microbik.ru
1
Культура общения

7 класс

Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе следующей программы:

Культура общения. Дошкольники. 1-11 классы. Программа. Нормативные документы. Под.ред.Стернина И.А.Воронеж, ВОИПКиПРО, 2009г.

Предмет «Культура общения дополняет обучение русскому языку и формирует у учащихся прежде всего культуру устного общения.
Цель обучения учащихся предмету «Культура общения».

Целью обучения предмета «Культура общения» является формирование коммуникативной грамотности учащихся.

Коммуникативная грамотность предполагает сформированность у учащихся:

-устойчивых риторических навыков;

-устойчивых навыков культуры устной речи;

-навыков эффективного общения.

Всего часов-18 (0,5 часа в неделю –региональный компонент учебного плана)

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
К концу 7-го класса учащиеся должны знать:

-понятия риторика, публичное выступление, аргументация, тезис, аргумент,

-классификацию публичных выступлений (информационное, развлекательное, протокольно-этикетное, убеждающее выступление); -общие требования к публичному выступлению;

способы подготовки к публичному выступлению;

алгоритм подготовки материала к публичному выступлению;

  • структуру публичного выступления;

  • приемы привлечения и поддержания внимания аудитории;

  • правила завершения публичного выступления;

  • схему анализа публичного выступления;

  • типы информационного выступления (повествование, описание и объяснение); общие требования к подготовке информаци-

. онных выступлений; схемы построения информационной речи; правила построения различных типов информационного выступления;

  • понятие о рекламе и информации: их сходства и различия; правила подготовки устного рекламного выступления;

  • основные правила аргументации в публичном выступлении;

  • универсальные приемы эфф активной аргументации;

  • виды убеждающих выступлений; правила подготовки убеждающего выступления;

  • виды протокольно-этикетных выступлений; основные требования к протокольно-этикетному выступлению; схемы построения протокольно-этикетной речи;

  • виды развлекательных выступлений; основные особенности развлекательной речи; общие правила подготовки развлекательной речи.

К концу 7-го класса учащиеся должны уметь:

  • не допускать ошибок в словах и выражениях, входящих в минимум по культуре речи для 7-классника;

  • правильно произносить слова: конечно [ш], скворечник [ш], скучный [ш], яичница [ш];равильно ставить ударение в словах: алфавит, аргумент, безнадёжный, безудержный, берёста, из берёсты, к берёсте, берё; стой, о берёсте; взятый - взят, взято, взяты, взята; включённый, орфоэпический и грамматический минимум: быстро выздоровею, глубоко, деньги - нет денег, к деньгам, деньгами, о деньгах; диалог, а, до смерти, добел^ догошузы, докрасна, дополна, досуха, досыта, дотемна, дочерна, жалюзи,; искра, искриться, коклюш, красивее, мельком, мой день рождения, монолог, монумент, нанесён - нанесена; начавший, новорождённый, он прав, большинство право, они правы, но она права; осуждённый, переведён - переведена; по окончании работы,, поднявший, оно поняло; постамент, прибывший, привезён - привезена; принудить, принуждённый, рецензия на что?, свёкла,, тесно, увядший, углубить, удобнее, черпает;

  • правильно образовывать формы существительных в выражениях: благодаря (чему?) героизму вопреки (чему?) обстоятельствам! согласно (чему?) расписанию, отзыв (о чём?) о спектакле, по приезде в город;

  • различать значение слов и правильно их употреблять: предоставить слово человеку, представить человека;

  • уметь образовывать форму множественного числа существительных: профессор, директор, маляр, сирота, шофёр;

  • уметь правильно образовывать глагольные формы: выздороветь, выздоровею, выздоровеешь, выздоровеет, выздоровеем, выздоровеете, выздоровеют; начатый - начат, начато, начаты, начата; начать, оно начало; рассыпать, рассыплю, рассыплешь, рассыплет, рассыплем, рассыплете, рассыплют; рассыплешь бисер, принятый - принят, принято, приняты, принята; поднятый - поднят, поднято, подняты, поднята; понявший, созданный - создан, создано, созданы, создана; щипать, щиплю, щиплешь, щиплет, щиплем, щиплете, щиплют; щиплет нос, забрать — он забрал, оно забрало, они забрали, но она забрала; занятый - занят, занято, зян няты, занята;

  • четко произносить скороговорки:

Не по траве, а около каталось «о» и охало. «О» охало, «о» окало, не по траве, а около.

Краб для краба сделал грабли. Подал грабли крабу краб: «Сено граблями, краб, грабь!»

Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Жора изложил содержание книжонки: железнодорожники жили в хижине.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскорого- воришь.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Королева Клара строго покарала Карла за кражу коралла.

