microbik.ru
1 2 ... 6 7

1 вопрос

Проблема 2-х культур.

Культура это-совокупность созданных человеком материалов и духовных ценностей, а так же человеческая способность эти ценности воспроизводить и использовать.

Возникновение 2-х типов культур:

Научной,

Гуманитарной.

Предметная область делится на:

1)естественнонаучная культура - чисто природные свойства, связи и отношения вещей представлены в виде естественных наук, технических изобретений…,

2)гуманитарная культура – явления, свойства, связи и отношения людей как существ и одной стороны социальных, а с др. духовных, наделенных разумом. Относятся: философия, история, право: человековедческие науки.

Признание каких-либо достижений в гуманитарной области вопрос лишь вкуса и веры.

Естественнонаучная культура объясняет природу вещей, а гуманитарная смысл бытия, ценность существования.

Вывод: в настоящее время говорят о необходимости формирования единой науки о человеке, обществе, природе и

жизни. При этом и социальное и естественное познание должно иметь единые исходные цели.
2 вопрос

Понятие науки, тенденции в современной науке.

Наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Наука одна из форм общественного сознания, включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира.

Цели науки:

описание,

объяснение,

предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения.

Наука зародилась в Древнем мире. Начала складываться, как социальный институт. Росло число открытий.

В 18 веке – 100 человек ученых (мало), в развитых государствах 10% ученых от всего населения.

В развитии науки чередуются экстенсивные и интенсивные периоды.

Интенсивные периоды – научные революции – открытия.

Для науки характерно сочетание процессов её:

дифференциации (разделения) и интеграции (проникновения),

развития фундаментальных и прикладных исследований.

Фундаментальные науки – это система знаний о наиболее глубоких свойствах объективной реальности, связанная с формированием научной картины мира, не имеющая выраженной практической направленности. В 2003 году Нобелевская премия присуждена 3 ученым - сверхпроводимость.

Прикладные науки – это система знаний, имеющая выраженную предметно - практическую ориентацию, опираясь на результаты фундаментальных исследований, прикладные науки делают акцент на решение отдельных технико - технологических проблем, связанных с интересами социума.

5 вопрос

Общенаучные методы теоретического познания.

Абстрагирование – это мысленное отвлечение от каких-либо менее существенных свойств, сторон, признаков изучаемого объекта с одновременным выделением, формированием одной или нескольких существенных сторон, свойств, признаков этого объекта.

Абстрагирование



Абстракция

↙ ↘

Отождествления – группировка растений и Изолирующая – получается путем выделения

животных в классы и семейства. некоторых свойств, отношений, которые

неразрывно связаны с предметами мат. мира.

Ложная абстракцияне отражает ничего (эфир, теплород…).

Идеализация – вид абстрагирования, мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований.

Формализация – это процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков.

Для построения любой формальной системы необходимо задание алфавита, т.е. определенного набора знаков.

Достоинства формализации:

возможность проведения исследования объекта без непосредственного обращения к нему;

краткость и четкость записи научной информации;

обозначение терминов – моносемичность.
Индукция и дедукция.

Дедукция – это получение частных выводов на основе знания каких-то общих положений.

Индукция – это логический переход от знания каких-то явлений к щнанию общему.

Индукция бывает:

Полная – исследуются все признаки для выявления общей причины,

Неполная – изучение отдельных признаков.

Методы индукции:

Метод сходства – множество объектов → множество признаков →все сходные => вывод,

Метод различия – множество объектов → множество признаков →один различен => причина,

Метод сходства и Метод различия,

Метод сопутствующих изменений – если меняется один – меняется другой,
6 вопрос

Универсальные методы, применяемые как на эмпирическом, так и теоретическом уровнях познания.

Анализ это метод познания (научного), в основу которого положена процедура мысленного или реального расчленения предмета на составляющие его части и их отдельное изучение.

Цель – переход от изучения целого к изучению его частей.

Анализ:

Элементарный – это разделение происходит без учета отношений частей друг к другу и к целому,

Причинный – учитываются причинные связи и отношения,

Феноменологический – вычисляется в явлении содержания сознания,

Логический – учитываются логические отношения в явлении,

Психологический – содержание сознания разлагается на его элементы.

Важно понять как связаны друг с другом составные части объекта, это возможно лишь изучив их в единстве, для этого анализ дополняется синтезом.

Синтез – это метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему.

Синтез показывает место и роль каждого элемента в системе и его связь с другими частями системы.

Аналогия – это подобие, сходство каких-то свойств, признаков или отношений у различных в целом объектов.

Вывод по аналогии предполагает, что во всех случаях непосредственному исследованию подвергается один объект, а вывод делается о другом объекте.

Моделирование – это изучение оригинала базируется на взаимооднозначном соответствии определенной части свойств оригинала и модели, включающее в себя построение модели, ее изучение и перенос полученных сведений на оригинал.

