microbik.ru
1
ПРОГРАММА АМУРСКОГО СОЮЗА МОЛОДЕЖИ

«Создание Военно-спортивных клубов и организация сезонных оборонно-спортивных лагерей

для детей и молодежи»

С началом реализации социально-экономических реформ в стране повсеместно начался кризис традиционных институтов воспитания молодежи и начался процесс закрытия под коммерческие и иные предприятия существовавших комнат школьника, прекратился ввод новых помещений для занятий с детьми, резко снизилась работа по пропаганде здорового образа жизни, развитию массовой физкультуры и спорта, уменьшилось число доступных досуговых услуг для молодежи. Все это, в конечном счете, отразилось на уровне культуры, занятости, привело к росту преступности несовершеннолетних и молодежи.

В этих условиях особую важность приобретает предоставление дополнительных услуг в области культуры, досуга и спорта. создание и работа детских, подростковых и молодежных клубов в местах проживания.

Амурский Союз Молодежи разработал и осуществляет специальную программу по работе с безнадзорными и беспризорными детьми. Это – действующие военно-патриотические клубы детей и молодежи по месту жительства и организация на их основе оборонно–спортивных лагерей (ОСЛ). За 18 лет работы Военно-патриотического объединения «Россия» накоплен опыт организации работы таких объединений, клубов, оборонно-спортивных лагерей и военно-спортивных сборов. Они позволяют охватывать содержательными программами и активным досугом детей и молодежь в городах и селах. Собираясь в военно-патриотических клубах и оборонно-спортивных лагерях, на их базе, ребята под руководством старших товарищей организуют различные мероприятия (спортивные соревнования, праздники, субботники и т.д.).

Сегодня Амурский Союз Молодежи и военно-патриотическое объединение «Россия», понимая крайнюю важность и актуальность этой программы, на ее реализацию используют собственные ресурсы, полученные от хозяйственной деятельности, социально-экономических программ и лишь в небольшом размере бюджетные средства.

Данная программа предусматривает решение целого ряда проблем, существующих в молодежной и детской среде области.

Во-первых, охватить вниманием и вести постоянную работу с детьми и молодежью, прежде всего из малообеспеченных и неполных семей, в том числе детьми безнадзорными, которых, согласно статистике, сегодня в России по разным источникам от 1-го до 4-х миллионов человек.

Во-вторых, обеспечить вторичную занятость молодежи - студентов (не только педагогических специальностей), социальных педагогов, спортивных тренеров, художественных руководителей, а также бывших военнослужащих различных категорий привлекая их к работе с детьми.

В-третьих создать систему и механизмы военно-патриотического воспитания доступные и интересные для детей и молодежи

В-четвертых создать дополнительную систему ранней профессиональной ориентации будущих защитников Отечества.

Сегодня государственные органы, министерства, ведомства в большинстве своем стали понимать, что должны активнее строить свою работу с различными категориями граждан через общественные объединения. Не только, а может быть не столько, бороться с негативными явлениями в детской и молодежной среде силовыми методами через силовые министерства, сколько профилактикой и использованием положительного опыта.

Если ребенок стал безнадзорным, значит:

· Семья потеряла над ним контроль и, как правило, восстановить его не может, либо это – неблагополучная семья, возвратом в которую, проблему не решить. Таким образом, решать вопросы уже ставших безнадзорными детей через семью не самый эффективный, а скорее, малоперспективный путь.

· Потеряла контроль школа, следовательно, потеряла авторитет и вернуть ребенка туда можно лишь силовыми методами, эффективность которых будет равна нулю.

Мы понимаем, что в такой ситуации повлиять на безнадзорного ребенка могут только его сверстники через положительный, но не навязанный сверху, пример, через вовлечение в интересные мероприятия, которые проводятся в военно-патриотических клубах, в рамках оборонно-спортивного лагеря и организуются такими же ребятами, как он сам.

Всему этому соответствует деятельность общественного объединения, в котором работают молодежь и дети.

Что касается второго тезиса, то создаваемые на постоянной основе, имеющие бюджетное или спонсорское финансирование военно-спортивные клубы и сезонные оборонно-спортивные лагеря позволяют обеспечить работой широкий круг молодежи, это:

- вторичная занятость студентов, которые не только имеют возможность получать дополнительный доход, помимо стипендии, но и проходят своего рода стажировку в качестве педагогов, организаторов, воспитателей, руководителей;

- первичная занятость для тренеров по различным видам спорта, художественных руководителей, руководителей различных секций, клубов, «кружков» и офицеров запаса по самым разным направлениям работы.

