microbik.ru
1 2 ... 22 23
Н.Г. Баранец


практикум

по

философии

2010

ББК

87я73

Б24

Рецензенты:
доктор философских наук, профессор В.А. Бажанов
доктор философских наук, профессор А.А. Тихонов

Баранец Н.Г. Практикум по философии: учебное пособие к курсу «Философия» для вузов, 2010. – 142 с.

В учебном пособии представлены задачи и упражнения по основным темам философии в рамках программы Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Философия».

© Баранец Н.Г.

ОТ АВТОРА

Философский практикум предназначен в качестве учебного пособия для студентов университетов и педагогических вузов. Он составлен применительно к основному университетскому курсу «Философия», написан на основе многолетнего опыта автора читающего курс «Философия» как для студентов гуманитарных, так и естественнонаучных факультетов Ульяновского государственного университета.

Философский практикум разделен на три части: «История восточной и западной философии», «История русской философии» и «Теоретическая философия», которые в свою очередь подразделяются на темы. В каждой теме есть список вопросов для обсуждения (звездочкой отмечены вопросы, требующие поиска ответов по дополнительным источникам  список в конце пособия); несколько упражнений – тематически подобранных отрывков из произведений философов, снабженных вопросами для рассуждения и аргументирования своей позиций; список тестовых вопросов.

Вопросы и задания организованы так, чтобы закрепить и расширить знания студентов по философским проблемам. В философском практикуме собрано большое количество вопросов, тестов и упражнений, иллюстрирующих основные положения теоретического курса, достаточное как для аудиторной, так и для самостоятельной работы студентов. В заключительной части пособия приведен список тем для мини-сочинений (рекомендуемых к выполнению по принципу рассуждений pro и contra), позволяющий проверить и оценить результаты развития способности критического мышления и навыков самостоятельного философствования.

При работе над философским практикумом автор использовал опыт коллег, представленный в следующих их работах:

Жоль К.К. Введение в философию или пропедевтика к философии. М., 2004

Курбатов В.И. Философия в парадоксах и притчах. Ростов-на-Дону, 1996

Лоу С. Философский тренинг. М., 2007

Методика преподавания философии: проблемы перестройки. М.,

1991
Часть I
ИСТОРИЯ
ВОСТОЧНОЙ И ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ




1.1 Характеристика философского знания



Задание №1. Ответьте на вопросы

1. Когда и где появилась философия?

2. Какие разделы философии выделяют?

3. Чем отличается философское мировоззрение от религиозного?

4. Каковы критерии периодизации философских систем?

5. Чем обусловлен плюрализм философских учений?

6*. Есть ли прогресс в истории философии?

7. Какие функции у философии?
Задание №2. Решите упражнение

1. Проанализировав размышления Б. Рассела, выявите, что общего у философии с религией и наукой и в чем специфика её предмета и места в духовной жизни:

«Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но, подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Всё точное знание, по моему мнению, принадлежит к науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия».

(Рассел Б. История западной философии. М., 1959. С. 7)
2. Проанализируйте цитату из лекции «Исторические дела философии» В.С. Соловьева и определите, в чем он видел специфику науки и философии? Что дает философия человеку?

Философия существует в человечестве более двух с половиной тысячелетий. Спрашивается: что сделала она для человечества за это долгое время? <…> Другие науки хотя также имеют свои чисто теоретические задачи, доступные только тем, кто их изучает, однако они не ограничиваются этими задачами, они хотя разрабатываются и изучаются теоретически немногими, но практическое значение имеют для всех; коренясь в школе, явные плоды приносят для жизни. Мы знаем, что науки естественные существуют не для одних физиков, химиков и физиологов, а также и для всего человечества; мы знаем явную пользу, которую они ему приносят, улучшая его материальный быт, умножая удобства внешней жизни, облегчая физические страдания людей. <…>

Но, может быть, философия ближе к искусству, чем к науке, может быть, она, как и чистое художество, рождена не для житейского волнения, не для корысти, не для битв? Но ведь и искусство не остается в кругу художников и эстетиков, а стремится доставлять свои наслаждения и тому множеству людей, которые не имеют никакого понятия ни о теории, ни о технике искусства.

Если <…> философия имеет в виду не отвлеченный интерес одиноких умов, а жизненный интерес всего человечества, то нужно прямо ответить на этот вопрос: что же делает философия для человечества, какие блага ему дает, от каких зол его избавляет.

Обратимся к истории, потому что если философия вообще способна приносить живые плоды, то она, конечно, должна была уже принести такие плоды в столь долгое время своего существования.

<…> изо всех народов Востока только индусы обладают вполне самостоятельной и последовательной философией.

