microbik.ru
1

ПРАКТИКУМ

по курсу

ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ. КОМАНДНЫЙ ИНТЕРФЕЙС UNIX.



Содержание:

Введение

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1

ЗНАКОМСТВО С ОС UNIX…….……

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2. УПРАВЛЕНИЕ КАТАЛОГАМИ.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3.УПРАВЛЕНИЕ ФАЙЛАМИ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4.УПРАВЛЕНИЕ ПРАВАМИ ДОСТУПА К ФАЙЛАМ И КАТАЛОГАМ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5 ТЕКСТОВЫЙ РЕДАКТОР vi ОС UNIX.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6. ВВЕДЕНИЕ В SHELL-ПРОГРАММИРОВАНИЕ.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №7. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8 ПРОГРАММИРОВАНИЕ shell- ПРОЦЕДУР.


Введение

Практикум преследует цель закрепления у студентов начальных сведений о командном языке операционных систем семейства UNIX и основных операторах языка интерпретатора shell. Практикум может быть выполнен в среде любой доступной операционной системы (System Y, AIX, Linux и др.) в многотерминальном режиме. В качестве базового принят Korn- shell. Команды этой оболочки входят в стандарт POSIX, т.е. являются принадлежностью любой UNIX-подобной операционной системы.

Синтаксис команд интерпретатора можно представить в следующем обобщенном виде:

$ имя_команды [-ключи] [аргумент [аргументы]]
Приглашение $ и управляющая клавиша необходимы для синхронизации работы операционной системы и пользователя.

Каждый из пользователей перед началом работы должен быть зарегистрирован в системе администратором под своим логическим именем, тем самым ему разрешается использование ресурсов системы и выделяется личный головной HOME- каталог.
Пароль может быть назначен администратором или изменен самим пользователем с помощью специальной команды:

$ passwd [входное_имя]
Протокол работы с системой при выполнении практикума:

login: <набор_лог.имени>

Password: <набор_пароля>

[представление системы]

$ <ввод_команды>

[сеанс работы с системой]

или exit
Командой exit необходимо завершать сеанс работы с системой, т.к. только при этом завершаются все процессы, обслуживавшие данный терминал пользователя.

Практикум предусматривает выполнение учащимися до восьми лабораторных работ и требует в общей сложности не менее 10 двухчасовых занятий на компьютере.

Для анализа проделанной лабораторной работы в целом и подготовки её к зачету можно использовать команду history - вывод на экран выполненных команд.


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1


ЗНАКОМСТВО С МНОГОПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЙ ОС UNIX.

Изучаются команды:

date - определение текущей даты и времени;


env - вывод значений переменных среды;

who, id - идентификация пользователей;

write, mesg - команды обмена прямыми сообщениями;

mail - отправление и чтение почтовых сообщений;

more - постраничный вывод содержимого файла на экран.

1.1 МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ .


  1. Войдите в систему с зарегистрированным администратором логическим именем и паролем. Проанализируйте сообщение системы. Чем заканчивается сообщение системы?

  2. Проанализируйте содержание системного файла /etc/passwd. Найдите запись, относящуюся к Вам.

  3. .Детально проанализируйте и объясните каждое поле записи, его назначение.

  1. Выведите на экран значения переменных среды. Проанализируйте назначение переменных.

  2. Какая переменная определяет текст приглашения? Измените текст приглашения. Восстановите стандартное значение приглашения.

  3. Выведите текущие дату и время. Проанализируйте текст сообщения.

  4. Определите пользователей системы, работающих с системой параллельно с Вами, их логические имена и номера терминалов.

  5. Договоритесь с соседним пользователем об организации обмена прямыми сообщениями. Обменяйтесь с ним сообщениями в режиме прямого диалога.

  6. Исследуйте возможности средств блокирования и разблокирования приема сообщений.

  7. По договоренности с коллегами обменяйтесь несколькими почтовыми сообщениями.

  8. Проанализируйте возможности обработки поступивших почтовых сообщений.

  9. Определите числовые идентификаторы Вас как пользователя и вашей группы.

