microbik.ru
1 2 3
Утверждено приказом

Начальника Управления образования

Чесменского муниципального района

От 16.08.2011 171/1

Программа

«Управление качеством введения ФГОС НОО

в Чесменском муниципальном районе »
Состав рабочей группы: Гопко И.И., ведущий специалист Управления образования

Зайцева Т.А., ведущий специалист Управления образования

Игольникова В.А., заведующий РМК

Макеева Л.Ф., методист РМК по начальному образованию

Расссовецкая С.И., руководитель РМО учителей начальных классов
(Срок реализации 2011-2014 г.г.)


2011 год

Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования является неотъемлемой составной частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования и представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Под введением Стандарта понимается его соблюдение на всём образовательном пространстве Российской Федерации, а также обеспечение контроля за введением ФГОС. Управление введением Стандарта осуществляется на основе мониторинга условий, обеспечивающих введение ФГОС, процесса введения ФГОС. Программа мониторинга «Управление качеством введения ФГОС НОО в Чесменском муниципальном районе» разработана на основе «Модели мониторинга введения ФГОС начального общего образования», рекомендованной Министерством образования РФ.

Объект мониторинга: общеобразовательные учреждения Чесменского муниципального района, реализующие программы начального общего образования.

Предмет мониторинга: комплекс нормативно-правовых, информационных, кадровых, материально-технических, организационных условий управления качеством реализации ООП НОО.

Цель мониторинга: оперативное и своевременное выявление проблем в деятельности общеобразовательных учреждений Чесменского муниципального района по реализации ООП НОО для принятия объективных управленческих решений.

Задачи мониторинга:

  • непрерывный мониторинг состояния ОУ Чесменского муниципального в условиях введения ФГОС;

  • своевременное выявление изменений, происходящих в деятельности ОУ по реализации ООП НОО;

  • оценка эффективности и полноты реализации управленческих действий руководителей ОУ по реализации ООП НОО.

Организаторами и участниками мониторинга являются Управление образования Чесменского района и общеобразовательные учреждения.

Ответственность за своевременность и достоверность предоставляемой информации несут руководители общеобразовательных учреждений.

Главными пользователями результатами мониторинга являются педагоги, руководители общеобразовательных учреждений, а также родители и представители общественности.

Содержание мониторинга: Содержание мониторинга включает основные показатели, по которым идет сбор информации. Основанием определения эффективности деятельности ОУ на этапе подготовки к введению ФГОС начального общего образования являются критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС, обозначенные на федеральном уровне. К ним относятся следующие:

  • разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения;

  • нормативная база ОУ приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т. п.);

  • приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;

  • в соответствии с ФГОС определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе;

  • разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками;

  • определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, В том числе внеурочной деятельности обучающихся (модель взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей);

  • разработан план методической работы по сопровождению введения ФГОС;

  • осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно п по мере введения ФГОС НОО);

  • обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

При определении готовности ресурсного обеспечения введения ФГОС следует ориентироваться на Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (разд.IV ФГОС), Требования к ресурсному обеспечению образовательной деятельности младших школьников, Минимальные требования к комплексному оснащению учебного процесса и оборудованию учебных помещений в сельских общеобразовательных учреждениях Челябинской области.

Каждое общеобразовательное учреждение заполняет КАРТУ САМООЦЕНКИ (Мониторинг №1) готовности общеобразовательного учреждения к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и передает данные документы в Управление образования по электронной почте chesmarmk@gmail.com, работники Управления образования проводят мониторинг готовности ОУ к введению ФГОС НОО (МОНИТОРИНГ 2), мониторинг качества введения ФГОС НОО в ОУ; мониторинг перечня объектов и средств организации учебной деятельности младших школьников. Карта самооценки и перечень объектов материально-технического обеспечения учебного процесса заполняются уполномоченными лицами, заверяются руководителями ОУ и отправляются в Управление образования по требованию.

Методы сбора и обработки информации:

  • анализ карт самооценки готовности общеобразовательных учреждений к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и соответствия уровня общеобразовательного учреждения требованиям ФГОС НОО в условиях реализации ООП НОО;

  • анализ Перечня объектов и средств организации учебной деятельности младших школьников, анализ документов, входящих в основную образовательную программу начального общего образования ОУ;

  • анализ результатов анкетирования педагогов «Диагностика профессиональных затруднений педагогов в условиях введения ФГОС НОО»;

  • анализ работы школьных сайтов (размещение и своевременное обновление материалов, посвященных ФГОС НОО).

Обработка и накопление материалов осуществляется методистами РМК на бумажных носителях в форме таблиц, диаграмм, аналитических записок.

Сроки проведения мониторинга: 2011-2014 год.
Критерии соответствия уровня общеобразовательного учреждения требованиям ФГОС НОО в условиях реализации ООП НОО

1Критерий

Показатели

Оценка

показателя

Подтверждение

Дата выполнения (если данный показатель отсутствует)

да

(1б)

нет

(0б)




Соответствие нормативной базы ОУ требованиям ФГОС НОО

Наличие решения органа государственно-общественного управления (совета школы, управляющего совета, попечительского совета) о введении в образовательном учреждении ФГОС НОО.







