microbik.ru
1
Родительское собрание-практикум «Как помочь ребенку стать внимательным»

для 3 Б класса
“Внимание есть именно та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира”.

К.Д.Ушинский
Здравствуйте уважаемые родители!

Уважаемые папы и мамы! Тема сегодняшнего собрания (Слайд №1) выбрана не случайно.

Как правило, родители прекрасно понимают, что хорошее внимание является одним из важнейших условий успешного обучения. Именно поэтому среди родительских наставлений в начале школьного дня чаще всего можно услышать: «Будь внимательным! Не отвлекайся в школе! Соберись на уроке! Внимательно слушай учителя!» Для плохо успевающих школьников подобные призывы становятся весьма привычными. Однако если у ребенка действительно существуют проблемы с развитием внимания, одними требованиями «быть более внимательным» здесь не обойтись. Но для начала давайте выясним, что же такое внимание?
Я не случайно эпиграфом сегодняшней встречи выбрала высказывание К.Д.Ушинского “Внимание есть именно та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира”. (Слайд №2).
Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.
Давайте узнаем о результатах вашего тестирования, проведенного накануне собрания.
Невнимательность младших школьников — одна из наиболее распространенных причин сниженной успеваемости. Ошибки по невнимательности совершают все ученики. И получать плохие отметки в данном случае вдвойне обидно как для самих учеников, так и для их родителей. Ведь ребенок допускает досадные ляпы не потому, что чего-то не знает, а потому, что он просто-напросто невнимателен. Не стоит по этому поводу ругать ученика и тем более заставлять его по несколько раз переписывать одно и то же. Это не сделает его усидчивым и сосредоточенным. Более того, неприязнь и даже ненависть к учебе - гарантированы. Чтобы преодолеть досадное препятствие на пути ребенка к успеху, нужна длительная и кропотливая работа.

Вы наверное согласитесь со мной, что успешность обучения напрямую связаны с развитием памяти, мышления, внимания, речи и др. Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос “Как бороться с невнимательностью ребенка и неумением сосредоточиться?”
А сейчас вспомните, как ваш ребенок работает, выполняет домашние задания, играет, и ответьте на вопросы:
Игра “Почтальон”. (Родители достают вопросы из большого конверта, предложенного педагогом.)
– Сколькими делами может одновременно заниматься ребенок?
– Может охватить взглядом несколько слов или целое предложение?
– Медленно или быстро входит в работу?
– Сколько времени ребенок может работать сосредоточенно, не отвлекаясь?
– Быстро ли устает?
– Когда допускает больше ошибок – в начале задания, в середине или в конце?
– В каких видах деятельности невнимательность проявляется больше?
Вы сами убедились, что работа в этом направлении необходима и в первую очередь просим помощи от вас. Кроме этого по анализу контрольных работ выясняется, что большой процент ошибок составляют не пробелы в знаниях, а именно пропуск, замена, т.е. зачастую невнимательность мешает получить отличную оценку. Для современного ребенка характерно опережение в некоторых областях, например владение компьютером, сотовым телефоном объяснить ребенку проще и быстрее чем взрослому, но опять же внимание оставляет далеко желать лучшего.
Основная часть.
Давайте вспомним стихотворение С. Маршака:
Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки

- Оказалось, это брюки...

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду,

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки...
Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Ребенок словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится еще труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.
Что же такое внимание? Внимание - это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент важную для принятия правильных решений, совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание. Охарактеризуем основные свойства внимания, к которым относятся концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение.
Предлагаем результаты диагностики внимания в целом по классу на конец года.

Давайте выясним, основное об этом процессе. Внимание – это направленность на определенный объект. Выделяют основные виды внимания: произвольное и непроизвольное

Непроизвольное. (Проявляется уже на 10–12 день жизни. Ребенок увидел яркую лампу и дальше все яркое, звонкое, громкое стало привлекать его внимание, но погас интерес, ослабло внимание.)
С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Не все вокруг яркое и интересное, как раз рядом больше нужных дел. Требует от человека волевых усилий, и чем раньше мы будем его развивать, то разовьются и трудоспособность, воля, сосредоточенность, целенаправленность такие, необходимые в учебной деятельности.

