microbik.ru
1
Введение

Проблемой появления вида «человек разумный» издавно интересовались лучшие умы человечества. Сторонники одного подхода – материалистического, считали, что человек есть результат биологической эволюции, с другой точки зрения – идеалистической, современный человек считается результатом развития общества. Доказано, что человек не сможет развиться интеллектуально, эмоционально и физически, если будет лишен общения в другими людьми. Для современного человека ввели особый термин – био-социальный вид. Это понятие объединяет в себе и биологическую природу происхождения человека, и общественную роль в формировании его личности. У человека есть биологические особенности, которые являются отражением его социальной жизни. Примерами этого могут служить высокий уровень развития коры больших полушарий мозга, которая отвечает за высшую нервную деятельность, строение кисти и большого пальца, которые делают возможными мелкие точные манипуляции руками. Но главной особенностью человека как биосоциального вида является прежде всего наличие психики.

Такая диалектика происхождения вида homo sapiens породила и двоякое отношение к проблеме возникновения психики.

Вопрос о появлении психики остается спорным и по сей день. Существует теории об эволюционном характере возникновения психики человека – как приспособление к среде обитания, а также теории о сугубо социальной природе данного явления.

Ученые - психологи установили структуру высшей нервной деятельности, особенности второй сигнальной системы, особенности темперамента и характера, но общего мнения о возникновении психики так и не появилось. Во время обучения в школе, программой подразумевается изучение человека и как биологическое существо (в предмете биологии), и как социальное (обществознание, история). Психология четкого ответа на вопрос о происхождении основного отличительного признака – психики точного ответа не дает. Существует множество теорий как отечественных, так и зарубежных. Например Аристотель (384-322 г. до. н. э.) считал, что душа или психика - основа это основа всех живых существ и соответственно душа есть и у животных и у людей и у растений. Рене Декарт (1596-1650 г. н. э.) считал, что у человека психики появилась благодаря ассоциациям. Более современные исследования говорят нам о том, что развитие психики невозможно без общения, что доказывают дети Маугли - дети жившие с животными в изоляции от человеческого общества.1 Целью моего исследования будет попытка представить различные точки зрения на проблему возникновения психики человека с точки зрения современного школьника.

Для решения поставленной цели, мне необходимо выполнить следующие задачи: изучить некоторые существующие теории о возникновении психики, выбрать наиболее признанные и высказать свое мнение о них.

В качестве основных источников были выбраны: "Введение в психологию" Ю. Б. Гиппенрейтер, где описывается социальная теория происхождения психики С. Л. Рубинштейна, статьи П. К. Анохина в которых он рассказывает о своей физиологической теории, и статьи Л. С. Выготского, где описана его культурно-историческая теория.

Глава I

В данной главе будут перечислены и описаны в общем виде несколько самых известных и распространённых теорий о происхождении психики.

Исследования чего бы то ни было следует начинать с пониманием предмета исследования. Большая Советская Энциклопедия даёт следующее определение психики: Психика (от греч. psychikos - душевный), свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности.2

Рассказ о происхождении психики следуюет начать с упоминания того, что существуют множество версий о происхождении психики. Все они отличаются друг от друга, но были приняты два общих положения. Первое положение заключается в том, что развитие психики начинается с усложнения деятельности животного. Второе положение заключается в том, что психическое развитие животного не всегда бывает биологическим. Эти два положения были доказаны А. Н. Леонтьевым и К. Э. Фабри.

Теория А. Н. Леонтьева

Леонтьев разделял развитие психики на три основных этапа: стадия элементарной сенсорной психики, стадию перцептивной психики и стадию интеллекта. По теории Леонтьева «...животные на стадии элементарной сенсорной психики способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий».3 Примером поведения животных описанного в утверждении Леонтьева служит поведение инфузории туфельки, в то время как она обходит препятствия. Если она сталкивается с твёрдым препятствием, она отплывает и плывёт дальше, но под другим углом. Но если столкновение происходит с мягким препятствием, она пытается выбрать такую позицию, чтобы она соприкасалась с препятствием как можно большей поверхностью тела. Ю. Б. Гиппенрейтер описывает отличие стадии элементарной сенсорной психики от стадий перцептивной психики и стадии интеллекта следующими словами: "Представители данной стадии (перцептивной) отражают внешнюю действительность в форме не отдельных ощущений, а целостных образов вещей". Тоесть эти животные способны связывать внешние воздействия и воспринимать группы этих воздействий как предметы. На интеллектуальной стадии животное рассматривает мир, как решение задач. Этой стадии достигают лишь немногие животные, развитие большинства отсанавливается на стадии перцептивной психики.

