microbik.ru
  1 ... 13 14 15 16 17

Особенности функции социализации состоят в том, что она направлена на:

-создание условий для самоутверждения личности в коллективе и обществе с учётом её возможностей, развитие сущности сил ребёнка, формирование в нём человека, способного к социальному творчеству;

-обеспечение условий для самовыражения и самоопределения;

-оказание помощи детям, испытывающим трудности при вхождении в мир.

Развивающая функция объединяет в единый узел все социально-педагогические функции, выполняемые системой  дополнительного образования  в школе на современном этапе (обучающую, воспитательную, социокультурную, рекреативно-оздоровительную, социализации, социальной защиты и адаптации, профориентационную). Её реализация рассматривается в едином русле со всеми остальными, поскольку каждая из них, имея свою цель и направленность, так или иначе связана с развитием и саморазвитием детей.

Содержание обучающей функции реализуется посредством образовательных программ :

познавательные, которые дают знания из областей, сверх школьной программы («За страницами учебника английского языка», «Подготовка к ЕГЭ по математике»)

исследовательские, которые  формируют навыки исследовательской работы, обеспечивают индивидуальное развитие способностей ( «Храни огонь родного очага», «Литературное краеведение», «Туризм»)

интегрированные учебные курсы, которые реализуют межпредметные связи («Школа будущего первоклассника» для дошколят).

Воспитательная функция дополнительного образования в школе заключается в обеспечении целенаправленного влияния всех структурных подразделений ОУ на поведение и деятельность обучающихся. При организации системы воспитания необходимо ориентироваться на реальные процессы развития личности ребёнка и учитывать необходимость превращения его в субъекта социального развития общественных отношений. Воспитательная функция вплетена во всю социально-педагогическую деятельность школы.

Следовательно, воспитательная функция дополнительного образования в школе - сложное образование, призванное интегрировать все необходимые социально-педагогические условия в конкретном образовательном процессе, обеспечивающем развитие личности ребёнка соответственно целям воспитания.

Социокультурная функция отражает цели и задачи  дополнительного образования в области культуры и досуга, определяет пути и методы её реализации в структуре ОУ. Социокультурная функция тесно взаимодействует с другими функциями,  реализуется обучающимися в их свободное время, когда они получают эмоциональную разгрузку, восстанавливают физические и духовные силы, усваивают дополнительную информацию и расширяют кругозор, чтобы в последующем плодотворно овладевать школьными программами.

Социокультурная функция ДО в МОБУ «Школа  № 72» реализуется по следующим направлениям:

Художественно-эстетическая направленность – театр слова «Гномики», «Эко-сказка в тестопластике», «Изонить», «Бисероплетение», музыкальная студия «Палитра». Их цель - развитие индивидуального творческого воображения, наблюдения, фантазии; создание психологических, художественных, прикладных, социальных условий для проявления творческой одарённости детей.

Содержание спортивно-оздоровительной направленности составляют специальные программы, которые пропагандируют здоровый образ жизни, физическое развитие и совершенствование («Легкая атлетика», баскетбол, туризм, борьба- русский стиль), способствуют реабилитации и восстановлению физических сил ребёнка.

По своему содержанию спортивно-оздоровительная функция тесно связана с досуговой, так как ориентирована на активный, организованный, коллективный досуг, основанный на добровольном общении, игровой деятельности, включающей экскурсии, соревнования и реализацию программ выходного дня. Многообразие форм и методов физического воспитания, новые подходы к организации занятий спортом имеют большое оздоровительное значение.

Туристско-краеведческая направленность представлена кружком «Туризм», обеспечивает создание максимальных условий для освоения духовных и культурных ценностей малой Родины, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов.7.4. Основные подходы к организации воспитательной работы в МОУ « СОШ № 72».

Концепция воспитательной работы МОУ «СОШ № 72» опирается на федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» и построена в соответствии с государственной программой «Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года»

Концептуальные основы программы воспитательной работы в МОУ «СОШ № 72»:

  • Воспитательный процесс является одним из основных компонентов целостного педагогического процесса в образовательном учреждении наряду с учебным процессом

  • Определяющее значение в разработке содержания, целей, методов воспитания имеет гуманистическая идеология, обуславливающая общую направленность воспитательной деятельности на гармоничное развитие личности – достижение ею гармонии, как во внутреннем духовном мире, так и с окружающим пространством

  • Процесс освоения учащимся окружающего мира осуществляется по спирали – от ближайшего окружения в младшем школьном возрасте к осмыслению себя как гражданина мира, осознанной включённости в планетарное коммуникационное пространство, диалог культур в старшем подростковом возрасте

  • Развитие творческой познавательной деятельности учащихся на принципах диалог, игры, сочетания коллективных интересов и индивидуализации воспитательных  подходов, создания ситуации успеха.