  10. Проанализируйте с использованием команды history содержание лабораторной работы, продумайте ответы на нижеприведенные контрольные вопросы и сдайте выполненную работу преподавателю. После получения зачета по работе – уничтожьте все созданные файлы и корректно выйдите из системы.

1.2 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


1. Объясните назначение информации, запрашиваемой системой в начале работы.

2. В чем заключается процедура авторизации пользователя? Цель авторизации?

3 Объясните содержание и назначение каждого поля регистрационной записи.

4 Какая операционная система вас обслуживает и какой shell?

5 Что такое среда пользователя? Как она формируется?

6. В чем отличие в диалоге прямыми сообщениями и почтовыми?

7. Определите возможности электронной почты. Какие режимы работы электронной почты Вы знаете?

8. Какое назначение числовых идентификаторов пользователей и групп в работе UNIX?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2.

УПРАВЛЕНИЕ КАТАЛОГАМИ.


Посвящена изучению структуры файловой системы и возможностей командного языка UNIX по управлению каталогами.

Изучаются команды:

mkdir, rmdir - для создания и уничтожения каталогов;

ls - вывод листинга каталога;

pwd - вывод на экран полного имени текущего каталога;

cd - смена текущего каталога;

find, grep - поиск файлов в системе каталогов;

>маршрутное-имя-файла - создание пустого файла.
    1. МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ .


  1. Определите уникальное имя Вашего головного личного каталога. Объясните структуру полного маршрутного имени каталога.

  2. Создайте два поддерева из одного и из двух каталогов.

  3. С использованием команды ls проверьте факт построения дерева подкаталогов.

  4. Просмотрите содержимое пустых подкаталогов, т.е. новых подкаталогов, не содержащих файлов. Объясните их содержание.

  5. Сделайте текущим последний каталог меньшего поддерева.

  6. Определите его полное маршрутное имя.

  7. Смените текущий каталог на подкаталог большего поддерева.

  8. Определите его полное маршрутное имя.

  9. Поместите в созданные подкаталоги по 2-3 пустых файла не выходя из текущего. Используйте при этом разные способы задания маршрутного имени подкаталогов.

  10. Просмотрите содержимое каталогов. Объясните содержание каждого поля каталогов.

  11. Установите в качестве текущего HOME-каталог.

  12. Найдите обычные файлы с определением их полных маршрутных имен. Выполните то же для различных комбинаций известных Вам условий поиска файлов.

  13. Проделайте предыдущее задание для файлов типа каталог.

  14. Выведите на экран принадлежащую Вам регистрационную запись с использованием команды grep.

  15. Уничтожьте все построенные Вами подкаталоги. Получите подтверждение выполнения команд по содержимому домашнего каталога.

  16. Проанализируйте с использованием команды history содержание лабораторной работы, продумайте ответы на нижеприведенные контрольные вопросы и сдайте выполненную работу преподавателю. После получения зачета по работе – уничтожьте все созданные файлы и корректно выйдите из системы.



    1. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Какие системные имена каталогов Вам известны?

  2. Каким образом можно построить отдельный каталог или цепочку каталогов?

  3. Для чего и каким образом переопределяются текущие каталоги?

  4. Как обратиться к файлам параллельных ветвей дерева

каталогов? К вышележащему каталогу?

  1. Какие условия поиска файлов Вы знаете? Как комбинируются условия поиска? Как осуществить поиск по дереву каталогов?

6. Какова последовательность действий при удалении одного каталога? Цепочки каталогов?

7. . Объясните назначение и содержание каждого поля каталога.

8. . Как отличить по содержимому каталога типы файлов, содержащихся в Ваших каталогах.

9. Какую информацию содержит «пустой» вновь созданный каталог?

10 . Как осуществить поиск файлов в системе каталогов по фрагментам текста файлов?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3.

УПРАВЛЕНИЕ ФАЙЛАМИ


Посвящена изучению приемов формирования и преобразования файлов в ОС UNIX.

Изучаются команды:

cat, cp - копирование файлов;

mv - перемещение и переименование файлов;

ln - организация ссылок на файл;

sort - сортировка файлов;

wc - определение числовых параметров файла;

touch - обновление временных характеристик файла.

