microbik.ru
1








ПРИМЕРНОЕ

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ,

НАПРАВЛЕННОЕ НА ПОДГОТОВКУ УЧАЩИХСЯ

К ЕГЭ ПО ХИМИИ

(34 часа)

Москва



ПРИМЕРНОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ПОДГОТОВКУ УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ ПО ХИМИИ

№ занятия

Тема занятия

Повторяемые элементы содержания

Рекомендации

ТЕМА 1. СТРОЕНИЕ АТОМА И ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН

1

Строение атома. Изотопы

состав атома (заряд ядра, число протонов,
нейтронов, электронов, число электронных слоѐв);

электронные облака, их формы, в,р,с1/-элементы;

сходство и различия в строении атомов изотопов;

электронные конфигурации;

отличие в электронном строении атома и иона

Не вдаваясь в подробности, поскольку тестовые технологии не требуют обоснования выбора ответа повторить информацию:

Заряд ядра, число протонов, число электронов — порядковый номер
элемента.

Число нейтронов — разница между Аг и №пор.

Изотопы отличаются числом нейтронов в ядре.

Число электронных уровней — № периода.

На первом уровне только s-орбиталь, на втором s- и три p-орбитали, на
третьем s-, три p-, пять d-орбиталей, на четвѐртом s-, три p-, пять d-, семь
f-орбиталей.

На каждой орбитали не более двух электронов с разными спинами.

Заполнение орбиталей идѐт в порядке возрастания их энергии (рассмотреть
2-3 примера и обязательно включить Си, Cr, Fe).

Атом и ион отличаются числом электронов.

2

Периодическая система элементов Д.И. Менделеева. Периодическое изменение свойств элементов

изменение свойств элементов (радиусы,
электроотрицательность, окислительно -
восстановительные свойства) по периодам и
главным подгруппам в периодической системы;

формулы оксидов, гидроксидов, летучих
водородных соединений для элементов главных
подгрупп периодической системы

Вспомнить расположение металлов и неметаллов в ПС.

Для элементов главных подгрупп (кроме инертных газов) можно
пользоваться правилом: чем ближе элемент находится к фтору, тем выше
его ЭО и окислительная способность.

Радиусы атомов можно сравнивать только для элементов одного периода
или одной подгруппы. По периоду слева направо радиусы атомов
уменьшаются, по главной подгруппе сверху вниз возрастают.

В высшем оксиде валентность элемента — № группы, в летучем
водородном соединении для неметаллов валентность — разница 8 - №
группы.

Высший гидроксид металла со степенью окисления металла +1, +2, +3
записывается как основание (может обладать основным или амфотерным
характером); в остальных случаях высший гидроксид металла
записывается как кислота (обладает преимущественно кислотным
характером).

Высший гидроксид неметалла - кислота ( составить формулу просто -
мысленно прибавить к оксиду воду и сложить математически числа атомов
каждого элемента, записав их в одну формулу и поставив на первое место
водород. SO3 + Н20 = H2S04).

По периоду основные свойства оксидов и гидроксидов элементов
ослабевают, кислотные возрастают.

По главной подгруппе сверху вниз основные свойства оксидов и
гидроксидов элементов возрастают, кислотные ослабевают.






№ занятия

Тема занятия

Повторяемые элементы содержания

Рекомендации

ТЕМА 2. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА

3

Химическая связь. Кристаллические решѐтки.

определение вида химической связи и типа
кристаллической решѐтки по формуле вещества,
его названию, по характеру элементов,
образующих вещество;

определение типа кристаллической решѐтки по
физическим свойствам, которыми обладает
вещество, предположение свойств веществ исходя
из типа кристаллической решѐтки

Если соединение образовано

- металлами - металлическая связь и кристаллическая решѐтка;

- металлом и неметаллом - ионная связь и кристаллическая решѐтка;

- двумя разными неметаллами - ковалентная полярная связь, решѐтка
атомная или молекулярная (зависит от степени полярности связи).
Например, НCl - молекулярная решѐтка т. к. сильно полярная связь, SiC
- атомная решѐтка, т.к. слабополярная связь;

- несколько атомов образуют молекулу неметалла (О2, О3, S8, Р4) -
молекулярная кристаллическая решѐтка (удерживаются
межмолекулярными силами), внутри молекул связи ковалентные
неполярные.

Наиболее характерные свойства веществ с

-металлической решѐткой - тепло-, электропроводность, металлический блеск, пластичность (ковкость);

- ионной решѐткой - Тпл в интервале 600˚С - 900˚С, хрупкость, часто
растворимость в воде;

- атомной - высокая прочность и высокие (более 1000˚С) Тпл;

- молекулярной - хрупкость, непрочность, низкие Тпл ( примерно до
200˚С).

