microbik.ru
1
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Наименование дисциплины (модуля)

История русского языка

(историческая грамматика русского языка,

история русского литературного языка)

  1. Рекомендуется для направления подготовки


032700 - Филология

профиль «Отечественная филология (Русский язык и литература)»

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА
1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Историческая грамматика русского языка» является:

- дать студентам систематизированные знания об исторической грамматике русского языка как о последовательном развитие русского языка во всем его объеме, начиная с праславянского периода через древнерусский к собственно русскому с постепенным сужением до границ говоров, в XVII в. легших в основу современного русского литературного языка.
2. Место дисциплины в структуре ПООП

Б. 3. Профессиональный цикл. Базовая часть. Профиль «Отечественная филология».

«Историческая грамматика русского языка» изучается после курсов «Введение в языкознание», «Старославянский язык», «Русская диалектология», перед курсами «История русского литературного языка», «Славянские языки» и «Сравнительная грамматика славянских языков».
3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

– владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

- осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);

- способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

- владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

- способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследова­тель­ской деятельности (ПК-5);

- способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6).
В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: о значении исторической грамматики русского языка для истории современного русского языка, о памятниках древнерусского языка, об основных фонетических, лексических, грамматических особенностях древнерусского языка, о словарях и библиографии по древнерусскому языку.

Уметь: применять полученные знания при чтении текстов по истории русского языка и современных текстов, в научно-исследовательской и других видах деятельности.

Владеть: всеми основополагающими приемами анализа древнерусского текста.

4. Структура и содержание дисциплины.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц (288 часов), из них 180 аудиторных.


Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работ и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Практические

занятия

С.Р.С.

Введение

3

1

2




14

реферат (1 неделя, 3 семестр)

Фонетика

3

2-18

36

36

14

контрольная работа (2-18 неделя, 3 семестр) промежуточная аттестация (9, 10 неделя, 3 семестр)

Морфология

4, 5

1-9

36

36

14

контрольная работа (1-9 неделя, 4 семестр);

Синтаксис

4, 5

10-18

18

18

14

контрольная работа (10-18 неделя, 4, 5 семестр)

Лексика и словообразование

5

10-18

18

18

14

контрольная работа (10-18 неделя, 5 семестр)



Содержание дисциплины

Введение

Предмет и объект изучения.

Характеристика основных источников исторической грамматики русского языка с точки зрения их важности и репрезентативности; взаимоотношение истории языка и лингвогеографии; методика изучения материала, сравнительно-исторический метод в языкознании. Значение истории языка в изучении современных языков, в смежных областях знаний, в преподавании русского языка.

Основные понятия и законы истории языка. Язык и речь, уровни языка и их единицы, синхрония и диахрония. Краткие сведения о древнейшей истории восточных славян в кругу славянских народов эпохи перехода к феодализма. Соседи, культура, политические и экономические характеристики древнеславянского общества и хозяйства.

Хронологические пределы курса. Древнерусский язык середины X – середины и конца XII в. как диалектная система распадающегося общеславянского языка; понятие литературного языка в эпоху средневековья; фонетические изменения как основные в этот период; выделение украинского языка в конце периода. Общерусский язык с конца XII до XV в., образование диалектного членения у восточных славян; становление и развитие русского народа; изменение грамматической формы как основной тип изменений в данный период; выделение белорусского языка. Среднерусский язык конца XV – XVII вв., создание Московской Руси, предпосылки формирования русской нации и складывания литературного языка на национальной основе; развитие грамматических категорий, лексической и синтаксической систем как основные изменения данного периода. Русский язык XVIII – XX вв. и основные этапы его изменения в связи с окончательным сложением русского литературного языка.

Фонетика.

Исходная система фонем восточнославянского диалекта в составе праславянского языка с середине Х в. Завершение динамических тенденций праславянского языка в древнерусском (середина X – конец XII в.). Утрата редуцированных гласных, ъ, ь. Преобразование системы консонантизма в русском языке и формирование общерусской системы вокализма.