    1. МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ .


  1. Выведите на экран содержимое Вашего HOME-каталога.

  2. Создайте 3 - 4 текстовых файла с частично совпадающими именами. Проанализируйте значения атрибутов Ваших файлов.

  3. Создайте еще один файл методом слияния из существующих. Как изменились атрибуты нового файла?

  4. Создайте два новых параллельных подкаталога.

  5. В один подкаталог скопируйте имеющиеся файлы HOME-каталога с изменением имен, а в другой – переместите. Проанализируйте как изменилось содержание всех трех каталогов и каковы атрибуты всех полученных файлов.

  6. Просмотрите содержимое файлов с частично совпадающими именами с использованием механизма генерации имен файлов.

  7. С использованием механизма генерации имен файлов слейте содержимое всех файлов в один и поместите его в HOME-каталог. Проанализируйте содержание файла.

  8. Создайте ссылку с другим именем в одном из подкаталогов на один из файлов другого подкаталога. Проанализируйте и сравните все атрибуты связанных файлов. Объясните отличия.

  9. Создайте еще одну ссылку с другим именем. Проанализируйте и сравните все атрибуты связанных файлов. Объясните отличия.

  10. Создайте ссылки на несколько файлов, принадлежащих одному из каталогов, в другом каталоге одной командной строкой. Проанализируйте и сравните все атрибуты связанных файлов. Объясните отличия.

  11. Измените содержимое одного из связанных файлов. Проанализируйте содержимое других связанных с ним файлов (или файла). Объясните результат.

  12. Уничтожьте один из связанных файлов. Проанализируйте и сравните все атрибуты связанных с ним файлов. Объясните изменения.

  13. Упорядочите по алфавиту строки суммарного файла HOME-каталога.

  14. Обновите временные характеристики одного из существующих файлов. Проанализируйте результат.

  15. Обновите временные характеристики несуществующего файла. Проанализируйте результат работы команды.

  16. Проанализируйте с использованием команды history содержание лабораторной работы, продумайте ответы на нижеприведенные контрольные вопросы и сдайте выполненную работу преподавателю. После получения зачета по работе – уничтожьте все созданные файлы и корректно выйдите из системы.


3.2 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Назовите известные Вам способы создания пустых файлов.

  2. Как создать текстовый файл?

  3. Какие возможности сокращения записи имен файлов Вы знаете с использованием механизма генерации имен файлов?

  4. Какие три команды этой лабораторной работы можно использовать для переименования файлов? Как в этом случае надо использовать команды?

  5. Какими способами можно объединить несколько текстовых файлов в один?

  6. В чем разница работы команд cp и mv?

  7. Сколько ссылок можно создать на единственный файл из разных каталогов?

  8. Как создать несколько ссылок с совпадающими именами на несколько файлов в другом каталоге?

  9. Какое соответствие атрибутов имеют связанные между собой файлы?

  10. На какой атрибут и как влияет удаление одного из связанных файлов?

  11. Как отражается на содержимом связанных файлов изменение содержания одного из них и почему?

  12. Какими возможностями обладает команда sort?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4.

УПРАВЛЕНИЕ ПРАВАМИ ДОСТУПА К ФАЙЛАМ И КАТАЛОГАМ


Посвящена изучению принципов защиты файлов и каталогов ОС UNIX от несанкционированного доступа. В UNIX эти средства являются встроенными и наиболее развиты по сравнению с другими операционными системами. Изучаются вопросы влияния задаваемых прав доступа к файлу на выполнение различных команд по обработке этих файлов.

Для управления правами доступа к файлам и каталогам используется команда:

chmod - изменить права доступа к указанному файлу.
    1. МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ .


1 Создайте в Вашем HOME-каталоге один текстовый файл, например с именем f1. Выведите на экран полный листинг каталога.

2. Проанализируйте и умейте объяснить какие права доступа к f1 имеет владелец файла, его группа и остальные пользователи.

3. Проанализируйте права доступа к Вашему головному каталогу. Есть ли ограничения на работу с файлами в этом каталоге?

