microbik.ru
1 2 ... 9 10
Содержание


Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Раздел I. Практикум по культуре речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4

5

Тема 1. Русская лексика и культура речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5

Тема 2. Согласование главных членов предложения . . . . . . . . . . .

8

Тема 3. Выбор падежной формы управляемого слова . . . . . . . . . .


10

Раздел II. Пунктуация и культура речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

14

Тема 1. Тире в простом и сложном предложении . . . . . . . . . . . . .

14

Тема 2. Авторские знаки препинания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

24

Тема 3. Двоеточие и тире в простом и сложном предложении . . .

27

Тема 4. Знаки препинания при прямой речи и цитировании . . . . .

34

Тема 5. Знаки препинания в предложениях с союзом «как» . . . . .

38

Тема 6. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


49

Тема 7. Знаки препинания в предложениях с вводными словами. Особенности пунктуации в предложениях с вводными и вставными конструкциями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .



76

Тема 8. Знаки препинания в сложном предложении . . . . . . . . . . .

80

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

95

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .







96



Введение

На современном этапе развития нашего общества повышение уровня грамотности и общей речевой культуры становится одной из ключевых проблем.

Пособие «Культура русской речи: комплексный анализ текста» должно помочь студентам гуманитарных и негуманитарных специальностей глубже освоить основные правила русской орфографии, пунктуации и стилистики.

Это пособие состоит из двух частей: 1) практикум по культуре речи, 2) практикум по орфографии, пунктуации и культуре речи; авторы: Л.И. Колпакова, Е.П. Холодова – при расположении материал руководствовались дедуктивным принципом (от знаний к умениям и навыкам ): сначала предлагаются упражнения, состоящие из отдельных предложений (цель – повторение уже известного), а затем даются фрагменты ( стихотворные и прозаические, относящиеся к разным жанрам художественной, научной литературы ) из произведений различных авторов.

Обе части, составляющие пособие – практикум по культуре речи и практикум по орфографии, пунктуации, снабженный разнообразными заданиями речеведческого и культуроведческого характера, – базируются на опубликованных в 1956 году и действующих в настоящее время "Правилах русской орфографии и пунктуации". Материал охватывает всю систему орфографии и пунктуации, при этом особое внимание уделяется так называемым трудным случаям.

Точность и ясность изложения – основное требование, предъявляемое к любому тексту, – могут быть достигнуты только при соблюдении определенных норм словоупотребления и правил грамматики, поэтому очень важна ещё одна составляющая этого пособия – стилистическая, или культуроречная, – она содержит упражнения, а также рекомендации, направленные на освоение грамматических норм построения текста. Задача данного пособия заключается в повышении уровня практической грамотности студентов, а также выработке основных навыков правильного использования нормативных вариантов русского литературного языка.

Настоящее пособие может использоваться как для аудиторных занятий, так и для самостоятельной работы.

Материал тренировочных упражнений подбирался из произведений русской классической и современной литературы, задания по стилистике составлены авторами данного проекта.

Использование пособия предусматривает следующие методические формы работы: выполнение упражнений по пособию, комментированное письмо, текстовые диктанты, работа со словарями.

Раздел I
ПРАКТИКУМ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

Тема 1. Русская лексика и культура речи
Упражнение 1. Вставьте в предложение подходящие по смыслу слова-паронимы «представить» «предоставить».


  1. Благодаря ходатайству органов опеки инвалиду Петрову … отдельную квартиру.

  2. Сотрудники финансового отдела обязаны в срок … отчеты о проделан­ной работе.

  3. Вам … право решать эти вопросы самостоятельно.

  4. Студенту Иванову … возможность поехать на стажировку в Аргентину.

  5. На портрете помещик … в колпаке и халате.

  6. Я … себя своей судьбе.


Упражнение 2. Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов.


  1. Ученый стоял у источников ракетостроения.

  2. Рядовой Петров был награжден за самоотверженный проступок.

  3. Наш город получил статут зоны свободного предпринимательства.

  4. На проверку все оказалось гораздо проще, чем предполагалось.

  5. Старший менеджер виновен в несвоевременном оповещении клиента об изменении условий договора.

  6. Искусство влияет на рост культурности человека.


Упражнение 3. Устраните нарушение границ лексической сочетаемости в приве­денных предложениях. Объясните причину ошибки.


  1. Вредно кушать всухомятку.

  2. Чтение художественной литературы играет положительное значение в вос­питании детей.

  3. Подавляющее количество заданий было выполнено без ошибок.

  4. Серьезную роль в подготовке спортсменов имеют тренировки.

  5. Большая половина игры уже прошла.

  6. Болельщики страшно обрадовались победе своей команды.


Упражнение 4. Найдите канцеляризмы, исправьте предложения.


  1. Ввиду отсутствия дисциплины класс был наказан и не пошел в театр.

  2. Вышеупомянутые студенты не пришли на зачет.

  3. Во время чаепития остро стоял вопрос о необходимости посмотреть новый фильм.