Виды моделирования:

Мысленное (идеальное),

Физическое (подобие между моделью и оригиналом),

Символическое (знаковое),

Математическое.
8 вопрос

Общий ход развития естествознания.

В истории науки выделяют 3 четко и однозначно фиксируемые радикальные смены научных партий мира, т.е. научных революций:

Аристотель,

Ньютон,

Эйнштейн.

Научные революции.

6 – 4 век до н.э.

Была осуществлена 1-ая революция в познании мира – появилась сама наука. Произошло отличие науки от других форм познания и освоения мира, в результате которого произошло создание определенных норм и образов научного знания.

Представители: Аристотель, Пифагор, Эвклид, Демокрит.

Наиболее яркое представление о науке того времени дано в трудах Аристотеля:

Он создал – формальную логику,

разработал понятийный аппарат,

предметно разделил само научное знание, отделив науки о природе (натурфилософия) от метафизики (философии и математики),

утвердил своеобразный план организации научного исследования.

План Аристотеля:

история вопроса,

постановка проблемы,

аргументы за и против,

обоснование решения (выводы).

Важным моментом античной научной картины мира стало последовательное геоцентрическое учение о мировых сферах.

16 -18 век

Переход от геоцентрической модели мира, к гелиоцентрической модели, становление классического естествознания.

Представители: Ньютон, Декарт, Коперник, Галилей.

Принципиальные отличия классической науки от античной: Это продолжение 8 вопроса и весь 9.

Основным языком классического естествознания стала математика, выделились строго объективные количественные характеристики земных тел – форма, величина, движение, а так же их выразили в строгих математических закономерностях,

Стали приниматься методы экспериментального исследования явлений,

Классическое естествознание разрушило античные представления о космосе, как завершенном и гармоничном мире,

Главной наукой стала механика. Возникла мощная тенденция сведения всех знаний о природе к фундаментальным принципам и представления в механике. Утвердилась чисто механистическая картина природы,

Сформировался четкий идеал научного знания: раз и навсегда установлена истина, которую можно дополнять, но и радикально переделывать уже нельзя,

Четкое разделение и жесткая оппозиция субъекта и объекта познания.

19 – 20 век

Представители: Эйнштейн, Резерфорд, Бор.

Наиболее значимы теории:

Теория относительности,

Квантовая механика.

Принципиальные отличия неклассической науки от классической:

Эйнштейновский переворот означал принципиальный отказ от всякого центризма вообще,

Новая картина мира переосмыслила исходные понятия пространства, времени, причинности и непрерывности,

Неклассическая картина мира отвергла жесткое противопоставление субъекта и объекта познания, изменилось представление о научной картине мира – единственно верную, точную картину не удастся представить никогда.

. наука – формирование первых научных теорий (атомизм) и составление первых научных трактатов в эпоху Античности.
15 вопрос

Время и пространство в представлениях И. Ньютона.

Пространство и время (R и t), как всеобщие и необходимые формы бытия материи, являются фундаментальными категориями в современных науках. Физические, химические др. величины непосредственно или опосредованно связанны с изменениями длин и длительностей, т. е. пространственно-временных характеристик объектов.

2 категории времени и пространства

Абсолютное t – абсолютное, единородное, равномернотекущее, идёт сразу и везде, единообразно и синхронно. Независимо от материальных объектов и их движения, иначе называется – длительностью.

Являлось основанием для теории дальнодействия.

Абсолютное R - бесконечное, плоское, «прямолинейное», метрические свойства описываются геометрией Евклида. Абсолютное, пустое, однородное и изотропное «вместилище» материальных тел. Независимо от них инерциальная система.

Абсолютное

Время и пространство

Относительное

Относительное t – точная или изменчивая, постигаемая чувствами внешняя мера продолжительности, употребляется в обыденной жизни вместо истинного материального времени – час, год и т. д.

Относительное R – мера или часть, которая определяется нашими чувствами по положению его, относительно некоторых тел, и которое в обыденной жизни принимается за неподвижное пространство.

Вывод: пространство может существовать без материальных тел, пространство и время не зависят друг от друга, силы взаимодействия между телами распространяются мгновенно и прямолинейно.

16 вопрос

Естествознание начала ХХ века.

Вторая (новейшая) революция в естествознании началась с 90-х годов XIX в. до середины ХХ века. Она началась в физике, затем проникла в другие естественные науки, изменив основания науки в целом и создав феномен современной науки.

Толчком новейшей революции в естествознании послужил ряд ошеломляющих открытий в физике:

· электромагнитных волн Г. Герцем;

· рентгеновских лучей В. Рентгеном;

· радиоактивности А. Беккерелем;

· электрона Дж. Томсоном;

· светового давления П. Н. Лебедевым;

· введения идеи кванта М. Планком;

· создание теории относительности А. Эйнштейном;

· разработка моделей атома Э. Резерфордом, а затем Н. Бором.