Протокол заседания органа государственно-общественного управления образовательного учреждения, на котором принято решение, заверенный (согласованный) учредителем.




Создание в общеобразовательном учреждении рабочей группы по введению ФГОС НОО.







Приказ о создании рабочей группы по введению ФГОС НОО и утверждении Положения о рабочей группе.




Формирование банка нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального, школьного уровней.







Перечень документов, включенных в банк.

Адрес страницы школьного сайта, на которой размещены документы.




Внесение изменений и дополнений в Устав образовательного учреждения.







Протокол(ы) заседания(й) органов, на которых рассматривались вопросы внесения изменений и дополнений в Устав образовательного учреждения, приказ о внесении изменений в Устав, Устав с внесёнными дополнениями и изменениями, заверенный учредителем.




Разработка и утверждение формы договора о предоставлении общего образования муниципальными образовательными учреждениями.







Приказ об утверждении формы договора о предоставлении общего образования муниципальными образовательными учреждениями.




Внесение изменений в «Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации» в части введения комплексного подхода к оценке результатов образования: предметных, метапредметных, личностных.







Протокол(ы) заседания(й) органов, на которых рассматривались вопросы внесения изменений в «Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации», приказ о внесении изменений в Положение, Положение с указанием изменений и дополнений.




Издание приказов по общеобразовательному учреждению:







Приказы




  • О переходе ОУ на обучение по ФГОС НОО;







  • О разработке образовательной программы на 2011-2012 уч. год;







  • Об утверждении образовательной программы на 2011-2012 уч. год;







  • Об утверждении годового календарного учебного графика;













  • Об утверждении модели внеурочной деятельности;







  • Об утверждении программы ОУ по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников;







    • О проведении внутришкольного контроля по реализации ФГОС НОО;







  • О внесении изменений в должностные инструкции учителя начальных классов, заместителя директора по УВР, курирующего реализацию ФГОС НОО, психолога, педагога дополнительного образования







Разработка локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры общеобразовательного учреждения с учетом требований к минимальной оснащенности образовательного процесса (например, положения о культурно-досуговом центре, информационно-библиотечном центре, физкультурно-оздоровительном центре и др.).







Приказ об утверждении локальных актов, перечень локальных актов, локальные акты.




Разработка ОПП НОО

образовательного учреждения

В структуру ОПП НОО включены

  • пояснительная записка;







Протокол заседания рабочей группы об утверждении пояснительной записки; пояснительная записка.




  • планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования;







Протокол заседания рабочей группы об утверждении планируемых результатов освоения ООП; документ «Планируемые результаты освоения ООП».




  • учебный план начального общего образования (1-4 классы);







Протокол заседания рабочей группы об утверждении учебного плана; учебный план.




  • программа формирования универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся на ступени начального общего образования;







Протокол заседания рабочей группы об утверждении программы формирования УУД; программа формирования УУД.










Протоколы заседаний рабочей группы об утверждении программ учебных предметов, курсов; программы по каждому учебному предмету.




  • русский язык







  • литературное чтение







  • иностранный язык







  • математика







  • окружающий мир







  • основы духовно-нравственной культуры народов России







  • музыка







  • изобразительное искусство







  • технология







  • физическая культура







  • программы внеурочных курсов;







  • программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;







Протокол заседания рабочей группы об утверждении программы духовно-нравственного развития, воспитания; программа духовно-нравственного развития, воспитания.




  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;







Протокол заседания рабочей группы об утверждении программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.




  • программа коррекционной работы;







Протокол заседания рабочей группы об утверждении программы коррекционной работы; программа коррекционной работы.




  • система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.







Протокол заседания рабочей группы об утверждении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы; документ «Система оценки достижения образовательных результатов освоения ООП».




Утверждение основной образовательной программы начального общего образования общеобразовательного учреждения на заседании педагогического совета.







Протокол (выписка из протокола) заседания педагогического совета. Приказ об утверждении основной образовательной программы начального общего начального образования ОУ.




Соответствие должностных инструкций работников ОУ нормативным требованиям

Должностные инструкции работников ОУ переработаны с учетом ФГОС НОО и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.







Приказ об утверждении новых или переработанных должностных инструкций.




Соответствие списка учебников и учебных пособий для начальной школы ФГОС НОО

Формирование заявки на обеспечение общеобразовательного учреждения учебниками в соответствии с федеральным перечнем.







Приказ об утверждении списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе, перечень УМК.




Обеспеченность ОУ учебниками в соответствии с ФГОС НОО.







Информация об обеспеченности учебниками с указанием % обеспеченности по каждому предмету учебного плана.




Установление заработной платы и прочих выплат работникам ОУ в соответствии с НСОТ

Разработка локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядок и размеры премирования в соответствии с новой системой оплаты труда.







Приказ об утверждении соответствующих локальных актов, локальные акты.




Заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками.







Информационная справка о количественном и качественном составе педагогических работников, с которыми заключены дополнительные соглашения, с указанием сути заключенных соглашений.