Морфология.

Основные особенности грамматического строя позднего праславянского языка. Имена существительные. Имена прилагательные. Имена числительные. Местоимение как сама стабильная часть речи. Глагол. Вопрос о формирования наречия как части речи. Общие черты в развитие различных сторон морфологического строя.

Синтаксис.

Методы исторического исследования синтаксических явлений. Средневековые понятия о речи и предложении. Исторические изменения в семантике предложения: предикативность, модальность, определенность. Простое предложение и его типы в древнерусском языке. Система вторых падежей в древнерусском языке как отражение древнего типа предложения. Роль инфинитива в развитии синтаксических форм, диалектные различия. Соотношение падежных форм с предлогами и без предлогов. Употребление и значение причастий в синтаксических конструкциях. «Дательный самостоятельный» в древнерусском языке. Сочинение и подчинение в древнерусском языке. Развитие сложноподчиненных предложений, их типы.

Лексика и словообразование.

Основные отличия древнерусской системы от современного литературного языка; лексический состав, основные средства словообразования. Взаимоотношения между словообразованием и формообразованием в древнерусском языке. Основные лексико-семантические группы слов в древнерусском языке. Стилистические характеристики древнерусской лексической системы. Лексико-семантические процессы в языке, развитие первоначального синкретизма в сторону многозначности. Расхождение между народно-разговорным и литературным языком в принципах лексического развития.
5. Рекомендуемые образовательные технологии:

Лекции, практические занятия, коллоквиумы, самостоятельная работа студентов. При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

Системы оценки для текущего контроля успеваемости (по усмотрению вуза): практические задания для самостоятельной работы, письменные работы, устное собеседование.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины:

Компьютерный класс, оргтехника, теле- и аудиоаппаратура (все – в стандартной комплектации для самостоятельной работы); доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки); методическая литература.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

а) основная литература:.

Горшкова К.В., Хабургаев Г.А. Историческая грамматика русского языка. М., 1981.

Дурново Н.Н. Введение в историю русского языка. М., 1969.

Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. М., 1964; изд. 2-е: М., 1983.

Колесов В.В. Историческая фонетика русского языка. М., 1980.

Коневецкий А.К. Историческая грамматика русского языка. Вильнюс, 1991.
б) дополнительная литература:

Аванесов Р.И. Из истории русского вокализма // Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970. С. 278-299.

Борковский, В.И., Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. М., 1963.

Марков В.М. Историческая грамматика русского языка: именное склонения. М., 1974.

Обнорский С.П. 1) Именное склонение в русском языке: в 2 т. Л., 1927-1931;

2) Избранные работы по русскому языку. М., 1960.

Соколова М.А. Очерки по исторической грамматике русского языка. Л., 1962.

Филин Ф.П. Очерк истории русского языка до XIVстолетия. Л., 1940.

Хабургаев Г.А. Становление русского языка. М., 1980.

Черных П.Я. 1) Историческая грамматика русского языка. М., 1962.

2) Очерк русской исторической лексикологии: Древнерусский период. М., 1956.
в) программное и коммуникационное обеспечение:

Учебная дисциплина должна быть обеспечена учебно-методической документацией и материалами. Ее содержание должно быть представлено в сети Интернет или в локальной сети вуза (факультета). Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Мультимедийное оборудование.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки 032700 - «Филология», профиль «Отечественная филология (Русский язык и литература)».

Разработчик:
Санкт-Петербургский государственный университет

ИСТОРИЯ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «История русского литературного языка» является:

- проследить исторические изменения русского литературного языка в условиях общественного функционирования языка в различных его жанрово-стилистических ответвлениях.

2. Место дисциплины в структуре ПООП

Б. 3. Профессиональный цикл. Базовая часть.

