microbik.ru
1
Правовое регулирование отношений в сфере развития информационного общества

в Республике Беларусь
law regulation relations in sphere of information society progress in Belarus
О.А.Бакиновская,

заведующий кафедрой теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь,

кандидат юридических наук, доцент
Olga Bakinovskaya

chief of theory and history of state and law department of the Academy of Public Administration under the aegis of the President of the Republic of Belarus, candidate of jurisprudence, dozent
Рассмотрены основные подходы к формированию идеи информационного общества в Республике Беларусь, обозначен ряд аспектов права на доступ к информации и его организационному обеспечению.

The article is considered basic approach to the progress of information society’ idea in Belarus. The author allocates some aspects of the information access right and organizational maintenanceSingular maintenance Plural of it by state.
В правовой системе Республики Беларусь информационное общество рассматривается как современный этап развития цивилизации с доминирующей ролью знаний и информации, воздействием информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) на все сферы человеческой деятельности и общество в целом. При этом в Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь
от 9 августа 2010 г. № 1174 «О Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года и плане первоочередных мер по реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 год» (далее – Стратегия развития), особо подчеркивается, что развитие информационного общества является одним из национальных приоритетов республики и рассматривается как общенациональная задача, требующая объединения усилий государства, бизнеса и гражданского общества.

Стратегия развития как программный документ по своему духу и содержанию полностью соответствует, в частности, Окинавской Хартии глобального информационного общества (22 июля 2000 г.) и решениям Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (Женева, 2003; Тунис, 2005).

В Окинавской Хартии глобального информационного общества отмечено, что «суть стимулируемой ИКТ экономической и социальной трансформации заключается в ее способности содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей. Информационное общество, как мы его представляем, позволяет людям шире использовать свой потенциал и реализовывать свои устремления. Для этого мы должны сделать так, чтобы ИКТ служили достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, транспарентного и ответственного управления международного мира и стабильности. Достижение этих целей и решение возникающих проблем потребует разработки эффективных национальных и международных стратегий».

Декларация принципов «Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии», принятая на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества, отмечает, что верховенство права наряду с благоприятной, прозрачной, способствующей конкуренции, основанной на принципе технологической нейтральности и предсказуемой политической и регламентарной базой, учитывающей национальные особенности, необходимо для создания ориентированного на интересы людей информационного общества. Органы государственного управления должны принимать в надлежащих случаях меры для компенсации неэффективности рыночных механизмов, поддержания добросовестной конкуренции, привлечения инвестиций, содействия развитию инфраструктуры ИКТ и приложений на базе ИКТ, использования в максимальной степени экономических и социальных выгод и учета национальных приоритетов.

В Республике Беларусь стратегической целью развития информационного общества является обеспечение устойчивого социально-экономического, политического и культурного развития страны, улучшение качества жизни граждан, создание широких возможностей для удовлетворения потребностей и свободного развития личности. Данная цель достигается путем последовательного решения следующих задач:

формирования государственной информационной политики, содействующей развитию информационного общества на инновационной основе;

развития ИКТ, обеспечивающего опережающее удовлетворение растущих информационных потребностей граждан, бизнеса и государства;

развития национальной информационной индустрии, привлечения инвестиций в производство в стране ИКТ, информационных ресурсов и электронных услуг;

совершенствования системы образования, обеспечивающей формирование качественного человеческого капитала;

развития системы информационной безопасности в целях защиты национальных интересов Республики Беларусь в мировом информационном пространстве, правового и безопасного использования ИКТ во всех сферах жизнедеятельности общества.

В целях развития информационного общества Указом Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2011 г. № 515 «О некоторых вопросах развития информационного общества в Республике Беларусь» в республике создан Совет по развитию информационного общества при Президенте Республики Беларусь (далее – Совет). Совет является совещательным органом, создаваемым в целях совершенствования мер государственной информационной политики, направленной на развитие информационного общества в Республике Беларусь как одного из национальных приоритетов. Среди направлений деятельности Совета можно особо выделить следующие. Это подготовка предложений о совершенствовании законодательства, регулирующего вопросы разработки, внедрения и использования ИКТ, государственных информационных систем и ресурсов, обеспечения информационной безопасности, оказания электронных услуг; определение мер государственной поддержки деятельности по развитию информационного общества в Республике Беларусь; подготовка предложений об изменении полномочий государственных органов и иных государственных организаций по вопросам реализации государственной информационной политики.

На наш взгляд, правовое регулирование отношений в сфере развития информационного общества в Республике Беларусь должно производиться в корреляции с реализацией государственной информационной политики по следующим основным направлениям:

  1. правовому обеспечению доступа к информационным ресурсам, включая интернет-пространство;

  2. правовому регулированию производства ИКТ, информационных продуктов и электронных услуг, включая электронное правительство;

  3. охране авторских прав и интеллектуальной собственности;

  4. правовому регулированию обеспечения информационной безопасности.

При этом необходимо неукоснительно соблюдать принципы правового регулирования информационных отношений, обозначенные в ст. 4 Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации»:

свободы поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также пользования информацией;

установления ограничений распространения и (или) предоставления информации только законодательными актами Республики Беларусь;

своевременности предоставления, объективности, полноты и достоверности информации;

защиты информации о частной жизни физического лица и персональных данных;

обеспечения безопасности личности, общества и государства при пользовании информацией и применении информационных технологий;

обязательности применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации информационных систем и информационных сетей в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь.

Однако полагаем, что принцип свободы поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также пользования информацией должен быть уточнен в той части, что реализация данного принципа должна сопровождаться ограничениями по недопустимости причинения необоснованного вреда интересам других лиц.

Помимо того, что право на информацию не может быть использовано для пропаганды войны или экстремистской деятельности, а также для совершения иных противоправных деяний, в настоящее время речь идет о злоупотреблении правом со стороны граждан на получение определенной информации. В частности, проблема касается необоснованных систематических обращений граждан за получением какой-либо информации от органа государственного управления. Вместе с тем вопрос о критериях «обоснованности» или «необоснованности» обращения за информацией является крайне дискуссионным и нуждается в дальнейшей научно-практической разработке.