4

Способы образования ковалентной связи. Аллотропия.

способы образования ковалентной связи (сигма и
пи-связи, донорно-акцепторный механизм
образования ковалентной связи), характеристики
связи;

аллотропия

В молекулах органических веществ, у атома С столько сг-связей, сколько у
него одинарных связей + там, где двойная связь, одна сг-связь, где тройная,
тоже только одна сг-связь. гг-связи есть там, где атомы связаны двойной или
тройной связью. В случае двойной связи одна а- и одна гг-связь, в случае
тройной - одна сг-связь и две тг-связи. (другие подробности о σ и π связях в
тестах не спрашиваются).

Повторить, что аммиак и амины образуют соли по донорно-акцепторному
механизму (подробнее можно не повторять).

Аллотропия - способность элементов существовать в виде нескольких
простых веществ (повторить для O, S, C, P. Это явление возможно только
для элементов на внешнем электронном слое которых есть более чем 1
неспаренный электрон).

5

Выполнение упражнений по КИМам для подготовки к ЕГЭ

• Элементы содержания тем 1 и 2

• Обратить внимание на:

- хронометраж выполнения заданий;

-ошибки, обусловленные невнимательностью прочтения заданий (путают

понятия «элемент», «атом», «ион»); -составление электронно-графических формул атомов (спаренные и

неспаренные электроны);

- наличие заданий по этим темам как в части А, так и в части В (обычно
задания на соответствие)




№ занятия

Тема занятия

Повторяемые элементы содержания

Рекомендации

ТЕМА 3. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ

6

Классификация химических реакций

классификация химических реакций (соединения,
разложения, замещения, обмена; экзо- и
эндотермические; окислительно-
восстановительные и неокислительно-
восстановительные; реакции обратимые и
необратимые; гомогенные и гетерогенные);

тепловой эффект химических реакций

Классификации химических реакций по:

- числу и типу веществ вступивших в реакцию и получившихся в
результате реакции

- по тепловому эффекту

- по изменению степени окисления

- по агрегатному состоянию веществ
-по обратимости

Расчѐт теплоты, выделившейся или поглотившейся в результате реакции

7

Закономерности протекания химических реакций

скорость химической реакции и факторы,
влияющие на скорость реакции;

обратимость реакций, смещение химического
равновесия

Для большинства реакций скорость реакции возрастает при увеличении
температуры, поверхности соприкосновения реагирующих веществ,
концентрации, наличии катализатора (для каталитических реакций).

Скорость зависит от природы реагирующих веществ(например от
активности металла в реакциях с кислотами или от силы кислоты, в
реакциях, характеризующих свойства кислот).

Обратимость реакций. Принцип Ле Шателье: если на равновесную систему
оказывается воздействие, равновесие смещается в сторону уменьшения
этого воздействия.

8

Закономерности протекания химических реакций (химические производства)

• уравнения реакций и основные научные принципы, лежащие в основе производства аммиака, серной кислоты, метанола, охрана окружающей среды

• Рассмотреть реакции промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола и условия их протекания.

9

Выполнение упражнений по КИМам для подготовки к ЕГЭ

• элементы содержания занятий 6-8

• Обратить внимание на:

- хронометраж выполнения заданий;

- внимательное вдумчивое прочтение условия задания;

- различие условий, влияющих на скорость реакции и на смещение
химического равновесия;

- независимость скорости реакции от концентрации твѐрдого вещества;

- невлияние на смещения равновесия концентрации твѐрдых веществ и
катализатора (ингибитора)

10-11

Реакции в растворах электролитов

электролиты и неэлектролиты;

реакции в растворах электролитов (составление
полных и кратких ионных уравнений, определение
взаимодействующих веществ по кратким ионным
уравнениям, возможность одновременного
существования ионов в растворе, условия
протекания реакций до конца)

Электролиты - вещества с ионной и ковалентной сильнополярной связью.
В растворе распадаются на ионы ( сильные кислоты, щѐлочи и
малорастворимые основания, растворимые соли) и проводят ток.

Неэлектролиты - вещества с ковалентными неполярными или
слабополярными связями. (простые вещества, органические вещества,
кроме органических кислот).

Реакции в растворах электролитов - реакции между ионами.

В полном ионном уравнении все растворимые вещества записываются в
виде ионов, нерастворимые в молекулярном виде (! оксиды на ионы не
распадаются).




