microbik.ru
1
Пояснительная записка
В период формирования информационного общества важными достижениями любого человека являются его умение оперативно и качественно работать с информацией, его способность к всестороннему анализу информации и результатов ее обработки, а также к принятию обоснованных и своевременных решений на основе имеющейся информации. Этому надо планомерно и непрерывно учить, начиная с первых шагов в школе. Современный этап развития общества определяет высокие требования к уровню знаний и умений выпускника школы в области компьютерных знаний и информационных технологий. Он должен обладать определённым уровнем информационной культуры, который и определяет его умение оперативно и качественно работать с информацией на базе современных технических средств, технологий и методов.

В наибольшей мере на достижение поставленной нашим обществом цели ориентирована образовательная область «Информатика», где имеется возможность использовать огромный потенциал компьютерной индустрии. Это тот уровень образования и та предметная область, где закладывается фундамент информационной культуры, активизируется познавательная деятельность учащегося, формируются его мировоззрение и информационная коммуникабельность. От того, насколько качественен этот фундамент, во многом будет зависеть судьба выпускника школы. Глубокие и прочные основы информационной культуры, сформированные на уроках по дисциплине «Информатика и ИКТ», обеспечат быструю адаптацию учащегося в информационном обществе после окончания школы. Таким образом, первостепенной задачей является принятие такой концепции обучения, целью которой будет создание базы информационной культуры выпускника школы. Эта цель может быть достигнута только при условии непрерывности образования на основе концентрического подхода, который способствует повышению устойчивости знаний и приобретению навыков работы на компьютере.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об инфор­мации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помо­щью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее ре­зультаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих спо­собностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной инфор­мации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, даль­нейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;

  • формирование информационной культуры, соответствующей требованиям современного общества.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

В связи с этим, обучение информатике и ИКТ в МОУ «СОШ с. Новиково» осуществляется по авторской программе профессора Макаровой Н.В.. Настоящая программа составлена на основе «Обязательного минимума содержания образования по информатике и информационным технологиям», рекомендованного Министерством Образования Российской Федерации. Программа предусматривает обучение по учебно-методическому комплекту профессора Макаровой Н.В.. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в VIII классе 34 часа для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования из расчета 1 учебный час в неделю.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи через такие обобщающие понятия, как информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся не только для формирования информационной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широко спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Курс направлен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать, передавать информацию; проектировать объекты и процессы; планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предлагается проведение непродолжительных практических работ (20 – 25 мин), направленных на отработку технологических приёмов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретического и практического компонентов курса информатики в соотношении 50 * 50.

Приобретение информационной культуры обеспечива­ется изучением и работой с текстовым и графическим редактором, средствами компьютерных телекоммуника­ций. Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов. Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устно­го/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением кон­трольной работы или тестированием.
Тематический план

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

В т. ч. на лабораторные и практические работы

1.

Раздел: Информационная картина мира

9 часов




1.1

Понятие об информации

1

-

1.2

Представление информации

2

-

1.3

Информационная деятельность человека

1

-

1.4

Информационные процессы. Информационные основы управления

1

-

1.5

Представление об объектах окружающего мира

1

-

1.6

Представление о модели объекта

1

-

1.7

Представление о системе объектов

1

-

1.8

Контрольная работа по теме

«Информация, её свойства и представление»

1

-

2.

Раздел: Программное обеспечение информационных технологий.

17 часов




2.1

Основы алгоритмизации

7 часов




2.1.1

Понятие алгоритма. Свойства алгоритма

1

-

2.1.2

Формы представления алгоритмов. Линейный алгоритм

1

-

2.1.3

Разветвляющийся алгоритм

1

-

2.1.4

Представление о программе. Исполнитель алгоритма

1

1

2.1.5

Информационная модель среды программирования

1

1

2.1.6

Информационная модель среды программирования

1

1

2.1.7

Контрольная работа по теме «Алгоритм и программа»

1

-

2.2

Освоение системной среды Windows

4 часа




2.2.1

Знакомство со средой Windows

1

-

2.2.2

Графический интерфейс и его объекты

1

1

2.2.3

Антивирусная защита информации. Создание архивных данных

1

1

2.2.4

Контрольная работа по теме «Алгоритм и программа»

1

-

2.3

Освоение среды графического редактора

3 часа




2.3.1

Общая характеристика прикладной среды. Создание и редактирование рисунка

1

1

2.3.2

Объекты растровой графики и действия над ними

1

1

2.3.3

Объекты векторной графики и их свойства

1

1

2.4

Освоение среды текстового процессора

3 часа




2.4.1

Назначение и характеристики текстового процессора. Набор и редактирование текста

1

1

2.4.2

Форматирование текста. Типовые действия над объектами текстового процессора

1

1

2.4.3

Включение в документ графических объектов, таблиц. Работа с формулами

1

1

3.

