microbik.ru
1 2 ... 6 7

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ 2

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ШИН 9

СНИЗИТЬ ВРЕД ПРИ ОКРАСКЕ АВТОМОБИЛЕЙ 13

БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ МЕДНИЦКИХ, ЖЕСТЯНИЦКИХ И КУЗОВНЫХ РАБОТАХ 19

КАТАЛИТИЧЕСКАЯ ОЧИСТКА ВЕНТИЛЯЦИОННЫХ ВЫБРОСОВ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 23

ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ 28



МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ


ПРЕДСТАВЛЯЕМ АВТОРА:

Ведущим специалистом в области охраны труда на автотранспортных предприятиях является профессор Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета), кандидат технических наук Ю.М.КУЗНЕЦОВ. Юрий Михайлович вложил большой труд в разработку Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, которые были утверждены Министерством труда и социального развития Российской Федерации в качестве обязательных для автотранспортных предприятий, предпринимателей, а также грузоотправителей и грузополучателей, пользующихся услугами автомобильного транспорта.

По просьбе редакции профессор Ю.М.КУЗНЕЦОВ подготовил статью, в сжатом виде освещающей основные вопросы охраны труда в процессе эксплуатации автотранспорта.
При техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств (АТС) должны выполняться требования Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ Р М-027-2003, нормы безопасности, изложенные в эксплуатационной, ремонтной, технологической документации, инструкциях по охране труда для работников и в ряде других нормативных актов.

Работники, производящие обслуживание и ремонт АТС, должны обеспечиваться за счет средств работодателя средствами индивидуальной защиты (см. Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам автомобильного транспорта и шоссейных дорог. Пост. Минтруда России от 16.12.1997 г. №63), смывающими и обезвреживающими средствами (см. Пост. Минтруда РФ от 04.07.03 №45 «Об утверждении норм бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядка и условий их выдачи»), исправными инструментами и приспособлениями, выбраковка которых должна производиться в соответствии с установленным в организации графиком, но не реже 1 раза в месяц (см. п.7.1.14. ПОТ Р М-027-2003).

Не допускаются к эксплуатации инструмент, имеющий трещины, заусенцы, ключи, у которых увеличен зев и т.д.

При работе инструментом должны соблюдаться требования санитарно-эпидемиологических правил СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту».

При работе электроинструментом должны соблюдаться меры электробезопасности.

Механические и гидравлические домкраты (включая автомобильные), электромеханические и гидравлические подъемники должны ежегодно подвергаться статическому испытанию (выдерживать поднятый груз в течение 10 мин при перегрузке 25%) и раз в три года – динамическому испытанию (три полных цикла подъема-опускания груза при перегрузке 10%). При этом не должно быть остаточных деформаций и падения давления жидкости у гидравлических домкратов более 5 %.

Результаты испытаний должны заноситься в специальный журнал.

Металлические козелки, закупленные автотранспортной организацией, должны иметь сертификат. Козелки, изготовляемые непосредственно в самой организации должны обеспечивать устойчивость и надежность при их применении. На каждом козелке должна быть указана предельно допустимая нагрузка (надпись на ребре козелка, бирочка и т.п.). После изготовления они должны подвергаться статическому испытанию, методика которого описана выше. В дальнейшем ежегодно необходимо проводить осмотр козелков, результаты которого заносятся в специальный журнал.

Для проведения испытаний и осмотров должна создаваться комиссии в составе не менее 3 человек (например, в состав комиссии может быть включен инженер по охране труда, начальник участка или мастер и ответственный за содержание в исправном состояние грузоподъемных механизмов, организацию своевременного их освидетельствования и осмотра).

Все грузоподъемные механизмы должны иметь таблички с обозначением регистрационного номера, паспортной грузоподъемностью и датой следующего освидетельствования.

АТС, направляемые на посты обслуживания и ремонта должны быть вымыты, очищены от грязи и снега. Постановка АТС на посты осуществляется под руководством ответственного работника (мастера, на­чальника участка, контролера технического состояния АТС и т. п.).

Дополнительные требования безопасности предъявляются к автомобилям, работающим на газовом топливе. Они могут въезжать в помещения с находящими там автомобилями, работающими на нефтяном топливе, только после перевода их двигателя на работу на нефтяное топливо.

Если же работа автомобиля на нефтяном топливе невозможна, то в этом случае должны выполняться следующие условия:

  1. Перед въездом в помещение необходимо проверить на специальном посту герметичность системы питания.

  2. Расход газа должен производиться из одного рабочего баллона. Вентили остальных баллонов должны быть закрыты.

  3. Рабочее давление газа в используемом баллоне должно быть не более 5,0 МПа (50 кгс/см2).

Для перегона автотранспортных средств на посты проверки технического со­стояния, обслуживания и ремонта, включая посты проверки тормозов, должен быть выделен специальный водитель (перегонщик) или другой работник, назначаемый приказом по организации.

Пуск двигателя автомобиля на постах технического обслуживания или ремонта также разрешается осуществлять только водителю-перегонщику, бригадиру слесарей или слесарю, назначаемым приказом по организации и прошедшим инструктаж при наличии у них удостоверения водителя.

