microbik.ru
1 2 3 4


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

Применение соревновательно-игрового метода как средства активизации двигательной деятельности обучающихся и развития их физических качеств
Методическая разработка


Белоусовой Ольги Дмитриевны

учителя физической культуры

средней общеобразовательной

школы №4

г. Переславля-Залесского

Переславль-Залесский

2010

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3

Основная часть 8

Глава I 8

1.1. Научно-теоретическое и практическое обоснование 8

1.2. Новизна опыта 9

1.3 Игровой и соревновательный методы обучения. Применение их в формировании двигательных навыков и умений. 10

1.4. Технология опыта. Методика обучения подвижным играм 14

Глава II 16

2.1. Организация и методы исследования 16

2.2. Контрольные испытания (тестирование) 17

2.3 Результаты исследования и их анализ 20

20

Выводы 21

Заключение 22

Практические рекомендации 23

Список литературы 24

Приложения 27

Введение



Здоровый образ жизни – это наука и искусство. А значит, ему необходимо учиться, начиная, по возможности, с самого раннего возраста. Кто из нас не хочет видеть своего ребенка здоровым?

Здоровье детей – это залог полноценной жизни, счастливой семьи, предмет радости родителей, родных и близких. Здоровье детей – важнейшее условие социального и экономического развития общества.

Между тем существенного улучшения здоровья и физического развития детей, по данным Минздрава России, за последние годы не отмечается.

Состояние здоровья человека, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям.

Как человеку преодолеть неблагоприятные влияния окружающей среды на организм и сохранить хорошее здоровье, быть физически крепким, сильным и выносливым с тем, чтобы прожить долгую и творчески активную жизнь? Это одна из главных проблем, которая волнует сегодня школу, педагогов, родителей. Ведь от ее решения зависят успехи ребенка в учебе и его самостоятельная дальнейшая жизнь.

Необходимым условием развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Малоподвижный образ жизни ведет к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

Из вышесказанного ясно, что двигательная активность – залог здоровья.

Отставание в физическом развитии и функциональные отклонения в состоянии здоровья вследствие перенесенных заболеваний, недостаточный уровень физической подготовленности обучающихся предъявляют особые требования и к организации занятий физической культурой.

Важное место в укреплении здоровья детей отводится урокам физической культуры. Как сделать эти занятия, с одной стороны, интересными и увлекательными для школьников, а с другой – эффективными с точки зрения физического совершенствования обучающихся, повышения воспитательного потенциала урока? Решение этих вопросов связано с организацией учебных занятий. Для этого используются урочная и внеурочная формы организации занятий.

Урок – основная форма физического воспитания. Цель учителя – сделать урок физкультуры высокоэффективным. Два урока в неделю по 45 минут для такого емкого понятия, как «физическая культура», слишком мало. Материал огромен, разнообразен: мы должны научить, закрепить, углубить знания учеников, совершенствовать их двигательные, координационные, скоростно-силовые качества. За отпущенные нам, 68 часов в год, не осилить программу, без активного участия самих учеников. Поэтому для закрепления у обучающихся умений, приобретенных на уроках, необходимо давать им домашние задания, вовлекать в спортивные внеклассные мероприятия.

По заключению специалистов, объем двигательной активности школьника должен составлять не менее шести часов в неделю. В этом случае, у обучающихся наблюдаются наиболее высокие показатели умственной работоспособности, повышается их успеваемость, возрастает сопротивляемость простудным заболеваниям.

Уроки физической культуры лишь частично решают эту задачу, поэтому важным условием совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе являются организация и проведение мероприятий по повышению двигательной активности школьников. Цель мероприятий – обеспечение активного отдыха и удовлетворение естественной потребности учащихся в движении.

Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня дают возможность увеличить продолжительность двигательной активности школьников как минимум на 1,5 часа в неделю.

Однако суммарная двигательная активность, полученная учащимися на уроках физической культуры, переменах и в ходе учебных занятий, недостаточно для покрытия биологической потребности ребенка в движении. В связи с этим необходимо создать условия для работы кружков и секций спортивной направленности в свободное от учебных занятий время. Участие школьников в работе кружков и секций позволяет увеличить двигательную активность еще на 2 часа в неделю.

Наблюдая современных детей, имеющих разный уровень здоровья, уровень физического развития, который напрямую зависит от социально-экономических и материально-бытовых условий, в которых живут дети, в своей педагогической деятельности пришла к выводу, что необходимо разнообразить двигательную деятельность обучающихся, чтобы развивать познавательную и мыслительную деятельность, готовность к преодолению трудностей. В реализации этих целей и должна помочь «игра».