Кроме этого, внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью.
А сейчас попытаемся разобраться в результатах тестирования ваших детей, которые лежат перед вами.

Был проведен ТЕСТ Э.ЛАНДОЛЬТА «Корректурная проба»
Родителям раздаются индивидуальные карточки с результатами диагностики каждого ребенка и соответствующими рекомендациями.
Оценивались: концентрация внимания, устойчивость внимания, переключаемость внимания, объем внимания.
Описание теста
Проводилось компьютерное исследование с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке колец. Исследуемый просматривает бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции знаки. Всего давалось 2 задания, в первом нужно было зачеркивать один символ, работа длилась 5 минут. Во втором задании нужно было зачеркивать 2 разных символа.


Обработка и интерпретация результатов теста
Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным по казателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

Нарушение любого из свойств внимания приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.
Концентрация внимания - умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек, у которого слаборазвито это свойство, бывает рассеянным, несобранным. Объем внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от трех до пяти. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Если у ребенка недостаточный объем внимания, то ему трудно одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей или явлений, и в таком случае ошибки в решении поставленной задачи весьма вероятны.

Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
Переключение внимания - это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях или действиях.

Плохо развитая переключаемостью внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш малыш сделал домашнее задание по математике, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по русскому языку, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий (математических) на другой (по русскому языку).

Устойчивость внимания - это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа.
Распределение внимания - это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающим и т.п. Легко ли воспринимаются и запоминаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя и родителей.

Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.

Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком и требуют, как показывают исследования, для их преодоления специально организованной работы.

Такая работа должна вестись по двум направлениям:

1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.

2. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Главная задача таких занятий: преодоление этого глобального восприятия, попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого.

Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению — с устойчивостью внимания. Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.

Сложность, однако, состоит в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания (но даже он резко — в 2,1 раза — увеличивается на протяжении младшего школьного возраста). В то же время такие свойства внимания, как распределение, переключение и устойчивость, можно и нужно у ребенка тренировать.

Взрослым необходимо помнить, что отсутствие способности к длительной и стойкой сосредоточенности у детей - явление естественное, обусловленное особенностями их нервной деятельности. Но существует ряд причин, которые усиливают возможность ребенка быть рассеянным.

  • Общее ослабление нервной системы (если ребенок медлителен или гиперактивен, причина на физиологическом уровне т.е. нервная система еще недостаточно созрела, в этом случае заставлять ребенка долго сидеть на месте, выполнять одну работу, попросту вредно для здоровья. Квалифицированные советы может дать неврапотолог)

  • Ухудшение состояния здоровья

  • Физическое и умственное переутомление

  • Нарушение режима занятий и отдыха

  • Нарушение дыхания (хронические простуды, аденоиды т.е. если ребенок часто дышит ртом)

  • Причины психологического характера, может быть в отношение ребенка к занятию (страхи, повышенная тревожность)

  • Наличие тяжелых переживаний, травм

  • Эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений (положительных и отрицательных)

  • Недостатки воспитания (например, в условиях гиперопеки ребенок, получивший слишком много словесных указаний от родителей, большой объем информации, привыкает к постоянной смене впечатлений и его внимание становится поверхностным, не формируются наблюдательность, устойчивость внимания)развитие внимания, игры, упражнения, внимательность


Проанализировав причины, вы сделаете полдела, теперь будете знать, над чем именно вам предстоит работать.
Для развития ВНИМАНИЯ школьникам можно давать такие задания.

- Не поворачиваясь, назови все предметы, которые находятся у тебя за спиной, опиши их форму, размеры, цвет.

- Сидя с закрытыми глазами в течение двух минут, перечисляй все звуки, которые ты будешь слышать.

- Каждый день, проходя к своему дому, ты видишь одну и ту же картину: какое-то дерево или, может быть, песочницу, лавочку у подъезда. На следующий день, проходя мимо, постарайся увидеть что-то такое, чего ты раньше не замечал, а послезавтра - еще что-то новое для тебя. И так каждый день наблюдай и замечай детали пейзажа, которые ускользали от твоего внимания.