№ занятия

Тема занятия

Повторяемые элементы содержания

Рекомендации










Для записи краткого ионного уравнения в левой и правой части
вычѐркиваются не изменившиеся ионы. Остальные частицы
переписываются, при необходимости сокращаются коэффициенты.

Для подбора молекулярного уравнения к краткому ионному, необходимо
подобрать для исходных ионов вещества, из которых они могли появиться,
не забывая, что ионы появляются только из растворимых веществ.

Ионы одновременно могут присутствовать в растворе, если между ними
невозможно взаимодействие.

Ионы соединяются, если в результате их соединения образуются газ,
осадок или вода.

12

Гидролиз солей. Практическая работа №1

Понятие о процессе гидролиза солей как реакции
обмена;

Ионное и молекулярное уравнение гидролиза;

Реакция среды в растворе соли

Соли, имеющие слабое звено, подвергаются гидролизу (слабое звено
определяется по кислоте и основанию в результате взаимодействия
которых образуется соль, т.е. соль может быть образована, например,
слабой кислотой и сильным основанием).

-Если слабое звено катион, то он вступает во взаимодействие с водой и в
растворе такой соли среда кислотная.

Если слабое звено анион, то он вступает во взаимодействие с водой и в
растворе такой соли среда щелочная.

Если нет слабого звена, то гидролиз не идѐт.

Если оба иона слабые звенья, протекает полный гидролиз (только для тех
солей, для которых в таблице растворимости стоит прочерк).

Обратить внимание на гидролиз солей органических кислот.

Рекомендуется провести практическую работу: исследование растворов
различных солей и экспериментальные задачи.

13-14

Окислительно-восстановительные реакции

степени окисления элементов в соединениях;

ОВР;

окислитель, восстановитель, окисление,
восстановление;

метод электронного баланса

СО элементов в простых веществах и сумма СО элементов в сложных
веществах равны нулю.

Более электроотрицательный элемент имеет отрицательную СО, менее
электроотрицательный положительную.

Численное значение СО совпадает с валентностью.

В веществах, состоящих из трѐх элементов и содержащих кислород, только
кислород имеет отрицательную СО.

Процесс отдачи электронов атомом элемента - окисление (легко запомнить
отдача и окисление начинаются на букву о), значит с другим элементом
происходит восстановление (зная первое определение, второе можно и не
запоминать).

Окисление происходит с восстановителем, восстановление с окислителем.

Элементы, находящиеся в своей низшей степени окисления могут только
окисляться и быть восстановителями, в в высшей - только
восстанавливаться и быть окислителями, в промежуточных СО элементы
могут быть как окислителями, так и восстановителями.




№ занятия

Тема занятия

Повторяемые элементы содержания

Рекомендации










• Электронный баланс требуется составлять в задании С1, там же проверяется умение определять окислитель и восстановитель.

15

Электролиз

• катодный и анодный процессы;

• электролиз расплавов и растворов;

• продукты электролиза

• Процесс восстановления на катоде.

• Процесс окисления на аноде.

• Использование ряда активности металлов для определения
последовательности восстановления катионов.

• Ряд окислительной активности анионов.

• Обратить внимание на восстановление протонов, на окисление гидроксид-
ионов, окисление-восстановление молекул воды.

16

Выполнение упражнений по КИМам для подготовки к ЕГЭ

• элементы содержания занятий 10-15

• Обратить внимание на:

- хронометраж выполнения заданий;

- внимательное вдумчивое прочтение условия задания;

- определение продуктов электролиза на аноде и катоде;

- составление полного уравнения электролиза;

- различие электролиза расплава соли и еѐ раствора; правила разрядки
ионов на катоде и аноде, выбор катодного и анодного процессов;

- подбор продуктов ОВР в зависимости от среды, в которой протекает
реакция;

-оформление задания С1: подписать окислитель и восстановитель под формулами веществ в уравнении реакции, либо чѐтко отдельно написать (не в схеме электронного баланса), какое вещество окислитель ,а какое -восстановитель, например, КМп04 - окислитель за счѐт Мп+7.

• Практика показывает, что если ученик пытается показать умение
составлять электронно-ионный баланс, то в экзаменационной работе он
допускает массу ошибок в нѐм (не тратьте время и силы на электронно-
ионный баланс, а научите правильно составлять электронный баланс)

ТЕМА 4. РАСЧЁТНЫЕ ЗАДАЧИ

17-18

Расчѐты по химическим уравнениям

• расчѐты по химическим уравнениям масс, объѐмов
газообразных веществ при н.у., по известному
количеству одного из исходных веществ;

• расчѐты объѐмных соотношений газов при
химических реакциях;

• расчѐты по химическому уравнению, если одно из
веществ дано в виде раствора с определѐнной
массовой долей растворѐнного вещества

• Показать общий подход к решению задач

для всех веществ т (вещества!) -> v (вещества!) -> v (вещества2) -> т (вещества2)

Т 4

V (вещества!) -> V (вещества2) (для газообразных веществ)

• Объяснить, что любые задачи будут содержать фрагмент этой схемы.