Теория Фабри

Теория Фабри была очень похожа на теорию Леонтьева, за исключением того, что Фабри объединял последние два этапа. Он делал это в связи с тем, что считал интеллект неотличимым от психики. По Фабри стадии развития психики делятся на уровни: высший и низший каждая. Часто объединяют эти две теории в одну: теорию Леонтьева – Фабри. По этой теории на стадии сенсорной психики (низший уровень) находятся простейшие одноклеточные животные, обладающие раздражимостью. Особенности поведения в данном случае выражаются в слабой пластичности поведения. На высшем уровне той же стадии живут многие беспозвоночные, за исключением социальных насекомых. Характерными особенностями считаются сложные поведенческие акты, но неспособность быстро менять поведение из-за врожденного характера поведения. Научение и условные рефлексы находятся еще на низком уровне.

На стадии перцептивной психики (низший уровень) существуют насекомые, рыбы и другие низшие позвоночные животные. Для них характерно активное поведение в процессе поиска положительных раздражителей, развито защитное поведение, однако преобладают врожденные (безусловные) рефлексы. Для высшего уровня перцептивной психики характерно преобладание сложных безусловных инстинктов. Примером животных на данном уровне развития психики могут служить птицы и низшие млекопитающие.

На наивысшем уровне перцептивной психики находятся высшие млекопитающие. Они отличаются высокой способностью к обучению, высокой скоростью формирования условных рефлексов, активным поиском нескольких способов решения задачи, переносом способа решения одной задачи на другие.

Стадия интеллекта с точки зрения современных воззрений уже неотделима от перцептивной стадии, поэтому отдельно рассматривать ее отдельно не имеет смысла.

Теория Л. С. Выготского

Вторая по известности теория о происхождении психики пренадлежит Л. С. Выготскому. Она получила название «культурно-исторической теории психики человека». Л. С. Выготский считал, что на некотором этапе развития человека психика пошла другим, социальным путём развития, в отличии от других систем человека, которые как часть биологической эволюции. Его рассуждения можно разделить на три основные части. В первой части можно выделить два основных положения. Первое можно назвать «Человек и природа».4 Это положение опирается на «...мысль, неоднократно высказывавшуюся классиками марксизма о том что, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение взаимотношений субъекта с окружащей средой»5. Тоесть на потяжении существования животных они сами приспосабливались к окружающей среде, а человек, напротив, начал изменять мир вокруг себя. И так может делать только человек. Второе положение заключается в том, что человек смог достичь изменения окружающего мира только с помощью применения орудий. Вторую часть его рассуждений можно назвать «Человек и его собственная психика»6. Она также состоит из двух положений. Первое заключается в том, что когда человек научился овладевать природой, он так же научился овладевать и своей психикой. То есть человек научился использовать не только орудия физического рода, но и орудия психологические. В этом как раз и заключается второе положение. Выготский говорит, что психологические орудия это знаки. В качестве доказательств Лев Семёнович приводит свои рассуждения насчёт памяти. Например, когда человек завязывает узелок на платочке, чтобы вспомнить о чём - либо, когда он его видит, узелок как раз и становится этим самым психологическим орудием. Этой способностью, опять же, обладает только человек.