- Сколько ступенек на лестнице?

- Сколько окон в комнате?
Формирование «внимательного письма» у младших школьников методом поэтапного формирования умственных действий

Можно формировать внимание в виде обучения «внимательному письму» для этого необходимы небольшие тексты, содержащие разные типы ошибок «по невнимательности»: подмена или пропуск слов в предложении, букв в слове, слитное написание слова с предлогом и др.

Как показывают исследования, наличие текста-образца, с которым необходимо сравнивать ошибочный текст, само по себе не является достаточным условием для точного выполнения заданий по обнаружению ошибок, так как невнимательные дети не умеют сличать текст с образцом, проверять. Именно поэтому все призывы учителя проверить свою работу оказываются безрезультатными.

Одной из причин этого является ориентация детей на общий смысл текста или слова и пренебрежение частностями. Детям предлагали прочесть отдельное слово (чтобы установить его смысл), а затем разделить его на слоги и, читая каждый слог, отдельно проверить, соответствует ли он слову в целом.
Корректурные задания. В корректурных заданиях ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте.

Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2—4 месяцев.

Ребенку нужна старая газета и карандаш или ручка. Инструкция выглядит следующим образом: «В течение 5 мин нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора, если у кого-то они встретятся».

По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т. п. Все вносимые изменения отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия.

По итогам работы подсчитывается количество пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания — четыре и меньше пропусков. Больше четырех пропусков — слабая концентрация.

1. Можно ввести «веселые штрафы»: промяукать столько раз, сколько сделал ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и т. п.

2. Время проведения занятия ни в коем случае не должно превышать 5 мин.

3. Объем просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3—4 предложений до нескольких абзацев или страниц.
У меня есть для вас интересная презентация по которой вы можете самостоятельно заниматься с ребенком (флешка)
Проверка устойчивости внимания

  1. Нарисуйте точки в тетради так, как они расположены на листочке.

  2. Подчеркни слово в котором есть буква Д (портной, подвал, антракт, земляк).

  3. Каким по счету будет слово «год»? (рот, кот, год, крот.)

  4. Даны буквы: а, б, г, о, е, л, э, и, м, п, ы. По команде учителя дети выписывают на разные строчки то гласные, то согласные буквы.


Есть специализированные сайты на которых вы можете в режиме он – лайн пройти различное тестирование, в том числе и на внимание
Помните!

Внимание - это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Самому младшему школьнику это сделать очень трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ребенку могут стать его папа и мама.


1. В качестве решения родительского собрания предлагаются следующие рекомендации родителям:


  • Если ребенок часто отвлекается, предложите ему формулировать и проговаривать вслух собственные мысли и действия. Этот прием позволит ухватить внимание за хвост, не позволяя ему ускользнуть.

  • Облегчить процесс выполнения домашнего задания. Детям которые не могут долго заниматься однообразной деятельностью рекомендуется выполнять упражнения поочередно по разным предметам, чередуя их с короткими перерывами, во время которых можно перекусить, сделать небольшую зарядку, поиграть.

  • Можно предлагать ребенку помочь вам. Например, подмести пол так, чтобы ни одной соринки на нем не осталось, доверить пришивание пуговицы к рубашке ему самому. Так вы не только научите ребенка сосредотачиваться, но и привьете ему навыки самостоятельности.

  • Помните во 2 классе нашим детям еще нужно время запомнить неизвестный предмет, если это возможно, то его нужно потрогать, погладить рукой, взвесить, даже понюхать, вот тогда ребенок поймет его своими чувствами, значит, и сумеет удержать внимание на нем.

  • Научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют “школой внимания”;

  • Большое значение для ребенка имеет связь с эмоциями. Вот почему вам, родители, в объяснении, в рассказе нужно следить за интонациями своего голоса. Чем больше будет чувства в голосе, тем внимательнее ребенок будет слушать.


Главное условие работы с ребёнком – это сохранение дружелюбного эмоциональной обстановки. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы и родители выполняли эти упражнения – будьте к этому готовы. Взрослым это не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если выполняет задание не только он один.

Хвалите ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям.