microbik.ru
  1 2 3 ... 9 10


Упражнение 10. Правильно подберите номер примера, иллюстрирующего правило, которое диктует выбор формы единственного или множественного числа сказуе­мого.
– Грамматическое согласование. Обратное согласование.

– Собирательное существительное имеет при себе управляемое слово в род. падеже ед. числа.

– Собирательное существительное имеет при себе управляемое слово в род. падеже мн. числа.

– Главные члены оторваны друг от друга.

– Есть причастный оборот, согла­сованный с зависимым словом.

– При собирательном существи­тельном имеется несколько управляемых слов в форме род. падежа мн. числа, что усиливает представление о множественно­сти производителей действия.

– При подлежащем с зависимым словом в форме мн. числа есть ряд однородных сказуемых.

– Подлежащее обозначает неоду­шевленные предметы.

– Сказуемое выражено страда­тельным причастием.

Примеры:

1) Ряд студенток из разных групп нашего факультета участвовали в конкурсе красоты.

2) Большинство приехавших гостей было размещено в комфортабельных корпусах гостиницы.

3) Часть тетрадей были проверены учителем через день.

4) Множество людей вышло на праздничную демонстрацию.

5) Меньшинство группы составляли жители соседнего дома.

6) Часть класса ушла на экскурсию.

7) Выборы прошли успешно: большинство проголосовало за предложенного депутата.

8) Выставка заинтересовала приглашенных – большинство посчита­ли необходимым прийти на от­крытие и заняли отведенные для них места.

9) Часть зрителей, приглашенных на премьеру, явились с опозданием.

10) Ряд вопросов, обозначенных в повестке дня, не обсуждался в связи с нехваткой времени.

11) Большинство студентов, преподавателей и лаборантов факультета поддержали инициативу заве­дующего кафедрой.

12) Ряд учеников вовремя сдали до­машние задания, выполнили все задания на уроке и оказались пол­ностью готовы к контрольной работе.
Упражнение 11. Допишите окончание сказуемого, объясните свой выбор.


  1. К началу лекции пришл... двадцать студентов.

  2. Двадцать студентов получил... зачет вовремя.

  3. Сорок человек неожиданно выскочил... из лесу и с криком побежал... по полю.

  4. На решение этой задачи отведен... двадцать пять минут.

  5. На ремонт понадоб…тся пять килограммов краски.

  6. До конца пути оставал…сь двенадцать километров.

  7. Со дня окончания школы прошл... два года.

  8. Два часа показал...сь мне вечностью.

  9. Уже четверть часа прошл... после начала лекции, а вы только приехали.

10) Эта четверть часа пролетел... незаметно.

11) Двадцать три покупателя пришл... в магазин с претензиями по поводу

качества этого товара.

12) Четверо детей замерл... в ожидании Снегурочки.

13) У моего соседа был... три дочери.

14) При больнице состоял... два сторожа.

15) В кабинете стоял... четыре стула.

16) Сорок один делегат прибыл... на областную конференцию.

17) Двадцать один делегат встретил...сь за круглым столом.

18) За аренду помещения уплачен... 12 361 рубль.

Упражнение 12. Выберите правильное окончание. Укажите номера предложений, где возможны оба варианта.
1) Все тридцать одно предложения был... переписан... в тетрадь.

2) Недавно сдан... в эксплуатацию и эти восемь зданий.

3) Всего только тринадцать человек пришл... на собрание жильцов нашего дома.

4) Тридцать дел...ся на пять без остатка.

5) И опять ид...т двенадцать, за плечами ружьеца (А. Блок).

6) В магазине работал... человек двадцать.

7) Десятка три домов был... снесен...

8) Несколько человек оглянул...сь.

9) Несколько студентов сдал... экзамен на «отлично».

10) Сколько событий сохранил...сь в ее памяти!

11) Много впечатлений стал... для нее мукой.

12) Тройка машин вырвал...сь вперед.

13) Сотня ребятишек кинул...сь в разные стороны.

14) Пришл... масса народу.

15) Машин скопил...сь уйма.

16) Бездна трудностей пережит... жителями нашего села.

17) Полчаса пронес...тся мгновенно.

18) Полдома выскочил... на улицу в недоумении.

19) Последние полчаса тянул...сь мучительно долго.

20) Оставшиеся полгода пройд...т очень быстро.

Тема 3. Выбор падежной формы управляемого слова

Упражнение 13. Исправьте ошибки и неточности в употреблении беспредложных и предложных конструкций.


  1. Анна Сергеевна с радостью прочитала письмо матери.

  2. Все сотрудники должны действовать согласно приказа.

  3. В современной семье супруги равноправны друг другу.

  4. Роман «Герой нашего времени» представляет из себя произведение, состоящее из пяти относительно самостоятельных повестей.

  5. Что касается до меня, то я настаиваю на срочной госпитализации.

  6. Благодаря мне ты опоздал на поезд.

  7. Рецензия о книге оказалась очень резкой.

  8. Отзыв на диссертацию был написан согласно требований ВАК.

  9. Какова ваша точка зрения о происходящем?

10) Всех учителей восхищает жажда к знаниям этого ребенка.

11) Заведующий отдела издал приказ, согласно которого изменяется время обеденного перерыва.

