microbik.ru
1 2 ... 8 9
Приложение №


Сводка индивидуальных замечаний и предложений экспертов ГИС-Ассоциации с итоговыми рекомендациями экспертизы

Об утверждении Положения об инфраструктуре пространственных данных на территории Республики Татарстан


Во исполнение распоряжения Президента Республики Татарстан от 29.12.2011 № 554 «О формировании инфраструктуры пространственных данных на территории Республики Татарстан» Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:


    Радионов Г.П. (ООО Дата+): в силу действия ст. 71 Конституции РФ, неясно, входит ли в состав полномочий органа государственной власти субъекта РФ вопросы организации региональной ИПД?

    Семенченко Е.А. (ИТП «Град»): Для начала определим природу полномочий по организации ИПД РТ: в соответствии с ч. 1 Постановления Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Росреестр осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных РФ.

    Росреестр и КабМин РТ заключили Соглашение о взаимодействии при организации ИПД РФ на территории РТ от 03.11.2010 № 51/374, направленное на выполнение программных мероприятий, направленных на реализацию, положений Концепции создания и развития инфраструктуры пространственных данных РФ, одобренная распоряжением Правительства РФ от 21.08.2006 №1157-р.

    Согласно ч. 1 ст. 26.8 ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» ФОМВ по соглашению с исполнительными ОГВ субъекта РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ, ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ и иным ФЗ. Соглашения заключаются в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено ФЗ в равной мере на исполнительные ОГВ субъекта РФ.

    Договор РФ и РТ от 15.02.1994 «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РТ» к сфере совместного ведения РФ и РТ относит другие полномочия, устанавливаемые по взаимной договоренности.

    Таким образом, можно заключить, что соответствующие полномочия, переданные КабМину РТ Соглашением о взаимодействии при организации ИПД РФ на территории РТ от 03.11.2010 № 51/374, относятся к предмету совместного ведения.

    Итоговая рекомендация ГИС-Ассоциации (Миллер С.А.): пункт оставить в предлагаемой редакции, в соответствии с заключением Семенченко Е.А. (ИТП «Град») и учетом того факта, что основные термины ИПД ни в Конституции, ни в других ФЗ не упоминаются:


1. Утвердить прилагаемое Положение об инфраструктуре пространственных данных на территории Республики Татарстан.

2. Определить государственное унитарное предприятие «Центр информационных технологий Республики Татарстан» региональным оператором инфраструктуры пространственных данных на территории Республики Татарстан.



    Семенченко Е.А. (ИТП «Град»): Согласно ч. 3 ст. 26.11 ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» в целях осуществления полномочий по предметам совместного ведения могут создаваться государственные унитарные предприятия субъекта РФ, государственные учреждения субъекта РФ и др. организации.

    Согласно ч. 4 ст. 8 ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:

    необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности РФ;

    необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

    необходимости осуществления деятельности, предусмотренной ФЗ исключительно для государственных унитарных предприятий;

    необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности РФ;

    необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов РФ и обеспечивающей безопасность РФ;

    необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

    В представленных на экспертизу документах отсутствует постановление КабМина РТ от 30.01.2009 № 44 о создании ГУП «Центр информационных технологий РТ» (документ отсутствует в открытых справочных правовых ресурсах).

    Поэтому установить, является ли целью создания ГУП решение вышеперечисленных задач, не представляется возможным.

    Согласно Концепции создания и развития инфраструктуры пространственных данных РФ, одобренной распоряжением Правительства РФ от 21.08.2006 №1157-р, создание и развитие инфраструктуры пространственных данных РФ обусловлено объективными потребностями граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления в эффективном использовании достоверных, оперативных и актуальных пространственных данных.

    Создание ИПД РТ как составляющей ИПД РФ, является национальной, а не социальной задачей. Следовательно, можно предположить, что в силу характера вышеуказанной задачи организационно-правовая форма государственного унитарного предприятия, не может быть использована в целях осуществления полномочий по организации ИПД РТ. С учетом функций, возложенных на оператора ИПД РТ проектом (в т.ч. предоставление платных услуг), представляется, что оптимальной организационно-правовой формой для оператора ИПД РТ является автономное бюджетное учреждение.