Третья часть рассуждений Л. С. Выготского можно назвать «Генетические аспекты»5. Эта часть отвечает на вопрос: «А откуда берутся средства-знаки?» Здесь Выготский говорит о том, что в процессе своего развития человек научился отдавать приказы себе, хотя сперва он мог приказывать только окружающим его людям. Далее Выготский проводит параллель между культурным развитием человека и развитием ребёнка, приводя в качестве примера эксперименты Ж. Пиаже. В ходе своих экспериментов учёный протоколировал речь дошкольников, когда они находились в комнате и рисовали. Он обнаружил, что на треть всех вопросов, которые они задавали, они не получали ответа и оставались этим довольны. Пиаже назвал эту речь «эгоцентрической»7. Из всего этого Выготский сделал вывод о том, что как на протяжении развития всего человечества, так и на протяжении развития ребёнка, происходит процесс «интеоризации»8. В ходе него человек превращает внешние воздействия во внутренние знаки.

Теория П. К. Анохина

Эта теория была разработана советским физиологом, Павлом Константиновичем Анохиным. Эта теория говорит о том, что на происхождение психики повлияла лишь биологическая эволюция человека. В своей теории П. К. Анохин называет несколько факторов, которые по его мнению оказали сильное влияние на развитие психики человека. Также он описывает ту огромную роль, которуя память играет в формировании психики.

Все вышеперечисленные теории делятся на две группы. Биологические и социальные. К социальным относятся теория Л. С. Выготского и теория С. Л. Рубинштейна(она будет рассмотрена в главе III), а к биологическим теориям относятся теории П. К. Анохина, А. Н. Леонтьева и Фабри. Биологические теории говорят о том, что психика появилас у человека в ходе биологической эволюции, а социальные говорят, что психика появилась в ходе развития человека как социального существа. Теория П. К. Анохина и теория Л.С. Выготского будут рассмотрены более подробно в главах II и III соответственно.

Глава II

Как было написано в прошлой главе существует, две основных теорий происхождения психики. В этой главе я рассмотрю одну из них – биологическую. Основные положения этой теории сформулировал Павел Константинович Анохин.

Предпосылками для происхождения психики П. К. Анохин считает влияние внешних воздействий. Причём он замечает, что существует два вида воздействий:

  • Повторяющиеся последовательные воздействия

  • Воздействия, которые никогда не повторяются на протяжении всей жизни организма

Но только повторяющиеся воздействия могут оказать влияние на организм: «Никогда не повторяющиеся воздействия не могли оказать какое-либо решающее влияние на эволюцию высших форм приспособления живой материи к окружающим условиям»1.

По Анохину первым шагом в приспособлении организмов является появление ферментов. По его мнению, они дали живым существам возможность «отражать в микроинтервалах времени своих химических реакций те последовательные события внешнего мира, которые по своей природе могут развёртываться в макроинтервалах времени».2 Другими словами ферменты позволяют организмам быстрее отражать внешние воздействия, тем самым ускоряя их приспособление. Более того, под влиянием ферментов организм начинает действовать с опережением повторных явлений.3. Такой способ ответа на внешнее воздействие называется гуморальным, является самым древним способом ответа на воздействие из вне. В биологии это явление называется гуморальной регуляцией. Гуморальная регуляция характерна для всех растений, грибов и бактерий, а также простейших животных.

Следующим важным шагом в развитии приспособлений являлось появление нервной системы, а более высокоорганизованных животных - центральной нервной системы (ЦНС). Анохин называет её аппаратом, осуществляющим «максимальное и быстрейшее опережение последовательных и повторных явлений внешнего мира»4. С появлением ЦНС живое существо получает возможность формировать условные рефлексы, то есть «запоминать». А память как раз и является той частью ЦНС, которая позволяет осуществлять опережение явлений внешнего мира. Такое опережение тем важнее, что чем быстрее организм реагирует на внешнее воздействие, тем в более выигрышной ситуации он оказывается, а, значит, оказывается более приспособленным и получает преимущества. Но для того чтобы понять какой-либо приспособительный процесс, надо понимать его природу. Поэтому следующим шагом будет рассмотрение памяти на клеточном уровне. На эту тему было проведено множество исследований в ходе которых было открыто явление, которое П. К. Анохин назвал "следовой деятельностью". Это явление заключается в том, что определённые нейроны продолжают реагировать на внешнее раздражение даже после прекращения его действия. Таким образом, эта самая следовая деятельность связывает прошлое настоящее и будущее, а именно за счёт этого возможна память.

