microbik.ru
1 2 ... 9 10


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственный университет – Высшая школа экономики

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

ВСЕХ УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ И ПУБЛИЧНОЙ ОТЧЕТНОСТИ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

МОСКВА – 2007

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ

Критерии по разработке образовательных программ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ МОДЕ-ЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРА-ЗОВАНИЕМ И ПУБЛИЧНОЙ ОТЧЕТНОСТИ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ (ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ)

Пояснительная записка

Учебный план к образовательной программе

Учебно-тематический план к образовательной программе

Образовательная программа

Основное содержание курса

Рекомендуемая литература

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ И ПУБЛИЧНОЙ ОТЧЕТНОСТИ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ (ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ)

Пояснительная записка

Учебный план к образовательной программе

Учебно-тематический план к образовательной программе

Образовательная программа

Основное содержание курса

Рекомендуемая литература

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ И ПУБЛИЧНОЙ ОТЧЕТНОСТИ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ (ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ)

Пояснительная записка

Учебный план к образовательной программе

Учебно-тематический план к образовательной программе

Образовательная программа

Основное содержание курса

Рекомендуемая литература

ВВЕДЕНИЕ
В условиях осуществления набирающих темпы и расширяющих масштабы процессов модернизации российской системы общего образования в качестве одной из важнейших предпосылок успешности этих процессов все более активно выступает расширение и развитие общественного участия в управлении образованием, в реализации основных направлений его модернизации.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сформулировано положение о том, что «активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессиональное, педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты», отмечено, что «в процессе модернизации образования предстоит обеспечить, во-первых, открытость образования как государственно-общественной системы и, во-вторых, переход от патерналистской модели к модели взаимной ответственности в сфере образования, к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия».

При рассмотрении Правительством РФ Приоритетных направлений развития образовательной системы России в декабре 2004 года было констатировано, что «реализация Концепции модернизации российского образования позволила … приступить к формированию основ государственно-общественной системы управления образованием». В то же время в качестве одной из нерешенных проблем было названо «низкое общественное участие в проводимых преобразованиях». Было отмечено также, что «недостаточно развиты механизмы привлечения общественных организаций к вопросам формирования и реализации образовательной политики».

Комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года включает мероприятие 17 «Формирование управляющих, попечительских, наблюдательных советов в образовательных учреждениях» и мероприятие 23 «Развитие системы публичной отчетности образовательных учреждений и организаций».

Эта приоритетная линия получила дальнейшее развитие и поддержку в рамках реализации с 2006 года Приоритетного национального проекта «Образование», который через введение требований о подаче заявок на участие в конкурсном отборе школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы от лица органов государственно-общественого управления и систему критериев их отбора школ прямо стимулировал процесс интенсификации создания или активизации деятельности таких органов в школах страны.

Новый, еще более мощный импульс развитие общественного участия в управлении общим образованием получило с началом реализации в 2007 году программы поддержки регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. Одноименное направление стало одним из пяти основных направлений реализации Региональных комплексных проектов модернизации образования, в которой в настоящее время участвуют образовательные системы 21 региона – субъекта РФ.

Эффективная реализация основных направлений комплексной модернизации образования (введение новой модели оплаты труда, переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, развитие региональной системы оценки качества образования) предусматривает привлечение общественности на всех уровнях (образовательные организации, муниципальные и региональные образовательные системы).

Особое значение на данном этапе приобретает задача обеспечения институциональной взаимосвязи между развитием системы государственно-общественного управления, введением новой системы оплаты труда в школе и развитием новой системы оценки качества образования.

Так, Поручение Президента РФ В.В.Путина от 10.12.2005 содержит задачу «Подготовить и представить <…> проекты нормативных правовых актов, направленных на усиление контроля за качеством образовательных услуг на федеральном и региональном уровнях, предусмотрев участие в осуществлении указанного контроля институтов гражданского общества».

В этой ситуации актуальным становится придание органам государственно-общественного управления реальных управленческих полномочий, в том числе – по принятию решений о распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения.

