microbik.ru
1


М. ТЕРЕХОВ,

адъюнкт кафедры уголовного процесса

Московского университета МВД России

ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЕМ И ДОЗНАВАТЕЛЕМ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ БАНКОВСКУЮ ТАЙНУ

В ходе производства по уголовному делу сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть получены путем истребования (направления запроса) в банк или в кредитно-финансовое учреждение, представлением таких сведений кредитной организацией по собственной инициативе либо при проведении следственных действий.

Практические работники часто сталкиваются с проблемой, которая состоит в противостоянии банков с органами внутренних дел в связи с запросами данных уполномоченных органов о представлении сведений, составляющих банковскую тайну.

В литературе справедливо отмечается, что истребование и представление доказательств являются более простыми, чем следственные действия, способами получения доказательств. Тем не менее, применяя эти способы, необходимо соблюдать определенный порядок, обеспечивающий допустимость полученных фактических данных1.

Истребование как способ получения доказательств представляет собой направление запроса (требования) следователем или дознавателем в банк или кредитную организацию. В отличие от следственных действий, истребование не сопровождается физическим принуждением и рассчитано на добровольное исполнение обращения.

Представление, в отличие от истребования доказательств, имеет место тогда, когда банк или кредитное учреждение по собственной инициативе, добровольно предъявляют следователю или дознавателю сведения, имеющие значение для уголовного дела.

В практической работе представление доказательств как способ получения сведений, составляющих банковскую тайну, используется довольно редко. Широко распространены случаи подмены представления доказательств различными следственными действиями, такими, как выемка или осмотр.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство не содержит нормы, регламентирующей возможность следователю и дознавателю истребовать в кредитных учреждениях (банках) справки по операциям и счетам, т. е. информацию, необходимую для расследования уголовного дела. В практической работе доказательства по уголовному делу не всегда собираются путем проведения следственных действий, что может быть обусловлено нехваткой времени, ведь каждое следственное действие требует от следователя или дознавателя тщательной подготовки.

В соответствии со ст. 11 Закона о милиции1 органы милиции в целях выполнения обязанностей, возложенных на них, имеют право:

— получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и их копии (п. 4);

— получать безвозмездно от организаций и граждан информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения сведений (п. 30).

Часть 4 ст. 21 УПК РФ гласит, что требования, поручения и запросы следователя, органа дознания, дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных данным Кодексом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. В соответствии со ст. 84 УПК РФ в качестве доказательств допускаются и иные документы (п. 6 ч. 2 ст. 74) которые могут быть получены, истребованы или представлены в порядке ст. 86 УПК РФ. Доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном Уголовно-процессуальным кодексом, устанавливают наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела (ст. 74 УПК РФ).

Таким образом, обе нормы не содержат каких-либо требований к порядку истребования и представления доказательств, и, следовательно, отсутствует процессуальное основание истребования и представления документов, содержащих сведения, составляющие банковскую тайну. На основании этого можно сделать вывод о том, что сказанное выше является упущением законодателя и, несомненно, влечет некоторые разногласия и недопонимания практических работников, органов следствия и дознания.

Основным же способом получения сведений, составляющих банковскую тайну, на практике является следственное действие. В частности, по изученным уголовным делам в 80% случаев сведения, составляющие банковскую тайну, получаются путем проведения следственных действий, в 15% случаев, когда следователь или дознаватель получает данные сведения путем истребования и лишь в 5% случаев такие сведения представляются банком или кредитной организацией по собственной инициативе.

В связи с тем, что сведения, составляющие банковскую тайну, являются документированной информацией (в виде справок, карточек и др.), они могут быть получены исключительно в виде пакета документов. Таким образом, к числу следственных действий, в результате производства которых может быть получена подобная информация, относятся обыск, выемка, осмотр, проверка показаний на месте, личный обыск.