4. Выведите на экран содержимое файла f1. Объясните почему операция выполнилась успешно.

5. Запретите права на чтение f1 владельцу и группе. Попытайтесь вывести на экран текст файла. Объясните почему операция не выполняется.

6. Удалите права на запись в файл. Попытайтесь добавить к файлу текст и удалить его. Объясните результат.

7. Удалите право на модификацию каталога. Повторите операцию удаления. Объясните результат.

8. Создайте подкаталог. Разместите в нем текстовый файл. Проанализируйте права доступа к подкаталогу и объясните возможности по использованию подкаталога.

9. Удалите право владельца на «выполнение» подкаталога.

10. Попытайтесь сделать подкаталог текущим. Объясните результат.

11. Просмотрите содержимое подкаталога. Объясните результат.

  1. Попытайтесь вывести длинный листинг подкаталога только для одного из файлов (поиск файла по подкаталогу). Объясните результат.

  1. Попытайтесь вывести на экран содержимое файла. Объясните результат.

  2. Верните право для подкаталога на «выполнение», удалите право на «чтение» и сохраните право на «модификацию».

  3. Выполните п.п. 10,11,12,13. Проанализируйте и объясните результаты.

  1. Проанализируйте с использованием команды history содержание лабораторной работы, продумайте ответы на нижеприведенные контрольные вопросы и сдайте выполненную работу преподавателю. После получения зачета по работе – уничтожьте все созданные файлы и корректно выйдите из системы.

4.2 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


  1. Как кодируются в атрибутах файла и каталога права доступа?

  2. Кто может пользоваться и изменять права доступа к файлам?

  3. Какие команды для изменения символьных кодов прав доступа Вы знаете? Перечислите и расскажите о назначении каждой из команд.

  4. В чем разница в применении команд chmod и umask?

  5. Какие команды обработки файлов разрешают (или запрещают) права на чтение, модификацию и исполнение?

  6. Какие команды обработки каталогов разрешают (или запрещают) эти же права?

  7. Что означает право на выполнение, применительно к каталогу?

  8. Какими правами надо обладать, чтобы удалить файл или каталог?

  9. Какие команды для защиты файлов Вы знаете?



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5

ТЕКСТОВЫЙ РЕДАКТОР vi ОС UNIX.


Посвящена изучению основных возможностей встроенного текстового редактора vi - наиболее распространенного средства для построения текстовых файлов, исходных текстов программ и shell-процедур.

Изучаются команды:

  • вход в редактор и выход, сохранение файлов;

  • ввода текста;

  • удаления фрагментов текста;

  • копирования фрагментов текста в буферную область памяти;

  • вставки содержимого буфера в текст файла;

  • редактирования (изменения) текста;

  • поиска строк файлов по их фрагментам;

  • многострочных операций с файлом (префиксные команды)


ВНИМАНИЕ: при выполнении лабораторной работы необходимо пользоваться раздаточным методическим материалом "vi - КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК".


    1. МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Войдите в редактор с созданием нового пустого файла с произвольным именем и расширением - .1.

2. Поместите в созданный файл текст, включающий не менее четырех строк с несколькими словами в каждой.

3. Вставьте по одной пустой строке до и после одной из строк файла.

4. Заполните пустые строки произвольным текстом.

5.Вставьте еще по одной строке в середину текста файла без предварительного резервирования пустых строк.

6. Перейдите в режим редактирования и выполните произвольное редактирование отдельных слов и строк файла с использованием всех команд из групп "Команды изменения текста" и "Команды отмены произведенных изменений в текущей строке".

7. Выйдите из редактора с сохранением файла. Убедитесь в сохранении созданного файла.

8. Войдите опять в vi для редактирования созданного файла с использованием команд из групп "Команды копирования в буфер" и "Команды вставки буфера в текст".

9. Поменяйте местами несколько слов в строках файла.

10. Поменяйте местами несколько строк.

11. Поменяйте местами последовательно начало строки с её концом и наоборот.

12. Выполните операции поиска строк файла по заданным их фрагментам с различными направлениями поиска ( см. "Команды поиска строки файла по фрагменту её текста").

