microbik.ru
1 2 ... 9 10

Предмет и метод зем. права

Предметом отрасли права явл. определ-я группа общ-х отношений, регулируемая соответ-щими нормами права. Таким образом, отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель и регулируемые нормами земельного права, составляют предмет этой отрасли права. Для хар-ки отрасли права вообще и земельного права в частности наряду с предметом важно выявление особенностей метода регулирования земельных отношений. Под методом отрасли права понимается способ воздействия норм данной отрасли права на поведение участников общественных отношений, т.е. земельных отношений. Предоставление земли для хоз. Нужд производится на основании решения компетентного гос-го органа. Те же органы выносят решение об изъятии (выкупе) земли или каких-либо изменениях в праве землепользования. Возникновение, изменение или прекращение земельных правоотношений происходит на основании административно-правового акта – решения (постановления) гос. органа. Однако в этом случае данный гос. орган выступает в кач-ве хозяйствующего субъекта, иными словами «управляющего гос-ым земельным им-вом», а не как «власть». Для админстративно-правового метода регулирования общественных отношений характерно проявление «власти и подчинения». Этот метод не исключен в земельных отношениях. Участники таких отношений не равноправны, ибо один дает обязательные для исполнения предписания, а др. обязан их исполнять. Так, административно-правовым методом регулируется предоставление и изъятие земли для целей обороны, охраны природы, прокладки коммуникаций, а также некоторые др. отношения. Административный метод распростр-ся не на все виды земельных отношений. Так, на стадии предоставления гос. земли в пользование может применяться админ-ый метод, но уже на следующей за этим стадии – при внутрихозяйственном планировании использования земли – применение этого метода значительно ограничено, что видно на примере сельского хоз-ва. Новое зак-во расширяет права всех землепользователей, запрещая вмешательство в их хоз-ую деят-ть. В отличие от административно-правового метода здесь применяется метод дозволения. Земельное право дает правомочие землепользователю свободно действовать, тогда как орган государственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений, ограничивающих хозяйственную свободу землепользователя. Если в одних случаях допускается метод администрирования, то в процессе внутрихозяйственного использования земли – смешанный метод, т.е. в основном свободное дозволение и в ограниченных законом случаях – администрирование.

Использование земли на праве безвозмездного (срочного) пользования

1. В БСП могут предоставляться ЗУ:1) из земель, находящихся в гос-ной или муниц-й собственности, исполнит-ми органами гос-ной власти или омс, предусм-ми ст- 29 ЗК, юр-м лицам, указанным в п. 1 ст.20 ЗК, на срок не более чем 1 год; 2) из земель, находящихся в собственности гр-н или юр-ких лиц, иным гр-нам и юр-ким лицам на основании дог-ра; 3) из земель организаций, указанных в п.2 наст.ст., гр-нам в виде служебного надела; 4) из земель, находящихся в гос-й или муниц-й собственности, исполн-ми органами гос-ной власти или ОМС, предусм-ми ст.29 ЗК, религиозным организациям в соот.с п. 3 ст. 30 и п. 1 ст. 36 ЗК. 2. Служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в т.ч. организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, гос-х природных заповедников и национальных парков. Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законод-вом РФ и законод-вом субъектов РФ. Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им ЗУ. Права и обязанности лиц, использующих служебные наделы, определяются в соответствии с правилами п. 1 ст.41 и абз. 2 - 4, 7 - 9 ст. 42 ЗК. 41ст. Права лиц использующих служебные наделы: использовать в устан-м порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соот. с законод-м РФ; возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соот. с целевым назначением ЗУ и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; проводить в соот. с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и др. мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соот. с установленными законод-вом экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными спец-ми требованиями; осущ-ть др. права на использование ЗУ, предусм-е законода-вом. Имеют право на: посевы и посадки с/х культур, полученную с/х продукцию и доходы от ее реализации, за искл. случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование; расположенные на земельном участке многолетние насаждения, за искл.случаев, устан-х Лесным кодексом РФ. Обязанности лиц использ-щих служебные наделы: (ст42 ЗК): использовать земельные участки в соот. с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, кот-е не должны наносить вред окр-й среде, в т.ч. земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и др. специальные знаки, установленные на земельных участках в соот.с законод-вом; осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и др. природными объектами; своевременно приступать к использованию ЗУ в случаях, если сроки освоения ЗУ предусм-ны дог-ми; соблюдать при использовании ЗУ требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусм-е ЗК, ФЗ.

Права и обязанности собственников зем. уч-в, землепользователей и арендаторов земельных уч-в.