Анализ показывает, что ключевым условием эффективного внедрения указанных моделей является институционализация общественного участия в управлении образованием, важнейшими проявлениями которой выступают:

  • участие гражданских институтов в формировании и реализации образовательной политики, стратегий и программ развития образования;

  • участие гражданских институтов в формировании ресурсной базы, бюджета системы образования и контроле за его эффективным исполнением;

  • участие гражданских институтов в формировании общественного, гражданского заказа на содержание и качество образования, ориентация системы образования на его реализацию, осуществлении общественного контроля качества образования.

Должны быть созданы примерные регламенты деятельности органов государственно-общественного управления образованием на всех уровнях, обеспечивающие реализацию имеющихся у них полномочий.

Эффективность мер по расширению общественного участия в реализации основных направлений комплексной модернизации образования в значительной степени определяется уровнем компетентности управленческих кадров, включенных в данный процесс. Необходимо разработать и апробировать образовательные программы для подготовки управленцев всех уровней к внедрению механизмов общественного участия в осуществлении основных направлений модернизации.

Внедрение механизмов общественного участия в управлении образованием и осуществлении основных направлений модернизации должно сопровождаться мониторингом, позволяющим отслеживать и оценивать динамику происходящих изменений. Данные, полученные с помощью мониторинга, будут использованы для разработки образовательной политики и поддержке принятия управленческих решений на федеральном и региональном уровнях.

Реализация проекта будет способствовать решению задач стимулирования качества образования, повышения эффективности использования бюджетных средств и роста инвестиционной привлекательности системы образования.

Таким образом, своеобразие текущего момента состоит в переходе от пилотной апробации новых моделей общественного участия в управлении школой – к массовому внедрению этих моделей в школьную практику.

Быстрый – в течение 3 лет переход к массовому внедрению и освоению в школах страны значительного массива серьезных, институциональных управленческих новшеств связан с серьезными рисками, включая риск неудачи в укоренении в практике принципа демократического, государственно-общественного характера управления образованием, то есть по сути дела, дискредитации основных принципов государственной политики в сфере образования.

Нельзя допустить поспешности, некомпетентности, формализма, увлечения количественной стороной дела, «охватом» школ различными видами институтов гражданского участия в управлении, преждевременных рапортов об успешном внедрении.

Обеспечение результативности и эффективности массового внедрения механизмов участия общественности в управлении образованием и осуществлении основных направлений его модернизации требует реализации продуманной стратегии такого внедрения, базирующейся на анализе предпосылок его успешности.

Анализ истории проектов, реализованных в интересующей нас области показывает, что в ряде тематически и концептуально взаимосвязанных проектов, выполненных в рамках Федеральной (целевой) программы развития образования в 2002-2006 гг., были поставлены и успешно решены задачи создания серьезных нормативно-правовых, документационных, информационных, концептуальных и программно-методических заделов и предпосылок для обеспечения массового внедрения в образовательную практику моделей государственно-общественного управления образованием на школьном (школьных управляющих советов), а также местном и региональном уровнях.

При поддержке Министра образования и науки РФ А.А.Фурсенко в 2004 г. был развернут пилотный эксперимент в ряде регионов РФ (г. Москва (Южный округ), Республика Карелия, Красноярский край, Московская, Тамбовская, Ярославская, Калининградская области) по созданию и развитию школьных управляющих советов, результатами которого стало создание новой практики государственно-общественного управления образованием школой.

Впоследствии эта практика была расширена за счет опыта создания органов государственно-общественного управления на уровне муниципальных образований и регионов, публичной отчетности школ и органов управления образованием и перенесена на более широкий круг регионов.

Одной из главных предпосылок эффективного внедрения новых моделей государственно-общественного управления в школьную практику выступает организация специального обучения, повышения квалификации или педагогического просвещения представителей всех сторон, вовлеченных в реализацию государственно-общественного управления, как представителей ведомственной вертикали управления, так и общественных управляющих, членов общественных советов.

Такая работа требует разработки и апробации соответствующего программно-методического обеспечения.