    Оператору ИПД РТ, в какой бы организационно-правовой форме ни осуществлялась его деятельность, для осуществления своих функций и работ с вышеуказанными данными, а также при проведении работ по интеграции данных (в соответствии с ст. 1 ФЗ от 26.12.1995 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» работы, связанные с определением координат точек земной поверхности, в том числе путем их перерасчета, относятся к геодезическим работам) необходимо, как минимум, наличие лицензий на осуществление геодезической и картографической деятельности.

    Итоговая рекомендация ГИС-Ассоциации (Миллер С.А.): Определять Оператора ИПД, без определения органа, который осуществляет его нормативно-правовое регулирование нельзя! Необходимо одновременно либо определить состав Координационного совета по инфраструктуре пространственных данных Российской Федерации на территории Республики Татарстан, либо пока возложить эти функции на Министерство информатизации и связи Республики Татарстан, поручив ему подготовить предложения по составу Совета к какому-то сроку.

    По поводу назначения Оператора - после уточнения целей создания ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» (замечание Е.Семенченко) принять решение о необходимой редакции пункта.



3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство информатизации и связи Республики Татарстан.


    Семенченко Е.А. (ИТП «Град»): В проект включены бланкетные нормы, предусматривающие разработку нормативных правовых актов в развитие положений проекта:

    1) Содержание и правила описания реестра пространственных данных;

    2) Перечень органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Татарстан, порядок предоставления ими информации в целях обновления метаданных;

    3) Содержание и правила описания реестра пространственных метаданных;

    4) Порядок предоставления информации, содержащейся в ФПД РТ.

    Перечень нормативных правовых и нормативно-технических актов, подлежащих разработке, рекомендуется дополнить:

    1) Положением об Операторе ИПД Республики Татарстан;

    2) Положением о порядке ведения ФПД РТ (включая порядок предоставления информации ИПД РТ);

    3) Положением о каталогах (классификаторах) базовых пространственных объектов, необходимых для ведения ФПД РТ (с приложением каталогов (классификаторов). Разработка каталогов классификаторов предусмотрена п. 4.2.2. «ГОСТ Р 53339-2009. Данные пространственные базовые. Общие требования» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 20.04.2009 № 137-ст);

    4) Перечень юридически значимых источников пространственных данных (например, Росреестр - материалы ГКН и ФКГФ РФ, ОМСУ – материалы ИСОГД и т.д..);

    5) Порядок согласования технических заданий к договорам, связанным с разработкой пространственных данных на территорию Республики Татарстан, с Оператором ИПД РТ.

    Для обеспечения реализации данных положений рекомендуется определить срок разработки нормативных правовых актов и включить соответствующее положение в проект постановления Кабинета министров Республики Татарстан.

    «3. Оператору пространственных данных Республики Татарстан в ______ срок обеспечить подготовку проектов нормативных правовых актов согласно Положению и представить их на рассмотрение в Координационный совет».

    Итоговая рекомендация ГИС-Ассоциации (Миллер С.А.): дополнить текст Постановления пунктом с перечнем нормативных правовых и нормативно-технических актов, подлежащих разработке с указанием ответственного ведомства и сроков, либо это сделать далее по тексту в местах упоминания предметов регулирования





Премьер-министр

Республики Татарстан И.Ш.Халиков

Утверждено постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от «__»______2012 № ____

Положение об инфраструктуре пространственных данных на территории Республики Татарстан

    Радионов Г.П. (ООО Дата+): Не определены границы ИПД: является ли заявляемая ИПД частью ИПД РФ на территории РТ или является ИПД Республики Татарстан автономной и независимой системой от федеральной ИПД РФ? Непонятно: полномочно ли Правительство РТ решать вопросы геодезии и картографии, отнесенные к ведению РФ.

    Итоговая рекомендация ГИС-Ассоциации (Миллер С.А.): оставить в предлагаемой редакции, в связи с анализом по распределению полномочий, приведенному выше

    1. Настоящее Положение об инфраструктуре пространственных данных на территории Республики Татарстан (далее – Положение) определяет цели, задачи, структуру, основные принципы функционирования и развития инфраструктуры пространственных данных Республики Татарстан региональной модели инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации на территории Республики Татарстан (далее – ИПД РТ), а также определяет функции и обязанности Координационного совета по инфраструктуре пространственных данных на территории Республики Татарстан и регионального оператора ИПД РТ инфраструктуры пространственных данных Республики Татарстан.