1. Собственник ЗУ имеет право: 1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на ЗУ общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соот. с законод-вом РФ; 2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соот. с целевым назначением ЗУ и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; 3) проводить в соот. с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и др. мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соот. с установленными законод-м экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями; 4) осуществлять др. права на использование ЗУ, предусм-е законод-вом. 2. Собственник ЗУ имеет право собственности на: 1) посевы и посадки с/х культур, полученную с/х продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает ЗУ в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование; 2) расположенные на с/х многолетние насаждения, за исключением случаев, установленных Лесным кодексом РФ. Права на использование ЗУ землепользователями, землевладельцами и арендаторами ЗУ. 1. Лица, не являющиеся собственниками ЗУ, за искл. обладателей сервитутов, осущ-ют права собственников ЗУ. 2. Права лиц, использующих ЗУ на основании частного сервитута, определяются дог-м, права лиц, использующих ЗУ на основании публичного сервитута, определяются законом или иным н.п.а, кот-ми установлен публичный сервитут. Собственники ЗУ и лица, не являющиеся собственниками ЗУ, обязаны: *использовать земельные участки в соот.с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, кот-е не должны наносить вред окр-й среде, в тч земле как природному объекту; *сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на ЗУ в соот с законод-вом; *осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и др прир-ми объектами; *своевременно приступать к использованию ЗУ в случаях, если сроки освоения ЗУ в предусмотрены договорами; *своевременно производить платежи за землю; *соблюдать при использовании ЗУ требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; *не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соотв-щих категорий; *выполнять иные требования, предусмо-ные ЗК,ФЗ. Осуществление прав на земельный участок 1. Гр-не и юр-кие лица осуществляют принадлежащие им права на ЗУ по своему усмотрению, если иное не установлено ЗК,ФЗ. 2. Отказ гр-н и юр-их лиц от осуществления принадлежащих им прав на ЗУ не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных ст. 42 ЗК.

ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ

1. Использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. 2. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законод-вом РФ о налогах и сборах. 3. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниц-ной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами гос-ной власти субъектов РФ, ОМС. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды ЗУ. 4. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды ЗУ. 5. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК, фз, устанавливается кадастровая стоимость ЗУ. Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально - экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий. Объекты обложения земельным налогом: -земли сельхоз-го назначения, - земли поселений, - земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телвидения, информатики,земли для обеспечения космич-кой деят-сти, земли обороны, безоп-сти и земли специального назначения, - земли особо охраняемых территорий и объектов, - земли лесного фонда, -водного фонда, - земли запаса. Плательщики земельного налога- организации и физич-кие лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели, кот-м земля предоставлена в собственность, владение, польз-ние на территории рф. Начисление земельного налога гр-нам производится органами гос-й налоговой службы, кот-е ежегодно не позднее 1 авг. вручают плательщикам налога соот-щие платежные извещения. Учет плательщиков и исчисление налога производится ежегожно по сост на 1 июня. суммы налога уплачиваются равными долями. Если неуплата-то пени. Учет налогопл-ков осущ-ет гос-ная налоговая инспекция кот-ая еще производит контроль за правильностью исчисления и уплаты налога. Размер зем-го налога не зависит от результатов хоз-ной деят-сти собственников земли, землевлад-цев, землепольз-лей и устан-ся в виде стабильных платежей за еденицу земельной площади в расчете на год. За ЗУ неипольз-мые и использ-мые не по гназначению –двухкратная ставка. Размер арендной платы определяется дог-ром аренды и явл-ся сущ-ным условием дог-ра аренды земельн-го участка. Порядок исчисления и уплаты зем-го налога устан-ся законод-вом рф о налогах и сборах. Земельный налог это определенная сумма которую обязан ежегодно вносить ( уплачивать ) собственник земли, а также землепользователь и землевладелец. Арендная плата это тоже некая установленная сумма, но уже уплачиваемая за земли и земельные участки которые находятся в аренде. земельный налог взимается с общей площади и не важно занята ли земля какими либо постройками или нет. Основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.

ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ОХРАНЫ ЗЕМЛИ

Охрана земель-выполнение комплекса мероприятий, предусм-х законод-вом рф, направленных на охрану земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля в РФ охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. 2. Целями охраны земель являются: 1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; 2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. Содержание охраны земель: 1. В целях охраны земель собственники ЗУ, землепользователи, землевладельцы и арендаторы ЗУ обязаны проводить мероприятия по: 1) сохранению почв и их плодородия; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; 3) защите сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель; 4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; 5) сохранению достигнутого уровня мелиорации; 6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; 7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель. 2. В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Оценка состояния земель и эффективности предусм-х мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законод-вом санитарно-гигиенических и иных норм и требований. 3. Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия предусм-ным законод-вом экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям. 4. При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель. 5. Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окр среды Правительством РФ устанавливаются нормативы ПДК вредных веществ, вредных микроорганизмов и др. загрязняющих почву биологических веществ. Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования. 6. В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством РФ. 8. В целях повышения заинтересованности собственников ЗУ, землепользователей, землевладельцев и арендаторов ЗУ в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законод-вом и законод-вом о налогах и сборах.


следующая страница >>