Таким образом, появилась потребность разработать программу дополнительного спортивного часа, в основу которого и был положен соревновательно-игровой метод.

Программа рассчитана на 34 часа. Форма занятий урок, режим – 1 час в неделю. Структура программы построена таким образом, что позволяет развивать содержание тем в последующих классах.

Основные задачи программы:

  • Создание игровой модели, позволяющей школьникам посредством выполнения различных соревновательно-игровых заданий (коллективных или индивидуальных) наиболее полно реализовать свой творческий потенциал;

  • Развитие физических качеств школьников через соревновательно-игровую деятельность;

  • Обучение школьников групповому взаимодействию, развитие его форм посредством игр и соревнований;

  • Накопление двигательного опыта, формирование привычки к занятиям физическими упражнениями как результат выполнения осознанных действий и обоснованное поведение детей;

  • Выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и спортивном инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий; о правилах проведения соревнований по спортивным играм

  • Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости;

  • Повышение мотивации посредством индивидуальной системы роста каждого ребёнка.

Содержание программы позволяет сочетать занятия физической культурой с занятиями общефизической подготовкой, тем самым осуществляется процесс всесторонней физической подготовки, имеющий большое оздоровительное значение.

Обычно, развивая физические качества, мы совершенствуем и функции организма, осваиваем определенные двигательные навыки. В целом этот процесс единый, взаимосвязанный, и, как правило, высокое развитие физических качеств, способствует успешному освоению двигательных навыков.

Например, чем лучше у школьника будет развита быстрота, тем быстрее он будет пробегать короткие дистанции, быстрее сможет вести мяч, играя в футбол, быстрее перемещаться в любых других играх, то есть высокий уровень развития быстроты будет положительно сказываться на выполнении конкретных физических упражнений. Тоже можно сказать о развитии силы и выносливости. Следовательно, развивать эти качества нужно в первую очередь в плане общей физической подготовки, используя для данной цели соответствующие наиболее эффективные средства.

Таким образом, развитие физических качеств, по существу, является основным содержанием общей физической подготовки.

Мои наблюдения позволили сделать вывод, что необходимо увеличить количество часов на изучение народных, подвижных и спортивных игр, которые и легли в основу содержания программы.

Цель методической разработки

Организация занятий младших школьников путем применения соревновательно-игрового метода как средства активизации двигательной деятельности и развития физических качеств.

Задачи:

  • разработать Комплексную программу дополнительного спортивного часа, направленную на достижение задач оздоровления, образования, воспитания и развития.

  • охарактеризовать соревновательно-игровой метод обучения, дающий обучающимся возможность развивать свои физические качества и физическую подготовленность.

  • разработать подходы и методическое обеспечение в работе школьного учителя физической культуры по данному направлению;

  • провести сравнительный анализ использования соревновательно-игрового метода на дополнительных занятиях физической культуры в школе.

Объектом исследования являются: процесс развития физических качеств обучающихся начальных классов путем применения соревновательно-игрового метода.

Предмет исследования: воздействие соревновательно-игрового метода на физическую подготовку школьников.

Методы исследования:

1. Педагогические наблюдения за проведением занятий.

2. Контрольные упражнения (тесты) по физической подготовке.

3. Методы математической статистики.
Для исследования физической подготовки на каждого школьника (по полу и возрасту) заполнялась таблица, в которую вносились данные о двигательных умениях в начале учебного года (сентябрь) и в конце (май) каждого учебного года. В ней же фиксировались результаты контрольных упражнений (Приложение 1).

К основным физическим качествам человека относят силу, быстроту, выносливость, проявляемые в двигательной деятельности, а также прыгучесть и ловкость, непосредственно связанные с ними морфо-функциональные свойства организма. Эти качества определяют различные физические способности человека (силовые, скоростные, координационные и т.д.) и реализуются в них.

В процессе возрастного развития изучались:

      • бег 30 м.;

      • 1000 м.;

      • прыжок в длину с места;

      • сгибание и разгибание рук в упоре;

      • поднимание туловища из положения лежа на спине;

      • наклон туловища вперед из положения сидя.


В методике испытаний мы придерживались следующих положений:

  1. Соблюдение единства условий в испытаниях.

  2. Доступность и доходчивость заданий и требований.

  3. Возможность выявления максимальных достижений школьника.

  4. Простота и привычная обстановка испытаний (зал, спортивная площадка).

  5. Выражение данного учета в цифровых показателях (см., сек.).

  6. Простота записи учета.





следующая страница >>