microbik.ru
1
Шишков А.Н.

студент 5 курса юридического факультета

Петрозаводский государственный университет

Научный руководитель:

Щепалов Станислав Владимирович

Кандидат юридических наук
Право на квалифицированную юридическую помощь как важный конституционный принцип правового государства

Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

ч. 1, ст. 1 Конституции Российской Федерации
Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

ч. 1, ст. 48 Конституции Российской Федерации
В 1993 году с принятием Конституции Российской Федерации право граждан на квалифицированную юридическую помощь приобрело значение конституционного принципа. Со временем данное право на квалифицированную юридическую помощь, которое первоначально воспринималось как декларативная норма, оказалось востребованным в современном российском обществе и его содержание получило значительное развитие.1

Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Несмотря на это, как верно отмечает А.Г. Кучерена, "задачи, возложенные на нее, имеют государственное значение и отражают публичный интерес общества. Представительство интересов граждан в конституционном, уголовном, административном и гражданском судопроизводстве направлено не только на удовлетворение интереса одного частного лица, но и на обеспечение принципа состязательности судебного процесса, достижение истины, охрану прав граждан и тем самым на создание демократического правового государства, провозглашенного Конституцией России, что не может не быть принципиально важным не только для отдельных лиц, но и для общества в целом".2

Применительно и к правовой, и судебной реформе конкретность и четкая общепринятая определенность правового стандарта "квалифицированная юридическая помощь", предписанного Конституцией России, имеет исключительно важное значение.

Квалифицированной в соответствии с мировой практикой может считаться помощь, оказываемая специалистами по праву - как минимум лицами, имеющими юридическое образование, при обязательном соблюдении профессиональных стандартов и этических норм, поддерживаемых профессиональным контролем. Вне этих стандартов и норм юридическая помощь квалифицированной признана быть не может.3

Закон, определяя деятельностный аспект ролевых функций адвоката, одновременно отмежевал от адвокатской деятельности все иные виды деятельности, связанные с оказанием юридических услуг. Так, п. 3 ст. 1 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре предусматривает, что не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая: работниками юридических служб юридических лиц, а также работниками органов государственной власти и местного самоуправления; участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями; нотариусами, патентными агентами, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат.

Итак, адвокат - это лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию в образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Согласно Федеральному закону от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (ст. ст. 9, 11 и 26) для получения статуса адвоката необходимы стаж работы по юридической специальности не менее 2 лет либо стажировка в адвокатском образовании в течение 1 - 2 лет, а также сдача квалификационного экзамена.1

Под адвокатами принято понимать особых субъектов гражданского общества, оказывающих квалифицированную юридическую помощь гражданам и организациям, представляющим их интересы в государственных органах и общественных организациях. В сложившейся ситуации авторитет института адвокатуры как одного из элементов судебной системы (причем непосредственно направленного на обеспечение прав и свобод человека и гражданина) стал неизбежно повышаться. Уже в Концепции судебной реформы в РСФСР 1991 г. констатировалось, что уровень развития адвокатуры - индикатор состояния демократии в обществе, один из признаков защищенности прав человека. Новые условия изменили роль и место адвокатуры в системе органов публичной власти, а также круг ее задач при осуществлении защиты прав и законных интересов граждан.

В развитие конституционной нормы в новом Федеральном законе от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" дано четкое определение основного направления адвокатской деятельности - оказание квалифицированной юридической помощи.2 Принятие данного Федерального закона юридически оформило принадлежность адвокатуры к институтам гражданского общества и возложение на нее отдельных публично-правовых функций. Вместе с тем приходится констатировать, что принятие Закона об адвокатуре не явилось кардинальным решением всех проблем, связанных как с реализацией конституционного права, задекларированного в ст. 48 Конституции РФ, так и с организационными моментами адвокатуры в России. Как справедливо замечает С.В. Степин, "подкрепить растущий авторитет адвокатуры можно лишь путем повышения качества и эффективности оказываемой адвокатами правовой помощи. Для этого необходимо создание адвокатуры качественно нового типа, основанной на историческом опыте как самой российской адвокатуры, так и на достижениях правового регулирования адвокатуры в цивилизованных государствах. В связи с этим реализация положений и принципов нового Закона об адвокатуре в Российской Федерации остается одной из самых актуальных проблем проводимой судебной реформы в Российской Федерации". К сказанному необходимо добавить, что реализация положений Закона об адвокатуре должна осуществляться в комплексе с применением других нормативно-правовых актов, обеспечивающих функционирование адвокатуры на территории России.3

Следует отметить, что реализация положений Закона об адвокатуре должна осуществляться в комплексе с применением других нормативно-правовых актов, обеспечивающих функционирование адвокатуры на территории России.

Анализ законодательства об адвокатуре предварим нормой ст. 4 Закона об адвокатуре, в соответствии с которой в настоящее время законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции РФ и состоит из: Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"; других федеральных законов; Кодекса профессиональной этики адвоката; нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность; законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.1

Вместе с тем необходимо заметить, что в основе правового регулирования адвокатской деятельности и адвокатуры в России лежат не только принципы, закрепленные отечественным законодательством, но и общепризнанные стандарты, принятые в международном сообществе. Так, в соответствии с международным принципом добросовестного выполнения международных обязательств после официального признания, ратификации и одобрения международные договоры и общепризнанные нормы и принципы международного права имеют обязательную силу на территории России.

Следует отметить, что с принятием Федерального закона, соответствующих нормативных правовых актов, Кодекса профессиональной этики качественно изменились профессиональные требования к деятельности адвоката. Сегодня недостаточно простого исполнения функций защитника или представителя. Доверитель, нередко рискуя значительными имущественными интересами, ожидает от адвоката квалифицированной юридической помощи в самых различных сферах общественных отношений, а не формального участия в совершении процессуальных действий. Стабильность гражданского оборота, являясь обязательным условием развития государства и общества в позитивном направлении, предъявляет юридическому сообществу все более высокие требования к качеству оказываемой юридической помощи.


1 Воскобитова Л.А., Лукьянова И.Н., Михайлова Л.П. Адвокат: навыки профессионального мастерства / Под ред.: Л.А. Воскобитовой, И.Н. Лукьяновой, Л.П. Михайловой. –М.: Волтерс Клувер, 2006. –С. 592.

2 Кучерена А.Г. Роль адвокатуры в становлении гражданского общества в России. Монография. -М.: Изд-во: Пенаты, 2002. -С. 224

3 Резник Г.М. К вопросу о конституционном содержании понятия «квалифицированная юридическая помощь» / Г.М. Резник // Адвокат. -2007. -№4 Консультант Плюс: Высшая Школа.- Электрон. текстовые дан: Консультант Плюс, 2008 (Система Консультант Плюс).

1 Грудцына Л.Ю., Адвокатура в России как институт гражданского общества / Л.Ю. Грудцына // «Адвокатская практика», 2008, №1, Консультант Плюс: Высшая Школа.- Электрон. текстовые дан: Консультант Плюс, 2008 (Система Консультант Плюс).

2 Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ". – 2002. - № 23. - ст. 2102

3 Грудцына Л.Ю., Адвокатура в России как институт гражданского общества / Л.Ю. Грудцына // «Адвокатская практика», 2008, №1, Консультант Плюс: Высшая Школа.- Электрон. текстовые дан: Консультант Плюс, 2008 (Система Консультант Плюс).

1 Галоганов А.П. Адвокатура России сегодня / А.П. Галоганов // «Российская юстиция». – 2000. - № 9. - С. 30.