В качестве основного вектора прогрессивного развития воспитания в системе образовательного процесса в нашей школе  (на базе уже имеющейся гуманизации межличностных отношений) рассматривается вектор гармонизации общечеловеческих и национальных ценностей, свободы и ответственности, ценностей коллектива и личности, природы и социума.

Стратегический смысл и ЦЕЛЬ программы воспитательной работы в МОУ «СОШ № 72 заключается в обеспечении позитивной социализации учащихся, их духовно-нравственного становления, воспитания гражданами российского демократического общества, способными реализовывать свой личный потенциал в интересах общественного и личного прогресса, осуществлять самостоятельный выбор в пользу гуманистических общечеловеческих и национальных ценностей.

В рамках программы должны быть решены следующие ЗАДАЧИ:

  • Создание условия для свободного выбора обучающихся форм и способов самореализации в учебной и внеурочной деятельности.

  • Внедрение новых коммуникационных технологий в воспитательный процесс

  • Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности

  • Совершенствование работы органов ученического самоуправления;

  • Разработка и внедрение комплекса профилактических мер девиантного поведения детей

  • Создание условий для формирования у обучающихся потребности в здоровом образе жизни;

  • Создание условий для участия семьи в воспитательном процессе.

В основу реализации целей и задач воспитательной работы были положены следующие принципы воспитания:

  1. Личностный (сравнение не двух детей, а одного ребёнка на разных этапах его развития).

  2. Адаптивный (каждому ребёнку дело по душе, по силам, по возможностям).

  3. Деятельностный (воспитание возможно только через включение в деятельность).

Приоритетные направления программы:

1.  Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание:

  • воспитание  обучающихся на достойных примерах  отечественной и зарубежной культуры,

  • формирование ценностного отношения к Родине, её культурно-историческому прошлому,

  • воспитание уважения к Конституции РФ, государственной символике, родному языку, народным традициям, природе своей страны,

  • формирование активной жизненной позиции и самосознания гражданина Российской Федерации.

2. Трудовое воспитание, подготовка детей к жизненному и профессиональному самоопределению в новых социально-экономических условиях:

  • трудовое воспитание как система социально-педагогических мер нацеленных на успешную социализацию и интеграцию детей в активную жизнь,

  • формирование адекватных представлений об социально-экономической ситуации в стране,

  • развитие творческого практического мышления, способности к самореализации в будущей профессиональной деятельности.

3. Формирование здорового образа жизни, профилактика асоциального поведения:

  • содействие здоровому образу жизни подростков через систему оздоровительных и культурно-нравственных мероприятий,

  • формирование экологической культуры детей,

  • создание системы профилактики девиантного поведения отдельных учащихся,

  • формирование правовой культуры.

4. Нравственно- эстетическое направление воспитательного процесса:

  • приобщение детей к эстетическим ценностям,

  • формирование нравственных принципов и культуры поведения,

  • развитие художественно-эстетического вкуса,

  • приобретение навыков культуросообразного взаимодействия с окружающим миром.

Механизм реализации воспитательных задач для учащихся 1-4 классов

  • Беседы

  • Ролевые игры

  • Семейные и классные праздники

  • Проведение традиционных славянских праздников

  • Разучивание русских народных игр

  • Конкурсы.

Механизм реализации воспитательных задач для учащихся 5-7 классов

  • Классные часы.

  • Классные и семейные праздники.

  • Организация работы органов ученического самоуправления.

  • Воспитание на примерах выдающихся людей.

  • Работа Совета по профилактике правонарушений

Механизм реализации воспитательных задач для учащихся 8-9 классов

  • Классные часы.

  • Курс «Мой выбор»

  • Практикумы.

  • Часы психолога.

  • Тестирование и тренинги.

  • Антинаркотическая и антиалкогольная профилактика.

  • Участие в туристических слетах

  • Участие 9-х классов в школьном Совете старшеклассников

  • Работа Совета по профилактике правонарушений

Механизм реализации воспитательных задач для учащихся 10-11 классов

  • Классные часы.