12) Служащие, вопреки распоряжения директора, отказались работать по вечерам.

13) Этот человек всегда действует наперекор судьбы.

14) Окончательное решение будет принято мною по возвращению из отпуска.

15) В этот район города удобнее ехать трамваем, а не машиной.

16) Ученик справился с решением задачи только из-за помощи учителя.

17) Логические задачи учат правильно оперировать с фактами.

18) Об изменении расписания студенты узнали от заведующего кафед­ры общей биологии.

19) В образ Татьяны Пушкин воплотил свой идеал русской женщины.

20) Евгений Онегин воплощает в себя черты многих молодых дворян.
Упражнение 14. Отредактируйте предложения в соответствии с нормами нейтрально­го стиля речи. Мотивируйте предлагаемую правку.


  1. Воспоминания касательно Парижа еще свежи в памяти друзей.

  2. В мебельный гарнитур включен обеденный стол о трех ножках и четыре стула.

  3. Размышления лектора про роль А. Н. Островского в становлении русского драматического театра заслуживают внимания.

  4. Клумба с гладиолусами разбита подле веранды.

  5. По окончании ознакомления с выставкой картин экскурсионная группа будет иметь три часа свободного времени.

  6. Бригада рабочих, ввиду игнорирования инструкции, допустила грубые ошибки при сборке конструкции.

  7. Вследствие изменения часов работы салон причесок лишился ряда клиентов.

  8. Благодаря снежным заносам движение транспорта прервано.

  9. Катерина Кабанова хочет парить в небе наряду с птицами.

10) Ученики не посещали школу за счет сильных морозов.

11) Эти факты говорят за то, что родители отстающих учеников не прислушиваются к советам

опытных педагогов.

12) В мае простой вагонов сокращен наполовину против нормы.

13) Много оказалось недоделок со стороны электроцеха.

14) Он думал о княжне Марье, на которой его сватали. (Л. Толстой.)

15) Князь Андрей всегда особенно оживлялся, когда ему приходилось руководить молодого

человека. (Л. Толстой.)

16) Все вспышки его беспричинного гнева большей частью обрушива­лись на княжне Марье.

(Л. Толстой.)

17) Вы правы тем, что не хотите видеть в природе ту самую борьбу, от которой так устали в

городе. (М. Пришвин.)
Упражнение 15. Подберите номер примера, иллюстрирующего правило, которое диктует выбор формы родительного падежа дополнения.

– Наличие в предложении частицы «ни» или местоимения либо наречия, в составе которых имеется указательная частица.

– Наличие дополнения, которое имеет разделительно-количественное значе­ние.

– Наличие глагола, относящегося к лексико-семантической группе глаголов восприятия, мысли, желания, ожидания.

– Наличие глаголов «иметь», «получать», «доставать» и т. п., которые в со­четании с частицей «не» приобретают значения полного отрицания.

– Наличие дополнения, выраженного отвлеченным существительным.

– Наличие в предложении устойчивых сочетаний, пословиц, поговорок (ча­ще при выражении дополнения отвлеченным существительным).

– Дополнение стоит при деепричастии или причастии с отрицанием.

– Предложение безличное (инфинитивное), подчеркивается категорический характер отрицания.

Примеры:

  1. Дети никогда не скрывают своей радости.

  2. Не получив удовлетворительного ответа, посетитель покинул кабинет.

  3. Она души не чает в своей младшей сестричке.

  4. До тебя никто еще не открывал этой книги.

  5. Восторга в твоих словах я не слышу.

  6. Не дать ли вам свежей воды?

  7. Вегетарианцы не едят мяса.

  8. Отец не смог улететь в Одессу, потому что не достал билета на самолет.

  9. Возражение против этого предложения не дает основания отказываться от го­лосования.

  10. Этот кинофильм не имел успеха.

  11. Так и не дождавшись письма, брат был вынужден действовать на свой страх и риск.

  12. Тебе не решить этой задачи?


Упражнение 16. Подберите номер примера, иллюстрирующего правило, которое диктует выбор формы винительного падежа, ослабляющего значение от­рицания.
– Указан конкретный объект («именно этот предмет, а не вообще какой-то»).

– Дополнение выражено одушевленным существительным или географиче­ским названием.

– Инверсия дополнения.

– Предложение вопросительное или восклицательное, общий смысл не имеет характера

отрицания.

– Предложение побудительное.

– Глагол-сказуемое имеет форму совершенного вида, указывающую на ре­зультативность действия.

– Двойное отрицание, т.е. усиленное утверждение.

– Совпадение различных, но одинаково звучащих падежных форм (для устра­нения неясности).

– Наличие слов (частиц) с ограничительным значением.

– Наличие в предложении слова, по смыслу относящегося одновременно к прямому дополнению

и к сказуемому.

– Дополнение распространено несколькими определениями.

– Конструкция «не + вспомогательный глагол + инфинитив перех. глагола + дополнение», то

есть дополнение относится не непосредственно к глаголу с отрицанием, а к инфинитиву.

– Устойчивое сочетание, пословица, поговорка.

Примеры:

  1. Мы не отдадим этот стол в реставрацию.

  2. Анна Николаевна не обманула Татьяну Александровну, а просто забыла напомнить о собрании.

