microbik.ru
1 2 ... 18 19





ФИЛИАЛ ОАО «РЖД»

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА




ПРИКАЗ



«22» ноября 2010_ г. № 554/Н____


О введении в действие Инструкции по организации работ и действий должностных лиц при ликвидации чрезвычайных ситуаций с опасными грузами
На основании распоряжения ОАО «РЖД» от 29 июня 2010 года № 1405 Р «О единой модели перехода железных дорог на безотделенческую структуру управления», в соответствии с единой моделью управления и в целях совершенствования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с опасными грузами, обеспечения эффективных мер по локализации и взаимодействия работников Дальневосточной железной дороги и привлеченных формирований других ведомств п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить на железной дороге и ввести в действие с 1 декабря 2010 года Инструкцию по организации работ и действий должностных лиц при ликвидации чрезвычайных ситуаций с опасными грузами (далее-Инструкция).

2. Приказ начальника железной дороги от 28 июня 2008 года № 501/Н «О введении в действие Инструкции по организации безопасности перевозок опасных грузов, действий должностных лиц при ликвидации аварийных ситуаций» c 1 декабря 2010 года считать утратившим силу.

3. Заместителям начальника железной дороги, начальникам служб, дирекций, начальникам дорожных центров организации работы железнодорожных станций и железнодорожных станций, руководителям структурных предприятий железной дороги:

а) в месячный срок обеспечить изучение и проверку знаний с принятием зачета у всех работников, связанных с движением поездов и перевозкой опасных грузов, по требованиям Инструкции, утвержденной настоящим приказом;

б) установить контроль за выполнением настоящего приказа работниками железной дороги, связанными с движением поездов и перевозкой опасных грузов;

в) периодическую проверку знаний требований Инструкции проводить в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 26 декабря 2005 года № 2191р




Приложение

Утверждено приказом начальника железной дороги

от 22 ноября 2010 года № 554 Н
Инструкция по организации работ и действий должностных лиц при ликвидации чрезвычайных ситуаций с опасными грузами
1. Общее положение
1.1. Дорожная инструкция по организации работ и действий должностных лиц при ликвидации чрезвычайных ситуаций с опасными грузами (далее - Инструкция) устанавливает основные функции работников служб и дирекций при безотделенческой структуре управления по:

а)организации работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее -ЧС), обеспечению безопасности движения и проведению служебного расследования;

б) порядку ведения работ по ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, в целях безопасного производства работ и минимизации вреда от последствий данного происшествия с учетом требований действующих нормативных документов;

в) требованиям по оповещению причастных лиц и их действий.

1.2. Требования инструкции распространяются на работников ДВЖД -филиала ОАО «РЖД», дирекций центрального подчинения, привлекаемых по кругу своих служебных обязанностей к перевозке и проведению аварийно-восстановительных работ.

К подконтрольным объектам в системе перевозок опасных (далее - ОГ) и особо опасных грузов (далее-ООГ) относятся станции, осуществляющие операции с грузами данной категории, дистанции пути, вагонные депо, пункты подготовки вагонов, другие предприятия, связанные с перевозкой или получающие опасные грузы, а также подвижной состав.

1.3.Руководителям служб и дирекций при планировании мероприятий по контролю за соблюдением правил перевозки опасных грузов (далее-ППОГ) особое внимание следует уделять контролю в отношении сортировочных и участковых станций, обеспечивающих переработку свыше 1000 вагонов в месяц с ОГ и ООГ, пунктов подготовки вагонов-цистерн под погрузку ООГ, мест погрузки и выгрузки ООГ, а также вагоноремонтных предприятий, осуществляющих в полном объеме ремонт грузовых вагонов и цистерн из под опасных и особо опасных грузов.

1.4. Во исполнение Федерального закона от 11 ноября 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее-ФЗ № 68), постановления Правительства Российской Федерации (далее ПП РФ) от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», организация работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности в аппарате управления и других структурных подразделениях ДВЖД - филиала ОАО «РЖД», возложена на дорожную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее-НКЧС ПБ), возглавляемую первым заместителем начальника железной дороги.

