microbik.ru
1 2 ... 6 7
Содержание

Рекомендуемые правила работы предприятий розничной торговли 1

Классификация предприятий розничной торговли
(Извлечение из ГОСТ Р 51773-2001) 6

Общие требования к услугам розничной торговли 8

Требования к обслуживающему персоналу розничной торговли
(Извлечение из ГОСТ Р 51305-99) 11

Обязательная информация для потребителей
(в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51074-2003 ) 15

Правила пользования мерами и измерительными приборами на предприятиях Торговли и общественного питания (Извлечение из приказа Министерства торговли СССР и Госстандарта от 9.10.1975г. М 183/274) 19

Приказ МВД РФ «Об утверждении инструкции «О порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской деятельности» от 2 августа 2005 г. N 636 21


Рекомендуемые правила работы предприятий розничной торговли


Общие положения

1. Настоящие рекомендуемые Правила содержат основные требования к порядку работы предприятий розничной торговли (далее – предприятие) независимо от формы собственности и организационно-правовой формы.

2. Ассортимент реализуемых товаров, перечень дополнительных услуг определяются предприятием в соответствии с профилем и специализацией деятельности и должны соответствовать виду предприятия.

3. Тип предприятия определяется размерами торговой площади и применяемыми формами торгового обслуживания в соответствии с ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий».

4. Предприятие должно иметь фасадную вывеску с указанием его товарного профиля и собственного (фирменного) наименования, если оно имеется. Вывеска должна размещаться на фасаде здания над входом в предприятие.

Тексты вывесок должны быть выполнены на русском языке. В случае, если предприятие имеет зарегистрированные в установленном порядке логотипы, торговые марки, товарные знаки и названия на иностранном языке, оно может использовать иностранное написание при условии, что иностранные тексты не должны композиционно доминировать на вывесках.

В текстах вывесок недопустимо использование сокращений, не являющихся общепринятыми.

Допускается размещать на вывеске зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и знак обслуживания, а также декоративные элементы.

5. Кроме того, должна быть информационная табличка с указанием режима работы предприятия, организационно-правовой формы, юридического адреса (для юридических лиц), информации о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа (для индивидуальных предпринимателей).

Информационные таблички должны размещаться на стене здания рядом с входом в предприятие либо на двери входа так, чтобы их хорошо видели покупатели. Информационные таблички могут быть заменены надписями на стекле витрины, входной двери и др.

6. Режим работы государственных (муниципальных) предприятий устанавливается по решению органа местного самоуправления. Режим работы предприятий иных форм собственности устанавливается собственником.

7. При закрытии предприятия на обеденный перерыв или по окончании рабочего дня обслуживание покупателей прекращается в соответствии с установленными часами работы предприятия, однако все покупатели, имеющие на руках кассовые чеки или находящиеся в торговом зале самообслуживания, должны быть обслужены.

8. При закрытии предприятия для проведения санитарных мероприятий, на ремонт, реконструкцию, в связи с его ликвидацией покупатели извещаются об этом специальным объявлением за 5 дней до закрытия.

9. Предприятия должны быть оснащены оборудованием, средствами механизации и инвентарём в соответствии с действующими нормами технического оснащения.

Используемые средства измерений должны содержаться в исправном состоянии, иметь ясные клейма и в установленном порядке подвергаться обязательной поверке органами государственной метрологической службы.

Положительные результаты поверки средств измерений должны быть удостоверены соответствующим клеймом и свидетельством о поверке.

10. Помещения, прилегающая территория, витрины, оборудование, инвентарь должны отвечать правилам техники безопасности, санитарным, противопожарным и другим установленным требованиям.

11. Для рекламы товаров и услуг используются оконные и внутренние витрины, где выставляются образцы товаров, которые подлежат продаже по требованию покупателей.

Витрины должны отвечать санитарным и эстетическим требованиям.

Приёмка, хранение и подготовка товаров к продаже

12. Приёмка товаров по количеству и качеству должна осуществляться в соответствии с действующими инструкциями, сопроводительными документами поставщика, а также другими необходимыми документами.

Не подлежат приёмке товары с истекшим сроком годности, хранения, реализации, не соответствующие требованиям стандартов и технических регламентов.

13. При хранении товаров и выкладке их в торговом зале должны строго соблюдаться принципы товарного соседства, санитарные правила, нормы складирования и требования противопожарной безопасности.