Это первый этап новейшей революции в естествознании, связанный с физикой.

Второй этап научной революции начался с середины 20-х годов ХХ в. Он связан с созданием квантовой механики в сочетании с теорией относительности. В ходе этого этапа были пересмотрены многие важнейшие постулаты науки:

· учение об атомах как твердых и неделимых частицах было заменено моделями, которые почти целиком заполнены пустотой;

· трехмерное пространство и одномерное время превратились в относительные проявления четырехмерного пространственно-временного континуума; время течет по-разному для тех, кто движется с разной скоростью; вблизи тяжелых предметов время замедляется, а при определенных условиях может совсем остановиться;

· законы Евклидовой геометрии не обязательны в масштабах Вселенной; планеты движутся по эллиптическим орбитам не потому, что их притягивает Солнце, а потому, что пространство, в котором они движутся, искривлено;

· объекты микромира имеют двойную природу и обнаруживают себя как частицы, и как волны;

· стало невозможным одновременно вычислить местоположение частицы и измерить ее ускорение (принцип неопределенности).

Началом третьего этапа научной революции были:

· овладение атомной энергией в 40-е годы нашего столетия;

· зарождение ЭВМ и кибернетики.

· наступление эпохи НТР, слияние науки с производством и превращение науки в производительную силу.

В этот период, наряду с физикой стали лидировать химия, биология и цикл наук о земле. С середины XX века наука окончательно сливается с техникой, приведя к современной научно-технической революции.

19 вопрос

Постнеклассическая наука конца ХХ века.

Основные достижения космонавтики.

4 ноября 1957 год

Запуск первого искусственного спутника Земли. Начало космической эры.

2 января 1959 год

Запуск ракеты «Мечта». Выход за пределы действия земного тяготения.

12 сентября 1959 год

Запуск космического аппарата «Луна – 2», достигшего поверхности Луны.

4 октября 1959 год

Запуск космического аппарата «Луна – 3» - обогнул Луну.

12 апреля 1961 год

Юрий Гагарин – «Восход» совершил первый полет в космос.

18 мая 1965 год

Первый выход в открытый космос совершил Леонов – «Восход – 2».

31 января 1966 год

Выпуск космического аппарата «Луна – 9» - посадка на Луну.

16 июля 1969 год

Запуск космического корабля «Аполлон» - США.Создание ЭВМ, супер компьютеров, глобальных вычислительных сетей – это компьютерная сеть, охватившая большие территории. Fido net – объединяет все сети.

Создание лазера в 1961 году. Это источник света, генерирующий узкий луч света высокой интенсивностью.

25 вопрос

Симметрии пространства – времени, их связь с законами сохранения.

Связь между симметрией пространства и законами сохранения установила в 1918 году немецкий математик Эмми Нетер (1882 – 1935). Она сформулировала и доказала фундаментальную теорему математической физики, названную ее именем, из которой следует, что если некоторая система инвариантна относительно некоторого глобального преобразования, то для нее существует определенная сохраняющаяся величина.

Теорема Нетер, доказанная ею во время участия в работе целой группы по проблемам общей теории относительности как бы побочно, стала важнейшим инструментом теоретической физики, утвердившей особую роль принципов симметрии при построении физической теории. Так, упоминаемые законы сохранения являются следствиями симметрий , существующих в реальном пространстве – времени . Закон сохранения энергии является следствием временной трансляционной симметрии - однородности времени . В силу однородности времени функция Лагранжа замкнутой системы явно от времени не зависит, а зависит от координат и импульсов всех элементов, составляющих эту систему. Полная энергия системы в процессе движения остается неизменной.

Закон сохранения импульса является следствием трансляционной Инвариантности пространства (однородности пространства). Если потребовать, чтобы функция Лагранжа оставалась неизменной при любом бесконечно малом переносе замкнутой системы в пространстве, то получим закон сохранения импульса.

Закон сохранения момента импульса является Следствием симметрии относительно поворотов в пространстве, свидетельствует об изотропности пространства. Если потребовать, чтобы функция Лагранжа оставалась неизменной при любом бесконечно малом повороте замкнутой системы в пространстве , то получим закон сохранения момента импульса. Эти законы сохранения характерны для всех частиц, являются общими, выполняющимися во всех взаимодействиях.

До недавнего времени в физике проводилось четкое разделение на внешние и внутренние симметрии. Внешние симметрии – симметрия физических объектов в реальном пространстве – времени, называемые также пространственно временными или геометрическими. Законы сохранения энергии, импульса и момента импульса являются следствиями внешних симметрий.

Существование сохранения законов, как правило, связано с наличием в этой системе той или иной симметрии. Например, однородность времени приводит к сохранению законов энергии, а однородность пространства приводит к сохранению законов импульса.

Законы сохранения.


следующая страница >>