• Для данной схемы (в начало или в конец) могут прибавиться действия,
связанные с нахождение выхода продукта реакции или расчѐты, связанные
с содержанием примесей в исходных веществах, или расчѐт массы
вещества в растворе, если известна массовая доля растворѐнного вещества.

• Основные формулы:

m = ν • M V = ν • Vm ω = m(вещества) / m(раствора)




№ занятия

Тема занятия

Повторяемые элементы содержания

Рекомендации

ТЕМА 5. КЛАССИФИКАЦИЯ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ. СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВ РАЗЛИЧНЫХ КЛАССОВ

19

Классификация неорганических веществ

простые вещества: металлы и неметаллы.

оксиды: кислотные, основные, амфотерные.

гидроксиды: основания (растворимые и
нерастворимые), амфотерные гидроксиды,
кислоты (классификация по основности и по
содержанию кислорода)

соли (средние, основные, кислые)

Общий подход к изучению темы заключается в составлении двух схем:

- схема классификации веществ (с примерами)

- схема генетических рядов металла и неметалла

Хорошо, если в рамках повторения этой темы будет включено как можно
больше элементов содержания из предыдущих тем

20-21

Генетическая связь классов неорганических веществ.

генетическая связь классов неорганических
веществ;

химические свойства веществ, исходя из их
положения в генетическом ряду

В большинстве случаев вещества, находящиеся в одном генетическом ряду,
не могут реагировать между собой, но могут реагировать с веществами из
противоположного генетического ряда.

Особо обговорить возможность взаимодействия кислот с металлами
(электрохимический ряд напряжений металлов), особые свойства азотной и
серной концентрированной кислот.

Особо обговорить возможность солей вступать в реакции обмена и во
взаимодействие с металлами.

Вспомнить, что оксиды реагируют с водой, только если в результате
образуется растворимый гидроксид.

22

Идентификация неорганических

веществ.

Практическая работа №2

• качественные реакции на неорганические вещества

Вспомнить и проделать качественные реакции

- на кислород, водород, углекислый газ;

- на изучаемые в школьном курсе катионы и анионы.

Алгоритм решения качественной задачи.

Практические навыки в решении экспериментальных задач.

ТЕМА 6. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

23

Теория строения органических соединений. Изомерия. Гомология.

положения теории строения органических
соединений;

изомерия, еѐ виды;

гомология

Повторить формулировки положений теории строения органических
соединений.

Изомеры - вещества с одинаковой молекулярной формулой, но разным
строением и разными свойствами.

Виды изомерии: углеродного скелета, положения кратной связи,
положение функциональных групп, межклассовая, геометрическая (другие
виды изомерии в тестах не встречаются).

Гомологи - вещества, имеющие сходное строение, отличающиеся на
группу атомов (-СН2-). Важно отметить, что это всегда вещества одного
класса. И в названиях гомологов всегда будет сходство ( например,
гомологами пропена -1, будут бутен-1, пентен-1 …).

24

Классы органических веществ

• классы органических веществ, особенности строения молекул веществ каждого класса (число кратных связей, гибридизация атомов углерода в зависимости от числа кратных связей, наличие и названия функциональных групп);

Вспомнить изученные классы органических веществ, общие формулы
гомологических рядов, особенности строения молекул веществ каждого
класса, названия функциональных групп.

Атомы углерода, содержащие только одинарные связи находятся в sp3-
гибридизации, двойные связи - ^-гибридизации, тройные связи - sp-




№ занятия

Тема занятия

Повторяемые элементы содержания

Рекомендации







• систематическая номенклатура

гибридизации. Название по систематической номенклатуре строится:

- выделяется самая длинная цепь атомов углерода ( для циклоалканов -
цикл, для ароматических - бензольное кольцо)

- нумеруются атомы С, начиная с того к которому ближе расположена
кратная связь, заместитель

- сначала показывается в названии где и какой заместитель (ли)
расположен(ы), далее называется основная цепь, затем при помощи
суффикса показывается наличие кратной связи или функциональной
группы, затем при помощи цифры - где расположена(ы) кратная(ые)
связи или функциональные группы.