  3. Отец долго не мог простить сыну его проступок.

  4. Студент не купил книгу, рекомендованную ему преподавателем.

  5. Нельзя не заметить эту прекрасную картину.

  6. Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.

  7. Я не читал газету.

  8. Где только она не задавала этот вопрос!

  9. Брюки я не смогла купить.

  10. Не покупайте этот корм для кошки никогда.

  11. Директор не находит эти меры своевременными.

  12. Официант едва не уронил бокал с подноса.

  13. Старик задумчиво слушал Наташу и не узнавал в ней тихую, безропотную, скромную внучку.


Упражнение 17. Отредактируйте предложения, исправляя скопле­ние одинаковых падежных форм, которые затрудняют понимание высказывания.


  1. Для выполнения требования устранения отставания производства деталей намечены конкретные меры.

  2. Речь выступавшего неоднократно прерывалась слушателями шумными аплодисментами.

  3. Сотрудники отдела приступили к подготовке к соревнованию.

  4. На заседании о дальнейших совместных планах был поставлен вопрос о соглашении о взаимном сотрудничестве трудовых коллективов.

  5. Разговор с учителем с большим педагогическим стажем убедил родителей прислушаться к стремящимся к изучению работы на компьютере детей.

6) Я не могу решиться поручить вам пойти просить поэта написать статью для

нашего журнала


Раздел II

ПУНКТУАЦИЯ И КУЛЬТУРА РЕЧИ


Тема 1. Тире в простом и сложном предложении
Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Свой выбор объясните. Объясните постановку знаков препинания . От чего зависит пунктуация в предложении?
1. Он порча, он чума, он язва здешних мест. 2. Услуга в дружбе вещь св…тая.(И. Кр.) 3. Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нын…че пуще, чем когда, безумных разв…лось людей, и дел, и мнений.(А. Гр.) 4. Я гра(м/мм)отей и стихотворец. Я Пушкин просто, (не/ни) Мусин. Я (не/ни) богач, (не/ни) царедворец; я сам большой: я м…щанин. (П.) 5. Твои речи буд(то) острый нож. 6. Грушницкий – юнкер. 7. "Неужели,– думал я,– мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды? (Л.) 8. Пруд как блестящая сталь. 9. Ты молча покорным владела рулем, нас в лодке, как в люльке, несло. 10. Вдоль сонного озера быстро река бежала, как змей золотой.(Ф.) 11. Право, у вас душа человеческая все равно что паре(нн/н)ая репа. (Г.) 12. Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно, и не может быть, увере(нн/н)ые, что и все другие живут точно так же и что жить иначе – грех. 13. Жизнь "для себя и про себя" – не жизнь, а па(с/сс)ивное состояние. 14. Княгиня – ве- личественная красотой, ростом и объемом женщина, к которой, кажется, никогда никто не подходил близко… 15. Я точно деревя(нн/н)ый теперь. 16. Это очень (ни/не)сносно – переезжать.(И. Г.) 17. Уди- вительное дело сон.(Т.) 18. Родятся люди женятся умирают, – значит, так нужно, значит, хорошо.(А. Остр.) 19. "Гроза" есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского.(Добр.) 20. Вера – это согласие воли с совестью. 21. Сообщение важное, а значит, срочное. 22. Любить – значит делать добро. 23. Быть молодым – значит уметь удивляться. 24. Грешить – дело человеческое, оправдывать собственный грех – дело дьявольское. 25. Счастье есть удовольствие без раскаяния. (Л. Т.) 26. И небо синее над нами – звездами утка(нн/н)ый шатер.(П. В.) 27. Мой подарок вам – очень великолепный ковер.
Поберите омофоны и омографы к выделенным словам.

Назовите все значения слова "мещанин". В каком из них употребил А. Пушкин это слова и почему он с гордостью или, может быть, с некоторым вызовом называет себя мещанином?

Найдите в упражнении слова с маркировкой "книжное, устаревшее".

Выпишите из текста все устойчивые сочетания. Дайте им толкования.

Найдите предложения, в которых есть плеоназм.

Выпишите номера предложений разговорного типа. Мотивируйте свой выбор. Чем выражены в них подлежащие и сказуемые? Каковы синтаксическая и стилистическая функции подобных сказуемых?

Поменяйте местами подлежащее и сказуемое. Какие пунктуационные и смысловые изменения повлечет эта мена?
Упражнение 2. Уберите лишние знаки препинания. Аргументируйте вашу правку. Выпишите номера предложений, в которых, по вашему мнению, возможны варианты.

