microbik.ru
1 2 ... 14 15
Правила перевозки грузов

автомобильным транспортом

 

I. Общие положения

 

1.   Правила перевозки грузов автомобильным транспортом (далее – Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав автомобильного транспорта) и представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации перевозок различных видов грузов, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств, контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок.

2.   Правила распространяются на перевозчиков, экспедиторов, фрахтовщиков и фрахтователей, грузоотправителей и грузополучателей, участвующих в перевозках грузов автотранспортными средствами, независимо от организационных форм и форм собственности их владельцев и регламентируют взаимоотношения, права, обязанности и ответственность сторон.

3.   Правила не распространяются на:

автомобильные перевозки грузов, осуществляемые российскими перевозчиками в международном сообщении на территории других государств, а также в целях обеспечения обороноспособности и правопорядка, в условиях форс-мажорных обстоятельств и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

технологические внутрихозяйственные перевозки грузов для собственных нужд, осуществляемые самоходными и колесными транспортными средствами, относящимися к внутрихозяйственному транспорту (внутризаводскому, внутрикарьерному и т.п.), и функционирующему без выезда за пределы территории хозяйствующего субъекта (предприятия, организации) на улично-дорожную сеть.

4.   Для целей Правил используются следующие понятия:

автомобильная перевозка грузов для собственных нужд – автомобильная перевозка грузов, выполняемая физическим или юридическим лицом для собственных целей и за собственный счет;

автомобильная перевозка грузов транспортом общего пользования – автомобильная перевозка грузов, осуществляемая коммерческой организацией на основании публичного договора по обращению любого гражданина или юридического лица по объявленным тарифам. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки грузов, признаваемыми перевозками транспортом общего пользования, устанавливается субъектами Российской Федерации;

водитель грузового автотранспортного средства – физическое лицо, управляющее грузовым автотранспортным средством и являющееся при наличии оформленных надлежащим образом полномочий представителем перевозчика;

водитель-экспедитор – водитель, имеющий полномочия от перевозчика осуществлять отдельные транспортно-экспедиторские операции при перевозке груза;

заказчик – грузоотправитель, грузополучатель или фрахтователь, пользующийся транспортными услугами перевозчика или владельца транспортного средства;

коммерческие автомобильные перевозки грузов – автомобильные перевозки грузов, выполняемые за плату на основании договора перевозки груза или на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

отправка – партия груза, отправляемая по одной транспортной накладной.

автомобиль прикрытия – автомобиль, оборудованный проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета и используемый для сопровождения транспортного средства, в случаях, когда его ширина с грузом или без груза превышает 3,25 м или длина более 24,0 м;

автомобиль сопровождения – патрульный автомобиль государственной автомобильной инспекции, используемый для сопровождения транспортного средства, осуществляющего перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов, в случаях, когда ширина транспортного средства с грузом или без груза превышает 3,75 м и длина свыше 30,0 м;

крупногабаритный груз – груз, который не может быть размещен на транспортном средстве без превышения нормативных габаритных параметров, установленных в Правилах дорожного движения Российской Федерации (далее – ПДД России), а также груз, выступающий за заднюю точку длины транспортного средства более чем на 2 метра;

крупногабаритное транспортное средство – транспортное средство, габаритные параметры которого с грузом или без груза превышают значения, установленные ПДД России. К крупногабаритным транспортным средствам относятся также автопоезда, в состав которых входят два и более прицепа;

тяжеловесный груз – груз, который с учетом массы транспортного средства превышает установленные на территории Российской Федерации хотя бы один нормативный весовой параметр: массу или осевую нагрузку транспортного средства;

тяжеловесное транспортное средство – транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и(или) осевая масса превышает хотя бы один из нормативных весовых параметров, установленных для автомобильных дорог Российской Федерации. Различают две категории тяжеловесных транспортных средств: категории 1 и категории 2;

нормативные габаритные и весовые параметры транспортных средств – максимальные значения параметров, установленные нормативными правовыми актами для транспортных средств на основе дорожных ограничений;

сверхнормативная нагрузка (далее СНН) – нагрузка, при которой возможность перевозки тяжеловесного груза может быть определена только после разработки специального проекта, предусматривающего проведение мероприятий по усилению инженерных сооружений и обеспечению мер безопасности перевозок;

продолжительность доставки скоропортящихся грузов – время нахождения автотранспортного средства в пути с момента окончания погрузки грузов и до начала их выгрузки;

безопасность пищевых продуктов – состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений населения.