1.5. Во Владивостокском, Комсомольском, Тындинском, Сахалинском регионах функции руководства системой по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности возложены на региональные комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее-РКЧС ПБ), возглавляемые заместителями начальника железной дороги по регионам.

1.6. На участке железной дороги Архара-Бикин (в границах ДЦС-1, Хабаровском регионе) функции руководства системой по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности возложены на региональную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, возглавляемую заместителем главного ревизора железной дороги по безопасности движения поездов по региону (далее зам. РБ рег.).

1.7. На категорированных по гражданской обороне объектах железной дороги, решение вопросов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности возлагается на объектовые комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее-ОКЧС ПБ) следующих ж.д. объектов: Хабаровск-1,2, Биробиджан, Облучье, Гродеково, 1-я Речка, Угловая, Партизанск, Ружино, Сибирцево, Уссурийск, Владивосток, Находка, Спасск-Дальний, Комсомольск, Совгавань-Ванино, Новый Ургал, Тында, Беркакит, Южно-Сахалинск, Холмск, возглавляемых руководителями объектовых комиссий (ДС).

1.8. Составы региональных и объектовых комиссий во Владивостокском, Комсомольском, Тындинском, Сахалинском регионах утверждаются заместителями начальника железной дороги по регионам, на участке железной дороги Архара-Бикин (в границах ДЦС-1), первым заместителем начальника железной дороги.

1.9.Ответственность за обеспечение своевременного выполнения установленного регламента действий работниками, связанными с ликвидацией последствий схода с рельсов подвижного состава и других железнодорожных транспортных происшествий, возлагается на руководителей соответствующих подразделений.

1.10.На основе настоящих инструктивных указаний руководители дорожной и региональных комиссий :

а) устанавливают порядок взаимодействия с органами управления, силами и средствами территориальной подсистемы единой Российской системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее-РСЧС), другими организациями, привлекаемыми к аварийно-восстановительным работам;

б) организовывают разработку и утверждают необходимые инструкции и другие нормативные документы (включая схемы оповещения) по особенностям организационной работы по восстановлению прерванного движения поездов, с учетом местных условий и технической оснащенности.

1.11.С учетом специфики выполняемой работы, а также в соответствии ФЗ № 68, должны разрабатываться организационно-планирующие документы по защите и эвакуации сотрудников при ЧС природного и техногенного характера.

C учетом вышеуказанных требований должны быть:

а) общие по региону и отдельно на станциях налива, инструкции по действиям при возникновении течей при перевозке опасных грузов;

б) приказ, положение об региональной (объектовой) комиссии ;

в) на станциях по перечню, утвержденному руководством дирекции по управлению движением, оперативные планы действий при возникновении инцидентов и ЧС с ОГ (устранение течей, ликвидация аварийных ситуаций);

г) на предприятиях, имеющих опасные производственные объекты (далее –ОПО), согласно требований федерального закона от 19.07.1997 года № 116 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - ФЗ № 116) - паспорта безопасности и планы ликвидации аварийных ситуаций (далее – ПЛАС);

д) в ДЦУП, ДЦС, в аппарате зам. РБ - выписки дорожного плана ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее-ПЛАРН).

1.12. В технологических процессах (далее ТП) ж.д. предприятий (станций, ТЧ, ПЧ, ПТО, ВП, ПП), связанных как с перевозкой ОГ и получением, так и ликвидацией последствий, должен быть:

а) указан порядок определения характера опасности груза, проведения инструктажа ;

б) порядок получения, выдачи средств индивидуальной защиты (далее-СИЗ), места хранения (согласно ПЛАРН), требования по безопасной технологии производства работ.

1.13.Приказами по предприятиям, центрам, станциям (структурным подразделениям дирекции по управлению движением), службам и дирекциям, связанным с перевозкой опасных грузов, должны быть назначены ответственные лица за организацию обучения и инструктажа работников.

1.14.Ответственность за организацию обучения (по тематике, предусмотренной приложением № 1 к указанию МПС России от 03.09.1999 г. № Г 1899 у), проверки знаний и инструктажа по требованиям нормативных документов у работников, связанных как с перевозкой опасных грузов, так и привлекаемых к ликвидации инцидентов с опасными грузами, возложена на руководителей причастных служб и дирекций дорожного подчинения –на членов комиссии НКЧС ПБ.