Раздел: Техническое обеспечение информационных технологий

8 часов




3.1

Компьютер как средство обработки информации. Назначение и характеристики микропроцессора

1

-

3.2

Назначение и основные характеристики памяти. Внутренняя память

1

-

3.3

Внешняя память

1

-

3.4

Устройства ввода информации

1

-

3.5

Устройства вывода информации

1

-

3.6

Взаимодействие устройств компьютера

1

-

3.7

Контрольная работа по теме «Устройство компьютера»

1

-

3.8

История и современное состояние развития компьютерной техники

1

-


Содержание учебного материала
Раздел 1: Информационная картина мира. (9 часов)

Понятие об информации (1 час)

Понятие информации. Восприятие информации человеком. Виды органолептической информации. Основные свойства информации. Разъяснение на примерах основных свойств информации: полезности, понятности, актуальности, полноты, достоверности.

Представление информации ( 2 часа)

Форма и язык представления информации. Назначение кода и кодирования информации. Понятие бита. Основные единицы измерения объёма информации. Основные идеи кодирования информации в компьютере: числовой, графической, текстовой, звуковой. Понятие растрового и векторного изображения в компьютере.

Информационная деятельность человека (1 час)

Понятие об информационной деятельности человека и роли в ней различных устройств формируется при рассмотрении всевозможных примеров. Основные виды работ с информацией: сбор, обработка, передача, поиск, защита. Понятие о датчике. Входная и выходная информация. Представление об источнике, получателе, кодирующем и декодирующем устройстве, схеме передачи информации. Носители информации. Способы защиты информации.

Информационные процессы. Информационные основы процессов управления (1 час)

Понятие о процессе. Информационные процессы в обществе, в живой природе, в технике. Информационные технологии. Персональный компьютер как основное техническое средство информационной технологии. Понятие объекта управления. Управляющее воздействие и обратная связь. Замкнутая и разомкнутая схема управления.

Представление об объектах окружающего мира (1 час)

Понятие объекта. Свойства и параметры объекта. Действие как характеристика объекта. Среда существования объекта. Представление сведений об объектах в виде таблицы.

Представление о модели объекта (1 час)

Понятие модели. Примеры материальных и нематериальных моделей. Понятие информационной модели объекта. Выделение цели при создании информационной модели. Представление информации модели объекта в виде таблицы, названиями граф которой являются имя объекта, имена параметров, значения параметров, действия, среда. Примеры информационных моделей объектов.

Представление о системе объектов 1 час)

Понятие отношений между объектами. Пространственные отношения. Временные отношения. Отношения части и целого. Отношения формы и содержания. Математические отношения. Понятие связи между объектами. Примеры различных видов связей. Понятие системы. Элементы системы. Роль цели при определении системы. Среда существования системы. Понятие целостности системы. Информационная модель элементов системы.

Раздел 2: Программное обеспечение информационных технологий. (17 часов)

Основы алгоритмизации (7 часов)

Понятие и определение алгоритма. Свойства алгоритмов. Формы представления алгоритмов: словесная, графическая, табличная, программа. Типовые алгоритмические конструкции: последовательность, ветвление. Стадии создания алгоритма.

Линейный алгоритм. Разветвляющийся алгоритм.

Исполнитель алгоритма. Понятия программы и программирования. Назначение процедуры. Подходы к созданию программы: процедурный, объектный. Классификация и характеристика программного обеспечения: системное; прикладное; инструментарий программирования. Роль программного обеспечения в организации работы компьютера.

Системная среда Windows (3 часа)

Назначение системной среды Windows.

Представление о файле. Параметры файла и действия над файлом. Представление о папке. Параметры папки и действия над папкой. Работа с файлами и папками с помощью Основного меню и Панели инструментов. Программа Проводник. Графический интерфейс и его объекты. Работа с окнами графического интерфейса. Настройка параметров Рабочего стола.

Приложение и документ. Запуск приложений (программ). Организация, технология и способы обмена данными. Антивирусная защита дисков. Создание архивных файлов.

Прикладная среда графического редактора Paint. (3 часа)

Назначение графических редакторов. Растровая и векторная графики. Инструменты графического редактора. Создание и редактирование рисунка (рисунка с текстом) в среде графического редактора.

Прикладная среда текстового процессора Word (3 часа)

Текстовый процессор. Объекты и их параметры. Создание и редактирование в среде текстового редактора. Форматирование. Оформление текста в виде таблицы. Включение в текстовый документ графических объектов.

Раздел 3: Техническое обеспечение информационных технологий. (8 часов)

Компьютер как средство обработки информации. Назначение и характеристики микропроцессора (1 час)

Компьютер как средство обработки информации. Роль микропроцессора в структуре компьютера. Основные характеристики микропроцессора.