Ещё одним крайне важным фактором в развитии психики являлось приобретение живыми организмами способности к целенаправленному передвижению. Во-первых, это позволило значительно увеличить количество внешних раздражителей, а во-вторых, целенаправленное передвижение говорит о том, что организм способен ставить себе цели, что приводит нас к вопросу о том, каким образом он это делает. Согласно классическому рефлекторному принципу поведение может заканчиваться только действием, но Анохин считает, что важным в данном случае являются приспособительные результаты.5Более того, он установил, что организм действует по принципу достаточности/недостаточности результата. То есть после реакции на раздражитель. ЦНС анализирует результат и, если результат благоприятен для организма, то ответная реакция вызвавшая этот результат запоминается, а если ответ не благоприятен, то организм начнёт пытаться находить другие варианты ответа, которые приведут к благоприятному результату. Примером этому может служить поведение маленького ребенка, который врет. Если это сходит ему с рук, он будет врать и дальше, а если он попадается, ребенок постарается больше не врать. Все это позволили П. К. Анохину разработать свою теорию функциональной системы и провести исследования о компенсаторных приспособлениях организма, в ходе которых он установил, что организм способен компенсировать утраченные органы чувств, но только с участием самых различных частей ЦНС. Например если человек теряет зрение, то через некоторое время другие органы чувств становятся чувствительней. Этот процесс изменения органов включает в себя образование новых синапсов и как следствие этого изменение памяти т. к. она больше не может получать зрительную информацию.

На основе проведённых исследований и сделанных выводов, П. К. Анохигым были сформулированы основные признаки, характеризующие функциолнальную систему, как интегрированную.9

  • Функциональная система является центрально-переферическим образованием, становясь, таким образом, конкретным аппаратом саморегуляции. Она поддерживает своё единство на основе циклической циркуляции от переферии к центрам и от центров к переферии, хотя и не являеися "кольцом" в полном смысле этого слова.

  • Существование любой фуециональной системы непременно связан ос получением какого-либо чётко очерченного приспособительного эффекта. Именно этот конечный эффект определяет то или иное распределение возбуждений и активностей по функциональной системе в целом.

Также следует отметить, что функциональная система всегда гетерогенна10. Она всегда состоит из ЦНС, рецептора и органа, который даёт ответную реакцию. Следовательно чем сложнее устроен организм, тем сложнее устройство каждого отдельного органа, и тем больше существует ответных реакций.

Далее логично поставить вопрос о том, что контролирует работу этой системы, П. К. Анохин называет это "системообразующим фактором". И он же приходит к выводу, что им является результат деятельности системы. Это опять возвращает нас к мысле о схеме достаточно/недостаточно.

Следующим важным понятием, которое вводит П. К. Анохин является афферентный синтез. Афферентный синтез - процесс обработки получаемой из внешней среды информации и формироване ответной реакции.

Выделяются 4 компонента афферентного синтеза:11

  • мотивация

  • обстановочная афферентация

  • пусковая афферентация

  • память

П. К. Анохин считал, что мотивационные возбуждения идут из гипоталамуса в кору головного мозга. Он придавал мотивации очень большое значение в афферентном синтезе. Это связано с тем, что мотивация является по сути фильтром, который отсеивает всю нерелевантную информацию и пропускает лишь важную информацию.

Следующий компонент афферентного синтеза - обстановочная афферентация...

Третий компонент - пусковая афферентация. По своей сути пусковая ориентация - стимул, который реализовывает находящееся в ЦНС возбуждение, что приводит к самой ответной реакции организма.

В результате вышеперечисленных трёх компонентов возникает память. По теории П. К. Анохина она позволяет организму быстрее реагировать на внешние раздражители. Если ЦНС сталкивается с новым возбудителем, то она должна принять решение, тоесть провести афферентный синтез.



А память позволяет избежать процесс поиска решения и перейти сразу на стадию пусковой афферентации.

Таким образом по теории П. К. Анохина формирование уеленаправленного поведенческого акта состоит из следующих стадий:

  1. Афферентный синтез (этот процесс происходит в гипоталамусе, который собирает и фильтрует всю полученную информацию)

  2. Принятие решения (этот процесс происходит в коре головного мозга; решение совершается с участием информации "профильтрованной" гипоталамусом.