В Индии первоначально, более чем в какой-либо другой стране Востока, человеческая личность была поглощена внешней средою; это была по преимуществу страна всякого рабства, неравенства и внешнего обособления... Понятия о человечности, т.е. о значении человека как человека, не было совсем, потому что человек низшей касты в глазах дважды рожденного представителя касты высшей был хуже нечистого животного, хуже падали; и вся судьба человека исключительно зависела и заранее предопределялась случайным фактором рождения его в той или другой касте. Религия носила характер грубого материализма: человек рабствовал перед природными богами, как перед подавлявшими его силами, от которых зависела его материальная жизнь.

И вот в этой-то стране рабства и разделения несколько уединенных мыслителей провозглашают новое, неслыханное слово: все есть одно; все особенности и разделения суть только видоизменения одной всеобщей сущности, во всяком существе должно видеть своего брата, себя самого.

Все есть одно – это было первое слово философии, и этим словом впервые возвещались человечеству его свобода и братское единение. Этим словом в корне подрывалось рабство религиозное и общественное, разрушалось всякое неравенство и обособление.

Двинуть далее дело философии и вместе с тем дело человечества выпало естественным образом на долю того народа, который уже в самой природе своего национального духа заключал то начало, к которому индийское сознание пришло только в конце своего развития – начало человечности. <…> греческое национальное сознание отправлялось от богов уже идеализированных, прекрасных, человекообразных, в поклонении которым выражалось признание превосходства, высшего значения человеческой формы. Но в греческой религии боготворилась только человеческая внешность, внутреннее же содержание человеческой личности раскрыто было греческою философией, вполне самобытное развитие которой начинается с софистов. <…>

Сущность софистики – это отрицание всякого внешнего бытия и связанное с этим признание верховного значения человеческой личности. Имея в виду предшествовавших философов, искавших безусловного бытия вне человека, софист Горгиас доказывает, что такого бытия совсем не существует, что, если бы оно существовало, мы не могли бы иметь о нем никакого познания, а если бы имели таковое, то не могли бы его выразить, другими словами: человек только в себе может найти истину, что и было прямо высказано другим софистом Протагором, утверждавшим, что человек есть мера всех вещей – существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют. Из этого не исключаются и боги, утрачивающие, таким образом, всякое самостоятельное значение.

<…> софисты представляют существенную аналогию с буддизмом: и там, и здесь отрицаются всякое внешнее бытие и боги; и софистика Греции, и буддизм Индии являются в этом смысле нигилизмом; вместе с тем и там и здесь верховное значение признается за человеческою личностью – и буддизм, и софистика имеют выдающийся характер гуманизма. Но велика и разница. <…> Если человеческое сознание в буддизме говорило внешнему бытию: я больше тебя, потому что я могу отречься от существования, то сознание софиста говорило этому внешнему бытию: я больше тебя, потому что я могу жить вопреки тебе, могу жить в силу своей собственной воли, своей личной энергии.

(Соловьев В.С. Лекция «Исторические дела философии», произнесенная им 20 ноября 1880 г. в Санкт-Петербургском университете // Вопросы философии. 1988. № 8. С. 118-125)
3. Представителям каких философских направлений, течений могут принадлежать эти высказывания?

1. Существовать – значит быть воспринимаемым.

2. Бога не существует.

3. Пока я мыслю, существует мир.

4. Сознание – это свойство материи.

5. Материя и дух вечны и не зависят друг от друга.

6. Развитие мира определяется изначально заданной целью.
Задание №3. Найдите правильный ответ и обоснуйте его:

  1. Поиск и нахождение всеобщих оснований бытия считается предметом:

А) философии

Б) науки

В) религии

Г) искусства

  1. Гуманистическая функция философии состоит в помощи индивиду:

А) обрести позитивный и глубинный смысл жизни

Б) ориентироваться в кризисных ситуациях

В) разрабатывать новые стратегии отношения человека с природой

Г) изменении аппарата частных наук.

  1. Совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека – это ……..

  2. Разновидность идеализма, утверждающая зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека:

А) диалектический

Б) субъективный

В) непоследовательный

Г) объективный

  1. Представление о боге, как мировом разуме, сотворившем природу, но не вмешивающемся в её бытие:

А) монизм

Б) монотеизм

В) пантеизм

Г) деизм

  1. Философия способствует формированию у человека представления о ценностях – в этом состоит функция:

А) методологическая

Б) воспитательная

В) аксиологическая

Г) праксеологическая

  1. Философская позиция, предполагающая множество исходных оснований и начал бытия:

А) плюрализм

Б) деизм

В) пантеизм

Г) релятивизм

8. Ощущение и восприятие есть основа и главная форма достоверного познания, утверждает:

А) иррационализм

Б) агностицизм

В) рационализм

Г) сенсуализм

9. Методологический принцип, заключающийся в признании относительности, условности и субъективности познания:

А) релятивизм

Б) сенсуализм

В) скептицизм

Г) рационализм

10. Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал – материального и духовного – это …...


