы оклада денежного содержания; за каждый год свыше 15лет- 3% суммы оклада денежного содер­жания. Указанным военнослужа­щим, уволенным по тем же осно­ваниям и имеющим общую про­должительность военной служ­бы менее 15 лет, в течение одного года после увольнения сохраня­ется выплата оклада по воинско­му званию.
§ 18.Выплата ежемесячного социального пособия указанным категориям военнослужащих производится в течение установ­ленных сроков наряду с выпла­той при увольнении единовре­менного пособия.

Размеры ежемесячного соци­ального пособия повышаются (индексируются), если в течение указанных сроков повышаются (индексируются) оклады по во­инским званиям.

§ 19. В выслугу лет для назна­чения ежемесячного социально­го пособия засчитываются в ка­лендарном исчислении следую­щие периоды военной службы:

а) военная служба (в том чис­ле по призыву) в Вооруженных Силах, внутренних и Железно­дорожных войсках, Федераль­ной пограничной службе и орга­нах пограничной службы Рос­сийской Федерации, федераль­ных органах правительственной связи и информации, органах федеральной службы безопасно­сти (контрразведки), органах внешней разведки, войсках Гра­жданской обороны, других соз­данных в соответствии с феде­ральным законодательством во­инских формированиях Россий­ской Федерации, в ОВС СНГ, в Советской армии, Военно-Морском Флоте, иных воинских формированиях и органах госу­дарственной безопасности быв­шего СССР;

б)время работы офицеров в органах государственной вла­сти, гражданских министерст­вах, ведомствах и организациях с оставлением их на военной службе либо в кадрах (действую­щем резерве) министерств внут­ренних дел (охраны обществен­ного порядка) Российской Феде­рации и бывшего СССР;

в) военная служба в воору­женных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных соз­данных в соответствии с законо­дательством воинских формиро­ваниях и служба в органах внутренних дел (полиции) других го­сударств- участников СНГ и государств, не входящих в со­став этого Содружества, с кото­рыми Российской Федерацией либо бывшим СССР заключены соглашения (договоры) о соци­альном обеспечении, предусмат­ривающие взаимный зачет в вы­слугу лет для назначения пенсии уволенным со службы военно­служащим, лицам рядового и на­чальствующего состава органов внутренних дел (полиции) их службы в других государствах;

г) служба в качестве военных строителей в военно-строитель­ных отрядах и частях (в том чис­ле в период с мая 1955 г. по март 1965 г.);

д) время нахождения на прак­тической летной подготовке лиц, призванных на военную службу и обучавшихся на офице­ров запаса летного состава в си­стеме ДОСААФа и РОСТО, - не ранее чем с 1 января 1961 г.;

е) время прохождения воен­ных сборов - не ранее чем с 1 марта 1993г.;

§ 20. Оклад по воинскому зва­нию в течение одного года после увольнения с военной службы офицерам, работавшим непо­средственно перед увольнением в органах государственной вла­сти, гражданских министерст­вах, ведомствах и организациях и оставшимся после увольнения с военной службы на прежней работе, а также офицерам, со­стоявшим на военной службе по призыву, не выплачивается.

§21. В соответствии с Зако­ном РФ "О занятости населения в Российской Федерации" (ст.ст.З, 32, 36) военнослужа­щим, уволенным с военной службы без права на пенсию и признанные в установленном порядке безработными, назнача­ется пособие по безработице (стипендия) вне зависимости от получения ими ежемесячного со­циального пособия или оклада по воинскому званию за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.

Пособие по безработице во­еннослужащим, уволенным с военной службы без права на пенсию, назначается со дня их регистрации в службе занятости в качестве безработных. При этом размеры пособия по безра­ботице уволенным военнослужа­щим устанавливаются, как и другим безработным гражда­нам, в процентном отношении к среднемесячному заработку, ис­численному за последние два ме­сяца перед увольнением. (См.: Указание Федеральной службы занятости России от 30 марта 1994г. № ВГ-3-8-14"О пособии по безработице военнослужа­щим, уволенным с военной службы без права на пенсию'/Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1994.№7.С.60).
5. Гражданам, уволенным с военной службы, и членам их се­мей устанавливаются следующие дополнительные права по трудо­устройству и социальному обес­печению: п 1едоставление работы с учетом их специальности не позднее месячного срока со дня обращения в органы государст­венной службы занятости насе­ления, на государственные (муниципальные) предприятия, в го­сударственные (муниципальные) учреждения или организации; со­хранение в течение трех месяцев после увольнения с военной служ­бы за гражданами, работавшими до призыва (поступления) на во­енную службу на государствен­ных (муниципальных) предпри­ятиях, в государственных (муни­ципальных) учреждениях или организациях, права поступления на работу на те же предпри­ятия, в те же учреждения или организации, а за проходившими военную службу по призыву и офицерами, призывавшимися на военную службу на два года из запаса, - также права на долж­ность не низке занимаемой до призыва на военную службу; за­чет времени военной службы в непрерывный стаж работы в со­ответствии со статьей 10 на­стоящего Закона, учитываемый при выплате пособий по обязательному государственному со­циальному страхованию, едино­временного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбав­ки к оплате труда, предоставле­нии льгот, если перерыв между днем увольнения с военной служ­бы и днем приема на работу (по­ступления в образовательные уч­реждение) не превысил одного го­да; преимущественное право ос­тавления на работе, на которую они поступили впервые, при со­кращении штата работни­ков; обеспечение гражданам, уво­ленным по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, бес­платного приобретения профес­сионального образования; предос­тавление гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, ма­териальной помощи на первона­чальное обзаведение хозяйством в порядке, устанавливаемом Пра­вительством Российской Федера­ции; предоставлением не позднее месячного срока с момента обра­щения военнослужащих, уволен­ных с военной службы, мест для их детей в дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях незави­симо от их ведомственной прина­длежности. Гражданам, прохо­дившим военную службу в рай­онах Крайнего Севера и других местностях с неблагоприятными климатическим и экологическими условиями, в которых к оплате труда работников выплачивают­ся установленные законодатель­ством процентные надбавки за непрерывную работу на предпри­ятиях, в учреждениях и органи­зациях, при поступлении на рабо­ту в этих районах и местностях в течение шести месяцев со дня увольнения с военной службы срок военной службы в указан­ных районах и местностях за­считывается в непрерывный стаж: работы для получения льгот, установленных законода­тельством.

(Продолжение читайте в следующем номере)