История русского литературного языка завершает собой цикл лингвистической русистики в учебном плане отделения русского языка и литературы, и этим определяется его обобщающий характер, подводящий итог изучению предшествующих дисциплин, таких, как «Старославянский язык», «Историческая грамматика русского языка», «Русская диалектология», «Лексикология и лексикография русского языка», «История русской литературы».
3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

– владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

- осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);

- способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

- владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

- способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследова­тель­ской деятельности (ПК-5);

- способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6).
В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные признаки национальных литературных языков: полифункциональность, кодифицированность, общезначимость и дифференциация стилистических средств и следовать историзму этих признаков;

- что изменения в общественном функционировании литературного языка предопределяются этапами социального развития общества;

  • что важнейшее значение в изучении истории литературного языка имеют социолингвистические и социокультурные аспекты.


Уметь:

- делать историко-стилистический анализ текста;

- рецензировать и реферировать как классические, так и дискуссионные современные исследования в области истории литературного языка.
Владеть:

- научными знаниями в области истории русского литературного языка;

- методикой анализа текстов по истории русского литературного языка.
4. Структура и содержание дисциплины.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа), из них 70 аудиторных.


Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работ и трудоемкость (в часах)


Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Практические

занятия

С.Р.С.

1. Введение

6

1-2

2,5

коллоквиум (2,5 часа)

5

реферат (1 неделя, 3 семестр)

2. Периодизация истории русского литературного языка

6

3-4

2,5

коллоквиум (2,5)

5

реферат (1 неделя, 3 семестр)

3. Образование русского литературного языка в историографии

6

5-7

2,5

коллоквиум (2,5)

5

промежуточная аттестация (7 неделя 6 семестра)

4. Литературный язык Древней Руси

6

8-10

2,5

практическое занятие по анализу текстов (2,5 часа)

5




5. Московский период в развитии русского литературного языка

6

11-13

2,5

практическое занятие по анализу текстов (2,5 часа)

5




6. Язык памятников XVI- первой половины XVII в., середины XVII в. как начальный этап в формировании русской нации

6

14-15

2,5

практическое занятие по анализу текстов (2,5 часа)

5




7. Язык первой четверти XVIII в.

6

16-17

2,5

практическое занятие по анализу текстов (2,5 часа)

5




8. Литературный язык середины XVIII в.

7

1-2

2,5

практическое занятие по анализу текстов (2,5 часа)

5




9. Развитие русского литературного языка в последней трети XVIII в.

7

3-4

2,5

практическое занятие по анализу текстов (2,5 часа)

5




10. Карамзинская реформа русского литературного языка на рубеже XVIII-XIX вв.

7

5-7

2,5

практическое занятие по анализу текстов (2,5 часа)

5




11. Пушкин и основы современного русского литературного языка. Русский литературный язык в 30-х гг. XIX в.

7

8-10

2,5

практическое занятие по анализу текстов (2,5 часа)

5




12. Литературный язык эпохи революции 1917-1918 гг.

7

11-14

2,5

практическое занятие по анализу текстов (2,5 часа)

5




13. Язык советской эпохи

7

15-16

2,5

практическое занятие по анализу текстов (2,5 часа)

7




14. Основные тенденции в современном русском литературном языке в постсоветскую эпоху

7

17-18

2,5

практическое занятие по анализу текстов (2,5 часа)

7






Содержание дисциплины

Введение

Понятие «литературный язык», «норма», «функциональные стили» русского литературного языка. Соотношение «литературный», «письменный», «стандартный», «язык художественной литературы». Типы литературных языков. Последовательность разработки курса в отечественном и зарубежном языкознании.

Периодизация истории русского литературного языка.

Внутрилингвистические и внелингвистические критерии периодизации. Связь истории литературного языка с основными историко-социальными и историко-культурными событиями в развитии народности и нации. Выделение донационального (средневекового) и национального периода в истории русского литературного языка. Выделение подпериодов в донациональном и национальном периодах развития русского литературного языка.

Образование русского литературного языка в историографии.

