microbik.ru
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 26 ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА

ГОРОДА СМОЛЕНСКА

Учебный план школы ориентирован на требования государственного стандарта и состоит из предметов базисного, регионального и школьного компонентов в соответствии с особенностями развития школы в рамках модели «Экология и диалектика», а также углубленного изучения ряда предметов.

При разработке учебного плана использованы следующие нормативные документы:

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002 г. № 2783.

2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196.

3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2. №1178-02), зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 г., регистрационный номер 3997.

4. СанПиН 2.4.2.2821-10.

5. Приказ министра обороны РФ и министра образования РФ от 03.05.2001 №203/196 « Об утверждении инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их начальной подготовки по основам военной службы».

6. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312.

7. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008 г. № 241 «О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».

9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08. 2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации»

10. Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» за счет времени вариативной части базисного учебного плана» (Приложение к письму Минобрнауки России от 27.04.2007 № 03-898).

11. Приказ Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 года № 96/134 «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах».

12. Приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке от 09.04.2012 № 299 «Об утверждении примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений».

13. Примерные программы по предметам.

14. Устав школы и образовательная программа.

Базисный компонент включает в себя учебные дисциплины, позволяющие заложить фундамент знаний по основным предметам, обеспечить уровень, соответствующий государственному стандарту. План предусматривает сбалансированность между циклами предметов, а также преемственность между ступенями и классами в процессе обучения.

Региональный компонент плана включает в себя следующие учебные дисциплины: «Азбука Смоленщины» (3 класс, 1 час в неделю, общее количество часов 34), «История Смоленщины» (6-9 классы, общее количество часов 68), «Литература Смоленщины» ( 9 класс, общее количество часов 34), «География Смоленщины» (8-9 классы, общее количество часов 34), «История православной культуры земли Смоленской» (8 класс, 1 час в неделю, общее количество часов 34), русский язык (10-11 классы, 1 час в неделю, общее количество 68 часов), основы безопасности жизнедеятельности (10-11 классы, 1 час в неделю, общее количество 68 часов). Преподавание предметов носит исключительно светский характер.

Школьный компонент плана предоставляет учащимся возможность расширения и углубления знаний в соответствии с их интересами и способностями за счет факультативных и элективных курсов, дисциплин, направленных на расширение общего кругозора и информационной культуры, а также индивидуальных занятий, как с одаренными, так и со слабоуспевающими.

На всех ступенях образования стратегической линией становится обучение по модели «Экология и диалектика», учебный план ориентирован на развитие у учащихся целостного представления об окружающем мире за счет введения интегрированных курсов.

Образовательная область «Филология» имеет следующий структурный вид: русский язык (1-11 классы), литературное чтение (1-4 классы), литература (5-11 классы), литература Смоленщины (9 класс), иностранные языки (английский, немецкий, французский) (2-11 классы).

В образовательную область «Математика» входят: математика (1-11 классы), информатика и ИКТ (8-11 классы). Для развития арифметической логики в 5-6 и 8 классах выделяется дополнительно 1 час на изучение образовательной области «Математика» за счет школьного компонента. Эта же тенденция просматривается затем и далее.

Образовательную область «Естествознание» составляют: физика (7-11 классы), химия (7-11 классы), биология (6-11 классы), окружающий мир (1-5 классы), закономерности окружающего мира (6 класс). В школе главным становится обучение с элементами развития логики мышления, общих представлений о единстве и взаимосвязи природы, общества и человека. С этой целью в образовательной области «Естествознание» в 1-4 классах введен предмет «Окружающий мир» (2 часа в неделю, общее количество 272 часа), который преемственно продолжается в 5 классе (4 часа в неделю, общее количество 136 часов), начиная с 6-7 класса он трансформируется в линейные курсы естественных дисциплин (биология, физика, химия, география). В предмете «Окружающий мир» в 3-4 классах предусмотрено 20 часов для изучения компьютерной грамотности. В 6 классе (1 час в неделю, общее количество 34 часа) введен предмет «Закономерности окружающего мира» образовательной области «Естествознание».

Образовательная область «Обществознание» представлена следующими предметами: история (3-11 классы), история Смоленщины (6-9 классы), география (6-11 классы) , география Смоленщины (8-9 классы), обществознание (6-11 классы), история православной культуры земли Смоленской (8 класс). Исторические дисциплины изучаются в следующей последовательности:

3 класс

Пропедевтический курс

34 часа

4 класс

Пропедевтический курс

34 часа

5 класс

История древнего мира

68 часов

6 класс

История средних веков

История России (с древнейших времен до конца XYI века)

История Смоленщины (с древнейших времен до конца XYI века)

28 часов

40 часов

17 часов

7 класс

Новая история ( XYI-XYII века)

История России (XYII-XYIII века)

История Смоленщины (XYII-XYIII века)

26 часов

42 часа

17 часов

8 класс

Новая история (XIX век)

История России (XIX век)

История Смоленщины (XIX век)

24 часа

44 часа

17 часов

9 класс

Новейшая история (XX век)

История России (XX век)

История Смоленщины (XX век)

34 часа

68 часов

17 часов

10 класс

(профильный уровень)

Всеобщая история (с древности до конца XIX века)

История России (с древнейших времен до конца XYIII века)

48 часов

88 часов

10 класс

(базовый уровень)

Всеобщая история (с древности до конца XIX века)

История России (с древнейших времен до конца XYIII века)

28 часов

40 часов

11 класс

(профильный уровень)

Всеобщая история (с древности до конца XIX века)

История России (с древнейших времен до конца XYIII века)

48 часов

88 часов

11 класс (базовый уровень)

Всеобщая история (XX век)

История России (XIX-XX века)

28 часов

40 часов


В образовательной области «Искусство» изучаются изобразительное искусство (1-9 классы), музыка (1-9 классы).

Образовательная область «Физическая культура» представлена предметами: физическая культура (1-11 классы по 3 часа в неделю), основы безопасности жизнедеятельности (8 класс, 1 час в неделю, 10-11 классы, по 2 часа в неделю). На первой и второй ступенях образования курс основ безопасности жизнедеятельности изучается также в рамках курсов «Окружающий мир», «Обществознание», «Биология», «География».

Образовательная область «Технология» включает предметы: технология (1-8 классы), технология моделирования процессов с помощью ЭВМ (6-7 классы, 1 час в неделю), а также предпрофильная подготовка (9 класс, 3 часа в неделю) и профильное обучение (10- 11 классы). В 10 классе предусматривается профильное обучение по физико-математическому, химико-биологическому и социально-гуманитарному направлениям, в 11 классе – по физико-математическому и социально-гуманитарному направлениям.

При проведении учебных занятий по иностранному языку (2-11 классы), технологии (5-8 классы), технологии моделирования процессов с помощью ЭВМ (6-7 классы), информатике и ИКТ (8-11 классы), физической культуре (10-11 классы), физике и химии (во время практических и лабораторных работ)осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 25 человек, а в классах по модели «Экология и диалектика» при наполняемости 20 и более человек.

Учебный план финансируется не ниже максимальной учебной нагрузки учащихся. Элективные учебные предметы для профильного обучения финансируются в зависимости от количества групп (при делении элективов в 10-11-х классах на несколько подгрупп) и независимо от количества учащихся в группе. Предусматривается время (35 часов) для проведения сборов юношей 10-х классов при изучении курса ОБЖ.