1.15. С учетом ст. 10 федерального закона от 10.01.2003 № 18 ФЗ «Устав ж.д. транспорта Российской Федерации» (далее-ФЗ № 18), в долгосрочных договорах об организации перевозок, должен быть отражен порядок взаимодействия при АС, ответственность сторон за ненадлежащее исполнение обязательств при нарушениях безопасности, в том числе в соответствии со ст. 19 и 98 -ответственность грузоотправителя за использование непригодных цистерн, искажение сведений в перевозочных документах, которые привели к возникновению обстоятельств, влияющих на безопасность движения, а также порядок возмещение затрат владельцу инфраструктуры и перевозчику.
2. Классификация ЧС по признакам и масштабам.
2.1.Согласно ФЗ № 68, постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304, (далее - ПП РФ № 304), установлены следующие уровни чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; чрезвычайная ситуация локального характера, муниципального характера, межмуниципального характера, регионального характера, межрегионального характера и федерального характера.

2.2.Критерии для определения уровня ЧС по воздействию на жизнедеятельность населения и объему ущерба установлены :

а) постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304, определяющем уровни ЧС и общие требования при ликвидации ;

б ) постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. № 613, определяющем объемы по отнесению к уровням ЧС ;

в) нижний уровень чрезвычайной ситуации установлен приказом Министерства природных ресурсов российской федерации от 3 марта 2003 г. № 156 (далее -приказ МП № 156), приложение № 4 к Инструкции.

2.3. Для оценки негативного влияния железнодорожного транспорта по созданию потенциальной угрозы транспортных происшествий и событий, согласно классификатора нарушений безопасности перевозок опасных грузов на железных дорогах, (регистрационный код классификатора 399665, приложение № 8), утвержденного ЦРБ 28.05.1999 (далее классификатор ЦРБ), учету подлежат аварийные ситуации (далее-АС) и инциденты, при которых возникает потенциальная угроза возникновения ЧС.

3. Общие требования при аварийных ситуациях с опасными грузами
3.1.Мероприятия по ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами должны проводиться исходя из требований :

а) сложившейся обстановки с учетом свойств грузов, их взрывопожарной опасности для людей и животных;

б) соблюдения мер безопасности и предосторожности, предусмотренных Правилами перевозки грузов и аварийными карточками на каждый опасный груз;

в) «Санитарных правил по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте» (далее- СП 1250-03).

3.2. В зависимости от масштаба аварийной ситуации и прогнозов возникновения ЧС, с учетом регламента оповещение может осуществляться по двум вариантам:

а) при аварийной ситуации, инциденте с опасным грузом, последствия которых не выходят за пределы объекта, не вызывают особой опасности для людей и когда не достигнут нижний уровень ЧС-оповещается поездной диспетчер, (для организации уведомления руководства дороги и причастных руководителей служб и дирекций), начальник станции, для уведомления зам. начальника дороги по региону (или зам. РБ рег.), при необходимости представитель Дальневосточного территориального отдела Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту (далее-ДВТО Роспотребнадзора);

б) при аварийной ситуации, последствия которой соответствуют критерию нижнего уровня ЧС, а также выходят за пределы полосы отвода железной дороги и представляют потенциальную угрозу поражения людей, животных, загрязнения окружающей среды, дополнительно оповещаются местные органы власти и территориальные органы МЧС, согласно схемы оповещения приложение № 1 и требований п. 4.15 данной Инструкции.

3.3. На основании статьи 21 федерального закона от 10.01.2003 № 17 ФЗ «О ж.д. транспорте в Российской федерации» (далее -ФЗ № 17), грузоотправители и грузополучатели обеспечивают безопасность перевозок ОГ и должны иметь мобильные подразделения, необходимые для ликвидации аварийных ситуаций и их последствий.

При заключении договоров причастные руководители должны акцентировать внимание на выполнение п.1.15 данной Инструкции.

3.4.Владелец инфраструктуры (собственники подвижного состава, ОПО) и перевозчик, обязаны в пределах технических возможностей, имеющихся у них восстановительных и противопожарных средств, принимать участие в ликвидации последствий транспортных происшествий.