мелкопартионные отправки грузов – перевозимые автотранспортными средствами одному грузополучателю партии грузов, массой до 5,0 т, но не менее 10 кг;

регулярные междугородные перевозки – перевозки, осуществляемые в междугородном сообщении по установленным маршрутам, графикам и расписаниям движения автотранспортных средств;

терминально-логистические комплексы – транспортно-экспедиторские предприятия и организации, осуществляющие прием, краткосрочное хранение, подсортировку и отправление грузов в междугородном сообщении и располагающие необходимой территорией и складами с грузоподъемной и другой техникой, используемой для погрузочно-разгрузочных, внутрискладских и других работ.

транзитные международные перевозки – перевозки грузов в международном сообщении через территорию страны без приема и сдачи груза на территории этой страны;

каботажные перевозки грузов – перевозки, осуществляемые иностранными перевозчиками между пунктами погрузки и разгрузки груза, расположенными в одной стране;

договор прямой смешанной (комбинированной) перевозки грузов – договор, заключенный оператором смешанной перевозки или другим перевозчиком с грузовладельцем (либо экспедитором) на доставку грузов двумя или более видами транспорта по единой транспортной накладной;

оператор прямой смешанной (комбинированной) перевозки – юридическое лицо, осуществляющее перевозку грузов двумя или более видами транспорта за плату с гарантией его сохранности на условиях и в сроки, обусловленные договором прямой смешанной (комбинированной) перевозки грузов и другими договорными обязательствами;

прямая смешанная (комбинированная) перевозка грузов – перевозка грузов, осуществляемая двумя или более видами транспорта на основании единой транспортной накладной, составленной на весь путь следования груза;

мультимодальный терминал – транспортно-экспедиторское предприятие (организация) на железнодорожном, морском, внутреннем водном и воздушном транспорте, предназначенное для сбора / развоза грузов, в том числе в контейнерах, с осуществлением перегрузки их с одного транспорта на другой, краткосрочного хранения грузов, подгруппировки по направлениям, а также выполнения с ними и других транспортно-экспедиторских операций;

централизованный завоз / вывоз грузов автомобильным транспортом – один из видов централизованной перевозки грузов, при котором автотранспортный перевозчик либо экспедитор принимает на себя вывоз всех грузов, прибывающих на мультимодальный терминал в адрес обслуживаемой клиентуры, а также завоз на этот терминал отправляемых клиентурой грузов, за исключением опасных и наливных грузов, а также других грузов, указанных в договоре об организации перевозки.

 

II. Правила заключения договоров и оформления

транспортно-сопроводительных документов

 

5.   Перевозчики осуществляют перевозки грузов и выполняют дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов, на основании договоров, заключаемых с грузоотправителями или грузополучателями.

6.   По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения (на место выгрузки) и выдать его управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а грузоотправитель (или грузополучатель) обязуется уплатить за перевозку установленную плату, если иное не предусмотрено указанным договором.

7.   Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составляемой грузоотправителем, если иное не предусмотрено указанным договором.

Груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки не принимается, за исключением груза нетоварного свойства. Неправильно составленная транспортная накладная или ее утеря не влияет на действительность заключенного договора перевозки груза.

В случае вывоза груза со станций железных дорог, из портов и аэропортов, а также перевозок сельскохозяйственной продукции на заготовительные пункты или перерабатывающие предприятия договор перевозки может быть заключен с грузополучателем.

8.   Договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа на перевозку груза, а при наличии договора об организации перевозок грузов – заявки на перевозку груза.

