microbik.ru
1
Практическая работа №3

Конспект урока



ФИО Вторушина Ирина Петровна






Место работы: Республика Бурятия, Кабанский район,

МБОУ «Кабанская СОШ»






Должность учитель русского языка и литературы






Предмет русский язык






Класс 5






Тема и номер урока в теме Понятие о спряжении глаголов.

Личные окончания глаголов I и II спряжения. ( в теме 1 урок)






Базовый учебник Разумовская М.М., учебник русского языка, 5 класс, 2008г.




8.Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о спряжении.

Обобщить языковой материал в алгоритм определения спряжения

9.Задачи:

Обучающие:
1. Помочь ученикам «открыть» новое знание – наличие у глаголов двух спряжений и запомнить окончания каждого – развитие лингвистических компетенций.

Развивающие:

  1. Развивать умение определять спряжение глаголов по их личным окончаниям.

  2. Развитие мыслительных операций: анализ, синтез, классификация, построение логической цепи рассуждения

  3. Развитие психических процессов: внимание, восприятие, память.

  4. Развитие орфографической зоркости.

  5. Развитие связной устной и письменной речи, т.е.развитие языковой и коммуникативной компетенций.

  6. Через работу с интерактивной доской способствовать развитию информационных и коммуникационных технологий.

Воспитывающие:

1.Воспитывать умение работать в коллективе.

2. Воспитывать культуру речи путем работы с художественными произведениями А..Пушкина

Место урока: первичное знакомство со спряжением глагола.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

Межпредметные связи: литература, живопись – произведения А.С.Пушкина.

Здоровьесберегающий эффект: работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки, поддержание интереса к учёбе и снижение утомляемости.

Оборудование:

Интерактивная доска (урок составлен в программе SMART Notebook), цифровые образовательные ресурсы, карточки

Методы и приемы обучения:

Частично - поисковый, исследовательский, репродуктивный; беседа, фронтальный опрос, инструктаж, работа с текстом, практическая работа, творческая работа

Формы организации:

Индивидуальная работа, работа в парах, коллективная деятельность

Структура и ход урока

Этап урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ЦОР, используемые на уроке


Оргмомент

Цель: Подготовить учащихся к работе на уроке, психологически настроить на предстоящее занятие

2

-Наш урок мы сегодня проведем в форме путешествия по сказкам знаменитого русского писателя А.С.Пушкина.

-какие сказки Пушкина вы знаете?

-почему Маршак назвал Пушкина эталоном языка?

Эталон — мерило, образец для подражания, сравнения.

Запись числа и классной работы, одну строку для темы оставляем - тема позже

Называют сказки Пушкина, вспоминают, о чем эти произведения


Интерактивная доска

Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Сказка о золотом петушке

Сказка о попе и о работнике его Балде

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»




Актуализация знаний

Цель этапа:

Организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала.

Активизировать мыслительные операции:
- анализ и синтез;
- сравнение и сопоставление;
- классификация

4

Слушаем аудиозапись.

-Какие части речи выделены в тексте?
-Проводится игра “Спроси соседа о глаголе”

Анализ выделенных слов
Вопросы по теме «Глагол» учащиеся готовят друг для друга дома

Задают вопросы одноклассникам, оценивают ответы

Звучит аудиозапись

«У лукоморья».



Наблюдение языкового материала. Цель:

выделение объектов изучения, анализ языкового материала.

Постановка проблемы урока


3

-Проанализируйте окончания выделенных глаголов в 3 части,

- выпишите глаголы в 3 столбика, поставьте ударение

-сформулируйте проблему, над которой мы будем сегодня работать
Постановка проблемы и обозначение темы урока:

Спряжение глаголов.
- чтобы узнать, почему у одних глаголов окончания с буквой е, а у других с буквой и, мы должны с вами вспомнить, что такое спряжение, а для этого мы отправимся сегодня в путешествие в сказочную страну «Лукоморье», где (читаю сказку Лысенко И,А.) . таким я представила глагол, а такими его двоюродных братьев - Первуша Спряженец и Вторак Спряженец (такие славянские имена дали им при рождении). По сказке глагол не смог переплыть океан и вернулся домой, а мы изменим сюжет и преодолеем море трудностей. Пусть они встретятся.

Анализ глагольных окончаний ,

вывод-

- у некоторых глаголов окончание ударное ,

-в безударном окончании может быть окончание –ит или –ет.

Проблема урока: когда в окончаниях глагола пишется буква е, а когда и.
Выявляют тему урока: Спряжение глаголов. Правописание безударных окончаний глаголов.



Работа с текстом

«У лукоморья»

Изучение темы

3

Итак, 1 шаг на пути:

-что такое спряжение?

Проспрягаем глаголы помогу, говорю (строим таблицу, запись только окончаний)

-назовите личные окончания глаголов.

-назовите гласные, которыми различаются глаголы
- Кто может сделать выводы?

- идёт, несёт, бредёт? какого спр. эти глаголы?

- какого же спряжения глаголы тужит, служит?

- а чахнет, пахнет?

- а если здесь не обозначено окончание, что делать? (2 часть лукоморья)


Устно:

-спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам (по таблице спрягаем глаголы)

- У глаголов 2 типа спряжения: I спряжение и II спряжение.

- 1 спр. оконч. е, ут, ют

- 2спр. оконч. и, ат.ят

- если ударное окончание, то спр. можно определить просто по оконч.

- спряжение можно определить по окончанию
выпишите глаголы 1 и 2 спряжения
?