  • Работа «Совета старшеклассников».

  • Организация выборов в органы ученического самоуправления.

  • Участие в различных секциях.

  • Организация диспутов, дискуссий.

  • Деловые игры.

  • Тренинги.

 

7.5. Организация научно-исследовательской деятельности в МОБУ  «Школа №72».

Целью практической деятельности в ОУ является разработка содержания образования, ориентированного в соответствии с концептуальной направленностью на развитие интеллектуально-творческих возможностей учащегося и его социализацию. Важную роль в организации образовательного процесса играет научно-исследовательская деятельность учащихся.

Цели научно-исследовательской деятельности учащихся:

  • выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью;

  • совершенствование знаний учащихся в определенной области науки, учебного предмета;

  • приобретение умений и навыков исследовательской деятельности под руководством педагогов, ученых, специалистов;

  • развитие интеллектуальных способностей учащихся, поддержка научно-исследовательской работы;

  • развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся социокультурных условиях, отличающейся гуманистическим видением окружающего мира.

Задачи:

  • формирование системы научных взглядов учащихся;

  • развитие интереса к исследованию окружающей естественной и социальной среды;

  • создание условий, способствующих повышению уровня образованности учащихся;

  • пропаганда знаний об окружающем мире;

  • знакомство с современными методами научно-исследовательской работы;

  • воспитание духовной культуры и высоких нравственных качеств;

  • участие в проводимых интеллектуальных конкурсах.

Особое внимание в научно-исследовательской деятельности отводится учителю. Исследовательская деятельность учителя современной школы является основным фактором педагогического творчества источником его преподавательского статуса показателем ответственности, способностей и таланта.

Организация научно-исследовательской работы в ОУ предполагает:

  • сочетание теоретической и практической подготовки специалистов (педагогов, психологов),

  • организация научно-исследовательских лабораторий,

  • работа с учителями и родителями с целью формирования у них научно - адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях творческого развития личности.

Важнейшим направлением научно-исследовательской деятельности в ОУ является исследовательское обучение.

Цель - активизировать обучение, придав ему исследовательский творческий характер, передавая учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Организация научно-исследовательской деятельности  ОУ требует современного научно-технического обеспечения, позволяющего знакомить учащихся с методами поиска научной информации, использовать компьютерные технологии, работать в системе Интернет.

Каждый ученик, реализуя свое право на образование и развитие, должен иметь возможность заниматься научным творчеством. Для этого создана и развивается система спецкурсов и дополнительного образования.

В ОУ накоплен успешный опыт работы с учащимися по написанию рефератов, докладов, подготовки к олимпиадам, проектной деятельности. 

7.6. Система мониторинговых исследований в МОБУ  «Школа №72».

Образовательная  программа  ОУ  принимается как нормативно-управленческий документ образовательного учреждения.  В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий с целью обеспечения обратной связи  и осведомления о соответствии  фактических результатов деятельности педагогической системы  ее конечным целям.

Рассмотрение мониторинга как самостоятельной функции управления образовательным процессом носит условный характер и оказывается полезным в концептуальном и операционном отношениях. В ОУ мониторинг тесным образом связан со всеми функциями и стадиями управления, поэтому его существенные характеристики могут быть полно рассмотрены только в соотнесении с другими звеньями процесса управления образованием.

В процессе образования  воплощение основных целей мониторинга находит свое выражение в психолого-педагогических и функциональных результатах, составляющих содержание образовательного мониторинга. К психолого-педагогическим результатам относятся новообразования в структуре знаний, учебных навыков, поведении, направленности личности, в системе ее отношений. К функциональным результатам относятся различные способы педагогического воздействия, назначение которых состоит в управлении деятельностью  обучающихся.

Образовательный мониторинг – целевое, системное наблюдение за качеством образования в системе гимназии, позволяющее отслеживать отклонения от государственных образовательных стандартов и уровень удовлетворения образовательных потребностей.

Качество образования – это характеристика образования, предполагающая следующие составляющие:

-       качество реализации образовательного процесса через уровень мастерства учителя и уровень достижений учащихся в образовательном процессе;

-       качество условий реализации образовательного процесса;

-       качество управления системой образования.

Таким образом, предметом  мониторинга является качество  образования.

