microbik.ru
1 2 3 4
ПРАКТИКУМ ПО ФИЛОСОФИИ. ИЗУЧЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ И ОСНОВНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ТЕКСТОВ

1. Учение о Дао и принцип «не-деяния» («у-вэй») в даосском трактате «Дао дэ цзин»

  • Что говорит Лао-цзы о Дао? Какую роль играет оно в мироз­дании?

  • Что означает принцип «не-деяния» в понимании даосов?

  • Каким, согласно «Дао дэ цзин», должен быть человек, дос­тигший гармонии с Дао?

  • Что означает принцип постоянства?

См.: Дао дэ цзин. §1-2; 4-6; 8-11; 14-18; 21-25; 32; 34; 37-38; 40-43; 47-48; 51-52; 55-64 // Древнекитайская философия. Собр. текстов: В 2 т. Т. 1. М., 1972. С. 114-138.

Дополнительная литература

Дао и даосизм в Китае. М., 1972.

Лукьянов А. Е. Даодэцзин: предфилософия и философия // Философские науки. 1989. № 2.

    1. Учение о «Благородном муже» и принципах управления государством в трактате Конфуция «Лунь юй»

  • Какими качествами должен обладать «благородный муж» («цзюнь-цзы»)?

  • Какую роль играет в конфуцианстве принцип уважения старших и почитания родителей?

  • Что понимает Конфуций под человеколюбием?

  • На чем основано справедливое управление государством?

  • Что необходимо, по мысли Конфуция, чтобы в государстве царили спокойствие и порядок?

См.: Лунь юй. Гл.1, п. 2, 4, 6, 8, 10, 12-13, 16; гл. 2, п.1, 3-4, 10-20; гл. 3. п. 7, 26; гл. 4, п. 1-5, 8-11, 14-15, 22-25; гл. 6, п. 16-19, 27-28; гл. 7, п. 1-3, 6-8; 23-29; гл. 12, п. 1-22; гл. 13, п. 3, 6, 23-27; гл. 14, п. 23-28; гл. 15 // Древнекитайская философия. Собр. текстов: В 2 т. Т. 1. М., 1972. С. 139-174.

Дополнительная литература

Китайская философия: Энцикл. словарь. М., 1994.

Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981.

Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983.

  1. Учение о Брахмане и бессмертной душе, о карме и пути освобождения в индуистском трактате «Бхагавад-гита»

  • Что говорит Кришна Арджуне о бессмертии души и круго­вороте смертей и рождений?

  • Что такое карма? Почему деятельность человека должна со­ответствовать долгу, а не личной выгоде?

  • Что называет Кришна сокровенным «абсолютным знанием» и каковы причины заблуждений?

  • В чем сущность йоги как пути достижения единства с Брах­маном?

  • Что говорится в «Бхагавад-гите» о высшем божественном Абсолюте - Брахмане?

См.: Бхагавад-гита. Гл. 2 (т. 14-20; 24-28); гл. 3 (т. 4-9; 38-43); гл. 4 (т. 35-42); гл. 7 (т. 1-14); гл. 8 (т. 1; 3; 9; 11-22); гл. 9 (т. 1-5; 8-10; 13-19); гл. 10 (т. 18-20; 32-33; 39-42); гл. 12 (т. 1-20); гл. 15 (т. 12-20). Полн. изд. с подлинными санскритскими текстами: В 2 т. М.; Л., 1990.

Дополнительная литература

Костенко В. С. Классическая веданта и неоведантизм. М., 1983.

Семенцов В. С. Бхагаватгита в традиции и современной научной критике. М., 1985.

  1. Благородные истины» буддизма и учение о нирване в поэ­ме Ашвагхоши «Жизнь Будды»

  • Что представляет собой восьмеричный путь освобождения от страданий, о котором говорит Будда в знаменитой бенаресской проповеди?

  • Почему Будда называет этот путь «срединным»? Каких крайностей следует избегать человеку, который стремится пос­тичь истину?

  • Почему Будда не признает своего личного имени - Гаутама? Каково отношение буддизма к личному «Я»?

  • Что такое «колесо Закона»?

  • В чем суть четырех «благородных истин» буддизма?

См.: Ашвагхоша. Жизнь Будды. § 15, 16, 25-26. М., 1990. С. 155-165, 172-173, 218-229.

Дополнительная литература

Лысенко В. Г. Опыт введения в буддизм. Ранняя буддистская философия: Учеб. пособие. М., 1994.

Щербатский Ф. И. Философское учение буддизма // Восток - Запад. Ис­следования. Переводы. Публикации. Вып. 4. М., 1989.

  1. Образ философии в диалоге Платона «Пир»

  • Каково происхождение Эрота и какими качествами наделя­ет его Диотима в беседе с Сократом?

  • Какие черты Эрота являются характеристиками философии?

  • Каково отношение между философией и мудростью?

  • Опишите образ философа, созданный Платоном в данном диалоге.

См: Платон. Пир. Речь Сократа: цель Эрота - овладение благом // Пла­тон. Собр. соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1993. С. 108-122.

Дополнительная литература

Адо П. Что такое античная философия. М., 1999.

Асмус В. Платон. М., 1975.

  1. Образ идеального государства в диалоге Платона «Госу­дарство»

  • В чем усматривает Платон причины возникновения госу­дарства?

  • Какие четыре формы правления исследует Платон, как они связаны между собой?

  • 3а что критикует Платон демократию?