1. Это грешно и мелко – людей портить. 2. А он – туча, тучей. 3. Но это не суть важно. 4. Люди, житье бытье которых составит предмет этого рассказа, – суть жители Старгородской слободы. 5. Они все – не суть важны.(Н. Л.) 6. Писать свои переживания, или описывать геройские подвиги – скучно и старо. 7. Бежать – бесполезно. 8. Безмерное самолюбие и самомнение – не есть признак чувства собственного достоинства.(Ф. Д). 9. Вы – старый ребенок, теоретик, а я – молодой старик и практик, и мы никогда не поймем друг друга. 10. Не велика штука – быть любимым. 11. Главное, когда создаешь что-то новое, – быть уверенным, что это когда-нибудь пригодится. 12. Вальдшнеп, или, как говорят у нас лесной, кулик, – птица осторожная. 13. Вспомнили, между прочим, роман некоего Райского – "Семейство Снежиных", – роман, если верить моей памяти, – очень недурной. 14..В людях ангел – не жена, дома с мужем – сатана…Сатана была, – сатана и есть. 15. Признаюсь, хоронить таких людей, как Беликов, – это большое удовольствие. 16. Вы, говорит, – как цветок. 17. Наша Лида – замечательный человек. 18.Читать такие письма – обидно. 19. Стрелять в земской избе – как это бестактно. 20. Твой прадед – Полознев, генерал, – сражался при Бородино; дед твой – был поэт, оратор и предводитель дворянства; дядя – педагог; наконец, я – твой отец – архитектор! 21. Что касается Короленко, то делать какие-либо заключения о его будущем – преждевременно. 22. "Психологические опыты" – клевета на науку.(А. Ч.)

23. "Онегин" – есть самое задушевное произведение Пушкина – самое любимое дитя его фантазии… 24. Оценить такое произведение – значит оценить самого поэта, во всем объеме его творческой деятельности… 25. Разгадать тайну народной психеи – для поэта, значит, быть верным действительности, уметь равно при изображении и средних и высших сословий. 26. Эти стихи – ключ к тайне характера Онегина. 27. Онегин не Мельмот, не Чайльд-Гарольд, не Демон, не пародия, а просто – "добрый малый, как ты, да я, как целый свет".(В. Б.) 28. Какую жизнь я вела, об этом, разумеется, говорить нечего: она у всех таких бедных – одинакая.

(Н. Ч.) 29. "Ритм и рифма – суть предмета поэтического, или суть предметы поэтические, или суть предмет поэтический?" – спрашивал Галкин себя и не мог ни на чем остановиться. 30. Ее несбыточная мечта – были гастроли. 31. Стянка – вместительная: 581 автомобиль умещаются на трех этажах комфортабельного паркинга.
Найдите предложения разговорного типа и книжного. Объясните, почему их можно считать стилистически окрашенными.

Найдите в тексте глаголы, употребленные в архаичной форме.

Укажите, в каких случаях неверно употреблены архаичные формы глаголов.

Вы можете выбрать в предложении 29 правильный вариант построения фразы?

Найдите в тексте слова и словосочетания разговорного стиля. – Дайте толкование выделенных слов и словосочетаний. Какова их стилистическая принадлежность?

В каких предложениях форма сказуемого не соответствует нейтральному стилю речи?

Выпишите номера предложений, в которых , по вашему мнению, обратный порядок слов.

Найдите предложения, в которых неправильный порядок слов, то есть порядок слов, затрудняющий понимание текста. Сделайте правку. – Найдите предложения с грамматическими ошибкам.
Упражнение 3. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните ваш выбор правилом.
1. Цветы пр…ношение верного Елениного покло(н/нн)ика гвардии поручика Леонида Юрьевича Шервинского друга продавщицы в уютном цветочном магазине "Ниц…кая флора". 2. Уныния допускать нельзя, большой грех уныние. 3. Тальберг сказал, что те в шар…варах ав…нтюристы, а корни в Москве и эти корни большевис…кие. 4. Мышлаевский мохнат бел в халате и лицо в пятнах от водки и беше(н/нн)ой усталости. 5. Глаза его в красных кольцах стужа пережитый страх водка злоба. 6. И принц (не/ни) дарил и клинок (не/ни) дамасский но верно вещь дорогая и красивая. 7. Русскому человеку честь одно только лишнее бремя. 8. Единственный способ сохранить боеспособным дивизион задержать его на ночь здесь. 9. Юнкеры это вам не студенты. 10. Карась очень хвалил квартиру и уютно и хорошо меблирова(н/нн)о и один недостаток холодно.( М. Б. ) 11. Рубить эту армию трудно, выловить (не/ни)мыслимо.(И. Б.) 12. Приходилось слышать будто лебедь (не/ни) добрая птица, не терпит возле себя гусей, уток, часто их убивает.(М. Пр.) 13. Ковер под ногами как упругая луговая трава. 14. Даже камень, бывший свидетелем чего-то важного в человеческом быти(е/и), для нас просто камень, а деревья же почти живые свидетели.(В. П.) 15. Проза(е/и)к по самой своей сути человек медлительный, обстоятельный и простой. 6.Ожидать это тоже предчу…ствие счастья. 17. Находить примеры или самим создавать их очень увлекательное занятие. 18. Достичь совершенства в своей работе, дойти до пр…дела большое счастье.(К. П.) 19. Для вас бог не хлеб не жизнь даже не предмет роскоши. 20. Анархизм социализм капитализм для меня враг. 21.Править без него все равно что сесть на табурет о трех ножках. 22. Он у них мальчиком на побегушках вот уже который год. 23. Вы без хвоста но вы он самый.(И.Эр.) 24. Авторская индивидуальность не есть статическая система, литературная личность динамична как литературная эпоха, с которой и в которой она движется. Она не нечто подобное замкнутому пространству, в котором (на)лицо то-то, она скорее лома(н/нн)ая линия, которую изламывает и направляет литературная эпоха.(Ю. Т.) 25. Интеллигент кроме того это человек особой "складки" терпимый легкий в инт…л…ектуальной сфере общения (не/ни) подверженный никаким предрассудкам. 26.Культура такая цель, которая сама является и средством к достижению своих вершин. 27.Одна из величайших основ, на которых зижд…тся культура, память. 28.Культура человечества не гении рождающие все из себя. Гении тоже продукт определенной культурной среды.(Д. Л.)

