microbik.ru
1 2 3 4


Приложение 26

3.3. Наличие образовательных программ и образовательных модулей по формированию здорового образа жизни и здоровьеразвивающим технологиям, реализуемых в учреждении ВПО.

На факультетах разработаны междисциплинарные программы преподавания вопросов здорового образа жизни (ЗОЖ) обучающимся.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОГРАММА ПРЕПОДАВАНИЯ ВОПРОСОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (ЗОЖ) СТУДЕНТАМ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цели

  • Привитие основ ЗОЖ обучающимся;

  • Формирование у будущих врачей целостного системного подхода к пропаганде ЗОЖ среди населения;

  • Подготовка обучающихся к профилактической работе по формированию основ ЗОЖ у населения в учреждениях первичного звена здравоохранения.

Приоритетные задачи:

  • Выработка комплексного подхода к преподаванию вопросов ЗОЖ студентам факультета.


РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ:

  1. Понятия «здоровье» и «болезнь», их взаимосвязь. Факторы окружающей среды и вредные привычки, влияющие на здоровье человека, механизмы реализации их воздействия на организм человека.

  2. Компоненты ЗОЖ. Основы формирования ЗОЖ у населения. Роль ЗОЖ в решении основных медико-социальных проблем.

  3. ЗОЖ в профессии врача.



ПРЕДИСЛОВИЕ

Охрана и укрепление здоровья населения – одна из важнейших задач, стоящих перед здравоохранением и являющаяся частью социальной политики государства. На современном этапе развития российского общества особое значение приобретает задача формирования у различных групп населения основ здорового образа жизни. Понятие «здоровый образ жизни» (ЗОЖ) является многокомпонентным, его базовыми составляющими считаются следующие:

  • информированность о факторах окружающей среды и привычках, влияющих на здоровье человека;

  • воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков, отказ от уже сформировавшихся вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя;

  • безопасная и благоприятная для обитания окружающая среда;

  • умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, питание, информированность о качестве употребляемых продуктов;

  • физически активная жизнь, с учётом возрастных и физиологических особенностей;

  • соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;

  • закаливание;

  • эмоциональное, интеллектуальное, духовное благополучие: умение справляться с собственными эмоциями, способность узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах, способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним;

Значение практической медицины, особенно педиатрии, в решении задачи формирования основ ЗОЖ у населения, несомненно. При этом особенно важным является совершенствование профилактической работы, которая включает в себя осуществление административно-управленческих, социально-экономических и лечебно-профилактических мероприятий. Главную роль в проведении профилактической работы среди населения играют врачи, работающие в учреждениях первичного звена здравоохранения (амбулаторно-поликлинические и стационарные учреждения), подготовка кадров для которых – одна из важнейших задач ГБОУ ВПО РНИМУ Минздравсоцразвития РФ. Поэтому необходимо, чтобы будущие врачи-педиатры получили в стенах нашего вуза знания, которые, с одной стороны, позволят им самим освоить основы здорового образа жизни и руководствоваться ими для сохранения своего здоровья, с другой – дадут возможность качественно осуществлять работу по формированию ЗОЖ у населения.

Подготовка врачей к профилактической работе среди населения в условиях первичного звена здравоохранения должна стать важнейшей задачей не только кафедр профилактического направления, но и ряда медико-биологических, и всех клинических кафедр.

Так, теоретические основы ЗОЖ необходимо закладывать на доклиническом этапе обучения. С этой целью в учебных программах следует делать акцент на преподавании тем, раскрывающих механизмы реализации воздействия на организм человека неблагоприятных факторов окружающей среды и вредных привычек.

На кафедрах профилактического профиля студенты должны приобрести знания и навыки по оценке влияния факторов среды на здоровье, по организации профилактической работы среди различных групп населения, проведению диспансеризации и оказанию первой помощи, а также конкретные знания в области профилактики заболеваний связанных с воздействием факторов окружающей среды и профессиональных факторов.

