microbik.ru
1
Учебный план курсов по углубленному изучению некоторых вопросов русского языка и математики для учащихся 4 классов





Образовательные компоненты

количество часов

1

Математика

2

2.

Русский язык

2




Максимальная нагрузка учащегося

4


Программа

По углублению некоторых вопросов русского языка

и математике

для учащихся 4 классов

(на основе знаний и программы начальных классов)

Объяснительная записка

Обучение русскому языку занимает одно из важнейших мест в образовательных программах школ, причем особое внимание уделяется начальному этапу обучения на котором закладывается речевой и фонетический базис, позволяющий успешно обучать грамоте в дальнейшем. Ведущим принципом выступает развитие речи, что придает всему курсу русского языка практическую направленность и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно читать, говорить и писать, дать младшим школьникам доступные их возрасту и пониманию первоначальные знания о языке, обогатить речь учащихся, развить их внимание и интерес к речи вообще.

Основные задачи предлагаемой программы являются: развитие творческих способностей младших школьников; выявление индивидуальных возможностей каждого; развитие орфографической зоркости, слуховой и зрительной памяти, помогающих сознательному овладению основами орфографии; формирование словесно-логического, образного мышления, интуитивного восприятия основ грамотного письма; на базе знаний начальных классов формировать лингвистическое мышление с учетом возрастных особенностей школьников.

В целях успешного выполнения этих задач необходимо систематически прививать учащимся глубокий интерес к русскому языку. Уроки русского языка строятся так, чтобы усвоение детьми знаний, формирование у них умений и навыков органически сочеталось с выработкой у каждого ученика положительных качеств личности.

Особенностью данной программы является углубление и расширение элементарных знаний по фонетике, лексике, грамматике, словообразованию и правописанию. Развитие мыслительной деятельности, умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковый материал. Формирование умений и навыков литературной речи.

В целях активизации познавательной деятельности детей следует практиковать различного рода учебные задачи с привлечением дидактических игр, чаще вводить упражнения и игры занимательного характера. Нормализация нагрузки, предупреждению утомляемости способствует включение в урок разнообразных видов деятельности детей (слушание учителя, беседа, наблюдение за языковым материалом, работа с тетрадью, доской и др.), рациональное чередование устных и письменных упражнений, своевременное проведение физкультминуток.

Тематическое планирование




Темы занятий

кол-во часов



Безударные гласные в корне, проверяемые ударением. Составление диктанта с использованием лексики (слова с безударными гласными, проверяемые ударением).

2



Безударные гласные, не проверяемые ударением. Развитие речи: составление рассказа на разные темы: “В школьной мастерской”, “В театре”, “В цирке”, и др. с использованием слов по теме.

2



Понятие о чередовании о-а, е-и в корнях слов. Кроссворд.

2



О-ё после шипящих в корнях слов .

2



Сомнительные согласные в корне слова. Этимологическая работа со словарем.

2



Разделительный ъ и ь знаки. Мягкий знак на конце слов после шипящих. Выбор из текста слов с соответствующим знаком и объяснение его употребления.

2



Правописание предлогов и приставок. сочинение “Моя бабушка”, “Моя мама” по заданным рисункам. Цель: детство начинается с любви к маме.

2



Понятие о правописании приставок на –з, -с.

2



Работа с текстом, статьей, заметкой.

2



Склонение существительных. О-Е-И в окончаниях существительных.

2



О-е в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных. Сочинение на темы: “Моя игрушка”, ковер в лесу из разноцветных листьев” и др.

2



Склонение прилагательных. Описание природы по картине Герасимова “После дождя”. Настроение, отражение в цветовой гамме. Использование богатств лексики.

2



Общее понятие о неопределенной форме глагола.

2



Личные окончания глаголов. Немой диктант.

2



Спряжение глаголов

2



е-и в окончаниях глаголов. Работа по картине Шишкина “Утро в сосновом бору”.

2



тся и ться у глаголов. Рассказ по наблюдениям или по картине Маковского “Дети , бегущие от грозы”.

2



Не с глаголами. Игровой момент на воспроизведение глаголов с НЕ и их назначение.

2



Правописание наречий. Нахождение наречий в знакомых сказках. Объяснить их назначение и написание.

2



Местоимения 1,2,3-го лица. Раздельное написание предлогов с местоимениями.

2



Простое предложение с однородными членами. Написать текст о любимом животном, используя однородные члены предложения. Сопоставление с простым текстом.

2



Сложные предложения. Назначение их в речи. По рисункам составить предложения с различными синтаксическими конструкциями. (Простые с однородными членами, сложные предложения. Как меняется содержание от сложных конструкций).

2



Общее понятие о сложносочиненном и сложноподчиненном предложении.

2




ИТОГО

46


Основные знания и умения

Безошибочно, каллиграфически правильно списывать и писать текст под диктовку 80-100 слов с изученными орфограммами (падежные окончание имен существительных и прилагательных, личные окончания глаголов, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа, чередование гласных о-а, е-и в корнях слов, “не” с глаголами) и знаками препинания в простом предложении с однородными членами и сложном предложении.

Производить разбор по составу слова: определять в слове корень, приставку, суффикс, окончание.