– Укажите предложения, в которых допущены грамматические ошибки. Дайте правильный

вариант. Прокомментируйте свои выводы.

– В каком предложении использован устаревший способ согласования подлежащего и

сказуемого?

– В каком предложении использовано устаревшее именное управление?


Какова роль кавычек в предложении 25?

Найдите случай нарушения границ устойчивого словосочетания.

Дайте толкование и определите стилевую принадлежность выделенных слов и словосочетаний.

Упражнение 4. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Объясните выбранные вами варианты правилом. Укажите предложения, в которых возможны несколько вариантов пунктуации.

1. Казнить так казнить, миловать так миловать. 2. Обман всегда обман. 3. Разубедить ее очень трудно, спорить невозможно. 4. Любить значит верить. Верить значит жить. Любить значит жить. 5. Инт…л…гент всегда инт…л...гент, будь он в Штатах или в Новой Зеландии. 6. Курить здоровью вредить. 7. Курить здесь воспрещается. 8. А новые друзья ну целоваться, ну обниматься. 9. Эти "завтра", в другой раз", "у меня д…прес…ия" лишь отговорки выеде(н/нн)ого яйца не стоят. 10. Мальчик как мальчик без всяких украшений. 11. Добиваться в жизни чего-нибудь трудно но успех приятен. 12. Летай иль ползай конец известен. 13. Рожденный ползать летать не может. 14. Эти часы (не/ни) механические.(М. Г.) 15. Скромная доброта приятнее слов (не) навязчивая помощь мелкие любезности услуги любимая работа дружба любовь и привяза(нн/н)ости все это очень простые вещи но именно из них сл…гается счастье.(О. Марден) 16. Логическая связь для нас не песня о чижике, а симфония с органом и пением… 17. Любовь Опас…ность Ненависть Коварство не мертвые отвлече(нн/н)ости.(О. М.)




Упражнение 5. Объясните пунктуацию в данных предложениях. Используя различные сравнительные союзы, перестройте предложения таким образом, чтобы между главными членами предложения не ставилось тире. Объясните, почему в случае введения новых элементов в предложении тире отсутствует.



1. Жизнь человека – чудо из чудес! 2. Первый утренник – предвестник зимних дней.(Бун.) 3. Гриб в природе – это архитектурное творение.(М. Пр.) 4. Ненависть – сердца последний холод. (И. Эр.) 5. Писательство – призвание.(Пауст.) 6. Сейчас Осип Мандельштам – великий поэт, признанный всем миром.(А. А.) 7.Две барыни красивые(потолще – белокурая, потоньше – чернобровая)… 8. Нос клювом, как у ястреба, усы седые, длинные и – разные глаза: один здоровый – светится, а левый – мутный, пасмурный, как оловянный грош!(Н.) 9. Она – сплошной комок нервов, а он – воплощение олимпийского спокойствия. 10. Без тебя я – звезда без света. Без тебя я – творец без мира.(В. Б.)
Отметьте стилистически маркированную лексику.

Найдите устойчивые словосочетания фразеологического типа и укажите, в каком стиле речи их употребление уместно.

Дайте толкование выделенных слов и словосочетаний.

1. Лес точно крепкая стена, воздвигнутая вверх силой ночи. 2.Настоящее лишь момент, тут же становящийся прошлым.(Л.Г.) 3.Красивые ровные зубы что крупные жемчужные перлы у ней. 4.Лицедеи-актеры как дети. 5.Такая фраза все равно что приговор. 6.Двор как ровный плац. 7.Люди как текущие реки. 8.Но объяснение не оправдание: можно понять, но простить трудно. 9.Казалось бы, чего проще встретиться и обо всем поговорить. 10.Какое счастье верить людям! 11.Освоение фонетического строя языка как одно из важнейших вех в изучении нового языка и незнакомой культуры. 12.Эта часть текста, так же как и две следующие главы, не включены в перевод, сделанный в целом аккуратно и добросовестно.

Найдите речевые ошибки, квалифицируйте их, исправьте и мотивируйте правку.



Упражнение 6. Придумайте предложения с составным именным сказуемым, употребив ниже приведенные существительные в именительном и творительном падежах. Будет ли отличаться пунктуация в этих предложениях?
Экс-президент, бизнесмен, бизнесвумен, апологет, индульгенция, инаугурация, менеджер, маркшейдер, брокер, имидж, рэкетир, тележурналист, коммерсант, дайджест, коммивояжер, агент, иммигрант, эмигрант, диссидент, администратор, тендер, дивиденды, дилер, шоумен, тинэйджер, консенсус, пресс-релиз, провайдер, топ-менеджер, дауншифтер, дисплей, пейджер, шоу, презентация, дискурс, лексикон.
Дайте толкование выше перечисленных слов.
Упражнение 7. Расставьте, где это необходимо, знаки препинания. Аргументируйте ваш выбор.