1.2 Древнеиндийский тип философствования
Задание №1. Ответьте на вопросы:

1. В чем специфика древнеиндийской философии?

2. Какие основные постулаты джайнизма?

3. Почему незнание является причиной страдания?

4. Назовите четыре благородных истины буддизма. Как они взаимосвязаны?

5*. Будда высказал ряд положений, имеющих философский характер:

– Все вещи обусловлены, ничего не существует само по себе;

– Все изменяется, нет ничего постоянного;

– Нет никакой перманентной субстанции, нет и Бога;

– Одна жизнь по закону Кармы творит другую жизнь, и этот процесс непрерывен.

Как данные положения связаны с четырьмя благородными истинами? Аргументируйте свой ответ.
Задание №2. Решите упражнение

1. Будда отказался дать ответ на 5 вопросов (стараясь избежать защиты двух неправильных идей: о постоянстве и уничтожении):

– Вечен ли мир?

– Конечен ли мир?

– Тождественна ли душа с телом?

– Бессмертен ли познавший истину?

– Можно ли назвать его бессмертным или смертным?

Проанализируйте диалог Нагасены с Царем Милиндом и ответьте, какой принципиальный для буддизма вопрос обсуждали царь и Нагасена? Что доказал Нагасена? Какой диалектический прием использовал Нагасена в споре?

Царь: Вы говорите, что ваши братья по ордену называют вас Нагасеной? Что же такое Нагасена? Не хотите ли вы сказать, что волосы на голове – это Нагасена?

Нагасена: Я этого не говорил, великий царь.

Царь: Тогда не означает ли Нагасена ногти, зубы, кожу, мясо, жилы, жир и мозги?

Нагасена: Нет, великий царь.

Царь: Может быть это все вместе - 5 скандх: рупа (чувственные элементы); самскара (связи дхарм и их чередование), ведана (аффекты), санджня (восприятие, понимание), виджняна (самосознание) – составляют Нагасену?

Нагасена: Нет, великий царь

Царь: Может быть, все вместе и еще что-нибудь будет Нагасена?

Нагасена: Нет

Царь: Что же такое Нагасена? Это пустой звук? Кто же тогда Нагасена?

Нагасена: Царь, ты приехал на колеснице или пришел пешком?

Царь: На колеснице, уважаемый.

Нанасена: Что такое колесница? Это остов? Это колесо?

Царь: Нет, почтенный.

Нагасена: Тогда, значит, все эти части составляют колесницу?

Царь: Нет, господин.

Нагасена: Тогда, может быть, есть что-то вне их, составляющее колесницу?

Царь: Нет, почтенный.

Нагасена: Царь утверждает, что приехал на колеснице, но не может в точности сказать, что именно он утверждал?

(Цит. по: Мень А. История религий: в 7 т. Т. 3. М., 1992. С. 131-132)
2. Проанализируйте рассуждение из «Сарва-даршана-самграха» Мадхавы. К какому течению индийской философии оно принадлежит?

«Единственное счастье человека – в достижении чувственных удовольствий. Адом же называют страдания, порожденные страхом перед шипами и другими земными горестями. Раджа, существование которого очевидно для мира, - вот кто известен как всемогущий, а не что-то потустороннее».

(Цит по: Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 2001. С.143).
Задание №3. Найдите правильный ответ и обоснуйте его:

1. Космическое духовное начало, безличный абсолют в индийской философии:

А) атман

Б) дхарма

В) карма

Г) брахман

2. Индивидуальное духовное начало в философии Индии:

А) атман

Б) дхарма

В) карма

Г) брахман

3. Закон воздаяния в индийской философии – ………

4. Центральное понятие буддизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:

А) мокша

Б) дхарма

В) карма

Г) нирвана

5. Материалистическое учение в индийской философии:

А) буддизм

Б) чарвака

В) джайнизм

Г) брахманизм

6. Состояние «освобождения» от бесконечных перевоплощений:

А) мокша

Б) дхарма

В) карма

Г) нирвана

  1. Основатель йоги – …. ….

  2. В санкхье духовное начало мира:

А) пуруша

Б) дхарма

В) пракрити

Г) брахман

  1. Собрание древнеиндийских источников, гимнов в честь богов – … ….

  2. Сторонниками гедонизма в индийской философии были представители школы:

А) буддизма

Б) джайнизма

В) йоги

Г) чарваки



следующая страница >>