Устройства памяти. (2 часа)

Понятие памяти компьютера. Назначение, характеристики, виды памяти. Внутренняя память: постоянная, оперативная, кэш-память. Типы устройств внешней памяти и их характеристики. Гибкие магнитные диски. Жёсткие магнитные диски. Оптические диски. Магнитные ленты.

Устройства ввода информации. (1 час)

Классификация устройств ввода информации. Клавиатура. Манипуляторы. Сенсорные устройства ввода. Устройства сканирования. Устройства распознавания речи.

Устройства вывода информации. (1 час)

Классификация устройств вывода информации. Мониторы. Принтеры. Плоттеры. Устройства звукового вывода.

Взаимодействие устройств компьютера (1 час)

Структурная схема компьютера. Системный блок и системная плата. Системная шина. Порты. Прочие компоненты системного блока. Представление об открытой архитектуре компьютера.

История развития компьютерной техники. (1 час)

Счётно-решающие средства до появления ЭВМ. Поколения ЭВМ. Перспективы развития.
Перечень обязательных контрольных и практических работ


  1. Контрольная работа по теме «Информация, её свойства и представление»

  2. Контрольная работа по теме «Алгоритм и программа»

  3. Контрольная работа по теме «Алгоритм и программа»

  4. Контрольная работа по теме «Устройство компьютера»

  5. Освоение среды графического редактора (3 часа – практические работы)

  6. Освоение среды текстового процессора (3 часа – практические работы)


Требования к уровню подготовки
В результате изучения информатики и информационных технологий в VIII классе учащийся должен

знать/понимать:

  • виды информационных процессов; примеры источников и приёмников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление;

  • программный принцип работы компьютера; назначение и функции используемых информационных коммуникационных технологий;

уметь:

  • выполнять базовые операции над объектами; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры вирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объём памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта с использованием основных операций графических редакторов;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием; следовать правилам техники безопасности, гигиены при работе с компьютером.



Критерии и нормы оценки ЗУН


Устные ответы
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых закономерностей, даёт точное определение  и истолкование основных понятий, величин и единиц их измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, материалом усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых алгоритмов, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования алгоритмов или их составления; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной не грубой ошибки и трёх недочётов, допустил четыре или пять недочётов.

Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и учениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

 

Оценка письменных контрольных работ
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.

Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено не менее 2/3 всей работы.

Оценка 1 ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

 

 

Перечень ошибок
Грубые ошибки

1. Незнание определений основных понятий, правил, основных положений теории, приёмов составления алгоритмов.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения блок-схем алгоритмов, неправильно сформулированные вопросы задачи или неверное объяснение хода её решения, незнание приёмов решения задач, аналогичных ранее решённых в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения,  не верное применение операторов в программах, их незнание.

4. Неумение читать программы, алгоритмы, блок-схемы.

5. Неумение подготовить к работе ЭВМ, запустить программу, отладить её, получить результаты и объяснить их.

6. Небрежное отношение к ЭВМ.

7. Нарушение требований правил безопасного труда при работе на ЭВМ.

Негрубые ошибки

1. Неточность формулировок, определений, понятий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки синтаксического характера.

2.  Пропуск или неточное написание тестов в операторах ввода-вывода.

3. Нерациональный выбор решения задачи.

Недочёты

1. Нерациональные записи в алгоритмах, преобразований и решений задач.

2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

5. Орфографические  и пунктуационные ошибки.
Список литературы для учителя


  1. Программа по Информатике и ИКТ, Н.В. Макаровой, Питер 2008

  2. Информатика и ИКТ учебник. 8-9 класс, под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2011

  3. Информатика и ИКТ практикум. 8-9 класс, под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2011

  4. Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира, под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2008

  5. Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Программное обеспечение информационных технологий, под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2008

  6. Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Техническое обеспечение информационных технологий, под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2008

  7. Подготовка к ЕГЭ по дисциплине «Информатика и ИКТ», под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2008

  8. Путеводитель по компьютеру для школьника, Юркова Т.А., Ушаков Д.М., Нева 2006

  9. Методические разработки Е. А. Егорова «Информатика. Поурочные планы по учебнику Н. В. Макаровой 8 класс». – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.


Список литературы для обучающихся


  1. Информатика и ИКТ учебник. 8-9 класс, под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2011

  2. Информатика и ИКТ практикум. 8-9 класс, под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2011


Программное обеспечение
Все занятия по предмету Информатика и ИКТ следует проводить в компьютерном классе, имеющем следующее программное обеспечение (или его аналоги):

  1. Операционная система Windows XP

  2. Файловый менеджер

  3. Программа для создания рисунков – Paint

  4. Программа для создания текста – Блокнот

  5. Среда программирования – Лого Миры

  6. Комплект Microsoft Office

  7. Интернет браузер

  8. Программа для создания программ Pascal

  9. Программа для просмотра и редактирования изображений

  10. Программа – архиватор

  11. Антивирусная программа