1) Очень многие люди являются более добрыми чем кажутся на первый взгляд.

2) Моя соседка является примой-балериной Мариинского театра.

3) Щенки первые полгода своей жизни слывут совершенно неуправляемыми.

4) Авторами этой антологии являются известные поэты, все они являются замечательными знатоками родного языка.

5) Концерт оказался неинтересный два ведущие исполнителя заболели.

6) Предпринятые меры были решительны и разумны.

7) Она была прекрасный организатор и интересный человек.

8) Мы оказались тогда совсем неопытные преподаватели.

9) Николаева стала теперь директор большого универсама кто бы мог подумать.

10) В этом году грибы говорят в большом количестве имеются только на юго-востоке области.

11) С виду сотрудница была спокойной и уравновешенной но это только казалось.

12) 31 кореец, томящийся в тюрьме, объявили голодовку.
Исправьте грамматические и стилистические ошибки, связанные с употреблением в качестве составного именного сказуемого глагольно-именных сочетаний. Объясните каждую правку.

Чем отличается антология от онтологии ?

Упражнение 8. Расставьте недостающие знаки препинания. Проанализируйте функции тире в предложениях с однородными членами и обобщающими словами. Составьте схемы расстановки знаков препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами. Укажите возможные варианты пунктуации. Почему в некоторых случаях предпочтительнее тире, а не двоеточие? Найдите правильный вариант пунктуации, не пытаясь угадать авторские знаки препинания.
1. Моя шкатулка шашка с серебряной оправой дагестанский кинжал все исчезло.(Л.) 2. С лица и с поступков его исчезло само собой сомнение нерешительность словом все колеблющиеся и нерешительные черты. 3. Мужчины играли в карты много пили ели громко разговаривали одним словом с толком проводили время. 4. Владелец тщательно осведомляется о ценах на разные большие произведения как-то муку пеньку мед и прочее но покупает только небольшие безделушки.(Г.) 5. Принято тоже говорить, что в первом периоде своей деятельности Пушкин подражал европейским поэтам Парни Андре Шенье и другим особенно Байрону (Ф. Д.). 6. Ни одного следа ни санного ни человеческого не было видно 7. Все вещи, которые он употреблял, принадлежности туалета белье обувь галстуки булавки запонки было самого первого дорогого сорта незаметные простые прочные и ценные. 8. Из-под сена виднелись самовар кадка с мороженной формой и еще какие-то привлекательные узелки и коробочки.(Л. Т.). 9. За весь день Каштанке приходилось жевать только два раза покушала у переплетчика немножко клейстеру да в одном из трактиров около прилавка нашла колбасную кожицу вот и все 10. Как-то зимой на улице его представили Ивану Петровичу; поговорили о театре о холере последовало приглашение. 11. И подпасок, гонящий коров, и землемер, едущий в бричке через плотину, и гуляющие господа все глядят на закат и все до одного находят, что он страшно красив, но никто не знает и не скажет, в чем тут красота.(А. Ч.). 12. Вся природа и лес и вода и стены хижин и песчаные холмы все горит точно багровым светом.(И. Г.) 13. Напрасно глаз ищет нового предмета ни стога ни забора ничего не видно.. 14. У порога Егорушка увидел новую роскошную коляску и пару черных лошадей. 15. Обман расчет холодное ревнивое тиранство и ужас над бедным разорванным сердцем вот что понял он в этом бесстыдном не таившемся более смехе.(Ф. Д.) 16. Легенды и сказки любят все дети и взрослые. 17. Чтение фантастических романов воспитало в юноше следующие качества любовь к путешествиям и мечты о покорении космоса..

- Найдите случаи нарушения согласования сказуемого с подлежащим. Исправьте ошибки, мотивируйте.. Найдите предложения, в которых допущены грамматические ошибки. Прокомментируйте характер ошибок. Выпишите номера предложений, в которых есть разговорная лексика. В каком предложении есть контекстуальные антонимы ? Почему в выделенном слове пишется НН? Прокомментируйте подчеркнутое словосочетание с точки зрения современной литературной нормы.

Упражнение 9. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните особенности пунктуации. Укажите предложения, в которых возможны варианты знаков препинания. Найдите предложения с излишней пунктуацией и уберите лишние знаки препинания. Мотивируйте вашу правку.