Объект мониторинга:

-       начальное образование;

-       основное общее образование;

-       общее среднее (полное) образование.

Цель мониторинга – отслеживание динамики качества образования и эффективности управления качеством образования.

Задачи мониторинга:

- непрерывное наблюдение за состоянием системы образования в пределах своей компетенции и получение оперативной информации о ней;

-       своевременное выполнение изменений, происходящих в системе образования, и факторов, вызывающих их;

-       предупреждение негативных тенденций в системе образования ОУ;

-       осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в системе образования.

Мониторинг объединяет три управленческих компонента:

-       контроль;

-       экспертиза различных сторон деятельности ОУ;

-       система  информационного обеспечения управления.

Нам важно отследить:

  1. Основные компоненты мониторинга:

-       качество управления;

-       качество материально-технической базы;

-       физическое и психическое здоровье педагогов и обучающихся;

-       содержание образования;

-       качество соединения обучения и воспитания в единый образовательный процесс;

-       профессионализм педагогов.

  1. Источники информации (система информационного обеспечения)

  2. Технологии анализа и представления информации (инструментарий экспертизы качества образования).

  3. Субъектность критериев результативности, их многоаспектности и вариативности.

  4. Уровень реализации индивидуальных возможностей учащегося;

  5. Удовлетворенность образовательных запросов детей и родителей;

  6. Объективность оценки усвоенных знаний, умений, навыков;

  7. Уровень выполнения требований государственного образовательного стандарта.

В качестве основного результата образования выступает социальная компетентность, которая отражает качества личности, обеспечивающие готовность к использованию освоенного содержания образования для решения практически –познавательных, коммуникативно-деятельностных и ценностно-ориентационных задач.

Наряду с социальной компетентностью выпускника школы, зафиксированной в требованиях Государственного образовательного стандарта Р(НР)К, целесообразно выделить компетентности, выраженные в требованиях гимназического  компонента. В ОУ  развиваются такие компетентности, как:

  • общекультурная, выражающаяся в интеллигентности, общей гуманитарной культуре, широком кругозоре;

  • познавательная, обеспечивающая развитие культуры учебного труда;

Также в требованиях компонента ОУ выделена еще одна из важнейших составляющих социальной компетентности – коммуникативная компетенция.

Под коммуникативной компетенцией мы понимаем приобретенное в процессе специально организованного обучения особое качество речевой личности, складывающееся из нескольких составляющих, в числе которых можно выделить:

  • языковую компетенцию (знание единиц языка и правил их соединения),

  • предметную компетенцию (активное владение лексикой),

  • лингвистическую компетенцию (специальные лингвистические знания)

  • прагматическую компетенцию (возможность осуществления речевой деятельности, обусловленной коммуникативными целями).

Компетентным в области речевой практики и коммуникации мы считаем обучающегося, умеющего мобилизовать в данной ситуации  полученные знания и  приобретенный опыт, что предполагает:

  • умение извлекать пользу из опыта;

  • умение решать проблемы;

  • умение запрашивать различные базы данных и получать информацию различными способами;

  • умение работать с различными источниками информации;

  • умение противостоять неуверенности и трудности;

  • умение занимать позицию в дискуссиях и отстаивать собственное мнение;

  • умение сотрудничать в различных группах, выстраивая конструктивный диалог;

  • умение включаться в различные проекты, испытывая при этом личную ответственность и доказывая солидарность;

  • умение пользоваться новыми технологиями информации и коммуникации.

Приобретение таких компетенций позволяет обучающемуся включаться в деятельность и успешно сотрудничать в различных группах и объединениях, при этом успешно адаптироваться в них.

7.7. Модернизация системы управления МОБУ «Школа №72».

В ОУ, в результате многолетней совместной деятельности, сложился педагогический коллектив единомышленников, который в процессе обучения и воспитания обучающихся реализует общие цели и задачи развития ОУ. Кроме того, существует особая форма взаимоотношений между членами педколлектива, связанная с проблемами совместной деятельности, ее ценностями и перспективами.

Организуя работу с педагогическим коллективом, администрация ОУ руководствуется следующими принципами:

  • принцип демократизации управления,

  • принцип единства целей,

  • принцип системного подхода,

  • принцип постоянного обновления деятельности,

  • принцип непрерывного повышения квалификации,

  • принцип соответствия,

  • принцип исключений,

  • принцип эффективности управления.


<< предыдущая страница   следующая страница >>