Концепции происхождения русского литературного языка. Славяно-русский «монолингвизм», «билингвизм», «диглоссия» как типы языковых ситуаций в Древней Руси. Разработка этой проблемы в трудах В.В. Виноградова, Л.П. Якубинского, Б.А. Ларина, Н.А. Мещерского, Ф.П. Филина, Б.А. Успенского, Г.А. Хабургаева, В.В. Колесова, М.Л. Ремневой. Вопросы типологии славянских литературных языков. Этнолокальные типы литературного письменного языка в трудах Н.И. Толстого.

Литературный язык Древней Руси

Сведения о письменности у восточных славян. Современная разработка этого вопроса. Сведения о письменных источниках и данные археологии. Вопрос о письменном языке на Руси до официального крещения. Переход от письменности к литературе: появление богослужебного кодекса после крещения. Церковнославянский язык как язык церковной книжности. Греческо-славянские соответствия в языке переводной письменности. Жанрово-стилистические разновидности литературного языка Древней Руси.

Московский период в развитии русского литературного языка

Значение Москвы как столицы централизованного государства; создание смешанного среднерусского говора, объединяющего речевые черты Севера и Юга как диалектные основы литературного языка; сохранение традиций, идущих от Киевской Руси, в памятниках ранней московской письменности. Вопрос о «втором южнославянском влиянии» на русский литературный язык в графике, орфографии, словообразовании. Стиль «плетения словес», его истоки и расцвет в XIV – XV в. под пером Епифания Премудрого и Пахомия Логофета.

Язык памятников XVI — первой половины XVII в.

Начало словарной и грамматической кодификации церковнославянских книжных текстов. Деятельность Максима Грека. Языковая ситуация в Юго-Западной Руси. Двуязычие московской разновидности литературно-письменного языка. Начало книгопечатания в Москве как новый этап кодификации книжной нормы. Обогащение лексики русского языка XVII в. заимствованиями из европейских языков через польское посредство. Развитие стихотворчества и драматургии. Роль языкового творчества Симеона Полоцкого. Произведения протопопа Аввакума, внесение в них просторечия и черт диалектной речи.

Русский литературный язык первой четверти XVIII в.

Эпоха Петра I, появление новых жанров литературы (светская повесть, любовная лирика, зарождение публицистического стиля в языке «Ведомостей»). Начало формирования терминологии. Стилистическая неупорядоченность литературного языка петровской эпохи: сосуществование в нем элементов традиционно-славянских, народно-диалектных и неосвоенных варваризмов как следствие создание языка «нового типа».

Литературный язык середины XVIII в.

Роль трудов В.К. Тредиаковского, А.Г. Кантемира, А.П. Сумарокова в обогащении и выработке норм русского литературного языка. «Российская грамматика» М.В. Ломоносова как первый нормативно-стилистический труд, основывающийся на общенародном языке. Синтез церковнославянского и русского как основа развития функциональных стилей в теоретических работах Ломоносова.

Развитие русского литературного языка в последней трети XVIII в.

«Век Екатерины» как высшая точка развития русской дворянской культуры. Упадок старокнижной образованности в дворянской среде, галлицизмы из воздействие на речь дворянства и на общенародный язык. Разложение ломоносовской стилистической системы в произведения Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина, А.Н. Радищева — как стремление к полифункциональности нормы. Создание «Словаря Академии Российской».

Карамзинская реформа русского литературного языка на рубеже XVIII-XIX вв.

Основные тенденции в развитии русского литературного языка в предпушкинскую эпоху. Общественная борьба по вопросу о «новом слоге», ее значение для истории литературного языка: развитие национального языка на основе народной речи с усвоением достижений речевой культуры европейских языков. «Архаисты» и «новаторы». Значение языков А.И. Крылова и А.С. Грибоедова.

Пушкин и основы современного русского литературного языка

Традиционные элементы речи и «европеизмы» в языке произведений Пушкина; разговорная речь как основа языка произведений Пушкина. Роль пушкинской позы в развитии русского литературного языка как языка национального. Полифункциональность нормы литературного языка в пушкинскую эпоху.