1. Большевиков ненавидели. Ненавидели все, – купцы банкиры, промышле(н/нн)ики адвокаты, актеры домовладельцы кокотки, члены (Г/г)осударственного (С/с)овета инженеры врачи писатели… 2. К вечеру, когда всюду зажглись лампы, и давно в молчани(е/и) и тревоге отошел обед троих Елены, Николки и Лариосика ртутный столб разбухая, и рождаясь колдовским образом из густого серебря(н/нн)ого шарика выполз и дотянулся до отметки 40,2.(М. Б.) 3.Мы уселись все рядом бесн…ватые, лжецы и р…тозеи. 4.Грищук, со своей глупой тачанкой, да я мы остались одни, и до вечера мотались между огневых стен.(И. Б.) 5. Вообще, он не слишком-то высокого мнения о (Р/р)оссийских мозгах которые выдумали дугу, и балалайку пустые, и комические предметы, без которых, решительно, обошлось бы человечество.(М. З.) 6.Там же был солдатский хлеб завернутый в сырую тряпочку, чтобы не высох, кружка, сдела(н/нн)ая из консервной банки, жестяная мисочка с солдатской кашей, две деревянные ложки, – словом, все это нищее, но необыкновенно ак…уратное хозяйство. (В. К.) 7. И судьба, и жизнь, и самый характер все у него было как-то ни на что (не/ни) похоже горячо странно и трогательно совсем не (по)писаному. 8. Все эти люди матросы разных наций рыбаки кочегары веселые юнги портовые воры машинисты рабочие лодочники грузчики водолазы контр…бандисты все они были молоды здоровы и пропита(н/нн)ы крепким запахом моря и рыбы (А. К. ) 9. Разве все эти вещи карандаш в оправе записная книжка часы фотографический аппарат не говорят больше всяких слов об интересном госте. (М. П.) 10. Писатели-классики Гоголь Тургенев Чехов создавали картины из жизни крестьян.

Подберите синонимы к выделенным словам и дайте им стилистическую характеристику. Проанализируйте подчеркнутые словосочетания с точки зрения современной литературной нормы. – Какую смысловую и стилистическую нагрузку несут однородные члены предложения?
Упражнение 10. Расставьте недостающие знаки препинания. Сформулируйте условия обособления второстепенных членов предложения при помощи тире. Возможны ли варианты? В каких предложениях предпочтительнее поставить тире, а в каких можно ограничиться запятой? Какие второстепенные члены предложения обособляются при помощи тире, как правило, а какие – в виде исключения?
1. Минуту спустя вошла хозяйка женщина пожилых лет в каком-то спальном чепце надетом наскоро с фланелью на шее одна из тех матушек небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок 2. Чичиков велел остановиться по двум причинам с одной стороны, чтобы дать отдохнуть лошадям, а с другой чтобы и самому подкрепиться. 3. Чичиков с чрезвычайной точностью расспросил кто в городе губернатор, кто председатель палаты, кто прокурор словом не пропустил ни одного значительного лица (Г.). 4. Словом делу не поможешь как ни старайся. 5. Мужчины задвигали стульями, заговорили вероятно закончили очередную партию. 6. Но чудное дело превратившись в англомана, Павел Петрович стал патриотом (Т.). 7. Князь Василий говорил всегда лениво как актер говорит роль старой пьесы. Анна Павловна Шерер напротив несмотря на свои сорок лет была преисполнена оживления и порывов (Л. Т.). 8. Они мать и обе дочери были дома. 9. Мать Екатерина Павловна когда-то по-видимому красивая, теперь сырая не по летам больная одышкой грустная рассеянная старалась занять меня разговором о живописи. 10. Ни в чью душу не повеет от него миром знающих он раздражит а незнающих наградит ложными представлениями и только. 11. Дубечня так называлась наша первая станция находилась в семнадцати верстах от города. 12. Михаил Александрович Левитский бывший судебный пристав в Серпухове человек честнейший многосемейный и утопающий в долгах писал земскому губернатору прошение. 13. И анатомия и изящная словесность одни и те же корни одного и того же врага имеют одинаково знатное происхождение черта и воевать им положительно не из-за чего. 14. Песня тихая заунывная и тягучая похожая на плач и едва уловимая слухом слышалась то справа то слева то сверху то из-под земли. (А. Ч.). 15. Онегин светский человек. 16. Высший круг общества был в то время уже в апогее своего развития; притом светскость не помешала Онегину сойтись с Ленским этим наиболее странным и смешным в глазах света существом. 17. Связь с Ленским этим юным мечтателем который так понравился нашей публике всего громче говорит против мнимого бездушия Онегина (В. Б.). 18. Имя для этого писателя для такого большого несмотря на его недостатки писателя не сатирик, а народный поэт. 19.Слово не "самодурство", а "народность" для разгадки его деятельности. 20.Только это слово может быть ключом к пониманию его произведения. 21. Всякое другое как более или менее узкое, более или менее теоретическое, произвольное стесняет круг его творчества. (Ап. Гр.)
- Дайте толкования выделенных слов

- В скольких километрах от Серпухова находилась Дубечня?

- Переведите в метрическую систему следующие исконно русские меры длины: сажень, аршин, локоть, вершок. Вспомните фразеологизмы с этими словами, дайте им толкования и составьте предложения.

- В каком предложении имеются контекстуальные антонимы?