Производить разбор слова как части речи. Производить элементарный синтаксический разбор предложений. Писать изложение текста объемом в 10-120 слов.

Методическое обеспечение

  1. “Пишите, пожалуйста, грамотно” учебное пособие, Д.Э. Розенталь, Москва, “Астра”, 1996 г.

  2. “Русский язык” дидактические материалы, Д.Э. Розенталь, И. Голуб, Москва, “Столетие”, 1997 г.

  3. “Русский язык. Практическое руководство”, А. Хазанова, Э. Цвайг, Минск, “Московская издательская группа”, 1992 г.

  4. “Секреты орфографии”, Г. Граник, и др., Москва, “Просвещение”, 1991 г.

  5. Пособие по русскому языку Гимназия г. Обнинск



Объяснительная записка

Математика в наши дни проникает во все сферы общественной жизни. Овладение практически любой современной профессией требует тех или иных знаний по математике. С математикой связана и компьютерная грамотность, повсеместное распространение которой - одна из первоочередных задач народного образования сегодня. Математические знания, представления о роли математики в современном мире стали необходимыми компонентами общей культуры.

Настоящая программа нацелена на углубление знаний учащихся по некоторым, наиболее важным вопросам основного курса математики, получаемых на уроках в начальной школе, приобретение умений решать более трудные и разнообразные задачи. Наряду с углублением основного курса, данная программа предполагает и определенное его расширение.

Данная программа имеет достаточно общие цели - развитие индивидуальных способностей учащихся, повышение уровня математической подготовки учащихся, углубление знаний по программе начальной школы, развитие вычислительных навыков и умения логически мыслить. Усиление внимания к вопросу: “Почему?”, а не на действие по образцу, что имеет большой развивающий потенциал, развитие у учащихся навыков самостоятельной деятельности, внимания, наблюдательности, различных видов памяти, речи. Расширение представлений о способах решения задач. Формирование интереса к математике.

Большое значение придается в программе отработке умений применения общего подхода к решению задач разного типа. В основном это составные задачи на 3-5 действий, логические задачи, и задачи на смекалку, требующие нестандартного мышления и творческого подхода.

Программа предусматривает дальнейшую отработку вычислительных навыков учащихся по четырем арифметическим действиям в пределах миллиона, усвоению правил порядка выполнения действий.

В органической связи с арифметическим материалом программой предусмотрено отработка навыков действий с величинами ( стоимость, количество, цена; путь, время, скорость др.) в процессе выполнения арифметических действий с именованными числами, решении простых и составных задач на связь между величинами.

Программа предусматривает также отработку навыков решения задач с геометрическим содержанием.

Усвоение предусмотренных программой знаний, умений и навыков учащимися обеспечивается в основном на уроках, под руководством учителя. Вместе с тем обучение математике предусматривает систематическое выполнение домашних заданий. С целью активизации деятельности учащихся на уроке и устранения перегрузки учебным материалом целесообразно использовать своевременную смену видов деятельности детей, использовать игровые формы обучения, проводить физкультминутки, способствующие разрядке и снимающие усталость детей.

Работа по данной программе помогает осуществить преемственность межу начальной и средней школой.
Тематическое планирование



Тема

кол-во часов



Арифметические действия над числами.

2



Величины и их измерения. Задачи с именованными числами

2



Числовые выражения. Запись, чтение, сравнение. Значение выражений. Занимательные задачи.

2



Задачи на нахождение чисел по их сумме и разности.

4



Решение уравнений. Логические задачи.

4



Контрольная работа. Коррекция знаний по итогам к/р.

2



Умножение и деление многозначных чисел.

2



Задачи на части.

4



Нахождение значения числового выражения со всеми арифметическими действиями. Нестандартные развивающие задачи

2



Задачи на движение

4



Доли и дроби. Простейшие задачи на дроби.

2



Контрольная работа. Занимательные задачи

2



Периметр прямоугольника и квадрата.

2



Площадь прямоугольника и квадрата

2



Решение задач с геометрическим содержанием. Нестандартные задачи.

2



Решение задач по всему курсу.

4



Контрольная работа. Коррекция знаний по итогам к/р.

2



Обобщение и повторение изученного материала.

2




ИТОГО:

46

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Уметь выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание, умножение на однозначное, двузначное и трехзначное число; деление на однозначное и двузначное число), находить значение числовых выражений на 4-6 арифметических действий со скобками и без них.

Решать простые и составные задачи: на нахождение числа по его части и части от числа, на нахождение неизвестного по сумме и разности, на соотношения между величинами.

Должны уметь строить простейшие геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, отрезок, угол, ломаная и др.), знать способы измерения длины и уметь измерять длину отрезка с помощью линейки.

Иметь представление о логических, нестандартных задачах и способах их решения.
Методическое обеспечение

  1. “Математика 3 класс”, И.И. Аргинская, Москва, Просвещение, 1993 г.

  2. “Сборник упражнений по математике” , С.А. Понамарев С.А., Москва, Просвещение, 1971 г.

  3. “Задачи по математике для любознательных”, Д.В. Клименченко, Москва, Просвещение, 1972 г.

  4. Журналы “Квант” раздел квант для младших школьников.

  5. Сборник задач по математике Гимназия г. Обнинск