microbik.ru
1 2 ... 8 9


Содержание

Раздел 1. Информационно-аналитические данные о результативности реализации образовательной программы
Раздел 2. Особенности организации образовательного процесса

2.1.Приоритетные направления, цели и задачи каждой ступени общего образования

2.2. Учебный план и пояснительная записка на 2011-2012 учебный год

2.3. Программно-методическое обеспечение образовательной программы
Раздел 3. Управление реализацией образовательной программы

Раздел 1. Информационно-аналитические данные о результативности реализации образовательной программы
Школа исходит из положения о том, что она должна помочь ребенку удовлетворить образовательные интересы и потребности, развить способности, выработать систему мировоззрения, основанную на общечеловеческих ценностях. Учет социокультурных особенностей школы и ее окружения выводит на первое место технические, естественнонаучные направления. Социальный заказ в настоящем и его прогноз на будущее позволяют сделать вывод о сохранении предпочтений универсального профиля подготовки и выбора специальностей по соответствующим направлениям на ближайшее будущее.

Анализ воспитательной работы в школе

Сегодня, в условиях социальной нестабильности, обострения национальных отношений, утраты духовных ценностей особенно значимой становится роль школы, как гаранта мира и общественной нравственности. В связи с этим время ставит нас перед необходимостью пересмотреть свои взгляды на воспитательный процесс в общеобразовательном учреждении. А.С.Макаренко говорил: “Воспитывать – значит учить жить”. А успех воспитания невозможен без знания реальных закономерностей, присущих человеческой природе, без опоры на глубинные знания бытия, становления и развития личности.

Концепция воспитательной системы школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способной к саморазвитию. Такой системный подход позволяет сделать педагогический процесс более целесообразным, управляемыми и, самое важное, эффективным.

Школа использует свою стратегию и тактику в воспитании, основанную на компетентностном подход.

Исходя из этого, главной целью воспитательной работы школы является:

  • способствовать воспитанию свободной, гуманной, духовной, самостоятельной личности, обогащенной научными знаниями, готовой к сознательной творческой деятельности и нравственному поведению.

Для осуществления этой цели перед педагогами школы стояли следующие задачи воспитательной работы:

  1. Развивать школьные традиции, создавая благоприятные условия для всестороннего развития личности учащихся.

  2. Способствовать развитию ученического самоуправления. Формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина РФ.

  3. Максимально вовлекать родителей в жизнь школы и привлекать их к реализации программы развития школы.

  4. Продолжить работу по предупреждению правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних и по предупреждению наркомании среди подростков, максимально привлекать детей группы “риска” к участию в жизни школы, класса, занятиях кружков, секций.

На решение вышеизложенных задач направлены целевые воспитательные программы: «Твори добро» - программа воспитательной работы, «Здоровье и Развитие», «Будущее – это Мы!» - программа развития ДОО, «Патриот» - программа развития музея Боевой Славы, программа Летнего профильного лагеря.

Начался учебный год с традиционной осенней ярмарки «Краски осени», в ходе которой учащиеся смогли обменяться подержанными учебниками, получили возможность пополнить копилки классов за счёт реализации овощной продукции (70% учащихся проживают в частном секторе).

1 октября ежегодно проходит праздник «С любовью и нежностью», посвящённый Дню пожилого человека. Праздник проводится не только для ветеранов школы, но и для пожилых пос.Таёжный, Октябрьский.

Традиционными в школе являются праздники «Посвящение в первоклассники», Новый год, Сагаалган, главную роль в которых играют участники школьного театра «Фокус».
Согласно плану воспитательной работы, в рамках реализации задачи по формированию нравственных качеств у учащихся в целях предупреждения и профилактики правонарушений и употребления ПАВ среди детей и подростков в школе осуществлялась следующая деятельность:

- оформление необходимых нормативных документов на учащихся, состоящих на внутришкольном учете и на учете в КДН и ПДН,

 - классными руководителями проводятся  классные часы, профилактические пятиминутки, индивидуальные беседы по профилактике правонарушений, употребления ПАВ,

- организация работы внутришкольной комиссии, на которой рассматриваются текущие вопросы, вопросы постановки учащихся на внутришкольный учет, снятия с учета, корректируется план работы по профилактике;

- отслеживание занятости учащихся в свободное время, в период каникул, привлечение их к занятиям в коллективах дополнительного образования, спортивных секциях.

- строго отслеживается посещение, пропуски учебных занятий.
Центром нравственного и патриотического воспитания учащихся школы является школьный музей Боевой Славы. Музей ведёт поисковую работу по истории родного края, героев ВОВ, тимуровскую работу, поддерживает тесные отношения с ветеранами школы. В этом учебном году базе школьного музея прошла серия классных часов и уроки мужества, посвящённые 350-летию добровольного вхождения Бурятии в состав России: «История Верхнеудинского острога», «Бурятия древняя», «Материальная культура коренных народов Бурятии», «История забайкальского казачества», «Культура и традиции казачества», «Семейские Забайкалья», создан новый стенд «Казаки Забайкалья».