Систематическую реализацию программы по патриотическому воспитанию в новых социально-экономических и политических условиях Амурский Союз Молодежи осуществляет с 1995 года через создание военно-патриотических клубов по месту жительства и организацию на их основе оборонно-спортивных лагерей в городах и районах Амурской области на принципах совместного финансирования со стороны Амурского Союза Молодежи и местных органов власти.

Первыми были воссозданы организованные еще Амурской ассоциацией воинов запаса – военно-патриотические клубы «Олимп» в п. Орлиный, руководитель А. Шпентюк; - «Десантник», с. Васильевка, Белогорского района, рук. А. Осипчук.

Затем созданы такие ведущие клубы:

1. ВПК «Русь» с. Новотроицкое, Благовещенского района, Чернявский Михаил Владимирович;

2. ВПК «Космодром», Свободный – 20 с. пос. Углегорск, рук. П/п-к. Чернявский Юрий Алексеевич, м-р Киселев Александр Иванович;

3. ВПК «Сокол», с. Тамбовка, Тамбовского района, рук. Красникова Татьяна Александровна;

4. ВПК «Каскад», с. В-Уртуй, Константиновского района, рук. Максимов Андрей Владимирович;

5. ВПК «Легион», с. Новотроицкое, Константиновского района, рук. Борисенко Николай Николаевич.
К 2003 году в области действовало именно как военно-патриотические или военно-спортивные – 25 клубов, из них 20 клубов были созданы Амурским Союзом Молодежи при сельских школах, одно объединение – Военно-патриотическое объединение «Россия», как базовое находилось в г. Благовещенске. Остальные клубы действовали в виде военно-спотивных секций при школах и имели крайне слабую материальную базу используя в основном спортивный и туристический инвентарь средних школ.

Военно-патриотические клубы являются структурными подразделениями Военно-патриотического объединения «Россия» при Амурском Союзе
Молодежи.

Действуя на основании Закона РФ «Об общественных объединениях», военно-патриотические клубы реализуют программы, направленные на реализацию уставной цели организации: патриотическое воспитание детей и молодежи, создание условий для всестороннего развития молодого человека в различных сферах общественной жизни, раскрытия и реализации его потенциала.
Задачи программы:

- работа с подростками и молодежью;

- формирование общей культуры и здорового образа жизни подростков и молодежи;

- нравственное и социальное оздоровление окружающей среды.
Работа клубов осуществляется в удобное для подростков и молодежи время. Возраст потенциальных членов клубов от 10 до 20 лет (строгих возрастных рамок нет).

Оборонно-спортивные лагеря организуются нами в каникулярное время в основном для учащихся средних школ, ПТУ и др. средних учебных заведений.

Кроме обязательной военно-спортивной подготовки и изучения военной истории, мы определили следующие основные направления деятельности в них:

1. Обучающее и развивающее

• Проведение культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий.

Культурно-массовые: "День защитника Отечества", "День пограничника", "День военно-морского флота" и другие Дни воинской Славы, «День защиты детей», «Рождественские праздники», «Проводы русской зимы», «День города».

Познавательные: «День Знаний», конкурсы по истории родного края, военной истории, «Что? Где? Когда?», «Звездный час».

Семейные праздники и праздники двора: «День здоровья», «Международный женский день», «День нашего двора».

Спортивно-оздоровителъные: «Мама, папа, я - спортивная семья», соревнования, состязания, проводимые совместно с местными комитетами по спорту.

Коллективные турпоездки, культпоходы, экскурсии по области.

2. Организационное

• Реализация программ Российского Союза Молодежи - «Лидер», «Полар», «Достижения» которые способствуют развитию интересов, творческих и лидерских способностей подростков и молодежи, а также общению со сверстниками и взрослыми;

• Выборы совета клуба, лагеря;

• Взаимодействие с другими детскими и молодежными общественными организациями города и области, проведение совместных мероприятий, обмен опытом работы с молодежью.

3. Социальное.