Режим хранения товаров (температура, влажность, освещение, сроки хранения) должен отвечать стандартам и требованиям к качеству, предусмотренным нормативно-технической документацией.

14. Товар до подачи в торговый зал должен пройти предпродажную подготовку, включающую освобождение от тары, проверку комплектности, наличия маркировки, ярлыков, пломб, протирку, очистку, сборку, комплектование, проверку качества и эксплуатационных свойств, а также утюжку, нарезку, расфасовку.

Продажа товаров

15. Предприятие обязано иметь в наличии в соответствии со специализацией нормативную документацию, регламентирующую правила продажи товаров, и соблюдать их.

16. К моменту открытия предприятие должно быть подготовлено к работе: обновлена выкладка товаров, подготовлен необходимый для продажи товаров инвентарь и упаковочный материал, контрольно-кассовая техника, все товары должны быть снабжены правильно оформленными ценниками.

Все товары должны быть снабжены информацией в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования». Информация для потребителя. Общие требования», ГОСТ Р 51087-97 «Табачные изделия. Информация для потребителя».

17. Продажа товаров должна производиться всем гражданам на общих основаниях.

Льготы в торговом обслуживании отдельным группам населения предоставляются на основании законодательных актов Российской Федерации или решений местных органов власти.

18. Продавцы и консультанты предприятия обязаны оказывать помощь покупателю в выборе товара, консультировать о свойствах, назначении товара, порядка его эксплуатации, демонстрировать отдельные товары в действии.

19. Продажа товаров в кредит производится в соответствии со специальными нормативными актами.

20. При комплектовании подарочных наборов квалифицированными специалистами предприятия учитываются эстетические требования, характер и назначение основного подарка и соответствующих ему предметов (мужская сорочка и галстук; дамская сумочка и перчатки; брошь, кольцо и серьги; авторучка и записная книжка и т.д.)

При отсутствии в предприятии в отдельной продаже товаров, входящих в наборы, по просьбе покупателей такие наборы должны быть раскомплектованы.

Запрещается обуславливать продажу одних товаров обязательным приобретением других.

21. Взвешивание и отмеривание товаров производится в соответствии с Правилами пользования мерами и измерительными приборами.

22. В предприятиях продовольственной торговли должны быть контрольные весы и овоскопы, установленные на доступном для покупателей месте.

23. Все продовольственные товары, не имеющие фабричной упаковки, должны отпускаться покупателю в упаковке предприятия торговли без взимания дополнительной платы за упаковку.

Нерасфасованные жидкие товары отпускаются в чистую тару потребителя по весу или с применением стандартной мерной ёмкости.

24. Предприятие обязано выдавать покупателю вместе с покупкой контрольно-кассовый чек.

При продаже технически сложных товаров в техническом паспорте на товар проставляется дата продажи, штамп предприятия и фамилия продавца.

25. При продаже товаров по методу самообслуживания предприятие обязано:

  • -предоставить покупателям инвентарные корзины или тележки для отбора товара;

  • -обеспечить сохранность сумок, чемоданов, портфелей и т.п., оставленных покупателями при входе в торговый зал, однако обязывать покупателей оставлять личные вещи работники предприятия не в праве;

  • -товары, поступившие в нерасфасованном виде, если это не противоречит санитарным правилам, предварительно расфасовать в материал, разрешенный к применению органами Госсанэпиднадзора РФ;

  • -размещать товары на специальном оборудовании, обеспечивающем показ всего имеющегося ассортимента и удобства покупателям для ознакомления и выбора товара.

26. При возникновении оснований подозревать покупателя в посягательстве на охраняемую собственность в предприятии самообслуживания он может быть задержан охранником на месте правонарушения и должен быть незамедлительно передан в милицию.

27. В предприятиях торговли должна обеспечиваться для покупателей следующая информация:

  • указатели расположения отделов (секций) или продаваемых товаров;

  • фамилии и инициалы обслуживающего персонала – на их рабочих местах или нагрудных знаках;

  • перечень и стоимость оказываемых дополнительных услуг;

  • правила или выписка из правил продажи товаров, входящих в ассортиментный перечень предприятия;

  • выписка из Федерального закона «О защите прав потребителей», касающаяся прав покупателя в случае приобретения им некачественного товара;

  • телефоны организаций, осуществляющих контроль за работой предприятия.

28. В предприятии должны иметься журнал учета контрольных мероприятий и книга отзывов и предложений покупателей.