  • Какие четыре добродетели выделяет Платон в образе иде­ального города-государства?

  • Как определяет Платон справедливость?

См.: Платон. Государство // Платон. Собр. соч.: В 3 т. Т. 3. Ч. 1. М., 1971. С. 145-152, 217-232, 356-382.

Дополнительная литература

Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976.

История философии. Запад - Россия - Восток. Кн. 1. М., 1995.

  1. Аристотель о предмете и основных принципах метафи­зики (трактат «Метафизика»)

  • Что выделяли в качестве начала всего, или первой причины бытия, ранние древнегреческие философы? Назовите основные версии решения этой проблемы.

  • Как определяет начала Аристотель и какие виды их он вы­деляет?

  • Что такое причина, на какие виды причин указывает Арис­тотель?

  • Как определяет Аристотель основные понятия метафизики: сущее, сущность, бытие, небытие?

  • Какая наука изучает сущее как таковое?

См.: Аристотель. Метафизика. Кн. 1: гл. 3-7; Кн. 4: гл. 1-2; Кн. 5: гл. 1-4, 7-8; Кн. 6: гл. 1; Кн. 7: гл. 1, 3 // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1976. С. 70-81, 145-150, 155-157, 180-182, 187-188, 189-191.

Дополнительная литература

Гайденко П. П. Онтологический горизонт натурфилософии Аристотеля // Философия природы в античности и средние века. М., 2000.

Чанышев А. Н. Аристотель. М., 1981.

  1. Учение о государстве и основных принципах государ­ственного устройства в «Политике» Аристотеля

  • Как определяет Аристотель сущность государства?

  • Что говорит Аристотель о природе человека?

  • Как определяет Аристотель понятия гражданина и государ­ственного устройства?

  • Какие виды государственного устройства выделяет Аристо­тель и каковы критерии их различения?

  • Что является государственным благом, согласно Аристоте­лю, и ради чего существует государство?

См.: Аристотель. Политика. Кн. 1, 3-4 //Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1983. С. 376, 378-384, 444-446, 453-457, 460-462, 467, 506-510.

Дополнительная литература

Богомолов А. С. Античная философия. М., 1985. Гл. III.

Доватур А. И. «Политика» Аристотеля // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1983, С. 38-52.

  1. Сенека о благе и добродетели как основании счастливой жизни в трактате «О счастливой жизни»

  • Что называет Сенека подлинным благом и почему?

  • Как философ определяет счастье, зависит ли оно от удо­вольствия?

  • Кого Сенека почитает мудрецом?

  • Что составляет основу мудрой жизни?

  • Всегда ли тождественны понятия философа и мудреца?

См.: Сенека Л. А. О счастливой жизни // Римские стоики. Сенека, Эпик- тет, Марк Аврелий. М, 1995. С. 168-190.

Дополнительная литература

Батлук О. В. Философия образования Сенеки: кризис цицероновского идеала // Вопр. философии. 2001. № 1.

Лосев А. Ф. Поздние стоики // Римские стоики. Сенека. Эпиктет. Марк Аврелий. М., 1995.

  1. О власти светской и духовной в трактате Аврелия Ав­густина «О Граде Божием»

  • Почему Августин называет государства «разбойничьими шайками»?

  • Кому с точки зрения Августина принадлежит власть разда­вать царствование?

  • В чем различие между царством земным и небесным?

  • Что понимает Августин под Градом Божием?

  • Какую роль играет божественное провидение в жизни госу­дарства?

  • Какими двумя родами любви образованы два града: земной и небесный?

См.: Августин Блаженный. О Граде Божием. М., 2000. С. 160-166, 210-212, 229-234, 256-264, 511-528, 653-663, 675-688, 700-704.

Дополнительная литература

Кремона К. Августин из Гиппона: Разум и Вера. М., 1995.

Марру А. Святой Августин и августианство. СПб., 1999.

  1. О взаимоотношениях науки и веры в произведении Фо­мы Аквинского «Сумма теологии»

  • Какая наука, согласно Фоме Аквинскому, основана не на истинах разума, а на Божественном откровении?

  • Сколько путей доказательства Бытия Бога обосновывает Фома Аквинский?

  • Почему ничто, кроме Бога, не может быть бесконечным?

  • Какие два вида интеллекта выделяет Фома Аквинский?

  • Что означает утверждение Фомы Аквинского: «познание ис­тины двояко»?

См.: Фома Аквинский. Сумма теологии // Антология философии средних веков и эпохи Возрождения. М., 2001. С.197-220.

Дополнительная литература

Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1966.

Стангене Д. Проблема соотношения разума и веры в средневековой фи­лософии // Вопр. философии. 1999. № 7.


  1. Проблема соотношения власти и морали в трактате Н. Макиавелли «Государь»

  • Какую власть Н. Макиавелли называет гражданской, а какую духовной? Каким образом они устанавливаются и на чем основаны?

  • В чем, согласно Н. Макиавелли, заключена тайна сильной власти государя?

  • Должен ли государь быть добродетельным и какие положи­тельные качества ему следует иметь?

  • Почему Н. Макиавелли считает, что для государя опасно иметь только положительные нравственные качества?

  • Что важнее для удержания власти: быть подлинно доброде­тельным или уметь таковым казаться? Каковы аргументы Н. Ма­киавелли?

См.: Макиавелли Н. Государь. Гл. IX, XI, XIV-XVIII // Макиавел­ли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искус­стве. Мн., 1998. С. 53-57, 60-62, 73-87.



следующая страница >>