microbik.ru
1
АВТОРСКАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Детско-молодежная пресса стала массовым и повсеместным явлением нашей жизни. Редкая школа, гимназия, лицей обходятся без выпуска собственной газеты или журнала. Дети и подростки нуждаются в периодических изданиях, но не только в еженедельниках со сказками и стишками, а в таких изданиях, где сотрудничали бы они сами и где затрагивались бы важные и интересные для них темы.

Школьную газету можно сейчас рассматривать как средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, также как средство формирования общественного мнения и средство воспитания. Для ребят активных, любознательных школьная газета – это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле.

Дополнительная образовательная авторская экспериментальная программа «Юный журналист» направлена на обучение школьников основам журналистского мастерства, в особенности газетной журналистике. Программа рассчитана на полгода обучения. Занятия ведутся со всем составом группы, два раза в неделю, по два часа. На изучение всей программы отводится 74 часа. Занятия по данному курсу ведутся по 4 часа в неделю. Теория 36 часов. Практика 38 часов. Программа рассчитана на обучение детей от 11 до 14 лет. В ней учитываются психологические особенности данного возраста, а журналистские темы рассматриваются с учетом возрастных особенностей.

Формы занятий предполагают ролевые игры в виде пресс-конференций, бесед, лекций, конкурсов, тестирования, экскурсий, посещение мероприятий, встречи с интересными людьми, практическая работа в виде подготовки материалов в разных газетных жанрах в школьную газету. Все формы занятий направлены на активизацию познавательной деятельности, на развитие творческой активности учащихся.

На теоретических занятиях руководитель объединения объясняет новую тему, отвечает на вопросы учащихся, иллюстрирует тему на примерах различных средств массовой информации, зачитывает собственные статьи. Юнкоры вместе с руководителем, или самостоятельно, пишут статьи, которые затем коллективно обсуждаются, а лучшие опубликуются в школьной газете «Блик». Ведется подготовка и компьютерная верстка школьной газеты. Таким образом, газета МОУДОД «ЧДХШ №6 им. Акцыновых» «Блик» является одной из эффективных форм подведения итогов обучения журналистскому мастерству. Результативность занятий оценивается по количеству и качеству подготовленных материалов для школьной газеты.

Основная цель программы – привлечение школьников для ознакомления и получения первоначальных навыков и умений профессии журналиста. А также расширение их кругозора.

В конце обучения юнкор должен иметь представление:

– о профессии журналиста в целом;

– об основных специальностях журналиста: корреспонденте, репортере, комментаторе, фотокорреспонденте;

– о том, что такое газета и ее основных рубриках (заметка, репортаж, публицистическая статья, интервью);

– о том, как выпускается газета (сбор материала, написание статьи, редактирование, оформление);

– особенности, связанные с выпуском газеты (выбор тем, расположение рубрик, написание статьи, подборка иллюстративного материала, редактирование).

Должен уметь:

– четко и понятно высказывать свои мысли на бумаге;

– работать в команде;

– вести беседу;

– написать газетную статью в основных жанрах;

– замечать интересные подробности ежедневной жизни;

– анализировать источники информации;

– находить источники интересной информации путем наблюдения, работы с документами;

– составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования;

– самостоятельно отбирать актуальный материал (темы, информацию);
– самостоятельно готовить материалы в школьную газету;

создавать макет газеты, верстать газету.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Тема

Теория
(часы)


Практика

(часы)

1.

Вводное занятие. Раздача анкет. Обсуждение итогов анкетирования. Составления портрета журналиста.

Ролевая игра: Пресс-конференция (редактор школьной газеты «Блик» отвечает на вопросы юных корреспондентов).

1

2

2.

Краткая история возникновения газеты. Краткая история возникновения профессии журналиста.

Ролевая игра: Круглый стол (Тема обсуждения – школьная газета «Блик»: плюсы и минусы – итоги домашней работы).

1

2

3.

Лекция. Как выбрать тему.

1

1

4.

Анализ домашнего задания.

Повторение пройденного материала.

1

1

5.

Мозговой штурм (Формирование полос ближайшего номера школьной газеты «Блик»)

1

1

6.

Лекция. Шесть вопросов, или Перевернутая пирамида.

1

1

7.

ЛЕТУЧКА. Обсуждение вышедшего номера и планирование следующего номера.

1

1

8.

Лекция. «Жесткая» и «Мягкая» новость. Лид.

1

1

9.

Анализ домашнего задания.

Повторение пройденного материала.

1

1

10.

Экскурсия в Дом Печати в печатный цех.

1

2

11.

Мозговой штурм (Формирование полос ближайшего номера школьной газеты «Блик»)

1

1

12.

Лекция. Заголовок: сказать все - и коротко

1

1

13.

Анализ домашнего задания.

Повторение пройденного материала

1

1

14.

ЛЕТУЧКА. Анализ вышедшей газеты

1

1

15.