29. Запрещается продажа несовершеннолетним алкогольных напитков, пива и табачных изделий.

30. Продажа алкогольной продукции разрешается только при наличии лицензии.

Порядок оформления ценников

31. Предприятие обязано обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати предприятия, даты оформления ценника.

32. Рекомендуется указывать в ценнике следующие реквизиты:

на продовольственные товары:

для весовых товаров – наименование товара, сорт ( на товары, имеющие сортность), цена за килограмм или 100 грамм;

для товаров, продаваемых в розлив – наименование товара, цена за единицу емкости или отвеса;

для штучных товаров и напитков, расфасованных изготовителями в бутылки, банки, коробки, пакеты и т.д., -наименование товара, емкость или вес, цена за фасовку. Наименование товара, вес и цена за фасовку товара, расфасованного непосредственно в предприятии торговли, должны быть указаны во вкладыше или на упаковке, с дополнительным указанием даты фасовки и фамилии (либо номера) фасовщика.

На непродовольственные товары:

наименование товара, сорт (для товаров, имеющих сортность), цена за штуку, килограмм, литр;

для мелких штучных товаров (парфюмерия, галантерея и т.п.) – наименование товара и цена.

33. На ценниках и вкладышах все реквизиты должны быть нанесены

четко, разборчиво, без исправлений, штемпельной краской (штампом), чернилами или пастой.

34. Допускается вывешивание в доступном для покупателей месте прайс-листа со всеми необходимыми реквизитами, установленными для ценников на товары.

Расчеты с покупателями

35. В соответствии с Федеральным законом «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (№ 54-ФЗ от 22.05.2003г.) денежные расчеты с покупателями (с физическими лицами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями) при осуществлении торговых операций производятся с обязательным применением контрольно-кассовой техники, включенной в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, применяемой на территории Российской Федерации.

36. Денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники допускаются при осуществлении видов деятельности, установленных пунктом 3 статьи 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»

37. Контрольно-кассовая техника должна быть зарегистрирована в установленном порядке в налоговом органе по месту учета предприятия торговли в качестве налогоплательщика.

38. Расчеты с покупателями производятся в следующем порядке:

  • кассир либо контролер-кассир после подсчета стоимости покупки объявляет покупателю общую сумму покупки;

  • называет сумму полученных денег от покупателя;

  • печатает контрольно-кассовый чек;

  • называет сумму причитающейся покупателю сдачи и выдает её вместе с чеком;

  • после окончательного расчета кладет полученные от покупателя деньги в кассовый ящик.

39. Запрещается предлагать покупателю вместо сдачи денег какие-либо товары или требовать от него самому разменивать деньги.

40. Запрещается закрытие касс в рабочее время для подсчета выручки при наличии очереди покупателей.

41. Расчеты за все товары, приобретенные в предприятиях самообслуживания, рекомендуется производить в едином узле расчета, установленном в месте выхода покупателей из торгового зала.

42. При поступлении от покупателя претензии по расчетам кассир (контролер-кассир) обязан сообщить об этом администрации предприятия для принятия необходимых мер по разрешению претензии.

Обеспечение безопасности услуг торговли

43. В соответствии с Федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «О качестве и безопасности пищевых продуктов» при торговом обслуживании должна быть обеспечена санитарно-эпидемиологическая безопасность для жизни и здоровья покупателей.

Планировка предприятия, его технические средства и оборудование должны обеспечивать требуемые санитарным законодательством условия приема, хранения и отпуска товаров, соблюдение правил личной гигиены персоналом.

44. В предприятии обязательно наличие следующих документов:

  • санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии объекта действующим санитарным требованиям;

  • программы организации и проведения производственного контроля за соблюдением и выполнением санитарно-эпидемиологических мероприятий;

  • санитарного паспорта объекта, подлежащего дезинсекции и дератизации, также договора на проведение дезинсекционных и дератизационных работ;

  • официально изданных санитарных правил СП 2.3.6.1066-01.

45. На работников предприятия должны быть оформлены личные медицинские книжки с отметкой о результатах предварительных, периодических медицинских осмотров, гигиенической аттестации.

Личная медицинская книжка хранится у администрации торгового предприятия и выдается на руки только по требованию работника, а также при его увольнении.

46. При оказании услуг торговли должно обеспечиваться соблюдение предельно допустимых уровней шума, вибрации и иных физических воздействий.