На кафедрах клинического профиля будущие врачи-педиатры должны освоить принципы первичной и вторичной профилактики возникновения и неблагоприятного течения наиболее распространенных заболевании, изучить особенности диспансеризации различных групп населения, приобрести навыки оказания неотложной и скорой медицинской помощи.

Обобщение аспектов преподавания вопросов ЗОЖ на кафедрах, осуществляющих обучение студентов педиатрического факультета, позволило разработать междисциплинарную программу, которая способствует формированию здорового образа жизни у обучающихся и дает возможность совершенствовать профессиональную подготовку студентов для последующей их профилактической работы в учреждениях первичного звена здравоохранения.


  1. ПОНЯТИЯ «ЗДОРОВЬЕ» И «БОЛЕЗНЬ», ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ. ФАКТОРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА, МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ

НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Естественно-научные дисциплины

Кафедра медицинской и биологической физики

Биологические эффекты воздействия на организм человека ионизирующих излучений. Естественный радиационный фон. Предельно допустимые дозы излучения. Видимый свет, как источник информации об окружающем мире. Недостатки оптической системы глаза и их устранение. Влияние электромагнитных волн видимого и ультрафиолетового диапазонов на организм человека. Использование этого излучения в фотодинамической терапии при лечении кожных и онкологических заболеваний. Воздействие инфразвука на организм человека, его влияние на биоритмы головного мозга. Вибрации как фактор неблагоприятного воздействия инфразвука на организм. Физические основы воздействия ультразвука на ткани и органы. Физические основы воздействия постоянного и переменного тока и электромагнитных полей на человека и применение этих факторов в медицине.
Кафедра общей и биоорганической химии

Природные физиологически активные соединения. Группа никотина – производные пиридина, пиперидина и пирролидина, их воздействие на центральную и периферическую нервную систему. Никотиновая кислота (витамин РР), ее значение. Канцерогенные полициклические углеводороды: бензпирен, нафтацен, овален, антрацен, коронен и др.Производные тропана. Кокаин – действие на центральную и периферическую НС. Производные изохинолина. Морфин: наркотический анальгетик, действие на организм человека.
Медико-биологические дисциплины

Кафедра биологии

Генетические процессы - основа онтогенеза и эволюции организмов. Человек как специфический объект генетического анализа. Роль наследственности и среды в развитии и воспитании человека. Мутагенез и его генетический контроль. Физические, химические и биологические мутагенные факторы. Мутагенез и канцерогенез. Генетическая опасность загрязнения окружающей среды и меры защиты. Онтогенез. Критические периоды развития. Тератогенные факторы среды. Взаимодействие социального и биологического на разных этапах онтогенеза человека. Биологический ритмы и факторы внешней среды. Паразитизм как биологический феномен. Насекомые-переносчики возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний.

Кафедра гистологии, цитология и эмбриологии

Биологическое значение оплодотворения, особенности и хронология процесса. Генетические процессы - основа онтогенеза и эволюции организмов. Человек как специфический объект генетического анализа. Медико-генетические аспекты семьи. Роль наследственности и среды в развитии и воспитании человека. Генетическая опасность загрязнения окружающей среды. Тератогенные факторы среды. Физические, химические и биологические мутагенные факторы. Мутагенез и канцерогенез. Онтогенез. Критические периоды развития.

Кафедра микробиологии и вирусологии

Микроорганизмы - продуценты биологически активных веществ. Природные микробиоценозы. Экологические связи в микробиоценозах. Динамичность экологических связей. Экологические среды микробов. Биологическое и техногенное загрязнение окружающей среды человека и роль микробов в биодеградации. Микрофлора бытовых и производственных помещений и её роль в распространении инфекционных заболеваний.