- В каких предложениях есть нарушения в порядке слов?
Упражнение 11. Расставьте недостающие и уберите лишние знаки препинания. Мотивируйте ваш выбор. В каких предложениях и почему возможны варианты пунктуации?
1. Командир полковник Мышлаевский, дивизион замечательный, так и называется студенческий. 2. Когда же настанет момент, я лично стану во главе армии и поведу ее в сердце России в Москву обязательно поведу. 3. Со ската на скат, покрикивая, ехали извозчики, и темные воротники мех серебристый и черный делали женские лица загадочными и красивыми. 4. В Городе к началу революции оставалось четыре юнкерских училища инженерное, артиллерийское и два пехотных. 5. Он [звук] был неслыханного тембра и не пушка и не гром, но настолько силен, что многие форточки открылись сами собой и все стекла дрогнули. 6. С те(р/рр)а(с/сс) был виден в море снега залегший напротив на горке Царский сад, а далее влево бесконечные черниговские пространства в полном зимнем покое за рекой Днепром белым и важным в зимних берегах. 7. Много времени потерял иззябший Николка, чтобы выбраться к исходному рубежу к Михайловскому монастырю.(М. Б.) 8. Мы растираем коням припухшие ноги, стрижем гривы, накидываем на спины казацкую упряжь запутанную ссохшуюся сеть из тонких ремней и выезжаем со двора.(И. Б.) 9. Все три основные параллельно развивающиеся завязки романа драма Раскольникова Сони и Дуни стремятся в сущности к одной цели показать загадочное роковое смешение добра и зла.(Д. М.) 10. Миссия у нее скромная разбудить спящую душу.(И. Анн.) 11. У абажура дремлите пусть воет вьюга ждите, пока к вам придут.(М. Б.) 12. С одной стороны к дому подбиралась болотистая равнина, с другой обступал старый заросший почти уже дикий сад. 13. На тихое раздражение Вера Лазаревна всегда ответствовала по-своему нежнейшим ехидством.(Ю. Тр.) 14. По материнской линии я из татар, в жилах которых текут капли крови Тамерлана хромого Таймура, и первый признак этой голубой крови неистовая бешеная вспыльчивость… 15. Я по-прежнему мало знал о Марии но сама обыденная жизнь открывала мне изредка новые черты в ее загадочном существовании и в ее прекрасной душе свободной чистой гордой и доброй. 16. Орел царь всех птиц лев царь зверей слон мудр и силен. 17. Но прости им бог и те и другие безобразны. 18. Между тем тебе конечно известно что горностай этот маленький хищник очень злое и кровожадное животное.(А. К.)
- К предложению десятому дайте все синонимические синтаксические варианты, используя различные типы двусоставных и односоставных предложений. При составлении синонимических вариантов старайтесь не искажать смысл первоначального предложения. Сделайте сравнительный стилистический анализ предложений-синонимов.

- Найдите именные фразеологические сочетания, дайте им семантическую и стилистическую характеристики, подберите антонимы.

- Чем отличается дивизион от дивизии?
Упражнение 12. Поставьте недостающие знаки препинания. Объясните пунктуацию. Отметьте предложения, в которых возможны варианты пунктуации.
1. В скоромные дни в домах пахло борщом, а в постные осетриной, жаре(н/нн)ой на подсолнечном масле. 2. Поглядишь на него справа материалист зайдешь слева франкмасон.(А. Ч.). 3. О, я хочу безумно жить, все сущее увековечить, безликое вочеловечить, несбывшееся воплотить! (А. Бл.) 4. Алексею Васильевичу Турбину, старшему молодому врачу двадцать восемь лет. Елене двадцать четыре. Мужу ее капитану Тальбергу тридцать один, а Николке семнадцать с половиной. 5. Дом накрыло шапкой белого генерала, и в нижнем этаже (на улицу первый во двор под верандой Турбиных подвальный) засветился слабенькими желтенькими огнями инженер и трус, буржуй и несимпатичный Василий Иванович Лисович, а в верхнем сильно и весело загорелись турбинские окна. 6. Старший Турбин бритый, светловолосый, постаревший и мрачный с 25 октября 1917 года во френче с громадными карманами, в синих рейтузах и мягких туфлях в любимой позе в кресле с ногами. 7. Николка прильнул к окошку. Из глаз исчез зной и училище, в глазах напряженнейший слух. 8. Под тенью гортензий тарелочка с синими узорами несколько ломтиков колбасы масло в прозрачной масленке в сухарнице пила-фраже и белый продолговатый хлеб. 9. Невысокая стена прекрасных белых тюльпанов выросла перед Маргаритой, а за нею она увидела бесчисленные огни в колпачках и перед ними белые груди и черные плечи фрачников. 10. В следующей зале не было колонн, вместо них стояли стены превосходных красных розовых молочно-белых роз с одной стороны, а с другой стена японских махровых камелий. 11. Между этими стенами уже били, шипя, фонтаны, и шампанское вскипало пузырями в трех бассейнах, из которых был первый прозрачно-фиолетовый, второй рубиновый, третий хрустальный. 12. Раньше всего: ни на какую ногу описываемый не хромал и росту был не маленького и не громадного, а просто среднего. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой золотые. Он был в дорогом сером костюме в заграничных в цвет костюма туфлях. Серый берет он лихо заломил за ухо под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит. Правый глаз черный левый поче-му-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом иностранец. (М. Б.)
- В третьем предложении конструкцию, данную в скобках, преобразуйте из неполной в полную. Что изменилось с точки зрения стилистики ?

- Можно ли считать оправданным прием нанизывания падежей в четвертом предложении? В каких случаях нанизывание падежей уместно?

- Какого эффекта достигает автор, нарушая нормы лексической сочетаемости и грамматики (в пятом предложении)?

- Найдите в тексте предложения, в которых порядок слов затрудняет быстрое и верное понимание.

- Дайте толкование выделенных слов.

- Найдите и дайте толкование индивидуально-авторских слов.



<< предыдущая страница   следующая страница >>