Русский литературный язык 30-х гг. XIX в.

Расширение словарного состава литературного языка за счет областных слов и диалектизмов. Преобразование семантики и стилистических функций славянизмов. Языковое творчество М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. Формирование стиля публицистики, А.И. Герцен, В.Г. Белинский. Образование системы стилей русского литературного языка. Словарь Академии наук под ред. Я.К. Грота.

Литературный язык эпохи революции 1917-1918 гг.

Орфографическая реформа 1917-1918 гг. и ее культурно-историческое значение. Иноязычная лексика, неологизмы, славянизмы. Их функции. Канцеляризмы и архаизмы. Демократизация нормы и вопросы культуры речи. Роль А.М. Горького.

Язык советской эпохи

Пуристические тенденции в языковой политике. Судьба и роль славянизмов. «Толковый словарь русского языка» под ред. Д.Н. Ушакова как опыт нормативной кодификации литературного языка. «Словарь современного русского литературного языка» в 17-ти тт. (БАС), «Словарь русского языка» в 4-х тт. (МАС). Постепенное размывание норм и активизация роли разговорной речи.

Основные тенденции в современном русском литературном языке

Разрушение стилистической иерархии, вариативность нормы, разрушение «высокого» стиля как результат деидеологизации общества. «Американизация» литературного языка. Тенденция к аналитизму. Динамика словообразовательных процессов. Перспективы развития литературной нормы. Словари новых слов и значений.
5. Рекомендуемые образовательные технологии:

Лекции, практические занятия, коллоквиумы, самостоятельная работа студентов. При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

Системы оценки для текущего контроля успеваемости (по усмотрению вуза): практические задания для самостоятельной работы, письменные работы, устное собеседование.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины:

Компьютерный класс, оргтехника, теле- и аудиоаппаратура (все – в стандартной комплектации для самостоятельной работы); доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки); методическая литература.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

Виноградов В.В. 1) Избранные труды. История русского литературного языка. М., 1978; 2) Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIX вв. М., 1938; 3) О языке художественной литературы. М., 1959.

Горшков А.И. История русского литературного языка. М., 1969.

Иванов В.В. История русского языка. М, 1990.

Колесов В.В. Древнерусский литературный язык. Л., 1989.

Колесов В.В. История русского языка. М.-СПб., 2005.

Ларин Б.А. Лекции по истории русского литературного языка. Л., 1975.

Мещерский Н.А. История русского литературного языка. Л., 1981.

Ремнева М.Л. История русского литературного языка. М., 1995.

Толстой Н.И. История и структура славянских литературных языков. М., 1988.

Успенский Б.А. Краткий очерк истории русского литературного языка (XI – XIX вв.). М., 1994.
б) дополнительная литература:

Горшков А.И. Теория и история русского литературного языка. М., 1984.

Живов В.М. Язык и культура в России XVIII в. М., 1996.

Обнорский С.П. Очерки по истории русского литературного языка старшего периода. М.; Л., 1946.

Соболевский А.И. История русского литературного языка. Л. .1980.

Сорокин Ю.С. Развитие словарного состава русского литературного языка. (30-60-е гг. XX вв.). М.; Л., 1965.

Филин Ф.П. Истоки и судьбы русского литературного языка. М., 1981.

Хабургаев Г.А. Дискуссионные вопросы истории русского литературного языка: (Древнерусский период) // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 9. Филология. 1988. № 2. С. 47-62.

Шахматов А.А. Очерк современного русского литературного языка. М., 1941.

Якубинский Л.П. История древнерусского языка. М., 1953.
в) программное и коммуникационное обеспечение:

Учебная дисциплина должна быть обеспечена учебно-методической документацией и материалами. Ее содержание должно быть представлено в сети Интернет или в локальной сети вуза (факультета). Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Мультимедийное оборудование.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки 032700 - «Филология», профиль «Отечественная филология (Русский язык и литература)».
Разработчик:
Санкт-Петербургский государственный университет