ТЕМА 7. СВОЙСТВА И СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

25

Взаимное влияние атомов в молекулах

зависимость растворимости органических веществ
в воде и их температуры кипения от способности
образовывать водородные связи и разветвлѐнности
молекулы;

взаимное влияние атомов в молекуле (сравнение
основных и кислотных свойств для веществ
различных классов). Правило Марковникова.

Для кислородсодержащих органических веществ растворимость в воде
увеличивается с уменьшением молекулярной массы вещества и увеличении
разветвлѐнности молекулы.

Для органических веществ с увеличением молекулярной массы и
уменьшением разветвлѐнности молекул температуры кипения
увеличиваются.

Вспомнить правило Марковникова.

Основные и кислотные свойства веществ можно сравнивать, определяя
распределение электронной плотности в молекулах.

26-27

Углеводороды

химические свойства и способы получения
алканов, алкенов, алкинов, бензола;

генетическая связь углеводородов;

название реакций (гидрирование и
дегидрирование, гидратация и дегидратация,
галогенирование и дегалогенирование,
гидрогалогенирование и дегидрогалогенирование)

Составить схему, показывающую генетическую связь классов
органических веществ. Согласно схеме записать уравнения реакций.

Так как заново курс органической химии пройти невозможно, научить
пользоваться рациональным приѐмом, позволяющим в большинстве
случаев достичь положительного результата:

- изучить формулу исходного вещества и продукта реакции (число атомов
каждого элемента);

- определить, чем эти вещества сходны и чем отличаются;

- сделать вывод, какие действия приведут к изменению исходного
вещества.

Например, из хлорметана нужно получить этан. СН3Сl → С2Н6. Изучив отличие двух формул, мы приходим к выводу, что для получения одной молекулы этана необходимо взять две молекулы хлорметана и забрать у них хлор. Хлор - неметалл, значит легко заберѐтся при использовании активного металла (например, натрия): 2СН3Сl + 2Na → С2Н6 + 2NaCl

Обратить внимание на реакции окисления углеводородов.

! Повторять решение расчѐтных задач.

28-29

Генетическая связь классов органических веществ

• химические свойства и способы получения одноатомных и многоатомных спиртов, фенола,

• Составить схему, показывающую генетическую связь классов органических веществ. Согласно схеме записать уравнения реакций.




№ занятия

Тема занятия

Повторяемые элементы содержания

Рекомендации







альдегидов, кетонов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров, углеводов, аминов, аминокислот, белков;

генетическая связь классов органических веществ;

качественные реакции на органические вещества;

название реакций (гидрирование и
дегидрирование, гидратация и дегидратация,
галогенирование и дегалогенирование,
гидрогалогенирование и дегидрогалогенирование,
гидролиз, этерификация, полимеризация,
поликонденсация).

Повторить основные качественные реакции в органической химии.

Обратить внимание на реакции окисления спиртов, альдегидов, кетонов,
азотсодержащих органических веществ.

Уделить особое внимание заданию С3 (цепочка из пяти превращений
органических веществ)

! Повторять решение расчѐтных задач.

30

Практическая работа №3 «Качественные реакции на органические вещества»

• Качественные реакции на органические вещества

Вспомнить характерные реакции на различные функциональные группы.

Экспериментальные задачи.

31

Решение задач на вывод формулы органического вещества

Простейшая формула;

Относительная плотность газов;

Общие формулы классов органических веществ

Массовая доля элементов в молекуле

• Основной алгоритм:

m (или V) вещества → ν вещества → ν атомов → формула вещества →

проверка формулы вещества на соответствие с молярной массой вещества

ТЕМА 8. ПРОМЫШЛЕННОЕ ПОЛУЧЕНИЕ ВЕЩЕСТВ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ПОЗНАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ВЕЩЕСТВ ЧЕЛОВЕКОМ

32

Познание и применение веществ человеком

токсичность и пожароопасность изучаемых
веществ правила безопасного обращения с
веществами и оборудованием

познание и применение веществ человеком

природные источники углеводородов и их
переработка

методы синтеза ВМС

• Эта тема включает достаточно конкретные элементы знаний, и, скорее, проверяет общую эрудицию в рамках предмета. По этой теме, как правило, в тестах присутствует 1 вопрос в части А и оценивается он в 1 балл, поэтому либо ребѐнок обладает эрудицией и получит этот балл, либо нет. Много времени тратить на эту тему нерационально

33-34

Итоговое пробное тестирование




• Обязательно провести анализ выполнения пробного тестирования, выявить их причины, индивидуально отработать допущенные ошибки