Ремонтные работы и работы по обслуживанию должны производиться на специально отведенных местах (постах), а в помещениях, где выделяются вредные вещества только при исправной и включенной механической вентиляции.

Посты для технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния автомобилей и их агрегатов, где по технологии предусматривается обязательная работа двигателей, должны быть оборудованы системами удаления отработавших от выхлопной трубы (местными отсосами, рис. 1.)







б)







Рис. 1. Местные отсосы: а) шланговый; б)-бесшланговый
При обслуживании транспортного средства на подъемнике на пульт управления подъемника необходимо вывешивать табличку с надписью «Не трогать - под автомобилем работают люди».

При выполнении работ под АТС, располагаясь на полу, необходимо пользоваться лежаками.

Правилами не допускается выполнять работы на автомобиле (прицепе, полуприцепе), вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.п.), кроме стационарных.

Ремонт и обслуживание верхних частей автобусов и грузовых автомобилей должны производиться с использованием подмостей или лестниц-стремянок (рис.2.). На нижние концы лестниц–стремянок при их установке на бетонных, асфальтовых и металлических полах должны быть надеты резиновые башмаки. При установке на грунте концы должны иметь острые металлические наконечники. Применять приставные лестницы не допускается.



Рис. 2. Лестницы-стремянки:

а – деревянные; б - металлические; в - резиновые башмаки; г - металлический наконечник

Перед снятием узлов и агрегатов системы питания, охлаждения и смазки АТС, когда возможно вытекание жидкости, необходимо предварительно слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару.

Для использованного обтирочного материала должны быть предусмотрены специальные металлические ящики с плотными крышками. По окончании рабочего дня использованный обтирочный материал должен удаляться из производственного помещения в специально отведенные для этого места.

Перед проведением работ по техническому обслуживанию и ремонту газобаллонных автомобилей необходимо предварительно поднять капот и проветрить моторный отсек, так как в подкапотном пространстве может скопиться газ.

Если выполняются сварочные, окрасочные работы и работы, связанные с устранением неисправностей в газовой системе питания или ее снятием, то в перед выполнением указанных работ необходимо полностью слить (выпустить) газ на специальном посту, а баллоны продуть инертным газом.

В ряде случаев работы по обслуживанию и ремонту АТС проводятся на осмотровых канавах.

К ним предъявляются следующие требования.

Осмотровые канавы, траншеи и тоннели должны иметь
выход в помещение по ступенчатой лестнице шириной не менее 0,7м,
Количество выходов из осмотровых канав делается с учетом, что расстояние до ближайшего выхода должно быть не более 25 м.

Выходы из траншей и тоннелей должны быть ограждены ме­таллическими перилами высотой не менее 1,1м.

Выход из одиночной тупиковой канавы должен быть со
стороны, противоположной заезду АТС. Непосредственно перед выходом должны быть установлены стационарные упоры для колес (колесоотбойные брусья), предотвращающие дальнейшие движение автомобиля.

Лестницы из прямоточных канав, траншей и тоннелей
должны располагаться вне движения АТС, т.е. вход осуществляется через туннель, как правило, расположенный сбоку канавы.

При наличии одного выхода из осмотровой канавы в ее
стене должны быть вмонтированы скобы для запасного выхода. Это позволяет обеспечить эвакуацию работников, находящихся в канаве в случае пролива топлива из прохудившихся топливных баков или его утечки из топливопроводов и возникновения пожара или возникновения других опасностей.

Осмотровые канавы, соединяющие их тоннели и траншеи,
а также ведущие в них лестницы, должны быть защищены от сыро­сти и грунтовых вод.

Стены осмотровых канав, траншей и тоннелей должны
быть облицованы керамической плиткой светлых тонов. Полы в ка­навах, траншеях и тоннелях должны иметь уклон 2 % вниз от основного входа для стока воды.

Осмотровые канавы, за исключением канав, оборудованных ленточными конвейерами, должны иметь рассекатели и направляющие реборды по всей длине или другие устройства, предотвращающие падение автомобиля в канаву во время его передвижения. Высота рассекателей и реборд выбирается исходя из величины меньшего дорожного просвета. В связи с этим канавы должны быть специализированы для обслуживания и ремонта определенных транспортных средств (отдельно для различных типов грузовых автомобилей, так как с колесом большого диаметра легко переехать низкие рассекатели и реборды, и легковых автомобилей, которые не смогут въехать на канавы с высокими рассекателями и ребордами)

В соответствии с новыми требованиями правил ПОТ Р М-027-2003 реборды могут иметь разрывы для установки домкратов.

На рассекателях, ребордах и прилегающих к осмотровым кана­вам зонах должна быть нанесена сигнальная разметка, а в помеще­ниях вывешены в соответствии с требо­ваниями ГОСТ 12.4.026-2001 ССБТ знаки безопасности (W 15) (см. рис. 3).






Рис 3. Знак W-15 – «Осторожно. Возможно падение с высоты»

Осмотровые канавы, траншеи и тоннели должны содер­жаться в чистоте, не загромождаться деталями и различными предметами.

Для перехода через осмотровые канавы долж­ны предусматриваться съемные переходные мостики шириной не менее 0,8 м в количестве на одно меньше количества мест, устанавливаемых на канаве АТС.

Длина тупиковой канавы зависит от размера ремонтируемого (осматриваемого) автотранспортного средства, которое должно полностью устанавливаться на канаву, не закрывая входную лестницу и запасный выход.

Размеры осмотровых канав в соответствии с ОНТП01-91. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта должны проектироваться с учётом следующих требований:

ширина осмотровой канавы должна устанавливаться, исходя из размеров колеи подвижного состава с учетом устройства наружных и внутренних реборд;

глубина осмотровой канавы должна обеспечивать свободный доступ к агрегатам, узлам и деталям, расположенным внизу подвижного состава и составляет:

для легковых автомобилей и автобусов

особо малого класса 1,3-1,5 м

для грузовых автомобилей и автобусов 1,1-1,2 м

для внедорожных автомобилей-самосвалов 0,5-0,7 м
Проездные осмотровые канавы, располагаемые параллельно друг другу, должны, как правило, объединяться тоннелями (подземными переходами), а тупиковые канавы – открытыми траншеями.

Высота от пола до низа покрытия тоннеля должна составлять не менее 2 м, ширина тоннеля – не менее 1 м.

Ширина траншеи принимается равной 1,2 м без размещения в ней оборудования и 2,0-2,2 м при размещении в ней оборудования.

Освещение осмотровых канав допускается осуществлять светильниками напряжением 127-220 В при соблюдении следующих условий:

вся электропроводка должна быть внутренней (скрытой) имеющей надежную электро- и гидроизоляцию;

осветительная аппаратура и выключатели должны иметь электро- и гидроизоляцию;

светильники следует закрывать стеклом или ограждать защитной решеткой, так как возможно падение инструмента, деталей и узлов, а также задевание рукой токоведущих частей и источников света.

металлические корпуса светильников должны заземляться (зануляться).

Для включения переносных ламп, напряжением 12 В осмотровые канавы должны иметь розетки.

Температура приточного воздуха в смотровые канавы, приямки и тоннели в холодный период года должна быть не ниже +16С и не выше +25С. Количество приточного и вытяжного воздуха на один кубический метр объема смотровых канав, приямков и тоннелей следует принимать из расчета их десятикратного воздухообмена.

При размещении АТС на постах технического обслуживания и ремонта расстояния между ними, а также между АТС и элементами зданий, сооружений и оборудованием должны соответствовать нормам, указанным в таблице.

Следует отметить, что за недоброкачественный ремонт, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных АТС лицом, ответственным за техническое состояние АТС предусмотрена уголовная ответственность ст. 266 УК РФ.


Таблица

Расстояния между АТС, элементами строительных конструкций

зданий и сооружений и оборудованием на постах технического обслуживания и ремонта


Номенклатура расстояний

Нормы расстояний для подвижного состава, м

I категории

II и III категории

IV категории

От торцевой стороны автомобиля до стены


1,2


1,5


2,0

То же, до стационарного технологического оборудования


1,0


1,0


1,0

От продольной стороны автомобиля на постах для работ без снятия шин, тормозных барабанов и газовых баллонов


1,2


1,6


2,0

То же со снятием шин, тормозных барабанов и газовых баллонов


1,5


1,8


2,5

Между продольными сторонами автомобилей на постах для работ без снятия шин, тормозных барабанов и газовых баллонов


1,6


2,0


2,5

То же, со снятием шин, тормозных барабанов и газовых баллонов


2,2


2,5


4,0

Между автомобилем и колонной

0,7

1,0

1,0

От продольной стороны автомобиля до технологического и другого оборудования



1,0



1,0



1,0

Между торцевыми сторонами автомобилей


1,2


1,5


2,0

От торцевой стороны автомобиля до наружных ворот.


1,5


1,5


2,0

П р и м е ч а н и я:

1. К I категории относятся автомобили длиной до 6 и шириной до 2,1 м; к категории II – длиной свыше 6 до 8,0 м и шириной свыше 2,1 до 2,5 м; к категории III- длиной свыше 8 до 12 м и шириной свыше 2,5 до 2,8 м; к категории IV- длиной свыше 12 и шириной свыше 2,8 м.

2. Для автомобилей и автобусов с размерами длины и ширины отличающимися от размеров, приведенных выше категория определяется по его наибольшему размеру.
Согласно уголовному кодексу, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, - наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказываются лишением свободы на срок до семи лет.

Факт недоброкачественного ремонта устанавливается с помощью экспертизы. За недоброкачественный ремонт несут ответственность все лица, фактически производившие этот ремонт. Если качество ремонта проверял приемщик и он дал положительное заключение, хотя сам не участвовал в ремонте, то он будет нести ответственность за выпуск технически неисправного транспортного средства.

Субъектом выпуска в эксплуатацию технически неисправного автомобиля является лицо, которое в соответствии со своими служебными обязанностями ответственно за техническое состояние АТС и выпуск его на линию.

Ю.М.Кузнецов

г. Москва

2005. №6


следующая страница >>