На интерактивной доске

Таблица

«Спряжение глаголов»

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3b8fdf43-cb15-42ec-b29a-4eedc3ae8ffd/?from=a9edc143-9231-4bbb-abf0-0cb110d1609f&interface=themcol


Создание проблемной ситуации.



3

2 звено: Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола.

Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени.

-стр. 215 учебника, прочитайте и скажите, какие глаголы отн. к 1и 2 спр.

Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, надо определить его спряжение .

Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по неопределенной форме


Работа с учебником, стр. 215







5

Ко II спряжению относятся глаголы, которые в неопределенной форме оканчиваются на -ить: строить строит, строят, исключение лишь составляют глаголы брить и стелить (т.е. они относятся к I спряжению) ; 4 глагола на -ать: гнать, держать, слышать, дышать; 7 глаголов на -еть: вертеть, видеть, обидеть, смотреть, зависеть, ненавидеть, терпеть. Эти 11 глаголов можно легко запомнить, выучив стихотворение:

Ко второму же спряженью Отнесем мы, без сомненья, Все глаголы, что на -ить, Исключения: брить, стелить.

И еще: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, дышать, держать, вертеть И зависеть и терпеть.

Остальные глаголы относятся к I спряжению: мыть - моют, моет; полоть - полет, полют; тянуть - тянет, тянут и др.


Запись в тетрадях

2 спр. все на –ить

4 на –ать

7 на –еть

1 спр.- все остальные +брить, стелить


Интерактивная таблица

Физминутка

1

Настало время сделать перерыв и отдохнуть. Если вы услышите глаголы I спр., вы поднимаете руки вверх и делаете хлопок над головой, если глагол II спр. – встаете.


Ученик называет глаголы: идешь, летишь, молчат, растет, кричите, плывут, горишь.

Дети выполняют упражнения.)





Первичное закрепление материала

Активизация мыслительных операций:
- анализ и синтез;
- сравнение;
- обобщение;
- конкретизация

3

3 звено

«Один лишний»

На доске

Пишем, вяжем, стираем, дружим
Строим, клеим, отвечаем,  говорим,
Молчат, сеют, думают, живут
Чита.м, дела.шь, лет.шь, груст.шь

Устно составьте предложения с лишними словами.

Ученики в парах обсуждают задание, затем выступают представители от групп- на доске перенести

(т.к. это глагол II спряжения, а остальные – I)

(т.к. это глагол II спр., а остальные – I) .







5

4 звено

Работа с отрывками из пушкинских произведений

Задание называется “ Найди свой глагол”.

Задание ЕГЭ А15 для тех, кто быстро делает Застав…шь Гон…шь

Ученики выписывают глаголы в 2 столбика по спряжениям.

Индивидуально выходят к доске и вписывают окончания.


Интерактивная доска

Творческая работа

6

5 звено

Сказки Пушкина вдохновили множество художников, и представить здесь все иллюстрации невозможно.

Иван Яковлевич Билибин (1876 - 1942) - выдающийся русский художник. Особенную популярность завоевали его иллюстрации к русским народным сказкам и былинам, к сказкам А.С. Пушкина,. Произведения Билибина хранятся в лучших музеях России и Мира

- что общего между картиной Билибина и сказкой Пушкина


Сравнение картины и художественного отрывка.
Написать мини-сочинение по картине, используя глаголы разных спряжений.
Слушаем сочинения.

Слушаем аудиозапись отрывка.

Подведение итогов

4

Соединяем цепь, опираясь на интерактивную таблицу

Составляем кластер (растущий пучками, гроздями)- от основного понятия к частным конкретизациям

Ребята составляют алгоритм определения, желающим раздаю подсказки

-ударные,безударные окончания

-ударные по буквам в окончаниях

-безударные (неопр. форма)

- Вспоминаем правило: 2 типа спр.

-Вставляем окончания


http://school-collection.edu.ru/catalog/res/fe11d8e7-91fd-452a-a36b-bf768c522990/view/


Рефлексия

Цель:

Активизация осмысленного восприятия изученного

3

Раздаю карточки заранее

Прием «Инсерт»

Дети заполняют карточки

1.Изменение глаголов по лицам и числам называется___________.
Глаголы бывают______
Глаголы относятся к I или II спряжению в зависимости от______

Ко 2 спряжению относятся ____________

К 1 спр.

2.Я это знал_______

Это новые сведения для меня_________

Я хочу узнать об этом более подробно____

Я не все понял, поэтому прочитаю дома учебник, а завтра задам в классе свои вопросы__________

карточки




1

Вот и закончилось наше путешествие. Наши герои тоже встретились, теперь они живут все вместе, поют песенки и играют веселую музыку. А помогли нам в этом сказки Пушкина.




Домашнее

задание




Проспрягать глаголы бежать,хотеть





Приложение к плану-конспекту урока

Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Интерактивная гипертекстовая трёхуровневая таблица, иллюстрирует личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения, открывающиеся вложения содержат текстовые комментарии и примеры спряжения глаголов.


Материал для изучения новой темы

Интерактивная гипертекстовая трёхуровневая таблица

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3b8fdf43-cb15-42ec-b29a-4eedc3ae8ffd/?from=a9edc143-9231-4bbb-abf0-0cb110d1609f&interface=themcol


2

Мультимедиа урок. Поддерживает тему "Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов. Исключения 1 и 2 спряжений. Разноспрягаемые глаголы".

Материал для повторения.


иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/fe11d8e7-91fd-452a-a36b-bf768c522990/view/