Кафедра нормальной физиологии

Единство организма и среды. Организм человека как единое целое. Организм и его защитные системы. Влияние факторов внешней среды (пониженное и повышенное атмосферное давление, изменение газового состава воздуха и др.) на отдельные функции организма. Физиологические основы голода и насыщения. Доля участия симпатического и парасимпатического отделов нервной системы в регуляции функций у детей до 3-х лет, механизм и сроки формирования тонуса блуждающего нерва, его оценка. Зрительный анализатор: причины развития близорукости детей. Высшая нервная деятельность: Условно-рефлекторная и познавательная деятельность ребенка, факторы способствующие развитию речи. Эндокринная система: Роль отдельных гормонов в физическом, умственном и половом развитии. Роль температурного фактора в развитии половых желез девочек и мальчиков. Значение тимуса в развитии иммунной системы организма. Обмен веществ и энергии. Терморегуляция. Выделительная система: Условия поддержания гомеостазиса незрелой почкой детей первых лет жизни. Роль почки в регуляции физиологических констант; роль других факторов в поддержании гомеостаза: рост, питание, потоотделение.
Кафедра патологической анатомии

Сущность, биологическое и медицинское значение приспособления и компенсации. Этиология и патогенез авитаминозов. Биологические и социальные факторы в развитии болезней. Реактивность организма, возраст и инфекция. Профессиональные болезни.
Кафедра патологической физиологии

Роль биологических и социальных факторов в патологии человека. Социальные критерии болезни. Учение о реактивности человека. Роль биологических и социальных факторов в формировании реактивности. Взаимодействие организма с внешней средой. Особенности реактивности детей. Реактивность и резистентность. Влияние на реактивность и резистентность организма возраста, пола, особенностей обмена веществ, состояния нервной, эндокринной, иммунной и других систем организма, а также факторов внешней среды. Влияние конституции на возникновение и развитие заболеваний. Основные факторы, определяющие особенности патологии раннего периода онтогенеза. Особенности реактивности в детском возрасте и их значение в патологии; понятие о диатезах. Роль факторов внешней среды в генетических болезнях человека. Патофизиология теплового обмена у детей. Перегревание и переохлаждение. Нарушения энергетического обмена у детей как фактор риска. Патофизиология белковой недостаточности у детей. Нарушения обмена витаминов у детей. Роль нарушений белкового и витаминного обмена в механизмах реактивности и резистентности. Общая патофизиология инфекционного процесса у детей. Значение наследственных факторов, пола, возраста, хронических заболеваний в возникновении и развитии опухолей у человека. Роль внешних и внутренних факторов в патогенезе аутоиммунных заболеваний. Общая этиология и патогенез расстройств пищеварительной системы. Роль пищи и питания в их возникновении, значение нейрогенных и гуморальных факторов. Инфекционный процесс в пищеварительной системе. Патогенное влияние курения и злоупотребления алкоголем. Особенности нарушений аппетита, патогенеза поносов у детей. Значение недостаточного и избыточного белкового питания детей раннего возраста. Факторы, определяющие энергетический обмен, их особенности, связанные с полом, возрастом, характером трудовой деятельности. Условия, влияющие на резистентность организма к голоданию. Роль промышленных гепатотропных ядов в патогенезе дистрофических и онкологических заболеваний печени.

Кафедра фармакологии

Понятие фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств. Факторы, влияющие на фармакокинетику и фармакодинамику.