1 декабря 2010г. создан кадетский класс казачьей направленности. Цель проекта - Воспитание кадет на основе духовных ценностей российского казачества посредством приобщения  к истории, традициям, художественным проявлениям культуры казачества, к основам Православия, реализации программы начального (допризывного) военного обучения -          совершенствовать их интеллектуальное, культурное, нравственное и физическое развитие, создавая основу подготовки молодого поколения граждан к служению интересам российского государства на гражданском и военном поприще. Для реализации проекта были выбраны учащиеся 7 классов. Направления работы представлены дополнительными курсами, обязательных для изучения во второй половине дня:

  • общая история казачества

  • начальная военная подготовка

  • культура казачества России и региональная казачья культура  

  • рукопашный бой

  • строевая подготовка

  • кавалерийская подготовка

  • фольклор.


19 марта 2011г. состоялся праздник «Посвящение в кадеты» с участием представителей Улан-Удэнского городского казачьего общества, фольклорного ансамбля «Потешки», Городского центра допризывной подготовки, Комитета по образованию г.Улан-Удэ.

Результат работы школы в данном направлении – 2 место в районной военно-спортивной игре «Зарница-2011», участие в городской игре «Победа», лучший командир города – Верещагин Александр.

В рамках празднования Сагаалган-2011 прошёл фестиваль дружбы народов среди учащихся 1-4, 5-8, 9-11 классов, в котором учащиеся представили культуру не только коренных народов Бурятии, но и Украины, Белоруссии, Армении, Тувы, Якутии, Китая.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся является одним из основных направлений развития школы и осуществлялось согласно программе «Здоровье» по трем направлениям:

- профилактика и оздоровление – физкультминутки во время учебного процесса для активации работы головного мозга и релаксации органов зрения, обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики, питание, физкультурно-оздоровительная работа;

- образовательный процесс – использование здоровьесберегающих образовательных технологий, рациональное расписание;

- информационно—консультативная работа – классные часы, родительские собрания, внеклассные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни: спортивные соревнования, традиционные Дни здоровья с выходом в лес, привлечение учащихся в спортивные секции.

На базе школы работают секции:

  • Таэквон-до – 36 уч-ся,

  • Мини-Футбол (девочки) – 21 уч-ся,

  • Футбол (мальчики) – 25 уч-ся,

  • Волейбол – 10 уч-ся,

  • Шахматы – 12 уч-ся.

Для организации работы в этом направлении школой заключены договоры с Федерацией тхэтвон-до, РСДЮСШОР, ДЮСШ-5, привлечены родители.

Также на базе школы действуют 3 кружка художественно-эстетической направленности:

  • Театр «Фокус» - 12 уч-ся,

  • Хореографический коллектив «Подснежник» - 25 уч-ся,

  • Кружок рукоделия «Дымка» - 10 уч-ся.


Всего дополнительным образованием охвачено 217 учащихся (51,6%):

  • 47 – худож.-эстетич.,

  • 10 – музееведение,

  • 104 – спорт. секции,

  • 20 – казачий класс,

  • 36 – вне школы.


Органом ученического самоуправления является Совет школы, куда входят учащиеся 5-11 классов. Совет участвует в планировании и организации внеклассной и внешкольной работы учащихся; утверждает план проведения общешкольных мероприятий; корректирует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддержание дисциплины и порядка в школе; наблюдает за участием классов в школьных делах, организует ключевые дела, дает оценку. Совет школы осуществляет свою работу по 5 секторам, охватывая все необходимые стороны деятельности школы: Всеобуч, Культурно-массовый, Хозяйственно-трудовой, Спортивный, Пресс-центр.

В сентябре 2010 состоялись выборы нового состава Совета школы. Ребятами была спланирована деятельность на год, проведено 6 заседаний по вопросам организации и проведения общешкольных мероприятий, анализу проведенных дел.

Детское самоуправление работает на основе Устава ДОО, разработанной программы развития Детского общественного объединения «Будущее-это мы!». Объединение имеет свою атрибутику: гимн, девиз, флаг, герб. Кроме того, регулярно выпускает газету «Школьный экспресс», где освещаются новости школьной жизни, новости города, даются полезные советы по здоровью, профилактике заболеваний, не забываются и именинники.

            Работу школьного ученического самоуправления за истекший год можно признать удовлетворительной.

           Немалое внимание школа уделяет и трудовому воспитанию. Основополагающей идеей этого направления является систематический, совместный, созидательный, творческий, социально значимый труд. Организуя разнообразную, насыщенную трудом деятельность (уборка учебных кабинетов, ремонт школьной мебели совместно с педагогом, уборка закрепленной территории и т.п.) педагогический коллектив осознает пользу такого воспитания для будущего подрастающего поколения.
В направлении укреплений связи семьи и школы было обследовано более 70 семей вновь прибывших учащихся, и учащихся, состоящих на внутришкольном учёте.

