microbik.ru
1 2 ... 28 29






Под редакцией И. С. Клециной

ПРАКТИКУМ

ПО СОЦИАЛЬНОЙ

психологии

Е^пптер*

Москва • Санкт-Петербург - Нижний Новгород ■ Воронеж

Ростов-на-Дону ■ Екатеринбург • Самара ■ Новосибирск

Киев ■ Харьков ■ Минск

2008

ББК 88.5я7 УДК 316.6(075) П69

Под ред. И. С. Клециной

Практикум по социальной психологии

Серия «Практикум»

Заведующий редакцией //. Алссов

Ведущий редактор /:'. Власова

Литературный редактор И. Шелковникова

Художник С Маликова

Корректоры И Рпщина, И. Тимофеева

Верстка Л. Харитонов

Под ред. И. С. Клециной

П6Э Практикум по социальной психологии. — СПб.: Питер, 2008.— 256 с: ил. — (Серия «Практикум»).

15ВЫ 978-5-91180-836-5

Учебное пособие, незаменимое для практических занятий, подготойл*;до группой преподавателей кафедры психологии человека РГПУ им. А. И. Герцем. Издание по структуре и содержанию полностью соответствует программе курел по социальной психологии, разработанной в соответствии с образовательным государственным стандартом высшего профессионального образования для психологических и других специальностей.

Книга предназначена для студентов, изучающих дисциплину «Социальная психология», для аспирантов и магистрантов, которым необходимо проводит,*, занятия по социальной психологии, а также для преподавателей соответствующего курса.

© ООО «Питер Пресс», 2008

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни бмло форме без письменного разрешения владельцев авторских прав

15ВЫ 978-5-91180-836-5

ООО .Питер Пресс. 198206, Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д. 73, лит. А29.

Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2.

95 3005 — литература учебная.

Подписано в печать 07.11.07. Формат 60x90/16. Усл. п. л. 15.

Тираж 3000 экз. Заказ № 3 775.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ООО «.Типография Правда 1906...

195299. Санкт-Петербург, Киришская ул., 2.

Тел.: (812) 531-20-00, 531-25-55

Содержание

Предисловие 7

Раздел 1. Предмет и история социальной психологии 10

  1. Социальная психология как паука (Гусева Ю. Е.) 10

  2. Социально-психологические явления (Юркова Е. В.) ... 14

  3. Место социально]"] психологии в системе

научного знания (Гусева Ю. Е.) 19

  1. Предмет' социальной психологии (Юркова Е. В.) 24

  2. Зарубежная социальная психология: социально-психологические теории, разработанные в рамках основных теоретических ориентации

(Гусева К). Е., Сбитнева А. А.) 31

1.6. Основные направления зарубежной социальной
психологии. Контрольная работа (Румянцева II. В.) .... 39

Раздел 2. Социальная психология личности 45

  1. Социализация (Клецина И. С, Иванова Е. II.) 45

  2. Социальная установка. Предрассудок как вид социальной установки (Смолина Т. Л., Клецина И. С.) ... 59

  3. Я-копценция личности (Сбитнева А. А.) 72

  4. Социально-психологические характеристики личности (Клецина И. С.) 77

  5. Личность I! социальной психологии (Гусева Ю. Е., Смолина Т. Л.) 84

Раздел 3. Социальная психология групп 91

3.1. Конформность и конформное поведение

(Сбитнева А. А.) 91

  1. Лидерство как социально-психологический феномен (ИоссельЮ.А.) 97

  2. Групповая дискуссия как технология принятия группового решения (Юркова Е. В.) 103

3 1. Групповая сплоченность и совместимость

(Иванова Е. II.) 111

6

Содержание

  1. Социальная психология конфликта (Юркова Е. В.). ... 122

  2. Этнос как большая социальная группа

(Румянцева П. В.) 133

  1. Психология массовых движений (Румянцева 11. В.) . . . 143

  2. Социальная психология малой группы.

Контрольная работа (Румянцева Л. В.) 151

Раздел 4. Психология общения 155

  1. Направленность личности и общении (Поссель К). Л.) . . 155

  2. Коммуникативная сторона общения (Иоффе Е. В.). . . . 169

  3. Невербальная коммуникация (Сбитнева А. А.) 175

  4. 11ерцен'гпвпая сторона общения (Иоффе Е. В.) 182

  5. Механизмы межличностного восприятия (Иоффе Е. В.) . 191

  6. Интерактивная сторона общения (Иоффе Е. В.) 198

Раздел 5. Методы социальной психологии 211

5.1. Метод наблюдения в социальной психологии

(Клецина II. С.) 211

5.2. Метод контент анализа в социальной психологии
(Румянцева II. В.) 219

Тестовый контроль знаний по всему курсу (Клецина И. С.) . . 226

Приложение I. Программа учебной дисциплины «Социальная психология» (по направлению «Психология»)