47. Предприятия, осуществляющие реализацию мясных продуктов, молока, молочных продуктов, яиц, других продуктов животноводства, а также рыбы, обязаны обеспечивать выполнение действующих ветеринарно-санитарных и фитосанитарных требований.

48. Условия предоставления услуг торговли должны соответствовать требованиям противопожарной безопасности и действующей нормативной документации по показателям электро- и взрывобезопасности.

Требования, предъявляемые к продавцам

49. Обязательные требования к обслуживающему персоналу предприятий розничной торговли установлены ГОСТ Р 51305-99 «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу» и другими действующими документами.

Обслуживающий персонал должен иметь профессиональную и гигиеническую подготовку и соответствовать квалификационным требованиям для данной профессии, обеспечивать безопасность оказываемых услуг торговли и технических процессов для жизни и здоровья покупателей, сохранность их имущества.

50. Продавец продовольственных и непродовольственных товаров должен:

  • знать и соблюдать права потребителей, предусмотренные Федеральным законом «О защите прав потребителей» и другими правовыми актами;

  • соблюдать правила продажи товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и правилами продажи отдельных видов товаров;

  • знать ассортимент и товароведческие характеристики продаваемых товаров (требования, предъявляемые к качеству товаров) и контролировать качество продаваемых товаров;

  • уметь осуществлять выкладку товаров и соблюдать правила товарного соседства, знать условия реализации и сроки годности товаров;

  • предоставлять покупателю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, а также об их качестве, потребительских свойствах, о соблюдении требований безопасности при применении этих товаров;

  • знать признаки платежеспособности государственных денежных знаков, установленный порядок приема и сдачи денег;

  • знать правила техники безопасности и противопожарные правила;

  • при отпуске, комплектовании и упаковке товаров взвешивать, отмеривать, упаковывать и комплектовать товары в соответствии с заказом покупателя, знать способы и правила упаковки товаров.

Кроме того, продавец продовольственных товаров при приемке и отпуске покупателю продуктов должен проверять их качество по органолептическим показателям (внешнему виду, цвету и запаху), знать и соблюдать условия хранения и сроки годности продаваемых продуктов; при выявлении дефектов продаваемых продуктов или их упаковки прекращать продажу, сообщив об этом администрации предприятия, а также следить за наличием средств торговой маркировки товаров.

Продавец скоропортящихся товаров должен знать также правила пользования холодильным оборудованием.

51. В торговом зале продавцы должны находиться в опрятной единой форменной одежде, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям.

52. Продавец обязан следить за наличием товаров в продаже в торговом зале согласно ассортиментному перечню, своевременно пополнять запасы товаров, не допускать образования очередей.

53. При выборе покупателями товаров продавец должен быть терпеливым, внимательным, предупредительным, вежливо и корректно относиться к покупателям.

54. Взвешивание и отмеривание товара за прилавком должны вестись таким образом, чтобы покупатель мог видеть правильность этих операций.

55. Продавец может уходить с рабочего места только в случае замены его другим продавцом.

56. Работникам предприятия запрещается на рабочих местах прием пищи, курение.

Порядок проведения мероприятий по контролю
деятельности предприятия торговли

57. Основные положения организации и проведения проверок закреплены в Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

В соответствии с данным законом должностные лица органов государственного контроля не вправе:

  • проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;

  • осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых предприятий либо их представителей;

  • требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

  • требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований, экспертизы без оформления акта отбора образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

  • распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

  • превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

58. Мероприятия по контролю осуществляются на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора), в которых указывается:

  • номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю, наименование органа государственного контроля (надзора);

  • фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц) , уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;

  • наименование предприятия, в отношении которого проводится мероприятие по контролю;

  • цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;

  • правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

  • дата начала и окончания мероприятия по контролю.

59. По результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля, осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.

К акту прилагаются акт об отборе образцов (проб) продукции, другие документы, связанные с результатами мероприятия по контролю.

Один экземпляр акта вручается под расписку представителю предприятия либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении.

60. В журнале учета мероприятий по контролю должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля, дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах и выданных предписаниях, а также указывается фамилия должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю и его подпись.

Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью предприятия.

61. В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

62. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» не применяется к проведению налогового и лицензионного контроля, оперативно-розыскных мероприятий и других видов контрольной и надзорной деятельности, особый порядок проведения которых регулируется отдельными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.


следующая страница >>