Данное направление предполагает:

Поддержку молодежи в решении проблем жизненного становления, социальную адаптацию подростков, обеспечение комфортных условий для взаимодействия молодежи с более взрослым поколением:

- организацию субботников, обустройство и озеленение жилых дворов, спортплощадок;

- помощь престарелым жителям двора, домам-интернатам для престарелых, детским домам и интернатам инвалидов.

Оказание услуг психолога:

- индивидуальные консультации психолога;

- проведение тренингов по проблемам личностного и межличностного характера;

- организация индивидуальных и групповых занятий (лекции-семинары, лекции-беседы) по вопросам возрастной психологии.


Одним из основных форм работы в системе военно-патриотического воспитания для нас являются оборонно-спортивные лагеря и военно-патриотические клубы и объединения , а в системе профессиональной ориентации будущих защитников Отечества, эти формы работы являются определяющими.

Оборонно-спортивные лагеря, или как мы их еще называем военно-спортивные сборы, стали для нас и наших воспитанников школой закрепления и приобретения практических навыков военного дела в условиях, приближенных к армейским, эту форму работы мы считаем наиболее эффективной в каникулярное время.

Но именно им, как ни странно, последние 10-15 лет региональными властями уделяется все меньше внимания, хотя на «бумаге» и в отчетах все гладко.
Что собой сегодня представляют оборонно-спортивные лагеря? Действующая система образования избрала их как одну из основных форм летней профилактики правонарушений среди подростков. Они могут быть городскими, районными, а также при заводах, фабриках, учебных заведениях, базой для оборонно-спортивных лагерей могут служить детские лагеря, дома отдыха туристические базы, профилактории, а если есть возможность, их организуют при воинских частях.

На базе войсковых частей и подразделений по указанию отделов образования местных органов зачастую собирается стопроцентный состав подростков, совершивших правонарушения или склонных к ним, а также дети из неблагополучных семей. Таким образом, стопроцентный криминогенный коллектив пытаются, зажав в «армейскую дисциплину» (которая сама порой хромает), в короткие сроки исправить. В нездоровой среде трудно вылечить больное зерно и уж тем более вырастить здоровую поросль. Здравый смысл подсказывает, что использовать подобную форму (оборонно-спортивные лагеря) в профилактических целях возможно только на основе 70 % абсолютно здорового, сплоченного коллектива и заниматься профилактической и воспитательной работой с не более чем 30 % подростков из группы «риска» и тем более с лицами, склонными к правонарушениям. Мы руководствуемся именно таким правилом и считаем, что подобные установки должны быть доведены, осознаны абсолютным большинством педагогов-организаторов, занимающихся оборонно-спортивными лагерями. Таким образом, мы можем сделать первый вывод: при организации оборонно-спортивных лагерей на сегодняшний день не всегда учитываются социально-психологические и педагогической проблемы.

При организации оборонно-спортивных лагерей активно привлекаются офицеры, прапорщики, сержанты и солдаты воинских подразделений. Зачастую лица из сержантского и рядового состава назначаются командирами подразделений в оборонно-спортивном лагере. Сегодня, когда уровень общеобразовательной подготовки сержантского и рядового состава Вооруженных Сил гораздо более низкий, чем во времена Советского Союза, данные назначения зачастую приводят к резко негативным последствиям, результаты которых, во время и в первые дни после лагеря, ощущаются не сразу. Слабо подготовленные прапорщики и офицеры, зачастую ответственные за физическую и так называемую «боевую» подготовку в оборонно-спортивных лагерях, из-за незнания возрастных психофизиологических особенностей подростков предъявляют к ним порой как заниженные, так и завышенные требования. Но если заниженные снижают только уровень подготовки, то завышенные наносят вред здоровью. Из этого можно сделать второй вывод: необходимо при подготовке оборонно-спортивных лагерей их организаторам доводить до руководящего, педагогического состава нормативы и требования научно разработанные и апробированные, строгое соблюдение мер безопасности, чем в своей работе мы неукоснительно руководствуемся.