9.   Заказ или заявку на перевозку груза грузовладелец представляет перевозчику не позднее 14 часов до начала перевозок груза в городском или пригородном сообщении и не позднее 48 часов до начала перевозок в междугородном сообщении.

По согласованию сторон заявка на перевозку груза может быть составлена на один день, неделю или иной срок, предусмотренный договором об организации перевозок грузов.

При возникновении у одной из сторон каких-либо изменений или дополнений по сравнению с согласованной заявкой или заказом на перевозку груза соответствующая сторона уведомляет об этом другую сторону не позднее 14 часов дня, предшествующего дню осуществления ранее согласованной перевозки.

Договор перевозки груза признается заключенным с момента получения владельцем согласия перевозчика принять к исполнению заказ или заявку на перевозку груза. Образцы заказа и заявки на перевозку груза приведены в Приложении № 1 и Приложении № 2 к Правилам.

10.   Договор об организации перевозок заключается между грузовладельцем и перевозчиком при необходимости осуществления систематических перевозок грузов, в нем устанавливаются объемы, сроки, условия предъявления грузов к перевозке и предоставления транспортных средств, технологические особенности производства погрузочно-разгрузочных работ, порядок расчетов и иные условия организации перевозок. Примерный образец договора об организации перевозок грузов приведен в Приложении № 3 к Правилам.

11.   Для перевозки груза автотранспортные средства могут предоставляться на основании договора фрахтования. По договору фрахтования, примерный образец которого приведен в Приложении № 4 к Правилам, фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю за плату всю либо часть вместимости одного или нескольких автотранспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов.

Участниками договора фрахтования автотранспортного средства для перевозки грузов (фрахтовщик и фрахтователь) могут быть юридические или физические лица. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление автотранспортного средства для перевозки груза (далее – заказ-наряд). К реквизитам заказа-наряда относятся:

а) наименования, адреса, номера расчетных счетов, телефоны контактных лиц фрахтовщика и фрахтователя;

б) наименование работ, услуг;

в) требуемый тип и количество транспортных средств;

г) адреса погрузки и разгрузки груза;

д) объем услуг;

е) время прибытия транспортных средств под погрузку и время окончания работ;

ж) вид и размер произведенной оплаты;

з) оговорки и замечания фрахтователя;

и) подписи сторон.

Заказ-наряд оформляется согласно образцу, приведенному в Приложении № 5 к Правилам.

12.   Заказ-наряд оформляется фрахтователем и передается фрахтовщику не позднее 14 часов накануне дня начала перевозок груза в городском или пригородном сообщении и не позднее 48 часов до начала перевозок в междугородном сообщении. Принятие фрахтовщиком заказа-наряда для исполнения производится только при условии предварительной оплаты фрахтователем установленного в наряд-заказе объема работ.

13.   Подача автотранспортного средства, не соответствующего условиям договора фрахтования, или с опозданием против согласованного времени более чем на 2 часа, считается непредставлением указанного автотранспортного средства, если иное не установлено соглашением сторон. Время прибытия автотранспортного средства к месту подачи исчисляется с момента предъявления водителем автотранспортного средства фрахтователю документа, удостоверяющего личность, и путевого листа.

14.   В случае непредставления фрахтовщиком автотранспортных средств фрахтователь вправе отказаться от исполнения договора фрахтования и взыскать с фрахтовщика штраф, предусмотренный Статьей 34 Устава автомобильного транспорта.

При предъявлении фрахтователем к перевозке груза, не предусмотренного договором фрахтования или в согласованном заказе-наряде, фрахтовщик вправе расторгнуть договор фрахтования или отказаться от передачи автотранспортных средств в пользование фрахтователю по ранее согласованному заказу-наряду.

15.   На выполнение транспортно-экспедиторских услуг, связанных с перевозкой груза, между экспедитором и грузовладельцем заключается договор транспортной экспедиции, который включает следующие разделы: предмет договора, общие условия, обязанности и ответственность сторон, страхование, расчеты за услуги, дополнительные условия, юридические адреса сторон, банковские реквизиты.