13. Не выходя из vi, перепишите полученную в результате редактирования версию файла в файл с тем же именем, но с расширением .new.

14. Добавьте первые 3 строки редактируемого файла к файлу .1.

16. Не выходя из vi, загрузите в буфер файл с расширением .1.

17. Последовательно удалите части строк и несколько строк с использованием команд из группы "Команды удаления текста".

18. Выйдите из редактора без сохранения файла.

19. Просмотрите и проанализируйте содержимое редактируемых файлов в текущем каталоге.

20. Уничтожьте созданные файлы.



    1. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем осорбенности и преимущества встроенного редактора vi ОС UNIX?

2. Какие два основных режима работы использует редактор? Как осуществляется переключение режимов?

3. Какую структуру имеет экран при редактировании файла? Назначение полей экрана?

4. Как в vi организовано редактирование открытого в нем файла?

5. Как организована работа с клавишными командами редактора?

6. Что такое "префиксные команды" и их назначение? Как организована работа с командами этого вида?

7. Какие функции редактора Вы использовали при выполнении лабораторной работы?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6.

ВВЕДЕНИЕ В SHELL-ПРОГРАММИРОВАНИЕ.


Посвящена ознакомлению со средствами языка shell для рсоздания процедур обработки данных. Изучаются вопросы оформления shell-процедур.

Изучаются команды:

set - присваивание значения параметрам, передаваемым процедурам;

echo, read, banner - вспомогательные команды для ввода и вывода текстовой информации;

if, then, else - команды проверки условий и ветвления вычислений в процедуре;

test - проверка файлов, числовых величин, строк символов;

while, until, for, - команды построения циклических процедур;

- правила присвоения и подстановки значений переменных;

- вычисление арифметических выражений;

- обработка символьных строк.

    1. МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ .


1.Разработайте текст процедуры с использованием vi по заданию (см. ниже), вариант задания назначается преподавателем.

2 Отладьте, при необходимости отредактируйте и выполните процедуру.

3. Оформите процедуру с использованием вспомогательных команд и комментариев так, чтобы она легко читалась и чтобы результаты её работы легко анализировались.

6.2 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


1. Что такое shell-процедура? Назначение.

2. Какого типа команды могут быть включены в тело процедуры?

3. Чем отличается обработка процедуры при выполнении от обработки программы на языке высокого уровня?

4. Что такое параметры? Для каких целей они используются? Какое число параметров может быть передано процедуре?

5.Какие вспомогательные команды Вы использовали при оформлении процедуры?.

6. Какого вида значения и как могут быть присвоены переменным языка shell?

7. Что такое локальные переменные и для каких целей их надо экспортировать в среду?

8. Как осуществлять ветвление вычислительного процесса процедуры?

9. Какого типа циклы в процедурах могут быть построены средствами языка shell?

10. Какие способы вызова процедур на исполнение Вы знаете?


    1. ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ


к лабораторной работе "Введение в shell-программирование"
Разработать shell-процедуру с комментариями, выполняющую ниже перечисленные функции.

1. Вводит последовательность из N слов и подсчитывает в каждом введенном слове число символов. Если число символов больше М, то слово выводится на экран. Значения N и М передаются в качестве параметров.

2. Вводит строку из заданного числа слов. Выделяет слова, начинающиеся на указанную параметром букву, подсчитывает число таких слов.

3. Вводит строку из N слов, анализирует длину каждого слова, упорядочивает слова по их алфавиту и выводит список на экран. Значение N задается параметром.

4. Вводит заданное параметром число слов и выводит каждое слово на печать, сопровождая его порядковым номером.

5. Вводит произвольное число коротких символьных параметров, подсчитывает длину каждого из них и выводит на экран список значений длин и общее число введенных параметров.

6. Вводит несколько коротких чисел в виде параметров, подсчитывает их сумму и результат выводит на экран.

7. Запрашивает последовательно ввод нескольких чисел со знаками и выводит на экран два списка чисел – положительных и отрицательных.

8. Запрашивает ввод строки символов, разделенных пробелами и заданной параметром длины, разбивает символы на пересекающиеся пары и выводит их на экран.