Лекция. Три источника и три составные части новости

1

1

16.

Анализ домашнего задания.

Повторение пройденного материала

1

1

17.

Лекция. Интервью

1

1


18.

Анализ домашнего задания.

Повторение пройденного материала

1

1

19.

ЛЕТУЧКА. Анализ вышедшей газеты

1

1

20.

Лекция. Репортаж: событие как переживание

1

1

21.

Экскурсия в редакцию городской газеты «Чебоксарские новости».

1

2

22.

Анализ домашнего задания.

Повторение пройденного материала

1

1

23.

Лекция. Как написать статью

1

1

24.

Анализ домашнего задания.

Повторение пройденного материала

1

1

25.

Лекция. Будь в жанре!

1

1

26.

Анализ домашнего задания.

Повторение пройденного материала.

1

1

27.

ЛЕТУЧКА. Анализ вышедшей газеты

1

1

28.

Лекция. Ваша первая публикация

1

1

29.

Анализ домашнего задания.

Повторение пройденного материала

1

1

30.

Лекция. Газетный стиль: точность, краткость, ясность

1

1

31.

Экскурсия в редакцию школьной газеты «Задняя парта» в Калайкасах Моргаушского района.

1

3

32.

Анализ домашнего задания.

Повторение пройденного материала

ЛЕТУЧКА. Анализ вышедшей газеты.

1

2

33.

Лекция. Фото в прессе

1

1

34.

ФОТОКРОСС (нужно сделать несколько снимков на определенную тему за ограниченное время).

1

2

35.

Экскурсию в редакцию школьной газеты «Клякса» в Канаше.

1

3

36.

Лекция. Дизайн и верстка: базовые элементы или все начинается с макета

1

1

ИТОГО

36

46

ВСЕГО

82



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Теория. Портрет журналиста. Раздача анкет. Обсуждение итогов анкетирования. Составления портрета журналиста. Его основные качества и черты характера. Кто такой юнкор?

Практика. Ролевая игра: Пресс-конференция (редактор школьной газеты «Блик» отвечает на вопросы юных корреспондентов).

Домашнее задание. Написать сочинение на тему – школьная газета «Блик»: плюсы и минусы.
2. Теория. История. Краткая история возникновения газеты. Краткая история возникновения профессии журналиста. Состав редакции. Что такое летучка?

Практика. Ролевая игра: Круглый стол (Тема обсуждения – школьная газета «Блик»: плюсы и минусы – итоги домашней работы).

Домашнее задание. Написать сочинение на тему – моя любимая газета или журнал.
2. Теория. Как выбрать тему. Где взять тему для своих материалов? Различные способы поиска темы для материала: классический журналистский поиск темы, мозговой штурм, поиск темы при помощи Интернета.

Домашнее задание. Придумать пять тем для своих материалов на тему школы.
4. Анализ домашнего задания. Повторение пройденного материала.
5. Практика. Мозговой штурм. Изучение техники мозгового штурма. При помощи мозгового штурма вмести с юнкорами, сформировать полосы ближайшего номера школьной газеты «Блик».

Домашнее задание. Придумать тему материала в ближайший выпуск школьной газеты «Блик» и начать над ним работу.
6. Теория. Шесть вопросов. Или Перевернутая пирамида. Изучение информационного жанра – новостная заметка. Что, кто, где, когда, как, почему – составляющие вопросы заметки. Метод перевернутой пирамиды. Понятия: факт, событие, новость, сенсация. Разбор на примерах из местных газет и журналов.

Домашнее задание. Самостоятельно написать информационную заметку на тему школьной жизни.
7. Практика. Летучка. Обсуждение вышедшего номера и планирование следующего номера.
8. Теория. «Жесткая» и «Мягкая» новость. Что такой лид? Различные виды лидов? Что такое боди? Композиция заметки – жесткая и мягкая. Разбор на примерах из местных газет и журналов.

Практика. Игра «Постигая суть» – кто быстрее из двух команд придумает лучший лид для текста.

Домашнее задание. Самостоятельно написать «мягкую» заметку о каком-нибудь преподавателе школы.
9. Анализ домашнего задания. Повторение пройденного материала.

Домашнее задание. Придумать вопросы для работников печатников цеха.
10. Практика. Экскурсия в Дом Печати в печатный цех. Изучение технологического процесса изготовление газеты. Беседа юнкоров с работниками цеха.

Домашнее задание. Самостоятельно написать заметку на тему экскурсии в печатный цех.
11. Практика. Мозговой штурм. При помощи мозгового штурма вмести с юнкорами, сформировать полосы ближайшего номера школьной газеты «Блик».
12. Теория. Заголовок: сказать все - и коротко. Функции заголовка. Типы заголовков. «Горящий» заголовок. Заголовок «Ключок». Разбор на примерах из местных газет и журналов.

Практика. Игра «Всадник без головы» – кто быстрее из двух команд придумает лучший заголовок для текста.