  3. Формирование акцепторного результата действий (на этом этапе происходит сама ответная реакция)

  4. Обратная афферентация (на этом этапе ЦНС анализирует результат действия)

  5. Целенаправленное действие (на этом этапе ЦНС делает вывод о том, полезен результат действия организму или нет)

  6. Санкционирующая стадия поведенческого акта (на этом этапе организм либо ищет альтернативные варианты действий, если результат оказался полезным (достаточно) или начинает весь процесс принятия решения заново, если результат не благоприятен (недостоточно)).

Теория П. К. Анохина была одной из первых и самых общепризнанных биологических теорий. Но также существуют другие теории рассматривающие появлении психики как результат биологической эволюциии. Также существуют теории С. Н. Брайнеса и В. Б. Свечинского, В. М. Фролова, Г. И. Косицкого.

1 С. 2

2 С. 3

3 С. 3

4 С. 3

5 С. 7

Глава III

В этой главе я рассмотрю другую основную теорию происхождения психики - социальную.

Но сначала я немного расскажу о истории происхождения социальной теории. Современная социальная теория начала зарождаться как чать гештальтпсихологии, психологической школы начала ХХ века. Гештальтпсиохология рассматривала любую деятельность человека как решение задач. Этот взгляд на деятельность человека перенял С. Л. Рубинштейн, известный советский психолог. Но он предложил свою теорию проихождения психики, отличающююся от предоженной приверженцов гештальтпсихологии. С. Л. Рубинштейн рассматривал деятельность человека прежде всего как деятельность мозга. Он провёл множество экспериментов, в ходе которых человеку представлялась задача, иногда нерешаемая. И наблюдалось за тем, как человек себя ведёт, когда пытается решить данную задачу. Например, перед участником эксперемента клали 5 спичек, и подопытному надо было из них собрать 3 треугольника. Сначала подопытный проговаривал про себя условия задачи. С. Л. Рубинштейн считает, что тем самым человек присваивает условия себе. Это помогает ему сформулировать проблему задачи, лучше ее понять. Далее человек пытается невербально решить задачу. Тоесть он крутит спички в руках, пытается их как-то соединить. Через какое-то время он перестаёт это делать, кладёт спички и начинает пытаться решить задачу мысленно. Тоесть он начинает оперировать абстрактными понятиями. Ещё через какое-то время, человек опять прговаривает условие и к этому моменту у него должно сформироваться либо решение задачи, либо он должен прийти к выводу о том, что у данной задачи решения нет. На основе всего этого Рубинштейн предположил, что человек как вид прходил через такие же этапы, и таким образом появилась психика.

Следующий вклад в социальную теорию сделал Л. С. Выготский. Л. С. Выготский также был советским психологом. Как известно, нервная деятельность делится на высшую и низшую. Выготский считал ,что психика - часть высшей нервной деятельности, следовательная она присуща только человеку. Поэтому он ставил психику на отдельное место и считал, что её нельзя рассматривать наравне с другими аспектами развития организма. Тоесть он считал, что психика - продукт развития человека только как социального существа.

По теории Выготского сначала человек развивался только биологичсеки, как и все остальные виды на земле. Но позже развитие психики человека отошло от биологического и человек стал развиваться ещё и культурно. Он называет это явление раздельным филогенезом. Выготский считает, что это произошло когда появились первые орудия труда. Следующее положение его теории состоит в том, что человек, как индивидум проходит через тоже самое во время своего индивидуального развития. Сначала человек развивается только биологически (эмбриогенез). Потом он рождается в социальную среду, из-за этого в развитии ребёнка появляется социальный аспект, после этого ребёнок будет развиваться как биосоциальное существо. Как раз тогда и происходит процесс, который Выготский называет "вростанием". Вростание - соединение воедино культрного и биологического развития. Вростание является необходимым событим для нормального развития человека. Поэтому по теории Выготского дети с дефектами получаются по причине того, что вростание не происходит, и поэтому ребёнок хорошо развивается как биологическое существо, но как социальное сильно отстаёт в развитии.

