microbik.ru
1


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


(ВЗФЭИ)
Кафедра Философии и социологии
ИКОННИКОВА Н.И.

д.ф.н., профессор

ПРАКТИКУМ

для проведения практических занятий

по дисциплине

«Исследование социально-экономических и политических процессов»

(для IV курса специальности 0610 «Государственное и муниципальное управление)
Москва – 2009

Для усвоения теоретических вопросов курса ИСЭиПП необходимо обратиться их практическому осмыслению. Студентам необходимо самостоятельно выполнить следующие практические задания.

Тема № 2:


ОБЩЕНАУЧНЫЕ И КОНКРЕТНО-ПРЕДМЕТНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПЛАН
1. Общая характеристика методов научного исследования.

2. Научные эмпирические методы исследования общественных явлений.

3. Методы – формально-логического исследования, их связь с эмпирическим познанием.

4. Теоретические методы исследования общественных явлений.

5. Методы построения и доказательства теоретического знания.

6. Общефилософская методология социального познания. Философия экономики. Философия политики.
Задание 1. Опишите любой научный факт и охарактеризуйте примененные методы его исследования

Задание 2. Постройте модель системного анализа (дерево целей)

Задание 3. Смоделируйте микро- и макрострук­туры коллектива в отношении соответствия и несоответствия.
Литература:


  1. Блауг М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют. /Пер. с англ. Науч. Ред. и вступ. статья В. С. Автономова. М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2004.

  2. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. //Социологические исследования, 2005, № 5.

  3. Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процес­сов: Учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник, 2004.

  4. Морено Дж. Социометрия. Экспериментальный метод в науке об обществе. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1958.

  5. Рой О. М. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004.

  6. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

  7. Тавокин Е.П. Исследование социально-экономических и политических процессов. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008.

  8. Экономика в вопросах и ответах: Учеб. Пособие. /Под ред. И. П. Николаевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

  9. Экономическая статистика: Учебник /Под ред. Ю. Н. Иванова. – М.: ИНФРА – М., 2000.



ТЕМЫ № 4

СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.
ПЛАН

  1. Специфика синергетического метода в исследования социально-экономических процессов

  2. Специфика метода «мозговой атаки»

  3. Понятие «статистический фактор» и «социологический фактор» в исследовании качества жизни

  4. Сущность и многообразие игровых методов в исследовании экономических процессов

  5. Характеристика методов экспертных оценок и их разновидности

  6. Сущность метода прогнозирования социально-экономических процессов


Задание 1. Опишите любой экономический процесс, как самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему, применяя синергетический метод описания

Задание 2. Составьте исследовательский сценарий метода «мозговой атаки»

Задание 3. Проанализируйте любые данные уровня и качества жизни, применяя статистический и социологический методы, проведите сравнительный анализ этих методов

Задание 4. Составьте игровой сценарий, отражающий эффективность управленческого решения и степень риска применительно к конкретному экономическому процессу.

Задание 5. Составьте сценарий группового метода экспертных оценок

Задание 6. Перечислите и опишите критерии безработицы на современном российском рынке труда

Литература:

  1. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. – М.: ГУ ВШЭ, 2003.

  2. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Т. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. – М.: Знание, 1969.

  3. Блауг М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют. /Пер. с англ. Науч. Ред. и вступ. статья В. С. Автономова. М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2004.

  4. Бодрийяр Дж. Америка. – Екатеринбург: УГУ, 2001.

  5. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. /Пер. с англ. П. М. Кудюкина. Под общ. ред. Б. Б. Кагарлицкого. – СПб.: Университетская книга, 2001.

  6. Гульбина Н.И. Эволюция институциональной теории: учебное пособие. – М.: Новый учебник, 2004.

  7. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. //Социологические исследования, 2005, № 5.

  8. Кошарная Г.Б., Редя Г.П. Психофизиологические основы управления персоналом. – Пенза: Изд-во Пензенского государственного университета, 2006.

  9. Пирожкова С.В. Проблема предсказаний в социальной философии К. Поппера. //Философские исследования, № 3-4, 2007.

  10. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний Америки. – М.: Вильямс, 2005.

  11. Пузиков О.С. Курс лекций по социально-экономическому прогнозированию. – Ростов н/Д: Ростовский государственный строительный университет, 2000.

  12. Рамендик Д.М. Управленческая психология. – М.: Форум, 2006

  13. Тавокин Е.П. Исследование социально-экономических и политических процессов. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008.