По договору транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора за вознаграждение организовать перевозку груза транспортом по маршруту, избранному экспедитором или грузовладельцем, заключить от имени грузовладельца или от своего имени договор перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой груза.

За неисполнение или за ненадлежащее исполнение обязанностей перевезти груз по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ту же ответственность перед грузовладельцем, что и перевозчик по договору перевозки груза. Если экспедитор докажет, что нарушение обязательств вызвано ненадлежащим исполнением перевозчиком договора перевозки, ответственность экспедитора перед грузовладельцем определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

16.   До подписания указанных выше договоров стороны, при наличии разногласий по условиям договоров, совместно рассматривают эти разногласия и устраняют их в соответствии с достигнутой договоренностью.

17.   Любая из сторон указанных выше договоров может обратиться к другой стороне с предложением об изменении или расторжении договора, с указанием причин, послуживших основанием для такого обращения. Сторона, получившая предложение об изменении или расторжении договора, должна рассмотреть это предложение и направить другой стороне извещение о принятии, либо об отклонении такого предложения. При достижении сторонами согласия об изменении или расторжении договора соответствующее соглашение оформляется в письменном виде.

18.   Основным документом первичного учета перевозок грузов, а также других показателей работы на автомобильном транспорте, является путевой лист автотранспортного средства для перевозок грузов (далее путевой лист).

Путевой лист оформляется перевозчиком в установленном порядке на каждое автотранспортное средство на перевозки грузов на коммерческой основе и на перевозки грузов для собственных нужд.

19.   Выполняемые по заказам юридических лиц или предпринимателей перевозки грузов на коммерческой основе оформляются транспортной накладной на перевозку грузов автомобильным транспортом (далее транспортная накладная) согласно образцу, приведенному в Приложении № 6 к Правилам.

Такое требование распространяется на все виды перевозок, за исключением перевозок грузов, по которым не ведется складской учет и не организован учет путем замера (в том числе геодезического) и взвешивания.

20.   Транспортная накладная оформляется, как правило, на каждую ездку с грузом. В отдельных случаях транспортная накладная может оформляться одновременно на несколько ездок с грузом с дополнительным оформлением на каждую ездку с грузом талона отправителя, который является обязательным приложением к соответствующей транспортной накладной.

В Приложении № 6 к Правилам приведена инструкция по изготовлению, учету и заполнению транспортной накладной и талонов отправителя, а также образец талона отправителя.

21.   Перевозки грузов на коммерческой основе, выполняемые по заказам граждан, оформляются заказами-квитанциями на перевозку грузов по форме, приведенной в Правилах перевозки грузов населения (раздел XXV Правил).

22.   При введении новых систем безбумажной технологии документооборота (электронной накладной, цифровых тахографов и др.) порядок оформления транспортно-сопроводительных документов на перевозку грузов устанавливается дополнительно с учетом поэтапного перехода к этим системам, согласованного с заинтересованными участниками транспортного процесса.

23.   Дополнительно к указанным выше основным транспортно- сопроводительным документам при перевозках отдельных видов грузов (опасных, скоропортящихся, тяжеловесных и крупногабаритных) оформляются и другие необходимые документы.

24.   При выполнении автомобильных перевозок грузов производится обязательное и добровольное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязательное страхование осуществляется в части, касающейся гражданской ответственности владельцев грузовых автотранспортных средств за вред, причиненный в результате дорожно-транспортных происшествий жизни или здоровью граждан, их имуществу, либо имуществу юридических лиц.

25.   При добровольном страховании транспортных рисков, в том числе страховании ответственности за хищение, утрату, порчу и повреждение грузов при перевозке и временном хранении, страховании фрахта, дополнительном страховании ответственности за повреждение, уничтожение, угон транспортного средства и др. страхователь (перевозчик, экспедитор или грузовладелец) заключает со страховщиком договор страхования в письменном виде на приемлемых для страхователя условиях страховщика.

 


следующая страница >>