9. Ищет в личном головном каталоге пользователя созданные им файлы, выводит список их имен и распечатывает текст файла, заданного пользователем.

10. Создает новый подкаталог и помещает туда новые файлы, создаваемые пользователем по запросам процедуры. Имена новых файлов указываются параметрами.

11. Создает новый подкаталог и копирует туда из родительского каталога файлы заданного параметром типа.

12. Анализирует указанный параметром каталог и выводит на экран число файлов различного типа (обычные, директории, скрытые). Тип задается параметром.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №7.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ


Работа преследует цель - закрепить представление о возможностях командного языка UNIX по управлению процессами, которым выделяются все необходимые ресурсы вычислительной системы.

Изучаются команды:

ps - запрос информации о процессах текущего терминала;

& - запуск фонового процесса;

fg, bg - переводит процесс в активный или фоновый режим;

jobs - запрос листинга списка заданий;

nohup - защита фоновых процессов от прерывания выполнения при выходе из сеанса

работы с системой;

nice - понижение приоритета процесса;

kill - прекращение выполнения процесса.
    1. МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ .


  1. Вывести на экран листинг характеристик (в длинном и коротком форматах) процессов, инициализированных с Вашего терминала. Проанализировать и объяснить содержание каждого поля сообщения.

  2. Разработать и запустить простейшую процедуру в фоновом режиме с бесконечным циклом выполнения, предусматривающую, напритмер, перенаправление вывода каких то сообщений в файл или в фиктивный файл, и использующую команду sleep для сокращения частоты циклов процедуры.

  3. Выполнить п. 1. Объяснить изменения в листинге харатеристик процессов. Объясните содержание PID и PPID.

  4. Понизьте значение приоритета процедуры. На что и как повлияет эта операция при управлением вычислительным процессом системы? Как отразятся её результаты в описателях процессов?

  5. Проанализируйте листинг процессов. Какой процесс является родительским для процедуры.

  6. Выйдите из системы и войдите заново. Проанализируйте листинг процессов. Объясните изменения в системе.

  7. Запустите процедуру в фоновом режиме, но предусмотрите её защиту от прерывания при выходе из системы..

  8. Выполните п.6. Объясните изменения PPID процедуры.

  9. Завершите выполнение процесса процедуры.

  10. Запустите процедуру в оперативном режиме с перенаправлением вывода в соответствующий файл.

  11. Переведите задание с процедурой в фоновый режим и проанализируйте сообщение на экране.

  12. Переведите задание с процедурой в оперативный режим и проанализируйте сообщение на экране.

  13. Завершите выполнение процедуры и проанализируйте сообщение на экране.

  14. Проанализируйте с использованием команды history содержание лабораторной работы, продумайте ответы на нижеприведенные контрольные вопросы и сдайте выполненную работу преподавателю. После получения зачета по работе – уничтожьте все созданные файлы и корректно выйдите из системы.



7.2 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


  1. Объясните понятия процесса и ресурса. Какое их значение в организации вычислительного процесса в ОС UNIX?

  2. Какая информация содержится в описателях процессов? Как просмотреть их содержание в процессе работы с системой?

  3. Какими способами можно организовать выполнение программ в фоновом режиме?

  4. Какие особенности выполнения программ в фоновом режиме? Как избежать вывода фоновых сообщений на экран и прерывания выполнения фоновых программ при прекращении сеанса работы с системой?

  5. Как пользователь может повлиять на распределение ресурсов между активными процессами?

  6. Как можно прервать выполнение активных процессов? Какая информация для этого необходима и откуда она извлекается?


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8

ПРОГРАММИРОВАНИЕ shell- ПРОЦЕДУР.



Работа предусматривает выполнение индивидуального задания повышенной сложности.

Работа предусматривает несколько выходов на машину для отладки процедуры.

Отчетом по работе является работающая процедура, продемонстрированная преподавателю с объяснениями её текста и алгоритма работы.

Выполнение лабораторной работы в полном объеме является обязательным условием для получения по курсу в целом экзаменационной оценки - "отлично".