Если следовать теории Выготского, получается, что каждый отдельный человек должен овладеть всем опытом человечества полученным до него. Но что ему в этом помогает? Ему помогает абстрактное мышление. Оно произошло в следствии появление речи, знаков и счёта, появление которых в свою очередь напрямую зависило от появления орудий.

Знаки тоже являются орудием, но более совершенным, чем физическое орудие. Для создания знака тратиться меньше времени и ресурсов, знаки намного практичнее и имеет больше применений. Но физические орудия воздействуют на внешнюю среду, а абстрактные на внутреннюю. Их можно назвать абстрактными орудиями. Примером таких орудий могут служить крестики на руке которые человек ставит для того чтобы не забыть что либо сделать. Сами по себе крестики не несут никакого значения, но человек сам придаёт это значения знакам. Их примера становится ясно, что знаки позволяют человеку что-то запоминать, следовательно формируется память. Она является очень значимым аспектом самой психики.

Примером того, как счёт мог спосбствовать появлению психики могут служить счётные палочки разложенные на группы. Скажем на столе лежат десять счётных палочек. Без абстрактного мышления каким бы образом эти палочки разложены не были, человек бужет считать, что их десять. Но с появлением абстрактного мышления человек начинает понимать, что эти десять палочек, например, разложены на группы и в каждой группе по две палочки, что этих групп пять. На этом строится математика, которая полностью абстрактна.

Как было написано выше, речь, а следственно общение также играет большую роль в развитии психики по Выготскому. Ведь если человек живёт в социальном обществе, ему необходим подстраиваться под некие социальные нормы этого общества. Следовательно у человека появляется способность регулировать своё поведение извне, а не только реагировать на внешние воздействия. Выготский также замечает, что некоторые дефективные дети неспособны на реакцию на внешнее воздействие (аутисты) Они повинуются лишь своим внутренним побуждениям. Для того чтобы организм мог регулировать своё поведение извне, он должен выработать новый принцип поведения. Этот принцип Л. С. Выготский называет "социальной детерминацией поведения". Следует еще раз подчеркнуть, что в его основе лежит речь.

Таким образом теория Л. С. Выготского состоит из следующих положений:

  • Появление орудий труда

  • Появление знаков

  • Появление речи

  • Появление счёта и вследствии математики

И именно эти события в истории развития человечества и способствовали появлению психики.

Заключение
Как мы выяснили, все теории о просихождении психики разделяются на две группы: биологичиские и социальные.

Основная биологическая теория была сформулированна Пнавлом Константиновичем Анохиным. Он рассматривает психику как приспособительную форму человека к внешним условиям и отмечает несколько факторов, сильно повлиявших на неё:

  • Переодические внешние воздействия

  • Ферменты

  • Условные рефлексы

  • Память

П. К. Анохин считает, что вышеперечисленные явления позволяли эволюции ускоряться и следовательно, ускорять появление психики.

Основной социальной теорией считается теория Льва Семёновича Выготского. Он называет свою теорию «социально-исторической» и, как можно догадаться из названия, рассматривает появление психики как результат развития человека как социального существа. Он выделяет несколько этапов развития психики человека:

  • Изобретение человеком орудий труда

  • Появление речи

  • Появление счёта

  • Появление абстрактного мышления

Л. С. Выготский также отмечает процесс, который он называет врастанием. Врастание – соединение воедино биологического и социального развития.

Далеко не все теории происхождения психики были рассмотрены в данном реферате. Для их рассмотрения понадобилось бы огромное количество времени и усилий. Но к сожалению, даже среди того множества уже существующих теорий нет ни одной, включающей в себя элементы как из биологических, так и из социальных теорий. А я считаю, что современная теория должна быть именно такой.
Спасибо за внимание!


2 http://tests.pp.ru/library/encyclopedia/psyche.phtml ссылка действительна на 12.04.2012

3 Ю. Б. Гиппенрейтер. Введение в общую психологию. 1996 с. 191

4 Там же. с. 220

5 Там же.

6 Там же. с.221

7 Там же. с. 227

8 Там же.

9 с. 9

10 с. 10


11 с. 11