Домашнее задание. Самостоятельно придумать пять заголовков для текста.
13. Анализ домашнего задания. Повторение пройденного материала.
14. Практика. Летучка. Обсуждение вышедшего номера и планирование следующего номера.
15. Теория. Три источника и три составные части новости. Элементы новостей. Что такое информационный повод? Источники информации. Ответственность журналиста.

Домашнее задание. Самостоятельно написать информацию, связанную со школьной жизнью для школьной газеты.

16. Анализ домашнего задания. Повторение пройденного материала
17. Теория. Интервью. Как готовится к интервью. Подготовка вопросов к интервью. Сценарии проведения интервью. Работа с диктофоном. Что делать после интервью. Разбор на примерах из местных газет и журналов.

Практика. Игра «Интервью с журналистом». У приглашенного журналиста юнкора берут интервью. Перед этим готовят вопросы.

Домашнее задание. Сформулировать вопросы и самостоятельно взять интервью у кого-либо из педагогов.
18. Анализ домашнего задания. Повторение пройденного материала
19. Практика. Летучка. Обсуждение вышедшего номера и планирование следующего номера.
20. Теория. Репортаж: событие как переживание. Особенности репортажа. Его отличительные черты. Виды репортажа. Распространенные ошибки начинающих репортеров. Разбор на примерах из местных газет и журналов.

Домашнее задание. Самостоятельно сходить на мероприятие или открытие выставки и описать свои впечатление в жанре репортажа.
21. Практика. Экскурсия в редакцию городской газеты «Чебоксарские новости». Знакомство с основными работниками газеты: ответственным секретарем, редактором, верстальщиком, корректором, корреспондентами. Беседа юнкоров с работниками редакции.

Домашнее задание. Самостоятельно написать заметку на тему экскурсии в редакцию «Чебоксарские новости».
22. Анализ домашнего задания. Повторение пройденного материала
23. Теория. Как написать статью. Структуры статьи. Пошаговый план написания статьи. Виды статей. Факты как доказательство главной мысли. Разбор на примерах из местных газет и журналов.

Домашнее задание. Самостоятельно подготовить статью на тему редактора для школьной газеты.
24. Анализ домашнего задания. Повторение пройденного материала
25. Теория. Будь в жанре! Что такое жанр? Особенности основных газетно-журнальных жанров: заметка, интервью, беседа, репортаж, отчет, опрос. Разбор на примерах из местных газет и журналов.

Домашнее задание. Самостоятельно подготовить материал в любом из изученных жанров на выбор.
26. Анализ домашнего задания. Повторение пройденного материала.
27. Летучка. Обсуждение вышедшего номера и планирование следующего номера.
28. Теория. Ваша первая публикация. Как подготовить материал к публикации. Кто такой фрилансер. Правила отправки материала в редакцию. Обратная связь. Гонорар за материал.

Домашнее задание. Самостоятельно подготовить материал в школьную газету.
29. Анализ домашнего задания. Повторение пройденного материала
30. Теория. Газетный стиль: точность, краткость, ясность. Основное правило журналиста – проверять факты. Советы по улучшению стиля. Стилистические ошибки.

Домашнее задание. Дать задания по исправлению стилистических ошибок в предлагаемых текстах.
31. Практика. Экскурсия в редакцию школьной газеты «Задняя парта» в Калайкасах Моргаушского района. Знакомство с юнкорами школьной газеты. Беседа с ними.

Домашнее задание. Самостоятельно написать заметку на тему экскурсии в редакцию школьной газеты «Задняя парта».
32. Анализ домашнего задания. Повторение пройденного материала. Летучка. Обсуждение вышедшего номера и планирование следующего номера.
33. Теория. Фото в прессе. Жанры фотожурналистики. Планирование фотосъемки. Секреты хорошей фотографии. Выбор снимков для публикации. Разбор на примерах из местных газет и журналов.

Домашнее задание. Подготовить снимки для своего материала.
34. Практика. Фотокросс. С помощью цифрового фотоаппарата или мобильного телефона нужно сделать несколько снимков на тему «Новый год Чебоксарах» за ограниченное время.

Домашнее задание. Всей группой юнкоров из снимков составить фоторепортаж на новогоднюю тему.
35. Практика. Экскурсию в редакцию школьной газеты «Клякса» в Канаше. Знакомство с юнкорами школьной газеты. Беседа с ними.

Домашнее задание. Самостоятельно написать заметку на тему экскурсии в редакцию школьной газеты «Клякса».
36. Теория. Дизайн и верстка: базовые элементы или все начинается с макета. Основные понятия: верстка, полоса, колонтитулы, лит, текстовый блок, сверстать статью. Правила верстки. Основные приемы верстки: елочки, колонны, домик, снежинка. Программа Page Maker.

Домашняя работа. Под руководством педагога студии сверстать полосу школьной газеты «Блик».