По данным социального паспорта на 2010-2011 уч.год:

  • Всего учащихся – 420

  • Семей – 374, из них:

  • Полные – 239

  • Неполные – 126

  • Опекунские – 9

  • Многодетные - 57

  • Родителей – 631, из них:

  • Работающие – 450

  • Безработные – 170

  • Инвалиды – 12

  • Пенсионеры - 11

В ходе изучения социального состава семей было выявлено:

- снижение наполняемости классов из-за общего снижения уровня рождаемости;

- уменьшение количества многодетных семей;

- увеличение числа неполных семей;

-  рост количества малоимущих семей, что влечет в свою очередь рост правонарушений среди детей и подростков.

На внутришкольном учёте состояло 19 учащихся, 6 семей группы «риска». В течение учебного года выявлено и поставлено на учёт 4 учащихся. На учёте в КДН состоит 2 учащихся.
В целях реализации программы «Лето-2011» в школе организована работа Летнего Профильного Лагеря «Страна ЗОЖ», охватывающего 60 человек и Лагеря Городского Типа «Цветочный город» - 60 человек.

Воспитание, как отмечается в теории воспитательных систем, явление многомерное, вариативное, нелинейное и как следствие, нормативной логике неподвластно. Воспитание духовно-практическая деятельность, и мотивация к ней лежит внутри самой личности, а не вне ее. Подлинный воспитатель реализует позицию воспитателя. В качестве наиболее общего определения понятия «позиция» можно рассматривать следующее: позиция – это способ реализации базовых ценностей личности в ее взаимоотношениях с другими (Н.Г. Алексеев, В.И. Слободчиков).

Анализ работы учителей позволяет выявить у ряда учителей доминирование авторитарного типа взаимоотношений, строящегося на самоутверждении через демонстрацию определенного унижения учеников, на уроках и внеклассных мероприятиях у них железная дисциплина, скрытая внешним демократизмом. Ряд учителей пренебрегают проявлением педагогической позиции и их можно назвать «урокодателями», воспитательная сторона обучения ими рассматривается как нечто «лишнее», кто-то поступает так осознанно, но есть и те, кому пока не хватает профессионализма и компетентности в этом вопросе.

Однако в коллективе есть значительного количества педагогов, для которых воспитание не обязанность, а жизнь в совместной деятельности и общении с детьми. Совместная детско-взрослая деятельность, регулируемая сложным комплексом самостоятельных целей, субъект-субъектное взаимодействие педагога и школьника имеет место в воспитательной системе средней общеобразовательной школы №52. В школе проводится значительное количество различных видов совместной деятельности взрослых и детей различного направления и потенциал деятельности еще не исчерпан и может быть в дальнейшем широко развит.

Анализ результатов деятельности выявляет невысокий уровень подготовленности учащихся по многим предметам школьной программы, слабую ориентацию учащихся в социуме, слабо развитую адаптивную способность, неадекватную самооценку, заниженный потенциал саморазвития. Наряду с этим анализ результатов деятельности позволяет выявить наличие достаточно больших резервов развития. Результатом обучения в школе должно стать овладение учащимися базовым объемом знаний, позволяющим быть конкурентоспособными при поступлении в различные учебные заведения для получения профессионального образования, приобретение учащимися навыков самостоятельной работы, самообразования.

Анализ учебно-воспитательного процесса

Учебно-воспитательный процесс в школе №52 имеет свои особенности и в то же время является в достаточной степени унифицированным и похожим на учебно-воспитательный процесс обычной средней общеобразовательной школы. Определенную особенность придает школе, как говорилось выше, ее местоположение, социокультурное окружение и контингент родителей, и соответственно, контингент учащихся.

Работать с учетом этих особенностей могут далеко не все педагоги, в связи с чем, наблюдается текучесть педагогических кадров, кроме того большое количество педагогов ушедших одновременно на пенсию вызвало нехватку в квалифицированных учителях. Хотя основной состав учителей достаточно стабилен.

В школе 18 классов–комплектов. Общее количество учащихся -423 на 05.09.2010г.

Учебный план школы №52 определяет максимальный объем учебной нагрузки учащихся в соответствии с базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, в котором отводится время на освоение федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта, по классам и образовательным областям.

В соответствии с Федеральным базисным планом для 1-4 классов, учебный план ориентирован на 4-летний период освоения государственной образовательной программы начального общего образования. Продолжительность учебного года рассчитана в 1 классе на 33 учебные недели (5 дней в неделю), 2-4 классы на 34 учебные недели (5 дней в неделю). Учебный план для 5-9 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок обучения государственных образовательных программ основного общего образования. Продолжительность учебного года в 5-8, 10 классах – 34 недели в 9 классе – 37 недель с учетом экзаменационного периода.

В инвариатной части учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта. Вариативная часть учебного плана обеспечивает реализацию национально-регионального и школьного компонентов (не менее 10%; 10%).

В соответствии с Федеральным базисным планом изучение предмета «Иностранный язык» начинается со 2-го класса. В начальной школе на изучение отводится 1 час, с 5 по 10 класс – 3 часа.

Учебный предмет «Окружающий мир» (человек, природа, общество) изучается с 1 по 4 класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным, в содержание введены развивающие модули, разделы социально-гуманитарной направленности, а также основы безопасности жизнедеятельности, как школьный компонент.


следующая страница >>