При организации работы оборонно-спортивного лагеря мы также сталкиваемся еще с целым рядом организационных проблем, связанных с отсутствием соответствующей законодательной базы в Вооруженных Силах. Сегодня мы можем с большой уверенностью констатировать, что Указ Президента РФ № 727 от 16 мая 1996 года, Директива Генерального штаба № Д-59 от 08 июня 1993 года, приказ Главнокомандующего Сухопутными войсками № 19 от 17 января 1996 года и соответствующие Приказы Командующих Военными округами в части безвозмездной передачи списанной техники, шанцевого инструмента, других материально-технических средств (полевых кухонь, палаток, пирамид для хранения учебного оружия, средств химической защиты, учебных стендов) не работают. При проведении соответствующих мероприятий командиры войсковых подразделений сталкиваются даже с такой проблемой, как правильно оформить прием денежных средств, перечисляемых им для организации питания детей в оборонно-спортивных лагерях, большие затруднения они испытывают затем при списании продуктов питания даже выделяемых на платной основе. Не говоря уже о тех случаях, когда командиры войсковых подразделений, на свой страх и риск, выделяют питание для ослабленных детей при проведении различных мероприятий военно-патриотической направленности, в случае нехватки средств у организаторов подобных мероприятий. При организации учебных стрельб командование также вынуждено искать «лазейки» для законных оснований списания боеприпасов как учебных, так и боевых. Кроме этого есть еще и лимиты, где оборонно-спортивные лагеря никогда не учитываются.

Таким образом, мы можем сделать третий вывод: необходима ревизия существующей нормативной базы и, если не издание новых Указов, Директив и Приказов, то хотя бы создание реальных механизмов их реализации. Хотя идеально было бы издание абсолютно новой Директивы Генерального Штаба с разработкой действенной системы ее реализации по устранению выше перечисленных недостатков.

Сегодня, когда государство и общество, наконец, прозрели и предпринимают попытки к популяризации военной службы, военно-патриотические клубы и оборонно-спортивные лагеря вновь становятся востребованными, коммерческие структуры «делают деньги» на тех элементах, которые необходимы нам для организации повседневной работы. Государственная и армейская символика, которая необходима нам для полноценной работы, приобретается нами за огромные деньги в коммерческих структурах. Списанные полевые кухни, шанцевый инструмент, солдатское обмундирование устаревших образов, все это появляется на прилавках коммерческих магазинов и по ценам недоступным нам. Массогабаритные макеты автомата Калашникова (АК-74) и другие макеты стрелкового вооружения времен Второй мировой войны, все это продается даже заводами с большой наценкой и на сегодня недоступны для большинства оборонно-спортивных лагерей и военно-патриотических клубов.

И, наконец мы подошли еще к одной, очень существенной проблеме – финансирование.

Говоря об этой проблеме, мы должны четко осознавать: бизнесмены любого уровня с удовольствием дают деньги на конкурсы длинноногих красавиц, и почти никогда на наши мероприятия. Исключение составляют директора предприятий, воспитанные на старых традициях, для которых слово «Родина» в любом контексте пишется с большой буквы. И уж тем более, мы со своими целями воспитания любви к Родине, чаяниями о здоровой нации не нужны иностранным грандодателям. Им нужна экология, наши недра, наши мозги. Душа наша их не интересует, вернее интересует, как лучше бы ее вообще не было!

Я приведу очень яркий пример. Есть у нас один из самых влиятельных бизнесменов, один раз он дал нам немного продуктов, чтобы подкормить детей. Второй раз, во время командировки в Чечню, дал для моих воспитанников, проходящих службу в Чечне, коробку сигарет «Прима». А другой и вовсе на просьбу помочь со средством от педикулеза, сказал: «Это не ко мне. Это к Путину.»

За 18 лет мы получили бюджетных финансовых средств на улучшение материально-технической части – 141 000 рублей. Основную материально-техническую базу мы заложили когда мы работали в составе общественной организации инвалидов силовых структур. Мы зарабатывали и тратили на детей столько, сколько было надо. Но потом чиновники сказали – льготы заберем, увеличится бюджет за счет собираемости налогов, и государство будет финансировать социально значимые проекты.

В тоже время в Амурской области перед клубами по месту жительства остро стоит вопрос об укреплении материально-технической базы. Отсутствие должного финансирования деятельности клубов, крайне низкая заработная плата работников, все это приводит к свертыванию деятельности многих клубов, в том числе и военно-патриотических.

Только благодаря неимоверным усилиям Амурского Союза Молодежи у нас есть до сих пор помещение в г. Благовещенске общей площадью 360 кв.м., более 40 единиц макетов массогабаритного стрелкового оружия и различных гранатометов, в том числе времен Великой Отечественной войны. 3 штатные единицы и более 20 филиалов по области, где занимаются около двух тысяч воспитанников.