    Итоговая рекомендация ГИС-Ассоциации (Миллер С.А.): отредактировать текст, согласно предложениям из-за необходимости соответствия ранее принятым нормам и интеграции ИПД РТ в ИПД РФ.

    2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Концепцией развития отрасли геодезии и картографии до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №2378-р, Концепцией создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.08.2006 №1157-р, распоряжением Президента Республики Татарстан от 29.12.2011 № 554 «О формировании инфраструктуры пространственных данных Республики Татарстан», приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.12.2008 № 467 «Об утверждении требований к составу, структуре, порядку ведения и использования единой электронной картографической основы федерального, регионального и муниципального назначения».

    Семенченко Е.А. (ИТП «Град»): Дополнить ссылками на ГОСТ, Распоряжение КМ РТ от 10.11.2010 № 2049-р «Об утверждении Положения о Координационном совете по созданию региональной модели инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации на территории Республики Татарстан», Соглашение о взаимодействии при организации ИПД РФ на территории РТ от 03.11.2010 № 51/374

    Итоговая рекомендация ГИС-Ассоциации (Миллер С.А.): дополнить текст ссылками на упомянутые Е.Семенченко документами.

    3. Термины и сокращения, используемые в настоящем Положении:

    базовые пространственные данные – разрешенные к открытому опубликованию цифровые данные о наиболее используемых пространственных объектах, отличающихся устойчивостью пространственного положения во времени и служащих основой позиционирования других пространственных объектов, полученные из юридически значимых источников;

    Кошкарев А.В. (ИГ РАН): БПД определены в «Концепции создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации». Утверждение о том, что предназначение БПД - служить основой позиционирования других пространственных объектов – критиковалось многократно. Не буду углубляться в историю, а она началась примерно в 2003 г., когда появились первые проекты концепции ИПД РФ, а приведу три моих цитаты из материалов недавнего обсуждения проекта ФЗ «Об ИПД…» (http://www.gisa.ru/76515.html): «Необходимым и достаточным критерием отнесения пространственных данных к классу базовых является их всеобщая востребованность. Исходя из сложившейся международной практики, целей и задач данного документа, единственным критерием отнесения подмножества пространственных данных к базовым является возможность их повторного многократного использования широким кругом пользователей в интересах получения производных (геоинформационных) продуктов специального назначения и/или тематики».

    Очень любопытное определение БПД дано в проекте «Концепции создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации на территории Республики Башкортостан» (http://www.gisa.ru/64387.html). Оно гласит: Базовые пространственные данные – пространственные данные, наличие которых признано необходимым для информационного обеспечения ИПД». Четко и откровенно, тем более что состав БПД – предмет споров и разногласий на протяжении последних семи лет, и есть соблазн вынести их за скобку концептуального документа.
    Что хорошо в анализируемом определении – оно обошлось без ссылки на «базовые пространственные объекты», понятие, явно избыточное. К тому же, под пространственным объектом нужно понимать цифровую модель объекта реальности. Еще один положительный момент – пространственные данные определены явно как цифровые, в противном случае оно распространялось бы и на «бумагу» хранилищ и фондов, к теме ИПД отношения не имеющей.


    Андреев А.А. (СПб информационно-аналитический центр»): ГОСТ Р 52438-2005: базовые пространственные данные; БПД: Общедоступная часть ресурсов пространственных данных, включающая информацию об их координатной основе и избранных пространственных объек­тах, необходимых для позиционирования пространственных данных.

    Глезер В.Л. (ФКЦ "Земля"): Из определения непонятно, относятся ли к БПД такие ПД, как фотопланы и модели рельефа. Непонятно, что значит «юридически значимый источник». Изменить на: базовые пространственные данные – разрешенные к открытому опубликованию цифровые данные о наиболее используемых пространственных объектах, отличающихся устойчивостью пространственного положения во времени и служащих основой позиционирования других пространственных объектов (включая фотопланы и модели рельефа), полученные в установленном порядке от уполномоченных поставщиков.



следующая страница >>