(сост. Клецина И. С.) 233

I. Организационно-методический раздел 233

П. Содержание курса 233

  1. Распределение часов курса по темам и видам работ. . . . 240

  2. Форма контроля 242

V. Учебно-методическое обеспечение курса 243

Приложение II. Программа учебной дисциплины «Социальная психология» (направление «Педагогика»)

(сост. Клецина И. С.) 245

I. Организационно-методический раздел 245

II. Содержание курса 245

Ш. Распределение часов курса по темам и видам работ. . . . 252

IV. Форма контроля 253

V. Учебно-методическое обеспечение курса 254

Сведения об авторах 256

Предисловие

Учебное пособие по проведению практических занятии по социальной психологии является практическим руководством для преподавателей высших учебных заведений, читающих курс «Социальная психология». Качественная подготовка современного специалиста в любой отрасли знания не может быть ограничена усвоением только лишь теоретических знании -необходимым компонентом профессиональной подготовки является формирование практических умений и навыков. Поэтому в организации учебного процесса в высшей школе практические занятия являются важным и необходимым этапом подготовки будущего специалиста к профессиональной деятельности. Несмотря па большую востребованность, методических руководств по проведению практических занятий но социальной психологии опубликовано крайне мало. Предлагаемое читателям издание «Практикум по социальной психологии» дополняет перечень существующих пособий и вносит определенный вклад в решение проблемы внедрения активных методов обучения в процесс препо-кжапия социальной психологии в высшей школе.

Настоящее пособие подготовлено группой преподавателей кафедры психологии человека Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, имеющих большой опыт в преподавании курса «Социальная психология». В процессе многолетней педагогиче-' кип деятельности преподаватели имели возможность опробовать приведенные в пособии формы работы и практические задания в разных | | удепчееких группах: па психолого-педагогическом факультете (при пс 13готовке студентов по специальностям «Психология», «Организационная психология», «Социальная педагогика», «Социальная работа») п п.1 многих других факультетах университета (при подготовке студеп-1ИВ к педагогической деятельности разного профиля).

Данное пособие по структуре и содержанию соответствует программе
| | ><.I по социальной психологии, разработанной в соответствии с Госу-
|.||» иичшым образовательным стандартом высшего профессионального
"ц|>.1 тиаппя для психологических и педагогических специальностей.
!■ Л1 рактпческих занятий соотносятся с темами лекций, а содержа-

8

Предисловие

тельная часть занятий дополняет и углубляет лекционный материал. Содержание методического пособия представлено пятью разделами: «Предмет и история социальной психологии», «Социальная психология личности», «Социальная психология групп», «Психология общения», «Методы социальной психологии». Все эти разделы соответствуют структуре дисциплины «Социальная психология».

В приложениях приведено два варианта программы по социальной психологии: расширенны» вариант для студентов психологических специальностей и несколько сокращенный -для студентов педагогических специальностей.

Каждая методическая разработка практического занятия по отдельной теме имеет единую и четкую структуру, включающую следующие части: вводные замечания, цель (цели) занятия, необходимое оснащение, порядок работы с описанием содержания каждого этапа, контрольные вопросы, списки использованной и рекомендованной литературы и приложение. 13 соответствии с современными требованиями к методическому обеспечению учебной дисциплины в содержательной части каждой методической разработки занятия кроме указанных разделов выделен еще один раздел: «Задания для самостоятельной работы». В этой части методической разработки расписаны внеаудиторные задания студентам, от качества выполнения которых но многим зависит успешность освоения учебной дисциплины, поскольку внеаудиторная (самостоятельная) работа студентов наряду с лекционными и практическими занятиями является полноценным и обязательным видом учебпо-позиавателыюй деятельности.

В качестве основных целей практических занятий по социальной психологии можно выделить следующие: во-первых, практические занятия должны помочь студентам лучше осмыслить теоретический материал, систематизировать и структурировать полученную па лекциях информацию, сформировать понятийный аппарат, необходимый для осмысления основных социально-психологических проблем. Во-вторых, па практических занятиях студенты должны учиться связывать теоретический материал с социально-психологическими явлениями повседневной жизни, формировать навыки психологического анализа социальной реальности, развивать умения анализа своих социально-психологических характеристик и особенностей поведения.