Мы ежегодно с 1989 года проводим областной оборонно-спортивный лагерь с боевыми стрельбами на 85-120 человек.

Механизмы через которые можно было бы финансировать нашу деятельность несовершенны.

Администрация области не имеет права командировать меня на этот семинар, так как я не их сотрудник. Выделить деньги на оборонно-спортивный лагерь – только через конкурс, да и то это закроет в лучшем случае 15-20 % проблемы финансов. Департамент социальной защиты обязан деньги выделять опять только по конкурсу оздоровительным учреждениям.

Хотя сегодня суточный паек ребенка стоит 109 рублей, путевка ежедневная со всеми затратами стоит 360 рублей.

Невооруженным глазом видна выгода проведения палаточных оборонно-спортивных лагерей.

Но права дать нам деньги соцзащита не имеет!

Все вопросы финансирования летнего отдыха решаются с колес, до сих пор не подписано распоряжение Правительства по использованию регионами денег на летний отдых! Вопрос сколько стоит суточный паек становится известно за месяц до лагерей, конкурсы среди общественных организаций проводятся накануне лета и неизвестно глянешься ты и твоя программа или нет?! А планировать надо заранее! А как в таких условиях планировать?!

Программа осуществляемая Амурским Союзом Молодежи по созданию Военно-спортивных клубов и организации сезонных оборонно-спортивных оздоровительных лагерей для детей и молодежи и ее результаты показали, что она позволяет организовывать подобную деятельность в любом городе и в сельской местности.

Деятельность Военно-патриотического объединения «Россия» в дни празднования его пятнадцатилетия в 2002 г., была высоко оценена Администрацией Президента РФ, министерствами обороны, внутренних дел и образования РФ, командованием пограничных войск.

Данный проект вызвал заинтересованность СМИ, результатом чего явились публикации в газетах, видео - сюжеты на ТВ.

Администрация г. Благовещенска выразила желание использовать опыт работы ВПО «Россия» и создать совместно с АСМ на его базе центр по военно-патриотическому воспитанию.

Однако, на данный момент совместная деятельность не осуществляется, т.к. по нашему мнению, новая администрация г. Благовещенска не заинтересована в совместной работе. Материалы по деятельности клубов вызвали заинтересованность общественности: других общественных организаций, глав ряда районных администраций Амурской области.

Перспективный итог проекта - создание и развитие системы военно-патриотических клубов в г. Благовещенске и в Амурской области, создание областного центра военно-патриотического воспитания.

.
Опыт Амурского Союза Молодежи и Военно-патриотического объединения «Россия» помог преодолеть большинство из вышеперечисленных проблем и мог бы быть использован различными общественными организациями и местными органами власти, в том числе и в других регионах России, но сегодня, к сожалению, он основывается в основном на активности и энтузиазме членов Амурского Союза Молодежи.

Для того чтобы такая работа приняла общероссийский и массовый характер, нужен госзаказ на эту деятельность.

Не хватает системности, целостности программ по организации и собственно работе военно-патриотических объединений и оборонно-спортивных лагерей, для чего необходима государственная поддержка.

Не хватает планомерной, каждодневной работы по военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи. Военно-патриотические клубы работающие с детьми и молодежью по месту жительства, как и другие программы, функционируют на энтузиазме общественных организаций в плохо приспособленных для этого помещениях.

Необходима четкая установка для муниципальных образований о выделении помещений для клубов по месту жительства, необходимо понимание всеми учреждениями дополнительного образования, внутренних дел, социальной защиты и военных комиссариатов об организационной поддержке деятельности военно-патриотических объединений и оборонно-спортивных лагерей, необходима подготовка специально обученных кадров для этой работы.

Таким образом, мы можем сделать общий вывод: есть ряд проблем, решение которых возможно только при поддержке государственных органов власти и управления, соответствующих министерств и ведомств. В то же время есть ряд вопросов, решение которых возможно на региональном уровне.

Я бы хотел, что бы наш сегодняшний семинар и готовящиеся семинары во всех федеральных округах мы рассматривали как площадку для обсуждения вышеуказанных проблем и нахождения путей их преодоления.