Наличие модели организации образовательного процесса с учетом внеурочной деятельности

Определение оптимальной модели организации образовательного процесса, обеспечивающей вариативность внеурочной деятельности обучающихся.







Описание модели организации образовательного процесса.




Определение оптимальной модели организации внеурочной деятельности обучающихся.







Описание модели организации внеурочной деятельности.




Включение в план методической работы вопросов введения ФГОС НОО

Разработка плана (раздела плана) методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС НОО.







Приказ об утверждении плана методической работы.

План методической работы (раздел плана, в части сопровождения введения ФГОС НОО).




Обеспечение консультационной методической поддержки учителей начальных классов по вопросам реализации ООП НОО.







План мероприятий, ориентированных на решение вопросов введения ФГОС НОО




Повышение квалификации учителей начальных классов

Составление плана-графика поэтапного повышения квалификации учителей начальных классов (по мере введения ФГОС НОО).







Приказ об утверждении плана-графика повышения квалификации, план-график. Информационная справка с указанием доли учителей начальных классов, прошедших повышение квалификации по вопросам введения ФГОС НОО на 1.09.2011 г.




Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС НОО

Определение объема расходов, необходимых для реализации ООП НОО и достижения планируемых результатов, а также механизма их формирования.







Информация о расчетах и механизме формирования расходов, необходимых для реализации ООП НОО, заверенная учредителем.




Обеспечение финансовых условий реализации ООП НОО в соответствии с ФГОС НОО.







Информация о нормативах финансирования ОУ, объеме привлеченных дополнительных финансовых средств (с указанием источника финансирования) для обеспечения реализации ООП НОО, заверенная учредителем.




Материально-техническое обеспечение введения ФГОС НОО

Оснащённость общеобразовательного учреждения в соответствии с требованиями к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений.







Информация об оснащённости общеобразовательного учреждения, план мероприятий по устранению выявленных недостатков.




Соответствие материально-технической базы реализации ООП НОО действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения.







Информация о соответствии, план мероприятий по устранению выявленных несоответствий.




Укомплектованность библиотеки ОУ печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана ООП НОО.







Информация об укомплектованности библиотеки, с указанием доли обеспеченности предметов учебного плана ООП НОО.




Наличие доступа ОУ к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), размещенным в федеральных и региональных базах данных.







Перечень доступных и используемых ЭОР.




Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет.







Информация о системе ограничения доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.




Наличие локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры общеобразовательного учреждения с учетом требований к минимальной оснащенности образовательного процесса (например, положения о культурно-досуговом центре, информационно-библиотечном центре, физкультурно-оздоровительном центре и др.).







Приказ об утверждении локальных актов, перечень локальных актов, локальные акты.




Организационное обеспечение введения ФГОС НОО

Обеспечение координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур общеобразовательного учреждения по подготовке и введению ФГОС НОО.







Приказ о создании Координационного совета (назначении Координатора), утверждении плана работы по подготовке и введению ФГОС НОО.

Договоры о сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта и др.




Разработка инструментария для изучения образовательных потребностей и интересов обучающихся начальной ступени общего образования и запросов родителей по использованию часов вариативной части учебного плана, включая внеурочную деятельность.







Пакет методик для проведения диагностики в общеобразовательном учреждении. Диагностические материалы (анкеты, опросники и пр.), рекомендации для специалистов (педагогов-психологов, социальных педагогов) для проведения стартовой диагностики в 1-х классах в 2011-2012 у/ г и последующих лет обучения.




Проведение анкетирования по изучению образовательных потребностей и интересов обучающихся и запросов родителей по использованию часов вариативной части учебного плана.







Информационная справка по результатам анкетирования.




Разработка диагностического инструментария для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС НОО.

Проведение анкетирования.







Диагностический инструментарий.

Информационная справка по результатам анкетирования, план мероприятий по устранению выявленных проблем.




Информационное обеспечение введения ФГОС НОО

Информирование участников образовательного процесса и общественности по ключевым позициям введения ФГОС НОО.







Протоколы родительских собраний, конференций, заседаний органа государственно-общественного управления, на которых происходило информирование родительской общественности.

Публикации в СМИ.




Использование информационных ресурсов общеобразовательного учреждения (сайт, Интернет-страничка и т.д.) для обеспечения широкого, постоянного и устойчивого доступа участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией ООП.







Перечень видов используемых информационных ресурсов ОУ с указанием электронных адресов.




Изучение мнения родителей (законных представителей обучающихся) по вопросам введения новых стандартов. Проведение анкетирования на родительских собраниях.







Протоколы родительских собраний. Информация по результатам анкетирования с указанием доли родителей, охваченных анкетированием и долей родителей, настроенных позитивно, негативно и нейтрально.




Наличие в Публичном докладе общеобразовательного учреждения раздела, содержащего информацию о ходе введения ФГОС НОО.







Адрес страницы сайта, на которой размещен Публичный доклад общеобразовательного учреждения.







Итого:
















Уровень соответствия требованиям ФГОС НОО














следующая страница >>