3.5.В соответствии с требований ст. 19 ФЗ № 18, грузоотправители несут ответственность за убытки, возникшие в процессе перевозки по их вине. Ответственность сторон за ненадлежащее исполнение обязательств, должна отражаться в протоколах служебных расследований.

3.6.Установленным порядком на железную дорогу возложено осуществление контроля за движением особо опасных грузов, производство необходимых восстановительных работ для открытия движения поездов, предоставление железнодорожных транспортных средств для экстренной доставки к месту аварии газоспасателей, аварийно-спасательных формирований и воинских частей, а также оповещение территориальных органов МЧС и предприятий грузоотправителей, рабочих и служащих дороги, пассажиров и населения, проживающего вблизи железнодорожных станций с использованием существующей сети связи, ведомственной громкоговорящей и электросвязи.

3.7. При возникновении аварийной ситуации с опасными грузами, сопровождаемых проводниками или специалистами грузоотправителя (грузополучателя) последние, по требованию представителя перевозчика обязаны:

а) принять все необходимые меры к предотвращению угрозы людям, повреждения подвижного состава, сооружений, грузов, других последствий;

б) установить возможность и условия дальнейшего следования грузов и при необходимости совместно с локомотивной бригадой принять меры к прекращению движения поездов, маневровой работы и к недопущению доступа посторонних лиц в опасную зону;

в) после осмотра места происшествия доложить о создавшейся обстановке и требуемых мероприятиях по обеспечению безопасности: на перегоне-машинисту локомотива, на станции - дежурному по станции;

г)по прибытии на место аварийной ситуации аварийно-восстановительных и пожарных подразделений сообщить их руководителям о состоянии груза, подвижного состава и требуемых мерах безопасности при ведении аварийно-восстановительных и спасательных работ.

3.8. Осуществление мероприятий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в части мер безопасности при выполнении работ с указанными грузами или вагонами, производится по согласованию с сопровождающими их проводниками или специалистами и при их участии.

3.9. Опасные грузы согласно ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация. Знаки опасности» делятся на 9 классов. На каждый опасный груз разрабатываются аварийные карточки, в которых указываются свойства груза, их пожаро- и взрывоопасность, опасность для жизни людей, конкретные меры безопасности и предосторожности, действия при возникновении аварийной ситуации и порядок ликвидации ее последствий, которые являются основой для проведения инструктажа при возникновении инцидентов.

Классификация опасных грузов, общая характеристика их свойств приведены в Правилах перевозки опасных грузов (далее-ППОГ), утвержденных советом по железнодорожному транспорту государств участников Содружества (протокол от 21-21 мая 2009 года № 50), и «Правилах безопасности и порядке ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам» (далее-ЦМ 407), а также в приложении № 17 к Инструкции.
4. Порядок оповещения и передачи информации при аварийных ситуациях с опасными грузами
4.1. Об аварийном происшествии или инциденте при перевозке опасных грузов сменный персонал предприятий железной дороги или локомотивная бригада согласно схемы оповещения (приложение № 1), через ДСП и ДНЦ должны сообщить начальнику смены ДЦУП :

а) для уведомления об этом НКЧС ПБ, других причастных организаций, (если в зоне аварийной ситуации возникла угроза населению или заражения местности) согласно общей схемы оповещения (приложение № 1) и требований нормативных документов;

б) в зависимости от тяжести последствий дежурный персонал управления железной дороги должен вызвать с предприятия-грузоотправителя, грузополучателя или ближайшего предприятия, расположенного вблизи места аварии (с учетом договора согласно п. 1.15 Инструкции), аварийно-спасательные формирования дороги, с учетом размещения оборудования (приложение № 20), для ликвидации последствий аварийного происшествия, а если причинен вред жизни и здоровью людей – организовать и проконтролировать вызов бригады скорой медицинской помощи.

4.2.Оперативная информация о факте (угрозе) возникновения ЧС должна передаваться в соответствии с ПП РФ от 24.03.1997 № 334 «О порядке сбора и обмена в РФ информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», требований данной инструкции, а также с учетом угрозы возникновения нижнего уровня ЧС согласно приказа Министерства природных ресурсов РФ от 23.03.2003 № 156. Основные требования по передаче информации отражены:


следующая страница >>