Медико-профилактические дисциплины

Кафедра гигиены и основ экологии человека

Факторы, формирующие здоровье населения: генетические, природно-климатические, эндемические, эпидемиологические, профессиональные, социальные, экологические. Экологические факторы и здоровье населения, задачи гигиенической науки и санитарной практики в управлении системой «человек – окружающая среда». Системный и факторный анализ влияния окружающей среды на состояние здоровья населения. Внешняя среда как фактор, определяющий условия существования организма. Единство организма и внешней среды. Повышенная чувствительность организма детей и подростков к воздействию внешних факторов. Современный научно-технический прогресс и здоровье населения (процесс урбанизации, современные темпы и уровень развития промышленного и сельскохозяйственного производства и связанные с этим проблемы загрязнения окружающей среды). Загрязнение и охрана атмосферного воздуха, воды и почвы как экологическая проблема в условиях научно-технического прогресса. Экологическая оценка выбросов и отходов производства. Экспертная оценка и экологическая паспортизация предприятий. Миграция веществ в окружающей среде и пути их поступления в организм. Возможность токсического, мутагенного, тератогенного и эмбриотропного действия загрязнений окружающей среды. Загрязнение среды радиоактивными веществами Эпидемическая опасность бактериального загрязнения окружающей среды. Атмосферный воздух как внешняя среда. Газовый состав атмосферного воздуха и его влияние на жизнедеятельность организма. Физические факторы атмосферного воздуха: барометрическое давление, температура, влажность, скорость движения. Комплексное влияние метеорологических факторов на терморегуляцию организма Особенности терморегуляции детского организма. Перегревание организма, тепловой удар, солнечный удар. Гигиеническое нормирование микроклимата. Солнечная радиация и ее биологическое действие. Краткая характеристика отдельных областей солнечного спектра: инфракрасной, видимой и ультрафиолетовой. Значение инфракрасной, видимой и ультрафиолетовой частей солнечного спектра. Влияние ультрафиолетовой части солнечного спектра на организм. Характеристика биологического действия отдельных областей (А, В и С). Дозы облучения; эритемная, закаливающая и витаминобразующая. Ультрафиолетовая недостаточность. Повышенная чувствительность детского организма к ультрафиолетовой недостаточности. Понятие о климате и погоде. Влияние климатических условий на здоровье человека. Метеолабильность. Загрязнение и самоочищение атмосферного воздуха. Происхождение и классификация атмосферных загрязнений. Увеличение атмосферных загрязнений в связи с развитием промышленности и автотранспорта. Гигиеническое значение дисперсности, растворимости, химического состава промышленных выбросов. Влияние атмосферных загрязнений на микроклимат населенных мест и здоровье населения. Токсические туманы. Загрязнение воздуха канцерогенными веществами. Научные основы гигиенического нормирования атмосферных загрязнений. Вода как фактор биосферы. Физиологическое и гигиеническое значение воды. Роль, воды в распространении инфекционных заболеваний. Химический состав воды как причина заболеваний неинфекционной природы. Значение микроэлементов воды. Эндемические заболевания. Солевой состав воды. Нитраты, их роль в возникновении метгемоглобинемии у детей. Загрязнение воды токсическими веществами. Загрязнение природных водоисточников в условиях бурного развили промышленности и химизации сельского хозяйства. Производственные вредности и профессиональные болезни. Значение профессиональных факторов в возникновении непрофессиональных заболеваний. Промышленная пыль. Профессиональные заболевания, связанные с работой на производствах с высокой запыленностью воздуха. Понятие о промышленных ядах и профессиональных отравлениях. Общие закономерности действия промышленных ядов. Острые и хронические отравления. Отдаленные последствия интоксикации промышленными ядами. Производственный шум и вибрация. Классификация шумов по спектральному составу. Источники шумов. Влияние шума и вибрации на организм. Допустимые уровни шума на производстве. Электромагнитное излучение на производстве, его влияние на организм. Гигиена труда при работе с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений. Применение в народном хозяйстве и медицине Биологическое действие ионизирующих излучений. Характеристика основных видов излучений (а, Д у, рентеновского). Факторы, определяющие радиационную опасность при работе с радиоактивными веществами. Понятие о радиотоксичности. Производственный травматизм, основные причины травматизма на производстве. Влияние социальных факторов на состояние здоровья и физическое развитие подрастающего поколения. Нарушения и заболевания, возникающие у детей и подростков в связи с анатомо-физиологическими особенностями при воздействии неблагоприятных факторов внешней среды (нарушения осанки, сколиозы, юношеская гипертония, простудные заболевания, близорукость и др.).


следующая страница >>