Общие цели практических занятий определяют и основной методический прием в педагогической деятельности: все разнообразные формы проведения занятий, представленные в пособии, относятся в группе интерактивных методов обучения. Разрабатывая методические материалы для данного пособия, авторы исходили из установки, что представленные образцы занятий не будут играть роль инструкции в деятельности

Предисловие 9

преподавателя, а окажут стимулирующее воздействие па проявление творчества в деятельности педагогов в процессе преподавания студентам социальной психологии. Преподаватели, несомненно, могут дополнять и изменять содержание занятий или в зависимости от индивидуальных предпочтений и особенностей групп обучаемых использовать лишь некоторые задания из числа приведенных в методических разработках.

Данные рекомендации будут полезны не только преподавателям, по и студентам и аспирантам, особенно тем, кто проводит практические занятия по социальной психологин в рамках преподавательской практики.

И. С. Клецина

Раздел 1

Предмет и история социальной психологии

1.1. Социальная психология как наука

Гусева Ю. Е. Вводные замечания

С этого занятия могуч' начинаться практические занятия по социальной психологии. Кго можно проводить и I! том случае, если студенты еще не прослушали мерном лекции. Игровой характер занятия привлекает студентов и помогает четки запомнить новый материал или закрепить уже пройденный.

Сущее"! пуст два меч-одических подхода преподавания любой учебной дисциплины, связанные с разной подачей материала. Первый подход предполагает изучение предмета «от частного к общему». Применительно к социальной психологии :>чо изучение различных социально-психологических явлений, которые при последовательном целенаправленном рассмотрении позволяют студенту увпдеч ь общую структуру курса. Второй подход — «от общего к частному» заключается в рассмотрении общей идеи курса, понимании целое! иостн его струкчуры. Мы придерживаемся такого мнения, что целесообразно изучать социальную психологию «от общего к частному». В этом случае знания не являются хаотичными и отрывочными.

На первом практическом занятии студенты знакомятся с системой представлений о социальной психологии как о пауке. Мы придерживаемся идеи социального психолога Г. М. Андреевой о том, что весь курс состоит из пяти разделов: введение, психология об/цсиия и взаимодействия, социальная психология групп, социальная психология личности и практические приложения социальной психологии.

Во введении даются характеристика предмет социальной психологии, история развития ее основных идей, методологические принципы и методы социальной психологии. В разделе психология общения и взаимодействия рассматривается связь межличностных п общественных отношений, исследуются структура, функции, механизмы общения. В разделе социальная психология групп предлагаются классификации малых п больших групп, описываются структурные и динамические характеристики социальных групп, раскрываются особенности межгруппового взаимодействия. Социальная психология личности — раздел, в котором

1.1. Социальная психология как наука

11

рассматриваются социально-психологические характеристики личности. Практические приложения социальной психологии — раздел, посвященный рассмотрению направлений прикладных исследований в социальной психологии (управление и развитие организаций, психология массовой коммуникации и рекламы, психология семейных отношений и

др.) Ш-

На данном занятии студенты должны получить первичные знания о предмете социальной психологии как пауки, изучающей социально-психологические явления. Эта информация, к примеру, может быть изложена так, как она представлена в учебнике по социальной психологии А. Л. Журавлева: «В своей повседневной жизни мы сталкиваемся с такими разнородными и вместе с тем важными для пас явлениями, как общение; ролевые, межличностные и межгрупповые отношения; конфликты; слухи; мода; паника; конформизм. В основе перечисленных и подобных им явлений лежат, прежде всего, психическая деятельность и поведение людей, которые взаимодействуют друг с другом в качестве социальных субъектов. Иными словами, речь идет о явлениях, порождаемых взаимодействием как отдельных личностей, так и их объединений — социальных групп: это и семья, и производственная бригада, и компания друзей, и спортивная команда, и политическая партия, и целый народ, составляющий население той. или иной страны.

Любой из упомянутых социальных субъектов — конкретная личность или конкретная социальная группа — взаимодействует с другим социальным субъектом (субъектами) в соответствии с определенными закономерностями, имеющими психологическую и одновременно социальную природу. Однако это психологическое настолько тесно переплетено с социальным, что попытка их разделить в конкретном взаимодействии людей заранее обречена на провал.

Например, на протекание конфликта между двумя студентами, безусловно, будут влиять особенности их характеров, темпераментов, мотивов, целей, эмоций, социальных статусов, ролей и установок. Но тем не менее определяющими здесь окажутся факторы совсем иного порядка, а именно: реальное поведение этих лиц, их взаимное восприятие, взаимоотношения, а также социальная ситуация, в которой все это происходит. Даже без глубокого анализа видно, что каждый из данных факторов представляет собой как бы сплав социального и психологического. Поэтому обозначение "социально-психологические" наилучшим образом подходит к этим факторам и соответствующим им явлениям. В свою очередь, наука, изучающая подобные явления и их закономерности, с полным правом может называться социальной психологией» [2, с. 3-4].

12



следующая страница >>