microbik.ru
1
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА
Полуженкова Т.А.

Научный руководитель - Белянская О.В. к.ю.н., доцент

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
Назначение государства, его роль в жизни общества выражается в его функциях. Функция в теории государства и права означает направление, предмет деятельности, того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, её обеспечение. Основные направления деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве имеют общую природу. Их первостепенной целью является обеспечение гармоничной жизнедеятельности общества. Необходимость решения общих дел ставит перед государством определенные задачи, набор и содержание которых различны в доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном обществах. Таким образом, функции государства – это главные направления деятельности государства по решению основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство их реализации. Содержание таких задач определяется внешними и внутренними факторами [4, с.138].

В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели, государства, а, следовательно, и различные его функции [3, с.103].

По мнению Ю.А. Тихомирова, генеральной тенденцией в развитии современных функций государства являются саморегулирование, самоорганизация, самодеятельность. Он считает, что государство выполняет теперь меньший по объему, но обновленный набор функций. При этом регулирование некоторых общественных процессов осуществляется жесткими императивными методами (налоговой политикой, установлением правил конкуренции и др.) [9, с.31].

Анализ реальной действительности позволяет сделать вывод, что современному государству присущи следующие внутренние функции:

  • Обеспечение народовластия;

  • Экономическая;

  • Социальная функция;

  • Налогообложения;

  • Экологическая функция;

  • Функция охраны прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка.

Последнюю функцию некоторые ученые называют правоохранительной, содержание которой и составляет предмет нашей статьи.

Полагаем что, правоохранительную функцию можно классифицировать по следующим основаниям:

1) В зависимости от направленности решаемых государством целей и задач – внутренняя функция ; 2) По продолжительности их существования – постоянная функция; 3) По важности и социальной значимости тех или иных направлений государственной деятельности – основная функция; 4) Исходя из принципа разделения властей – её осуществляют органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Обеспечение прав и свобод человека, по мнению Т.Н. Радько, – главный критерий демократического государства. Права человека составляют основу политики в отношениях с другими государствами и всем мировым сообществом [7, с.81].

Во всеобщей декларации прав и свобод человека 1948г. закреплен принцип уважения прав человека. Это значит, что все государства должны, во-первых, рассматривать права и свободы человека как естественные, неотчуждаемые и неприкосновенные; во-вторых, обязаны не допускать дискриминации по признакам пола, языка, расы, религии; в-третьих, обязаны сотрудничать друг с другом в этой сфере. Многие государства, (в том числе и Россия) возвели в ранг конституционного принцип уважения прав и свобод человека, а также их защиты и соблюдения. Статья 2 Конституции РФ, признав человека, его права и свободы, высшей ценностью, впервые закрепила защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства [1]

. Новое содержание данной функции состоит также в том, что согласно статье 8 Конституции, «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные виды собственности». Сообразно с этим прежде всего должна осуществляться равная правовая защита всех форм собственности [1].

В современной обстановке возросло значение охраны правопорядка, предусматривающей обеспечение режима законности, предупреждение и сокращение правонарушений. С учетом опасных тенденций в динамике роста и структуре преступности, представляющей угрозу национальной безопасности России, главным образом в охране правопорядка сегодня – это обуздание преступности [6, с.70].

Особое место в правовом обеспечении борьбы с преступностью призван занять Уголовный кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 1января 1997 г. Важная роль в этом также принадлежит законам РФ «О прокуратуре РФ», «Об оперативно-розыскной деятельности», указам Президента Российской Федерации «О защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности», «О мерах по усилению борьбы с терроризмом» и др..

В числе наиболее важных мер, проводимых государством по осуществлению функции охраны правопорядка и укрепления законности, наиболее важными являются следующие [5, с.38-39].

Во-первых, создание органов внутренних дел и прокуратуры, основные задачи которых сводятся к охране общественного и правового порядка, выявлению и пресечению правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц. Конечные цели деятельности этих органов в обеспечении правового режима, при котором бы ни один правонарушитель не уходил от ответственности, не остался безнаказанным. Во-вторых, укрепление законности в деятельности государственных органов, должностных лиц, борьба с коррупцией, злоупотреблением властью или служебными полномочиями. Ибо ничто не сказывается негативно на состоянии законности, как преступления и иные правонарушения, чинимые государственными служащими. Поэтому государство должно осознавать и реально проводить в жизнь принцип, согласно которому необходимым условием соблюдения законности со стороны народа является деятельность органов государства в строгих рамках закона.