  4. Всем девушкам из нашей группы надлежит знать об изменениях в распи­сании занятий.

  5. Старосте необходимо довести до сведения всех сокурсников объявление об общем собрании.

  6. В соответствии с нашей договоренностью мы встречаемся в фойе театра перед буфетом.


Упражнение 5. Найдите плеоназмы, исправьте предложения.


  1. Досрочная сдача экзамена возможна уже в мае месяце.

  2. В период сессии студенты должны беречь каждую минуту времени.

  3. Пилот крепко держит в руках штурвал руля.

  4. У экскурсантов был час времени, чтобы купить памятные сувениры.

  5. У меня с собой только двести рублей денег.

  6. В отделе кадров в настоящее время есть только одна свободная вакансия.


Упражнение 6. Найдите тавтологию, исправьте предложения.


  1. Подбирая иллюстрации к книге, необходимо при их подборе учитывать их художественные особенности.

  2. Не без труда нашим сотрудникам удалось решить эти сложные и труд­ные проблемы.

  3. Следует отметить следующие особенности представленной на обсужде­ние курсовой работы.

  4. В середине девяностых годов в нашей стране сложилась довольно слож­ная экономическая ситуация.

  5. Перед своей смертью он написал завещание.

  6. Незаконное присвоение государственного имущества карается законом.


Упражнение 7. Определите стилистическую окраску фразеологизмов, приведенных ниже и представляющих ряд смысловых синонимов.
1) Отдать богу душу

2) Приказать долго жить

3) Отправиться на тот свет

4) Отправиться к праотцам

5) Лечь в могилу (в гроб)

6) Лечь (уйти) в землю

7) Испустить дух

8) Испустить последний вздох

9) Закрыть глаза

10) Кончить (свой) век (жизнь)

11) Уйти из жизни

12) Покинуть (белый) свет

13) Заснуть (почить, уснуть) вечным (последним) сном

14) Уснуть во веки веков

15) Сойти в могилу (в гроб)

16) Сложить кости

17) Отойти (переселиться) в вечность

18) Уйти (удалиться, отойти) в иной (загробный) мир

19) Отойти (переселиться) в лучшую (будущую) жизнь

20) Найти могилу где

21) Положить живот (жизнь)

22) Дать дуба

23) Отдать концы

24) Протянуть (вытянуть) ноги (ножки)

25) Сыграть в ящик

26) Откинуть (отбросить) копыта (на сторону)

27) Откинуть (отбросить)сандалии

28) Откинуть штиблеты

29) Задрать ноги

30) Сойти со сцены

31) Опочить (почить) в бозе (в боге)

32) Выйти в тираж

33) Отправиться в Елисейские поля

34) Отойти от мира (сего)

35) Смежить глаза (очи)

36) Принять мученический венец

37) Отойти (скрыться) в горний мир (в горнюю обитель)

38) Отойти к вечному блаженству

39) Решиться жизни

40) Уйти на ниву божию

41) С копыльев (с копыт) долой
Упражнение 8. Найдите ошибки и объясните причины разрушения фразеологизмов. Исправьте предложения.


  1. Не стоит тратить нервы на пустяки.

  2. При разделе имущества он взял себе львиную часть ценностей.

  3. Время секретности прошло – следует приподнять занавес над всей этой историей.

  4. При тщательной проверке выяснилось, что качество изделий желает много лучшего.

  5. Пока суть да дело, мне хочется поднять тост за здоровье юбиляра.

  6. Директор предприятия придает особое внимание вопросу подбора кадров, и поэтому положительные результаты не замедлят себя ждать.

  7. Издавать они стали мало и плохо – толстые журналы быстренько поле­тели в трубу.

  8. В двенадцатом веке общая культура народа Руси находилась на высокой степени развития.

  9. День открытых дверей в университете прошел очень оживленно: в ак­товом зале просто дым встал коромыслом.


Упражнение 9. Исправьте речевые ошибки и объясните правку.
1) Все удивлялись и завидовали его положению: «Вот поди ж ты! Из грязи да в князья!»

2) На улице сильный мороз, и мы продрогли до мозгов костей.

3) Они с братом постоянно ссорятся, можно сказать, живут как кошка с собаками.

4) У кого-то из нас сегодня явно мозг набекрень.

5) Все ее ругали на чем свет стоял.

6) Боюсь только одного: не подтолкнула бы эта информация наших зако­нодателей к какой-нибудь драконовой мере.

7) Эти и другие вопросы имеют большую роль в развитии данной науки.

8) Поиск правильного ответа играет большое значение для нашей совместной работы.

9) Малыш ест очень аппетитно, так что только за обеими щеками трещит.

  1. Преступник сделал все, чтобы замести следы в воду.

  2. Хоть в лепешку разорвись на мелкие части, а работу сделай вовремя!

  3. Такая невестка ленивая оказалась: в доме палец о палец не пошевельнет, не то что в деревню съездить – картошку выкопать!



Тема 2. Согласование главных членов предложения


следующая страница >>