Не жалела мама мыла, мама мылом Милу мыла. Мила мыло не любила, 'Лила мыло уронила.

Толстяк: Толя топал к тополю в кожаных туфлях.

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

Клала Клава лук на полку, кликнула к себе Егорку.

Грядки у Генки с Галкой редко были в порядке.

Кого-то молния искала, лома? спички в мокрой мгле.

Два дровосека, дровокола, дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену, про Варькина брата, спорили, что осы не усы, не усищи, а уелки, что сшит колпак не по- колпаковскк, что вылит колокол не по-колоколовски. О пу стяках спорить - дело упустить.

  • Объяснить смысл пословиц и поговорок:

Семь ргз отмерь, один раз отрежь. Людским речам вполовину ьерь. Кто про кого за глаза говорит, тот того и боится. У кого что болит, тот о том и говорит. Сперва подумай, а потом скажи. По речи узнают человека. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. Петь хорош) вместе, а говорить порознь. Слово - серебро, молчание - золото. Говорить не думая, что стрелять не целясь. Не просящему не дают. Кто языком штурмует, немного навоюет. Язык до Киева доведёт. Ласковое слово и кошке приятно. Спорить спорь, а браниться грех. Береги честь смолоду. Один раз соврёшь - в другой не пове зят. Говорят, не тот хорош, кто лицом пригож, а тот, кто на дело гож! Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Поспешишь - людей насмешишь. В гостях хорошо, а дома лучше.

Виды выступлений, которыми должны практически овладеть учащиеся:

  • информационные: объявление; объяснение (инструкция); аннотация; свободный рассказ о себе; доклад;

  • протокольно-этикетные: представление гостя; поздравительная речь:

  • развлекательные: смешной случай из жизни, публичный анекдот, дружеский тост;

  • убеждающее выступление: агитационное, собственно убеждающее.



Содержание тем

    1. Понятие публичного выступления.

Основные требования к публичному выступлению.

Понятие риторики как науки об эффективном публичном выступлении. Понятие публичного выступления. Виды публичных выступлений по цели: информационные, убеждающие, протокольно-этикетные, развлекательные. Формы публичных выступлений: доклад, сообщение, выступление, лекция.

Общие требования к публичному выступлению: решительное начало выступления, краткость, диалогичность, разговорность, установление и поддержание контакта с аудиторией, решительный конец.

Способы подготовки к публичному выступлению: экспромт, план-конспект выступления, подготовка полного текста выступления, воспроизведение выступления наизусть.

Алгоритм подготовки материала для выступления.

Правила поведения оратора и аудитории.

Понятие о структуре выступления. Композиция выступления: вступление, основная часть, заключение.

Приемы обозначения структурных частей выступления.

Закон края, его содержание к учет в процессе подготовки публичного выступления.

Начало выступления. Функции вступления.

Приемы привлечения и поддержания внимания аудитории: обращение it событию, времени, месту; возбуждение любопытства; обращение к борьбе, конфликту , противоречиям между людьми, различиям но мнениях; демонстрация какого-либо предмета; рассказ о себе, своем личном опыте, случае из личной жизни, о лично прочитанном; цитирование знаменитости, знакомого; исторический эпизод, ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации; диалогизация выступления.

Завершение публичного выступления. Функции концовки выступления.

Варианты концовок: цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость; обобщающий вывод; обращение к слушателям; благодарность за внимание; комплимент аудитории.

2. Подготовка публичных выступлений различных видов.

Информационное выступление.

Понятие информационного выступления. Виды информационных выступлений: объявление, инструкция, аннотация, доклад, сообщение и др.

Общие требования к подготовке информационных выступлений: полнота передачи информации, сообщение новой для слушателей информации; сообщение информации, которая интересна для слушателей в данный момент, сейчас; полнота сообщаемой информации; стимулирование слушателей в получении новой, дополнительной информации по данной теме; краткость сообщения; четкость перехода от одного пункта к другому; умеренность; жестикуляции; малоэмоционапьность.

Типы информационного выступления: повествование, описание и объяснение. Объяснение как тип информационного выступления (алгоритм построения инструкции). Описание как тип информационного выступления (алгоритм построения делового и художественного описания: объявление, аннотация, свободный рассказ о себе). Алгоритм построения информационного повествования.

3.Протокольно-этикетное выступление.

Понятие протокольно-этикетного выступления.

Виды протокольно-этикетных выступлений: речь при встрече официальных лиц; официальное поздравление, приветственная речь на открытии какого-либо мероприятия; речь с оценкой заслуг кого-либо, представление гостя.

Основные требования к протокольно-этикетному выступлению.

Правила подготовки протокольно-этикетного выступления: представление гостя, поздравительная речь, приветственная речь.

4.Развле кательное выступление.

Понятие развлекательного выступления.

Виды развлекательных выступлений: смешной случай из жизни, анекдот, дружеский тост

Основные правила подготовки и произнесения развлекательной речи.

Правила публичного рассказывания анекдотов.

Правила подготовки и произнесения тоста.

5.Убеждающее выступление.

Понятие убеждающего выступления. Рассуждение как основа убеждения.

Понятие аргументации. Виды аргументов: аргументы «за» и аргументы «против». Приемы усиления убедительности речи.

Виды убеждающих выступлений: агитационные и собственно убеждающие выступления.

Правила подготовки убеждающего выступления.

Реклама как агитационное выступление. Реклама и информация: сходства и различия. Правила подготовки устного рекламного выступления.

Собственно убеждающее выступление. Выступления по пословицам и афоризмам.

6. Систематизация и закрепление полученных навыков.

Практикум по информационным, протокольно-этикетным, развлекательным и убеждающим выступлениям.

Анализ публичного выступления.

Практикум по аргументации

Выступления по темам, рекомендованным учителем и по самостоятельно выбранным учащимися темам.
Учебные пособия:

1.Рудакова А.В., Мудрова Л.Д., Стернин И.А. Культура общения. Риторика. 7 класс. Воронеж, ВОИПКиПРО,2009г.

2.Культура общения.7 класс. Книга для учителя.вып.1-4. Под.ред.Стернина И.А.,Воронеж, ВОИПКиПРО, 2001-2002гг.


Календарно-тематическое планирование по культуре общения 7 класс




кол-во часов

дата

тема

тип урока

виды деятельности

учащихся на уроке

оборудование, наглядность

домашнее задание

план

факт

Понятие публичного выступления(4ч)

1(§1,2)

1







Понятие публичного выступления. Общие требования к публичному выступлению

изучение нового материала

речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа

иллюстрации, исторический энциклопед. словарь

§1,2

2 (§3,4)

1







Подготовка к устному публичному выступлению. Структура публичного выступления

изучение нового материала

речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа

иллюстрации

§3,4

3 (§5-6)

1







Начало публичного выступления. Риторические приёмы привлечения и поддержания внимания аудитории. Завершение публичного выступления

изучение нового материала

речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа

киномате

риалы (Интернет)

§5-6

4 (§7,8)

1







Публичное выступление.(практикум)

изучение нового материала

речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа

иллюстрации

§7,8

Информационное выступление (5ч)

5 (§9,10)

1







Информационное выступление: виды и правила подготовки. Основные типы информационного выступления (объяснение)

изучение нового материала

речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа




§9,10

6 (§11,12)

1







Описание в информационном выступлении. Объявление и аннотация в описательной информационной речи

изучение нового материала

речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа




§11,12



7(§13)

1







Рассказ о себе

комбиниро

ванный

речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа, тест

фотоматериалы

§13

8 (§14,15 )

1







Повествование в информационной речи (практикум)

изучение нового материала

речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа, инсценирование




§14,15

9 (§16 )

1







Публичное выступление (обобщение)

изучение нового материала

речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа, инсценирование




§16

Протокольно-этикетное выступление (2ч)

10 (§17)

1







Протокольно-этикетное выступление: его виды и правила подготовки

изучение нового материала

речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа, дебаты

киноматериалы (Интернет)

§17

11(§18,19 )

1







Представление гостя. Протокольно- этикетное выступление (практикум)

изучение нового материала

речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа, инсценирование




§18,19

Развлекательное выступление (1ч)

12 (§20,21)

1







Развлекательное выступление: его виды и правила подготовки.

изучение нового материала

речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа




§ 20,21

Убеждающее выступление (4ч)

13 (§22)

1







Убеждающее выступление: его виды и правила подготовки

изучение нового материала

речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа, анкетирование

фото с друзьями

§ 22

14 (§23 )

1







Реклама как агитационное выступление

изучение нового материала

речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа,

предмет для рекламы

§23

15 (§24)

1







Убеждающее выступление (практикум)

изучение нового материала

речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа




§24

16(§25 )

1







Убеждающее выступление по пословицам и афоризмам (практикум)

комбиниро

ванный

речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа, тест




§25

Практикум(2ч)

17(§26-33 )

1







Публичное выступление (практикум)

изучение нового материала

речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа, тест




§26-33

18 (§34 )

1







Публичное выступление. Зачётный урок

урок контроля

речевая зарядка, слово учителя, выступления учащихся




§34