В-третьих, предоставление гражданам и иным лицам права защищать свои права и свободы любым, не запрещенным законом способом. Обеспечение независимости судебных органов от иных органов государства и создание необходимых условий для их эффективной деятельности в рамках законности.

Государство выполняет свои функции в присущих ему формах, использует в своей деятельности различные методы [8, с.80].

Мы считаем, что правоохранительную функцию государство осуществляет с помощью правотворческой, правоисполнительной и правоохранительной деятельностей.

Правотворческая деятельность – это подготовка и издание законов и других нормативно-правовых актов, образующих нормативно-правовую основу деятельности государственных органов и должностных лиц по выполнению функции государства. Нередко бытует представление, что достаточно издать нормативно-правовой акт и цель будет достигнута. Однако правовое регулирование предполагает не только движение в одном направлении (от государства к субъектам права), но и обратную связь. Поэтому при отсутствии добровольной (сознательной) реализации норм права, возможно, применение государственным органом принуждения. В процессе саморегулирования гражданами своего поведения на страже эффективного использования, исполнения задуманных ими решений стоит собственный интерес. Если интерес оказывается недостижимым, то решение субъектом отменяется, договорные связи расторгаются, а в случае причинения ему ущерба возможно обращение за защитой в соответствующие государственные органы. Иными словами, правовое регулирование есть, прежде всего, юридическое воздействие. Оно дополняется воздействием, которое охватывает другие, помимо юридических норм, каналы влияния права на общественные отношения. К ним можно отнести:

  • Ориентационное воздействие, т.е. выработка у членов общества таких направлений в их поведении, которые не идут в разряд с ходом развития общественной жизни;

  • Превентивное воздействие, связанное с необходимостью человека воздерживаться от совершения деяний, причиняющих вред обществу, государству, личности, поскольку в противном случае наступят для него неблагоприятные последствия;

  • Психологическое воздействие, которое с одной стороны подавляет агрессивное поведение личности, а с другой – дает ей уверенность в защите её интересов со стороны государства [8, с.57].

Правоисполнительная деятельностьэто деятельность государства, направленная на исполнение законов и других нормативно-правовых актов государства. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительные органы), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по решению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие правовые акты, контролируют их исполнение и др.. Правоохранительная деятельность – форма осуществления функций государства посредством властной оперативной деятельности органов государства по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей. Она включает в себя меры по предупреждению правонарушений, расследование всех обстоятельств дела и выяснение истины в каждом случае правонарушения, разрешение в установленном законом порядке конкретных дел о нарушении правовых норм, а также возможных правовых коллизий и споров, применение правовых санкций в отношении правонарушителей и обеспечение реализации их юридической отвественности [2, с.230]. В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (протесты и представления прокуроров, приговоры решения и определения судов и т.п.), которые вызывают возникновение, изменение и прекращение конкретных правоотношений. Специфика этих правоприменительных актов заключается в том, что они служат цели восстановления нарушенного права, реализации юридической ответственности лица, совершившего правонарушение, а, следовательно, во всех случаях – защите интересов граждан и всего общества целом.

В правоохранительной деятельности органов государства наиболее выпукло проявляется государственное принуждение, применяемое к тем, кто не исполняет добровольно предписания и требования права. Вместе с тем все возрастающее значение в ней приобретают профилактика правонарушений, воспитание и убеждение. Подводя итоги, можно сделать следующие выводы, что правоохранительная функция государства – это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения своих предписаний всеми гражданами, организациями, государственными органами. Она включает в себя также обеспечение общественного и правового порядка, защиту и охрану прав и интересов граждан и организаций, защиту конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства, потому данная функция является внутренней, постоянной, основной.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме 12.12.93г // Российская газета. – 1993, 25 декабря - №238.

  2. Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. – Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1979.

  3. Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право.– 1993. - №6.

  4. Пиголкин А.С, Теория государства и права: учебник / Пиголкин А.С., Голохвостикова А.Н., Дмитриев Ю. А. / Под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. – М.: Высшее образование, 2008.

  5. Сырых В.М. Теория государства и права:учебник для вузов. -3-еизд., перераб. и доп. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007.

  6. Теория государства и права. Курс лекций / под ред. Н.И.Матузова. – М.: Юрист, 1999.

  7. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К.Бабаева. – М.: Юрист, 2005.

  8. Теория государства и права: учебник для вузов / Отв. ред. д.ю.н., проф. В.Д, Перевалов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М: Норма. 2007.

  9. Тихомиров Ю.А. Государственность: Крах или воскрешение // Государство и право.–1992. - №9.