При анализе нормы ст. 182 УПК РФ может сложиться мнение, что обыск проводится лишь на основании постановления следователя (ч. 2). Данное мнение ошибочно, поскольку по законодательству предварительное расследование осуществляется в форме предварительного следствия и в форме дознания (ч. 1 ст. 150 УПК РФ), а по целому ряду преступлений в сфере экономики1 предварительное следствие вообще не проводится, они (преступления) расследуются органами дознания (ст. 150 УПК РФ).

Безусловно, информация о вкладах и счетах, размещенных в банках и иных кредитных учреждениях, входит в число обстоятельств, подлежащих установлению по указанной категории дел, т. е. является составляющей предмета доказывания (ст. 73 УПК РФ). В соответствии со ст. 40 УПК РФ на дознавателя возлагается выполнение неотложных следственных действий2 по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном ст. 157 УПК РФ.

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»3 (далее — Закон о банках и банковской деятельности) устанавливает, что справки об операциях и о счетах юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве (ст. 26). Следовательно, правом запроса (истребования) и получения сведений, составляющих банковскую тайну, указанные правоохранительные органы обладают, но лишь по делу, находящемуся у них в производстве. Это противоречит некоторым нормам Уголовно-процессуального кодекса.

Часть 3 ст. 183 УПК РФ предусматривает изъятие предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну, следователем с санкции прокурора, а ч. 4 данной статьи устанавливает, что выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 165 УПК РФ.

Таким образом, в обоих случаях речь идет об одном и том же виде информации, поскольку сведения о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях согласно федеральному закону есть банковская тайна1, отнесенная к числу охраняемых федеральным законом тайн.

Кроме этого, ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности входит в прямое противоречие с ч. 7 ст. 29 УПК РФ, которая относит выемку предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и других кредитных организаций, к полномочиям только суда.

В настоящее время законодателем уже сделаны шаги к устранению перечисленных выше противоречий путем внесения изменений и дополнений в нормы действующего УПК, регламентирующие получение сведений, составляющих банковскую тайну2.

Однако в уголовно-процессуальном законодательстве все же существуют некоторые противоречия и недопонимания как у процессуалистов, так и практических работников. Так, при строгом толковании Закона о банках и банковской деятельности можно прийти к выводу о том, что справки по операциям и счетам выдаются только следователям. Это вызывает недопонимание практических работников и противоречит ч. 1 ст. 150 УПК РФ, так как предварительное расследование, как отмечалось выше, производится в форме предварительного следствия и в форме дознания, а по ряду дел предварительное следствие не производится: уголовные дела расследуются в форме дознания.

Думается, для устранения некоторых из них имеет смысл внести изменения: ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности после слов «а при наличии согласия прокурора» изложить в следующей редакции: «органам предварительного расследования по делам, находящимся в их производстве».

Шейфер С.А. Сущность и способы собирания доказательств в советском уголовном процессе. — М.: РИО ВЮЗИ, 1972.

1 Закон Российской Федерации «О милиции» от 18.04.1991 г. № 1026-1 с последующими изменениями и дополнениями // Ведомости СНД и ВС РСФСР. — 1991. — № 16. — Ст. 503.

1 В том числе по фактам мошенничества (ч. 1 ст. 159 УК), приобретения и сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем (ч. 1, 2 ст. 175 УК), присвоения или растраты (ч. 1 ст. 160), незаконного предпринимательства (ч. 1 ст. 171 УК), злостного уклонения от кредиторской задолженности (ст. 177 УК), уклонения от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК), уклонения граждан от уплаты налогов (ч. 1 ст. 198 УК), уклонения от уплаты налогов с организаций (ч. 1 ст. 199 УК).

2 В соответствии с п. 19 ст. 5 УПК РФ признается действие, осуществляемое органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

3 Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», с последующими изменениями и дополнениями // Ведомости СНД РСФСР. — 1990. — № 27. — Ст. 357.

1 Там же. — Ст. 26.

2 См.: Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре», ч. 7 ст. 29, ч. 3 ст. 183 // Российская газета. — 2007. — № 122.