Предлагаемый пакет образовательных программ подготовки управленческих кадров всех уровней образования для внедрения моделей государственно-общественного управления образованием и публичной отчетности на разных уровнях управления образованием разработан в рамках выполнения проекта «Разработка и апробация механизмов и мониторинга внедрения моделей государственно-общественного управления образованием и публичной отчетности на уровне образовательных организаций, муниципальных и региональных образовательных систем», проводимого в рамках мероприятия 17 «Внедрение моделей государственно-общественного управления в образовательных учреждениях, развитие попечительской деятельности в системе образования. Разработка и реализация механизмов и форм публичной отчетности в системе образования» задачи III «Повышение эффективности управления в системе образования» Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы (Государственный контракт № П 479 от 16 августа 2007 г.).

Разработка пакета образовательных программ, адресованных профессионалам системы образования, опирается на опыт осуществления аналогичной деятельности в предшествующих проектах, а также на опыт их апробации в ходе обучения различных целевых групп и увязывается с основными идеями, положенными в основы разработки программ обучения для общественных управляющих.

Так, в 2003 г. в рамках проекта работ по организационно-методическому обеспечению распространения моделей государственно-общественного управления в сфере общего образования были созданы учебно-методических ресурсов для обучения различных целевых групп по освоению содержания и технологий общественно-государственного управления общим образованием, включающие Учебно-методический комплекс (УМК) «Усиление государственно-общественного характера управления в сфере общего образования» объемом плановым объемом 6 п.л. в составе1:

1) Учебный и учебно-тематический план.

2) Учебная программа курса.

3) Учебное пособие.

4) Материалы к курсу.

5) Краткие методические рекомендации для преподавателей.

В 2004 г. в рамках проекта по усилению общественной составляющей в государственно-общественной системе управления образованием в части общего образования были осуществлены разработка и тиражирование учебно-методических материалов для подготовки кадров по вопросам организации деятельности управляющих советов для различных целевых групп (администраторы образования, представителей общественности, местной администрации) в составе:

- практико-ориентированное пособие 5 п.л.;

- учебные ситуации (кейсы) 3.п.л.

- методические и нормативно-правовые документы 2.п.л.

В 2005 г. в рамках проекта ФПРО «Обеспечение деятельности управляющих советов общеобразовательных учреждений» были созданы и апробированы образовательная программа «Подготовка общественных управляющих для работы в школьных Управляющих советах» Программа обучения общественных управляющих (объем 3 п.л.) и учебно-методические материалы к программе (7 п.л.).

В ходе выполнения указанных проектов Исполнитель разработал и апробировал оригинальные подходы к разработке программно-методического обеспечения различных целевых групп по проблематике государственно-общественного управления образованием, организовал на основе этого программно-методического обеспечения практическое обучение кадров в ряде регионов страны.

В соответствии с Требованиями Технического задания выполнение данной части работы предполагает следующие виды работ:

- разработка критериев по разработке образовательных программ;

- разработка учебных планов образовательных программ;

- разработку образовательных программ.

Должно быть разработано не менее 1 образовательной программы для каждого из трех уровней образования (общее количество программ – не менее 3).

Объем каждой образовательной программы - не менее 72 часов для каждого из трех уровней управления образованием.

Образовательные программы должны включать вопросы нормативного, информационного, методического обеспечения внедрения механизмов участия общественности в управлении образованием и осуществлении основных направлений его модернизации.

В программах должны быть предусмотрены активные методы обучения, использование технологии кейс-стади.

Объем программ – не менее 3 п.л.

Представляемый пакет образовательных программ является основой для выполнения в рамках того же Государственного контракта работ по:

- разработке и подготовке к изданию учебно-методических материалов по образовательным программам;

- разработке и подготовке к изданию пособий по образовательным программам;

- разработке и подготовке к изданию сборника кейсов по образовательным программам;

- разработке материалов для проведения тестирования участников программ подготовки управленческих кадров всех уровней образования для внедрения моделей государственно-общественного управления образованием и публичной отчетности на разных уровнях управления образованием.

* * * * *


следующая страница >>